Методологические рекомендации преподавания русского языка в условиях ФГОС ООО
методическая разработка по русскому языку на тему

В данной работе представлены рекомендации для общеобразовательных учреждений по разработке системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку.

Целью  работы  является:

-  применение  новой  системы  оценивания  достижений  обучающихся основной школы  по русскому языку .

Содержание работы направлено на отработку системы  оценивания  в  образовательном  учреждении в условиях ФГОС, которая должно быть ориентирована  на такие аспекты ,  чтобы  с  ее  помощью можно было:

-     устанавливать, что знают и понимают учащиеся о предмете, который изучают;

-     давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;

-     отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта  и в достижении планируемых результатов освоения программы по русскому языку;

-     обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;

-     отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

Таким образом, разработанная система оценивания должна быть направлена на получение информации, позволяющей учащимся обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям  –  отслеживать  процесс  и  результат обучения и развития своего ребенка, учителям – делать выводы об успешности собственной педагогической деятельности.

Разработанная система адресована методистам, руководителям и учителям  русского языка общеобразовательных учреждений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pravilno.docx72.96 КБ

Предварительный просмотр:

В данной работе представлены рекомендации для общеобразовательных учреждений по разработке системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку.

Целью  работы  является:

-  применение  новой  системы  оценивания  достижений  обучающихся основной школы  по русскому языку .

Содержание работы направлено на отработку системы  оценивания  в  образовательном  учреждении в условиях ФГОС, которая должно быть ориентирована  на такие аспекты ,  чтобы  с  ее  помощью можно было:

-     устанавливать, что знают и понимают учащиеся о предмете, который изучают;

-     давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;

-     отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта  и в достижении планируемых результатов освоения программы по русскому языку;

-     обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;

-     отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

Таким образом, разработанная система оценивания должна быть направлена на получение информации, позволяющей учащимся обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям  –  отслеживать  процесс  и  результат обучения и развития своего ребенка, учителям – делать выводы об успешности собственной педагогической деятельности.

Разработанная система адресована методистам, руководителям и учителям  русского языка общеобразовательных учреждений.

I. Особенности системы оценки достижения, требований стандарта к результатам   освоения основной образовательной программы по русскому языку.

Место, роль и функции системы оценки достижения требований к образовательным результатам по русскому языку, ее особенности определяются основными подходами к пониманию и формированию стандартов основного общего образования.

Стандартизация образовательных программ

Стандарт 2004

Стандарт II поколения

обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников

Требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые определяются на основе общественного договора между личностью, обществом и государством и подразумевают тем самым распределение ответственности за достигаемые результаты между всеми участниками договора.

Направление системы оценки

освоение выпускниками обязательного минимума содержания ООП

оценка результатов деятельности по реализации и освоения ООП

К основным результатам основного общего образования по русскому языку стандарт относит личностные, метапредметные и предметные достижения.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
 
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

  1. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
  2.  коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3.  усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  5.  овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  7.  проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к 
    определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. 

II.Технология оценки достижения метапредметных результатов освоения основной программы по русскому языку

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты

Компоненты системы оценки

Вид оценки

Текущая

Промежуточная

Итоговая

Цель

Оценка сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД (РУУД, ПУУД, КУУД) на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым метапредметным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД и программы по русскому языку

  • анализ процесса формирования РУУД, ПУУД, КУУД;

оценка уровня сформированности РУУД, ПУУД, КУУД;

  • ориентация на реализацию РУУД, ПУУД, КУУД.

Объект

Процесс формирования РУУД, ПУУД, КУУД

Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД

Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД

Процедуры (внутренняя накопленная оценка (таблицы оценки достижения планируемых результатов), итоговая оценка)

Наблюдение, устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа).

Письменный опрос (диагностические работы, проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе)

Письменный опрос

(итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе)

Технологии, методики,

методы, приемы

«Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.Данилов и др.).

«Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).

«Индивидуально-ориентированные эталоны оценки» (Г.Ю. Ксензова).

«Оценка уровня сформированности учебной деятельности» (Г.В. Репкина, Е.В. Заика).

