Разработки уроков по русскому языку в условиях ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Серегина Ольга Егоровна

Данный материал содержитт планы уроков по русскому языку в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotki_urokov_po_russkomu_yazyku_v_usloviyah_fgos.docx209.43 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Агибаловская СШ»

Разработки уроков по русскому языку

в условиях ФГОС

( к зачёту после прохождения курсов

«Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях реализации требований ФГОС»)

Темы уроков в 5 классе

«Прямая речь (2 урок)

«Заимствованные слова»

«Гласные в приставках пре- и при»

«О/Ё после шипящих»

Выполнила Серегина О.Е.

2014г.

Организация работы учителей русского языка в условиях реализации ФГОС второго поколения основного общего образования

В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего и среднего (полного) общего образования встаёт вопрос о том, как строить обучение русскому языку в новых условиях. 
На эти и другие вопросы можно найти ответ в Примерной программе по русскому языку для основной школы, которая составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Базовые документы

Федеральный образовательный государственный стандарт общего образования: http://standart.edu.ru (приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010 №1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 01.02.2011 №19644)

Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 3-е изд., дораб. – М: Просвещение, 2011. -112 с. - (Стандарты второго поколения).

Примерные программы основного общего образования. Литература. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2011. – 176 с. - (Стандарты второго поколения).

  • Инновационность содержания  стандартов:
  • определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования;
  • развитие вариативности образования;
  • системно-деятельностный подход;
  • научное содержание образования;
  • воспитание как важнейшая составной часть и личностный результат стандартов;
  • новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д.

Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов

Тр - требования к результатам освоения основных образовательных программ 
Тс -  требования к структуре основных образовательных программ 
Ту -  требования к условиям реализации основных образовательных программ

 

Системно-деятельностный подход

Основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие

Чему учить? 
Обновление содержания

Ради чего учить? 
Ценности образования

Как учить? 
Обновление средств обучения

Фундаментальное ядро

Фундаментальное ядро содержания общего образования — базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. 
Основное назначение этого документа в системе 
нормативного сопровождения стандартов — конкретизировать обобщенные требования к структуре образовательных программ и к результатам образования применительно к содержанию учебных программ и организации учебной деятельности.


Состав фундаментального ядра общего образования


http://purovskiydo.ru/upload/medialibrary/7f8/7f88d15f639bfb9a00a4b4adc2a85fe3.png

 

 

Универсальные учебные действия

«универсальные учебные действия» - умение учиться

«универсальные учебные действия» - совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.

понятие универсальных учебных действий относится к общему содержанию образования и является метапонятием.

УУД = ЗУН,

УУД = компетентностный подход.

Основные  идеи ФГОС в предмете «русский язык»

  • Достижение результатов освоения курса русского языка на личностном, предметном и метапредметном уровне.
  • Реализация системно-деятельностного  и компетентностного подходов в процессе обучения русскому языку.
  • Актуализация воспитательной функции  учебного предмета «Русский язык».

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объём словарного запаса,  усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Коммуникативные универсальные учебные действия  как метапредметные результаты:

  • строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • владеть всеми видами речевой деятельности;
  • адекватно воспринимать  устную и письменную речь; владение разными видами чтения;
  • точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
  • соблюдать  в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.

Познавательные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:

  • формулировать проблему;
  • выдвигать аргументы;
  • строить логическую цепь рассуждения;
  • находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
  • осуществлять библиографический поиск;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • определять основную и второстепенную информацию и т.д.
  • Регулятивные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:
  • ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
  • планировать последовательность действий и при необходимости изменять её;
  • осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку:

  • представление об основных функциях языка;
  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • освоение базовых понятий лингвистики:  язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, стили речи, язык художественной литературы, жанры речи, типы речи; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка(орфоэпическим, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  • проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  • понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетических функций родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Результаты, не подлежащие  формализованному итоговому контролю и аттестации:

- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его  индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические   взгляды, политические предпочтения и  др.); 
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность,  гуманизм и др.); 
- индивидуальные психологические характеристики личности

Результаты, которые подлежат проверке и аттестации:

  • научные знания и представления о природе,  обществе,    человеке, знаковых и информационных системах;
  • умения учебно-познавательной, исследовательской,   практической деятельности, обобщенные способы   деятельности;
  • коммуникативные и информационные умения;
  • умение оценивать объекты окружающей  действительности с определенных позиций
  • способность к контролю и самоконтролю;
  • способность к творческому решению учебных и практических задач.

Деятельностное содержание  – компетентностный подход

Подход

Основной 
результат 
обучения

Примеры 
типичных форм контроля

Пример 
контролирующего задания

Знаниевый

Владение знаниями

Экзамены по билетам, тест

Дать развёрнутый ответ на вопрос

Зуновский

Владение умениями

Изложение 
Сочинение

Продемонстрировать владение видами речевой деятельности

Компетентностный

Готовность 
использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации

Ранее не встречавшееся задание, защита проекта, презентация достижений

Продемонстрировать результаты самостоятельной работы исследовательского характера

Деятельностный подход:

Каждый раздел курса должен быть представлен в  тематическом плане не только в знаниевой, но и в деятельностной форме, т.е. наличие 2 блоков: 
- первый-перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования; 
второй – перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе уточнения данных понятий.

Идеология ФГОС – компетентностный подход

Компетентностный подход в преподавании русского языка – это направленность на взаимосвязанное формирование и развитие:

 коммуникативной;

 языковой и лингвистической;

культуроведческой компетенций.

Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, в связи с чем:

  1. целесообразно шире использовать работу с текстом;
  2. отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;
  3. обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
  4. учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;
  5. регулярно проводить многоаспектный анализ текста.

Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Работа с текстом: оценка информации

Для методики современного урока русского языка актуальными являются:

практическая ориентированность;

  1. достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;
  2. направленность на формирование различных способов деятельности;
  3. формирование функциональной грамотности;

компетентностный подход (коммуникативная, лингвистическая, культуроведческая.

Место предмета «Русский язык» в учебном плане:

БУП (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского языка в объёме 735 часов.

 Из них:

а) инвариантная часть – 661 ч.

б) вариативная часть – 74 ч. (проведение контрольных, самостоятельных, практических работ)

5 класс – 175  ч. ( 5 часов в неделю) 
6 класс – 210 ч. (6 часов в неделю) 
7 класс – 140 ч. (4 часа в неделю) 
8 класс – 105 ч. (3 часа в неделю) 
9 класс – 105 ч. (3 часа в неделю)

Три сквозные содержательные линии рабочей программы по русскому языку:

содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;

содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

  1. Определение темы учебного материала.
  2. Определение дидактической цели темы.
  3. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
  4. Продумывание структуры урока.
  5. Обеспеченность урока (таблица).
  6. Отбор содержания учебного материала.
  7. Выбор методов обучения.
  8. Выбор форм организации педагогической деятельности
  9. Оценка знаний, умений и навыков.
  10. Рефлексия урока. 

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. 

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

C:\Users\ЮЛИЯ\Desktop\ьопьмор.png

C:\Users\ЮЛИЯ\Desktop\длорпа.png

Учитель: Серегина Ольга Егоровна

МБОУ «Агибаловская СОШ»

Класс: 5

Предметная область: русский язык,  

Тема урока «Прямая речь»

2-ой урок по теме «Прямая речь»

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 5 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Прямая речь».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения:

Познавательные:

- формирование умения извлекать информацию из схем, текстов;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- обобщать и классифицировать по признакам.

 Регулятивные:

- формировать  умения прогнозировать  предстоящую работу (составлять план);

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развивать умения находить предложения с прямой речью,

- уметь определять слова автора и прямую речь.

Планируемый результат: уметь находить предложения с прямой речью,

 уметь определять слова автора и прямую речь.

Основные понятия: «прямая речь», «слова автора», «двоеточие», «кавычки», «тире».