«Учимся учиться и действовать»: мониторинг метапредметных универсальных учебных действий (М.Р. Битянова, Т.В. Беглова, Т.В. Меркулова, А.Г.Теплицкая).

Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн.

Определение уровня развития словесно-логического мышления Л. Переслени, Т. Фотекова (познавательные УУД).

Личностный опросник Кеттелла в модификации Л.А. Ясюковой (Регулятивные УУД).

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных навыков (методика М. Ступницкой) и  другие.

  • оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие РУУД, ПУУД, КУУД;
  • рефлексивные сочинения.

Инструментарий

1.Комплексные задания на межпредметной основе.

2. Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач.

3. Защита итогового индивидуального проекта.

КИМы

  • задания (вопросы) для выявления уровня сформированности РУУД, ПУУД, КУУД (достижения планируемых метапредметных результатов);

  • тесты (и др.) для изучения метапредметных результатов.

Критерии

  • планируемые метапредметные результаты

Шкала и вид отметки

  • определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей – умений, характеризующих уровень сформированности РУУД, ПУУД, КУУД; в соответствии с методикой диагностики).

Формы фиксации

  • листы наблюдения за развитием РУУД, ПУУД, КУУД;
  • дневник «Я учусь учиться: мои достижения»;
  • портфолио «Мои достижения»;
  • дневник ученика;
  • диагностическая тетрадь учителя;
  • электронное приложение к журналу учителя;
  • портфолио «Оценочная деятельность учителя предметника»

Оценка метапредметных результатов обучения может осуществляться как в процессе выполнения заданий, так и по его результатам.

Примеры заданий и форм фиксации метапредметных результатов смотри в приложении №1.

III. Технология оценки достижения личностных результатов освоения основной программы по русскому языку.

Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария.

Одним из путей формирования личностных результатов младших школьников   нам видится в отборе содержания учебных  предметов. 

Формирование УУД средствами учебного предмета «Русский язык»

УУД

Примеры  заданий

Личностные

    Оценивать и объяснять  простые ситуации и поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции автора и  со  своей собственной.

Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости:

- беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры;

- работать над развитием и совершенствованием собственной речи.

   Система упражнений:

- на интерпретацию текста;

- высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией;

-  анализ характеров и поступков героев;

- формулирование концептуальной информации текста.

   

   Система упражнений:

- свободные диктанты,

- обучающие изложения и сочинения, их анализ и редактирование.

Примеры заданий смотри в приложении №2.

Оценивание уровня сформированности личностных, коммуникативных и таких познавательных УУД как целеполагание, планирование может основываться на устных и письменных ответах учащихся, а также на наблюдениях учителя за участием учащихся в групповой работе.

Например, работая над проектом по русскому языку учащиеся записывают ход работы , планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Записи позволяют педагогу вести наблюдения над тем, какие темы выбирают учащиеся, что для них становится личностно значимым; как овладевают учащиеся способом планирования собственных действий, вносят ли необходимые коррективы; предпочитают индивидуальную работу или начинают выстраивать взаимодействие с другими участниками проекта.( см приложение №3)

Личностные результаты.

Компоненты ОД

Вид оценки

Текущая

Промежуточная

Итоговая

Цель

Оценка сформированности личностных УУД в соответствии с требованиями к планируемым личностным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД.

Направленность на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся.

Объект

Процесс формирования

Уровень сформированности

личностных УУД: самоопределения, смыслообразования, нравственно-этической ориентации.

Процедуры

Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования.

Наблюдение за формированием личностных качеств обучающихся.

Диагностика сформированности личностных качеств ученика может осуществляться учителем (и/или педагогом-психологом).

При этом учитывается, что личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую оценку.

Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа).

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (личностные УУД).

Технологии, методики,

методы, приемы

 «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой (личностные УУД).

 «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д. Данилов и др.). и другие.

  • оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), харак-теризующие положительные качества личности обучающихся и их действия;
  • рефлексивные сочинения.

Инструментарий

1.Диагностическая работа, включающая задания на оценку поступков, обозначение своей жизненной позиции и т.д.

2.Наблюдение

3.Анетирование

4. Интервью

КИМы

  • задания (вопросы) для формирования личностных УУД (достижения планируемых личностных результатов).
  • тесты (и т.п.) для изучения личностных сфер ученика (личностных результатов).

Критерии

  • планируемые  личностные результаты (действия учеников в ситуациях самоопределения, осмысления, оценивания усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающего личностный моральный выбор);
  • обобщенные критерии (критерии ценности): понимание смысла ЗУНов, их значимости, необходимости, целесообразности, полезности.

Шкала и вид отметки

Определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей – умений, характеризующих достижения и положительные качества личности обучающихся).

Описание результатов в контексте критериев ценности.

Формы фиксации

  • листы наблюдения за развитием личностных качеств обучающихся;
  • дневник «Я учусь учиться: мои достижения»;
  • портфолио «Мои достижения»;
  • дневник ученика;
  • диагностическая тетрадь учителя;
  • электронное приложение к журналу учителя;
  • портфолио «Оценочная деятельность учителя предметника»;
  • другие.

Примеры заданий и форм фиксации личностные результатов смотри в приложении №4.

IV. Технология оценки достижения предметных результатов освоения основной программы по русскому языку

  Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.

Требования к предметным результатам обучения по русскому языку отражены в ФГОС ООО.

Предметные результаты.

Компоненты системы оценки

Вид оценки

Текущая

Промежуточная

Итоговая

Цель

  • анализ процесса освоения способов действий с изучаемым предметным содержанием (их операционального состава).
  • оценка освоения предметных знаний и способов действий с предметным содержанием;
  • выявление соответствия уровня сформирован-ности способов действий с предметным содержанием требованиям к планируемым предметным результатам

освоения программного материала по теме, блоку, содержательной линии.

освоения программного материала за четверть, полугодие, год.

Объекты

Процесс освоения способов действий с изучаемым предметным содержанием (их операционального состава).

Действия с предметным содержанием по изучаемой теме.

Умения решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных предмет-ному содержанию.

Процедуры

Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа).

Письменный опрос (контрольная работа на оценку усвоения программного материала по теме, блоку, содержательной линии).

Письменный опрос

(итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе).

Технологии, методики,

методы, приемы

«Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.Данилов и др.).

«Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).

Тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л. А. Ясюковой

«Индивидуально-ориентированные эталоны оценки» (Г.Ю. Ксензова) и другие.

  • оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие действия с предметным содержанием;
  • тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л. А. Ясюковой;
  • тест на оценку самостоятельности мышления (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л. А. Ясюковой;
  • рефлексивные сочинения.

Инструментарий

Продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта.

КИМы

  • задания (вопросы) для выявления уровня сформированности действий с предметным содержанием (достижения планируемых предметных результатов);

Критерии

  • планируемые предметные результаты

Шкала и вид отметки

  • определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки  (в зависимос-ти от показателей – умений, характеризующих достижение предметных результатов; в соответствии с методикой оценки);
  • принятые в классе оценочные шкалы: «5-балльная шкала», «волшебные линеечки», «столбики», «отметки-баллы», «отметки-заметки» и т.п.

Формы фиксации

«листы достижений», «оценочные листы», «эталоны»,

«карты оценки», «таблицы требований»

и т.п.

Оценочные листы.

Листы индивидуальных достижений.

Таблицы требований к результатам.

Рабочие тетради.

Тетради проверочных, контрольных, диагностических работ.

Дневники обучающихся.

Портфолио «Мои достижения».

Диагностическая тетрадь учителя.

Журнал учителя.

Электронное приложение к журналу учителя. Портфолио «Оценочная деятельность педагога».

Таблицы 4.3.1. – 4.3.8.

Оценка индивидуальных предметных достижений по русскому языку ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом «зоны ближайшего развития» («ученик научится», «ученик получит возможность научиться»).

Примеры заданий и форм фиксации предметных результатов смотри в приложении №5.