Межпредметные связи: литература

Ресурсы:

  • основные: учебник «русский язык» 5 класс,
  • Дополнительные: ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска.

Организация учебного пространства: работа с классом, в малых группах, в парах, индивидуальная.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

        УУД

1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Вступают в диалог с учителем.

 

Комму

никатив

ные

2. Актуализация знаний.

Организует работу в группах.

Читает предложения в карточке.

Читают задание на карточках, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.

Дополняют предложения записанными словами.

Комментированная запись числа.

Проверка домашнего задания:

Мини-опрос (напишите нужное слово).

Познавательные. Личностные.

3. Формирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.

 В позиции консультанта-фасилитатора побуждает учащихся к принятию темы, организует диалог, в ходе которого формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока.

Записывают в тетрадях предложения, находят прямую речь. Составляют план урока.

Регулятивные.

Личностные

4. Развитие умений – применение знания.

Диктует предложение, организует диалог, побуждает к выводу правила. Организует работу с учебником.

Записывают, выделяют прямую речь, находят слова автора  

1. Работа по учебнику.

Упр. 129 –

Познавательные.

Коммуникативные

5. Самостоя-

тельная работа с самопроверкой по эталону. Рефлексия.

Побуждает к выполнению самостоятельной работы и рефлексии.

Выполняют самостоятельную работу и проверяют её, сравнивая с образцом. Оценивают свою работу.

Работа с интерактивной доской.

Проверь себя. 

Вопросы к отвечающему ученику:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Регулятивные.

Познавательные

6. Рефлексия деятельности (итог урока)

Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии.

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Регулятивные.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 
____ Заимствованные слова__________

Серегина Ольга Егоровна

МБОУ «Агибаловская СОШ»

Учитель

Русский язык и литература

5 класс

 Урок № 64  «Заимствованные слова»

Русский язык 5 кл. М.М.Разумовская

  1. Цель  урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Заимствованные слова в русском языке», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:

Личностные: 

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • стремление к речевому самосовершенствованию;) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
     адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  •  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Предметные

  • представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;
  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
  •  понимания  особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  1. Задачи.

     Обучающие:

развить умение формулировать определение понятий;

развить умение находить заимствованные слова в тексте;

формировать умение использовать заимствованные слова в речи;

развить умение определять этимологию заимствованные слов;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические и  умения.

Развивающие:

развитие критического мышления обучающихся;

развитие внимания обучающихся ;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

  1. Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая
  3. Необходимое техническое оборудование: ПК; мультимедийный проектор;
  4. Структура и ход  урока

Приложение к плану-конспекту урока

Заимствованные слова

Этап урока

Назва

ние использованного ЭОР

Деятельность учителя

Деятель-ность учени

ков

Вре-мя

Формируемые УУД.

1

Организационный момент, мотивация к учеб

ной деяте

льности.

Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»):

Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам

Привет

ствие

учащих

ся

1 мин

Принцип психологической комфортности

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

2

Актуализация знаний

 Учитель читает эпиграф к уроку слова В. Г. Белинского: "Все народы меняются словами и занимают их друг у друга". Учитель предлагает поразмышлять над высказыванием, интерпретировать его, подумать, как называются такие слова в языке.

Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками.

Учащиеся называют тему урока.

4 мин

Принцип целостности.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

3

Целеполагание и мотивирование

Учитель предлагает задание: прослушайте текст, выпишите в тетрадь слова, которые покажутся вам знакомыми.

Учитель читает английский текст "Sport in England" и задаёт вопросы.

Какова тема текста?

Почему вы так решили? Ведь текст на иностранном языке. Затем он читает тот же текст на немецком языке, предлагая их сопоставить. Потом предлагает учащимся поставить цель урока, направляя их при этом.