V.Заключение

Подводя итог, отметим, что  новым направлением в системе оценивания УУД по русскому языку является следующее:

1.         Инструментальное ядро государственного образовательного стандарта.

  1. Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов ООО по русскому языку.
  2. Ориентация оценки на деятельностный подход.
  3. Комплексный подход к оценке результатов образования.
  4. Встроенность оценивания в образовательный процесс и оценка индивидуального прогресса.

В  итоговой оценке выпускника необходимо выделять две составляющие:

  1. Накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов.

2. Оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания основной школы.

Информационные источники:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№ 1897. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.— (Стандарты второго поколения).[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400

Литература:

1.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики// Школьные технологии. 2005. №1.,с 181 -195.

2.Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентстностый подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно – методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101с.

3. Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство.

– Б.: «Билим», 2012. – 80 с.

4.Фролова Л.А. О методической подготовке в области контроля и оценки знаний по русскому  языку // Начальная школа. Плюс до и после. . 1. 2003.

Приложение №1

Примеры заданий и форм фиксации метапредметных результатов.

Контрольная работа №1 по русскому языку в 7 классе по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

Цель работы: выявление степени усвоения учащимися обязательного минимума знаний и умений за курс 5-6 кл.:        владение  основными понятиями;        знание и понимание основных языковых явлений; умение производить разные виды разбора; умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами, расставлять необходимые знаки препинания.

Инструкция

Работа содержит текст контрольного диктанта и 3 грамматических задания разных уровней сложности.                                                                                        На выполнения отводится 45 минут. Грамматические задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удалось выполнить сразу, перейти к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Уровень сложности:

А1-А2 – базовый;                                                                                        В1 – повышенный;                                                                                        С1 – сложный.

Виды деятельности

Номер заданий

Число баллов

% соотношения заданий

1.

Воспроизведение знаний

А1

50

2.

Применение знаний и умений в знакомой ситуации

А2

1

10

3.

Применение знаний и умений в измененной ситуации

В1

2

25

4.

Применение знаний и умений в новой ситуации

С1

3

15

Критерии оценки

Работа оценивается двумя отметками: за диктант и грамматическое задание. Диктант оценивается в соответствии с Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку. Грамматическое задание оценивается следующим образом:

«3» - 4 балла,                                                                                                «4» - 5 баллов,                                                                                        «5» - 6 баллов.        

Приложение № 2

Примеры методик на выявление личностных результатов.

Диагностика развития внимания «Шифровка».

Обследуемым предлагается бланк с различными цифрами в количестве не менее 5 рядов. Испытуемые должны расставлять знаки  под цифрами в соответствии  с образцом. Методика исследует устойчивость, концентрацию, переключение внимания, а также зрительно-моторную  координацию. Время работы на бланке 120 секунд.

Интерпретация теста «Шифровка»:

Количество зашифрованных знаков

результат

0-17

Низкий уровень

18-40

Ниже среднего

41-61

Средний

62-75

Выше среднего

76-90 и выше

высокий

Методика на определение ведущей мотивации «Шесть деревьев»

Цель: выявить ведущей тип учебной мотивации  учащихся.

 «Представьте, что прекрасным весенним днем идете по лесу. Вокруг поют птицы, растут красивые растения. Сворачиваете на лесную тропинку и видите березу. На березе растет красное яблоко, идете дальше и видите в ветвях дерева висит черный ящик. На следующем дереве прибита табличка с надписью «Кто взберется на это дерево, тот увидит такую красоту, которую никто не видал». На четвертом дереве сидит ваш друг Васька и кричит: «Забирайся сюда, здесь так здорово!». На пятом табличка: «Если ты заберешься на дерево, все увидят, какой ты замечательный, самый умный, самый смелый, самый добрый». На последнем дереве табличка с надписью: «Если ты заберешься на это дерево, то ты будешь ближе к богу».  

 

                                                                                                                                             

________________________________________________________________________

  Интерпретация:

 1 Прагматический мотив учения или мотив личной пользы (буду учиться, если буду что-то иметь). «Хорошо то, что полезно мне» Шарль Дьюи.