Учащиеся ставят цели урока:

Научиться опознавать заимствованное слово;

Узнать происхождение таких слов;

Научиться определять, из каких языков заимствованы слова

4 мин

Коммуникативные, регулятивные УУД

4

Ввод нового материала

Учитель предлагает самостоятельно  дать определение , что такое заимствованные слова, затем сопоставить с определением из учебника. Затем предлагает определить,  из какого языка заимствованы выписанные из текстов слова и сверить с информацией из словаря учебника.

Обучающиеся самостоятельно дают определение, затем сравнивают его с материалами учебника, находят в словарных статьях из учебника информацию о происхождении слов.

5 мин.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД

5

Первичное закрепление

1.Электронное задание «Заимствованные слова» Вариант 1

Учитель направляет, консультирует.

Ученики распределят слова по группам, в зависимости от происхождения. В случае затруднения обращаются к подсказке

3 мин.

Коммуникативные, познавательные  УУД

6

Применение нового знания в стандартной ситуации

2.Электронное задание «Заимствованные слова» Вариант 2

Учитель консультирует в случае необходимости.

Ученики работают в парах.

3 мин.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные  УУД

Учитель предлагает задание. Разделите слова на группы в зависимости от их происхождения. (Слова записаны на доске.)

Смокинг, штаб, митинг, пиджак, штольня, почтмейстер, спортсмен, джин, штабель, Оренбург, штраф, спиннинг, вундеркинд, гроссмейстер, джентльмен.

Ученики работают индивидуально

5 мин.

Познавательные, регулятивные  УУД

7

Перенос в новые условия

1.Учитель предлагает определить, толкование каких иноязычных слов приведены.

1) Небольшой жилой дом (коттедж).

2) Строгий режим питания (диета).

3) Контора, канцелярия какого-либо учреждения, место деловых встреч (офис)

4) Первый показ спектакля (премьера).

5) Изящество движений, красота позы (грация).

6) Команда, личный состав корабля (экипаж).

7) Мастер тонкого изготовления изделий из драгоценных металлов и камней (ювелир).

Вывод: - С помощью, каких слов мы пополняем свой словарный состав?

2.Напишите небольшую миниатюру: «Огни большого города», опишите улицы больших городов, используя как можно заимствованных слов, в случае затруднения обратитесь к материалам учебника.

Ученики отгадывают иноязычные слова, проверяют их написание по словарю

Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецензируя работы одноклассников.

10 мин.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные  УУД

Коммуникативные, познавательные, регулятивные  УУД

8

Домашнее задание

  1. Учитель предлагает на выбор: 1) выписать из художественных произведений 4 предложения (одно сложное) с заимствованными словами;
  2. 2)подготовить выступление о 5 заимствованных из разных языков словах.
  3. 3) подготовить проект «Слова-путешественники»

Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем

3 мин.

Познавательные, регулятивные  УУД

9

Подведение итогов

Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.

3 мин.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные  УУД

10

Оценивание

Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает  наиболее активных учащихся.

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам, самооценка

3  мин.

Коммуникативные, регулятивные УУД

11

Рефлексия

Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока  с помощью рисунков.

1 мин.

Регулятивные УУД

Урок-сценарий(ФГОС) по русскому языку по теме

"Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-" в 5 классе УМК ММ.Разумовской

Учитель Серегина Ольга Егоровна

Место работы, должность:

МБОУ «Агибаловская СОШ»; учитель русского языка и литературы

Целевая аудитория: обучающиеся 5 класса А

Предмет: русский язык

Краткое описание: урок русского языка в соответствии с ФГОС

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Тема урока: «Гласные в приставках пре- и при-»

• Цели урока: содержательная: расширить понятийную базу об орфограммах в приставках слова; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися условий выбора гласной в приставках пре- и при-

• деятельностная: формировать у учащихся навыки работы со словами, в которых есть орфограмма «Гласные в приставках пре- и при-» ; развивать у учащихся УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока (урок «открытия» новых знаний).

Этапы урока

Деятельность учителя

1. Организационный  момент.

Приветствие. Высказывание добрых пожеланий.

Организация самопроверки домашнего задания.

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

1.Приветствие, проверка готовности к уроку, запись даты.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Желаю вам успехов на уроке и хороших оценок. Запишите число, классная работа.

2.Взаимопроверка домашнего задания по эталону

-Дома вы выполняли упражнение 630. При написании каких приставок вам приходилось решать орфографическую задачу? )( правила написания приставок, оканчивающихся на З-С)

-Каким алгоритмом вы пользовались? (1-ый шаг- определяем букву в начале корня: гласная, звонкая или глухая);

2-ой шаг- вспоминаем правило- перед гласной и звонкой согласной корня в приставке пишется звонкая согласная З, перед глухой- глухая согласная С;

3-ий шаг- записываем приставку в слове.

-Поменяйтесь тетрадками друг с другом и проверьте правильность выполнения заданий по образцу (экран) СЛАЙД 2:

Безответный, безграмотный, бессильный, безобидный, бездеятельный, беззаветный, безвкусный, бесконечный, бескрайний, бессердечный.

-В лист самоконтроля за домашнее задание впишите балл, поставленный вам одноклассником.

Нет ошибок-5 баллов:

1-2 ошибки- 4 балла

3-5 ошибки- 3 балла

6 и более-2 балла

2. Актуализация знаний .

(Мотивация к учебной деятельности)

Цель: зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение изученного).

3. Повторение изученного.

- Из данного текста выпишите слова с приставками и разделите их на 2 столбика:

1. Неизменяемые приставки

2. Приставки, заканчивающиеся на З и С.

1 учащийся у доски. СЛАЙД 3

Солнце выглянуло ещё раз, осветило мрачную сторону горизонта и пропало. Всё изменилось и приобрело мрачный вид. Задрожала роща. Стрижи и ласточки т низко пролетели над землёй. Вспыхнула молния. Над головой раздался гул.

СЛАЙД 4

1 столбик - выглянуло, осветило, пропало, задрожала, пролетели.

2 столбик – изменилось, вспыхнула, раздался.

Какое слово не вошло ни в 1-ый столбик ни во 2-ой?

СЛАЙД 5: ПРИОБРЕЛО

Почему? (Приставка При_, нельзя записать в наши столбики, потому что эта приставка к неизменяемым и приставкам на з-с не относится)

3. Постановка учащимися цели

урока как собственной учебной задачи.

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

4.Целеполагание и мотивация:

- Сегодня утром на имя нашего класса пришла телеграмма. Только вот незадача: видно, с ней что-то случилось в дороге, и некоторые буквы куда-то подевались. Все же давайте попробуем прочитать ее и восстановить потерянные буквы. зачитывают телеграмму

(На экране текст телеграммы) СЛАЙД 6

Пр…бываем в Балаково на поезде, пр…ходящем ровно в 10.00 на пр…городный вокзал. В 11.30.

будем в школе и сможем пр…ступить к работе.

С пламенным приветом пр…ставки Пре- и При-

- В какой морфеме отсутствуют буквы? Сможем ли мы сразу правильно записать приставки? Почему возникла орфографическая задача при выборе гласной? (? (на приставку не падает ударение, гласная стоит в слабой позиции, следовательно, надо знать правило выбора гласной в приставке)

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ) СЛАЙД 7

- Как построить работу, чтобы правильно писать слова с приставками при- и пре-?

(СЛАЙД 8 :Сначала нужно вспомнить, что знаем об этой теме, потом , что умеем и чему должны научиться на уроке-увыслушиваются мнения обучающихся)

- Точно такая же телеграмма лежит у вас на парте. Наша цель – получить знания, которые помогут восстановить текст телеграммы, пригодятся в жизни не только при написании телеграмм, но и помогут в дальнейшем сдать экзамены по русскому языку. В конце урока, я думаю, мы сможем правильно записать буквы в телеграмме.

ставят цель.

4. Проблемное объяснение нового материала.

Цели: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм правописания приставок при- и

пре-; создать проблемную ситуацию; проговорить новый способ действия во внешней речи.

5. Разработка проекта выхода из затруднения

( алгоритм, перевод правила на язык образов).