 2 Познавательный.   Самый эффективны. Дети учатся в любой ситуации.

 3 Эстетический. Ребенка привлекает внешняя красота. Характерен для младших школьников (особенно девочек).

 4 Коммуникативный.  Привлекает общение (например: «Пошла учиться, потому что подруга позвала»).

 5 Самоутверждение и лидерство.

 6 Мотив самосовершенствования (детьми мало воспринимается.

Приложение №3

Приложение к проекту.

Работа над проектом

Наша общая тема: _________________________________________________

Что мне интересно об этом узнать: ___________________________________

_________________________________________________________________

Я могу прочитать об этом в книгах: __________________________________

_________________________________________________________________

Мне могут рассказать об этом (кто): _______________________________________

Чтобы больше узнать, я могу пойти: ________________________________________

Ещё я могу узнать об этом (где): ___________________________________________

Главное: теперь я знаю, что _______________________________________________

Проект: _________________________________________________

Что я буду делать: ________________________________________________________

Порядок моих действий (план): ____________________________________________

Вместе со мной этот  проект будут делать: ___________________________________

Будут нужны такие материалы: _____________________________________________

Будут нужны такие инструменты: ___________________________________________

_________________________________________________________________________

Приложение №4

Примеры заданий и форм фиксации личностных результатов .

Карта  фиксации  личностных  результатов  урока.

(из  рабочей тетради  «Воспитание  на  уроке:  новые  смыслы  в  условиях  реализации  ФГОС  второго  поколения»)

_______________________________________________________________________Ф.И.О.

Класс___________________________педагог______________________________________

Дата

фиксации

Ценностное  отношение обучающегося

К себе  (оценка и представление о себе, своих качествах)

К учителю (отношение  к  учителю  в  процессе учебной деятельности)

К одноклассникам ( представление о своем мире  и в отношении  с другими)

К  учению (отношение к школе, поведению в процессе учебной деятельности)

К  результатам  образования (ориентиры и смыслы учебной деятельности, социального признания)

1

2

Примечание:

У-П  - устойчиво-положительное

С-П – ситуативно-положительное

С-Н – ситуативно-негативное

У-Н – устойчиво-негативное  

Задание для учащихся 5 класса

Например, комплексная проверочная работа по русскому языку, кроме предметных знаний и умений, проверяет личностные (принятие значимости ценности труда).

Прочитай текст.

Муравьи – удивительные существа! Люди про них уважительно говорят: «Мал муравей телом, да велик делом».

  Каким же делом он велик? Муравьи разносят семена лесных растений, перемешивают, рыхлят и удобряют почву. В медицине активно используется муравьиный яд. Муравьи освобождают лес от гусениц, поедающих листья деревьев. За день обитатели муравейника уничтожают до двадцати тысяч гусениц. Много?!

  Но муравей очень силён. Он может таскать тяжести, которые превышают его собственный вес в пятьдесят раз. Представьте, что вы подняли во дворе легковую машину – как бы все ахнули!

  Муравьи всё делают дружно и организовано. Каждый муравей знает свои обязанности.

  1. Определи тему текста и вырази её в заголовке. Запиши заголовок.
  2. Выпиши предложение, в котором выражена основная мысль текста.
  3. Сколько смысловых частей в тексте. Выпиши из них главную часть.
  4. Ответь своими словами письменно на вопрос, почему люди считают муравья сильным.
  5. Выпиши номера предложений, в которых дана не информация о муравьях, а отношение к ним автора.
  6. Выпиши из текста: а) однокоренные слова с корнем мурав-, б) формы слова муравей.
  7. Найди в выписанной тобой части текста предложение с однородными членами, подчеркни их. Укажи части речи, над склоняемыми частями речи – падежи.

- Покажи схемой постановку знаков препинания.

8. Выпиши из текста пословицу. Как ты её понимаешь? В каком значении употреблён союз да? Запиши да – …

9. Как ты считаешь, можно ли истолковать эту пословицу по отношению к человеку? Если да, то запиши, как она может звучать в этом случае?