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта её решения.

5.Лингвистическая сказка.

-Сегодня на уроке мы проведём небольшое исследование и узнаем , при каком условии надо писать пре-. При каком -при-.

-Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика.

ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -»

ПРИ- ПРЕ-

Значение приставки Примеры Значение приставки Примеры

1.Неполнота действия

ПРИЛЯЖЕТ, ПРИСЯДЕТ.

1. Можно заменить словом «очень» ПРЕДОБРАЯ, ПРЕМУДРАЯ.

2.Приближение

ПРИШЁЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ.

2.Пре- = пере- ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ.

3.Присоединение.

ПРИШИВАТЬ, ПРИБИВАТЬ.

4.Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».

ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ.

-А поможет нам лингвистическая сказка.

Жили были две приставки. Одна Пре-, другая При-. Приставка Пре- была очень добрая и очень мудрая. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень мудрая – премудрая.

-Какие же слова с приставкой Пре- встретились в данном тексте? ПРЕДОБРАЯ, ПРЕМУДРАЯ. (Ученики называют, а учитель записывает на доске в таблице).

-При каком же условии пишется приставка ПРЕ - ? (Приставку Пре- можно заменить словом «очень»)

Пристака Пре- была дочкой приставки Пере-, она была очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е. Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить.

-Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?

ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ

- В каком ещё случае пишется приставка ПРЕ-?( Приставка Пре- = Пере-)

Приставка ПРИ- была хорошо воспитанной и стеснительной барышней, не позволяла себе ничего лишнего. Не ляжет, а приляжет, не сядет, а присядет.

-Какие слова с приставкой При- встретились в данном отрывке?

ПРИЛЯЖЕТ, ПРИСЯДЕТ.

-Какое же значение имеет приставка ПРИ- в данном случае?

(Всё делается «Чуть-чуть, не до конца – неполнота действия»)

К тому же приставка ПРИ- была наблюдательной. Она заметила, что

если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят «пришёл», конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок вообще прикатился.

-Какие слова с приставкой при- вы нашли?

ПРИШЁЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ.

Итак, какое значение имеет приставка в этом случае? (Приближение)

Однажды приставка ПРИ- побывала на уроке технологии. Девочек там учат пуговицы пришивать, а мальчиков – гвозди прибивать.

Какие слова с приставкой При- вы нашли? ПРИШИВАТЬ, ПРИБИВАТЬ.. Какое значение имеет приставка в этом случае ?

(Присоединение).

А еще приставка ПРИ- любит всё сравнивать:

привокзальная площадь очень большая, пришкольная территория – не такая огромная, а приусадебный участок у ее бабушки совсем маленький.

-Какие слова с приставкой ПРИ- нашли в тексте?

ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ.

-Какое значение имеет приставка в этом случае ? Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».

- Можно считать, что первое знакомство с приставками ПРЕ и ПРИ состоялось. Вы заметили, ребята, какие они разные по значению?

Итак, мы с вами заполнили таблицу. Давайте ещё раз сделаем вывод, когда пишется приставка ПРЕ, а когда ПРИ? (Ребята делают вывод по таблице)

6. Первичное закрепление.

Цель: закрепить новый способ действия практически. 6. Объяснительный диктант (1 уч-ся у доски).

Привязать, пристроить, приземлиться, прибежать, предлинный, прехорошенький, присесть, привстать, преграда.

-В лист самоконтроля впишите балл согласно шкале

Нет ошибок-5 баллов:

1-2 ошибки- 4 балла

3-5 ошибки- 3 балла

6 и более-2 балла

7.Включение в систему знаний и повторение.

Цели: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия с последующей проверкой по эталону;

по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону выполнение упражнения № 646) Учащиеся вписывают в листок самоконтроля балл.? СЛАЙД 9

Приближение, присоединение Расположение вблизи Неполнота действия

приземлиться приуралье приостановить

приложить приморский приглушил

припаять приподнять

прикоснуться

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности

8. Работа с текстом.

№649

- Какую словесную картину нарисовал В. Солоухин?

-Что вам помогло увидеть картину разлива? (из воды выглядывали макушки кустов, крыши бань)

-Какие чувства испытывали жители подтопленной деревни? (тревогу, страх перед стихией) Докажите словами из текста (Тревожно сновали пичужки. Старухи причитали. Все ждали, что их [постройки] понесет)

- К какому стилю можно отнести текст?

- Какие средства выразительности речи использует автор? (олицетворения: вода подобралась к огородам, вода пригибает кусты, бани притулись)

-Объясните лексическое значение слов «притулились» (прижались) и «причитали» (плакали)

-Подберите к этим словам синонимы синонимы

-В лист самоконтроля впишите за каждый синоним 1 балл

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели: оценить результаты собственной деятельности;

сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.

9.Восстановление телеграммы Вписывают недостающие буквы в текст телеграммы

-Мне кажется, теперь вы достаточно знаете о правописании приставок ПРЕ и ПРИ и сможете самостоятельно восстановить текст телеграммы.

Впишите в телеграмму недостающие буквы и объясните свой выбор. .СЛАЙД 10

- Какую цель ставили ?

- Удалось достичь поставленной цели?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить новые знания?

– Какие затруднения мы испытали? В чем? Объясните и проговорите свое затруднение. Что помогло нам их преодолеть?

10. Домашнее задание

– СЛАЙД11 Я рекомендую вам выбрать то домашнее задание, которое поможет вам преодолеть вашу трудность:

Обязательно для всех при выполнении задания использовать таблицу, которую мы составили в классе и дополнительно прочитать парагр.54

1) Кто еще не уверен, что самостоятельно сможет различить приставки, то скажите себе: "Я работал хорошо!” и выполните упр. № 646,

2)Кто научился различать значение приставок при- и пре- и может объяснить тему товарищу, скажите себе: "Молодец!” и придумайте словарный диктант из 10-12 слов на изученную сегодня тему.

-Напоследок я бы хотели подарить вам такую необычную памятку в стихах о приставках Пре- и При-, которая будет напоминать вам об условиях выбора гласной в этих приставках.:

Преодолеть преграду,

Не преступить закон,

В прекрасную погоду

Прервать прескверный сон,

Предобро улыбнуться,

Путь преградить тебе,

Здесь мы везде напишем

Приставку…

Все вместе: Пре-.

С приставкой При- приблизим,

Приклеим и пришьем.

Чуть выше приподнимем

И что-то привнесем.

Немного приуменьшим,

Совсем чуть-чуть приврем,

Расставим по порядку

И сядем отдохнем.

11.Оценки за урок

СЛАЙД 12 Оценки за урок: внимательно посмотрите в лист самоконтроля, сложите все баллы и по шкале поставьте себе оценку.

• Проверка домашнего задания - максимум 5 баллов.

• Самостоятельная работа № 646 - максимум 5 баллов.

• Работа с текстом - максимум 2 балла.

• Итого: максимум - 12 баллов.

Ключ к оценке:

• 11-12баллов - оценка "5";

• 7-10 баллов - оценка "4";

• 5-6 баллов - оценка "3".

- Нарисуйте настроение. СЛАЙД 13

- Молодцы! Поблагодарите себя и наших гостей аплодисментами. СЛАЙД 14

Приложение 1

Лист самоконтроля

учении__ 5 класса А __________________________________________________________________

Проверка домашнего задания Упражнение

№ 646 Работа с текстом.

№649

Всего баллов Оценка

Нет ошибок-5 баллов

1-2 ошибки- 4 балла

3-5 ошибки- 3 балла

6 и более-2 балла

Нет ошибок-5 баллов

1-2 ошибки- 4 балла

3-5 ошибки- 3 балла

6 и более-2 балла

За каждый синоним 1 балл Ключ к оценке:

• 11-12баллов - оценка "5"

• 7-10 баллов - оценка "4"

• 5-6 баллов - оценка "3"

ТЕЛЕГРАММА

Пр…бываем в Балаково на поезде, пр…ходящем ровно в 10.00 на пр…городный вокзал. В 11.30.

будем в школе и сможем пр…ступить к работе.

С пр…огромным приветом пр…ставки Пре- и При-

ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -»

ПРИ- ПРЕ-

Значение приставки Примеры Значение приставки Примеры

1. Неполнота действия

ПРИЛЯЖЕТ, ПРИСЯДЕТ.

1. Можно заменить словом «очень»

ПРЕДОБРАЯ, ПРЕМУДРАЯ.

2. Приближение

ПРИШЁЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ.

2.Пре- = пере-

ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ.

3. Присоединение.

ПРИШИВАТЬ, ПРИБИВАТЬ.

4. Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».

ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ.

ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -»

ПРИ- ПРЕ-

Значение приставки Примеры Значение приставки Примеры

Разработка урока по новым стандартам (ФГОС).

Тема: «О//Ё после шипящих в суффиксе». 5 класс

 

Цели урока

1. Учебные:

а) повторить правописание о//ё после шипящих в корне;

б) углубить и расширить знания правописания о//ё после шипящих (не только в корне, но и в суффиксе);

в) формировать умение выбора, умение обосновывать выбор о//ё после шипящих в суффиксе и в корне слова;

г) классифицировать языковой материал, опираясь на правило.

2. Развивающие:

а) формировать коммуникативные УДД: умение формировать суждения в рамках учебного дискурса; строить учебную коммуникацию в парах, группах, в общении с классным коллективом;

б) формировать УДД познавательного характера: овладение приемами отбора и дифференциации языкового материала; извлечение информации из орфографических и толковых словарей русского языка;

в) формировать регулятивный УДД: умение ставить цель и дать ее словесную формулировку; умение оценить результат своей учебной деятельности; умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы урока.

3. Воспитательные:

Осознание грамотности, как показателя общей культуры человека;

Воспитание стремления к грамотной речи.

Оборудование:

Компьютер;

Проектор, экран;

Оценочный лист;

Карточки О, Ё

Весы, карточки «Участник», «Наблюдатель».

Виды деятельности обучающихся на уроке:

1. Участие в целеполагании учебной деятельности.

2. Формулирование и письменная фиксация цели урока

3. Составление схемы по изучаемой орфограмме, заполнение таблицы по теме урока.

4. Слушание, устная работа по карточкам.

5. Устное скандирование речовки по словам исключениям (о//ё после шипящих в корне слова).

6. Самостоятельная работа по теме

7. Рефлексия обучающихся по итогам урока, оценивание результатов своей деятельности на уроке

8. Оценивание учителем результатов, достигнутых учениками

Перед уроком (на перемене) каждому раздается «Оценочный лист» (10см х 10см)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в условиях реализации ФГОС "Однозначные и многозначные слова"

Данный урок проводитсяя в 5 классе по программе, изучается в разделе "Лексика"....

Методическая разработка. Урок по русскому языку в свете ФГОС по теме:"Чередующиеся гласные в корне слова."

Методическая разработка представлена в виде 3 уроков по русскому языку  в 5 классе по теме : " Чередующиеся гласные в корне слова". Уроки разработаны в свете ФГОС....

Разработка урока по русскому языку по теме "Не с глаголами" по ФГОС ( 5 класс)

Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы...

Разработка урока по русскому языку "Правописание приставок, оканчивающихся на С-З" по ФГОС

Урок по русскому языку в  5 классе по учебнику "Русский язык. Практика", авторы: А. Ю. Купалова, П.Е. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др. Урок разработан с требованиями ФГОС....

Методологические рекомендации преподавания русского языка в условиях ФГОС ООО

В данной работе представлены рекомендации для общеобразовательных учреждений по разработке системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общег...

Современный урок русского языка в условиях ФГОС

Статья о современном уроке русского языка. Каким я его вижу....

Игровые технологии на уроках русского языка в условиях ФГОС

Игровые технологии на уроках русского языка в условиях ФГОС...