Приложение №5

Примеры заданий и форм фиксации предметных результатов .

1.Таблица оценки планируемых образовательных результатов составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Ф.И. ученика

Тема 1

Тема 2

Тема 3

Умение 1

Умение 2

Умение 3

Умение 4

Средняя отметка

Петров А.

Иванов П.

2.Распределение учащихся по видам проверяемой деятельности

Виды деятельности

Кол-во выполнявших работу

Приступили к выполнению

Выполнили успешно

Не приступали к выполнению

% успешного выполнения

1.

Воспроизведение знаний (А1)

2.

Применение знаний и умений в знакомой ситуации (А2)

3.

Применение знаний и умений в измененной ситуации (В1)

4.

Применение знаний и умений в новой ситуации (С1)

3. Обработка результатов мониторинга (Поэлементный анализ выполнения работы учащимися)

Содержание

Кол-во выполнявших работу

Вариант, кол-во выполнявших

Выполнили правильно

Допустили ошибку

Не приступили

% успешного выполнения

В-1

В-2

В-1

В-2

В-1

В-2

В-1

В-2

1.

Написание диктанта.

Орфографические ошибки:

- проверяемые и непроверяемые безударные гласные;

- написание сложных прилагательных;

- падежные окончания имен существительных и прилагательных;

- написание НЕ с разными частями речи;

- Н и НН в суффиксах прилагательных;

- написание слов с чередованием корней;

- написание слов с предлогами;

- написание личных окончаний глаголов;

- написание разделительных Ъ и Ь;

- написание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах;

- написание Ь после шипящих в именах существительных.

Пунктуационные ошибки:

- знаки препинания при однородных членах;

- знаки препинания между частями сложного предложения;

- знаки препинания в конце предложения.

2.

А2:

- знание частей речи.

3.

В1:

- план и образец морфологического разбора;

- определение части речи;

- постановка вопроса к слову;

- определение начальной формы;

- определение разряда прилагательного или местоимения;

- определение степени сравнения у прилагательных;

- определение краткой или полной формы у прилагательного;

- определение падежа;

- определение числа;

- определение рода;

- определение синтаксической роли.

4.

С1:

- знание собирательных числительных;

- умение подбирать собирательные числительные;

- знание составных порядковых числительных;

- умение подбирать составные порядковые числительные.

4. Карта оценивания электронной презентации

Класс___________________________________профиль______________

ФИО ученика

Дата

Тема

Полнота освещения вопроса

Качество презентации

Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность

Дизайн презентации

Суммарный балл

5.  Единая шкала критериев оценки карты самостоятельной работы учащихся

Количество баллов

Критерии оценивания самостоятельной работы

Срочность выполнения

Качество выполненного

Полнота

0

Задание не выполнено

1

Ученик выполнил задание не в срок, к концу изучения модуля, предмета

Ученик допустил неточности в выполнении задания, не раскрыта тема задания, неправильно подобран материал или полностью заимствован с литературы, Интернета, не систематизирован, не нагляден

Задание выполнено не полностью

2

Ученик выполнил задание, но с небольшим опозданием

Учеником допущены незначительные неточности в выполнении задания, тема не до конца раскрыта, слабо систематизирован материал, представлено наглядно

Задание выполнено

3

Ученик выполнил задание в срок

Учеником раскрыта тема задания, успешно подобран материал, систематизирована в искомую в соответствии с заданием, представлена наглядно

Задание выполнено полностью

6. Пример «Листа самооценки предметных достижений»

1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….

2. Я с заданием справился / не справился.

3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …

4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…

5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка):

Максимальный уровень

«Превосходно»

Решена новая, совершенно незнакомая задача

Программный уровень

«Отлично»

Решена необычная, в чём-то новая задача

Необходимый

уровень

«Хорошо»

Знакомая задача решена полностью самостоятельно

«Нормально»

Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Выступление на педсовете об особенностях преподавания русского языка в условиях внедрения ФГОС и УМК А.Д. Шмелёва....

Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС. Русский язык

Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС. Современный урок русского языка на основе системно-деятельностного подхода....

Проблемы преподавания русского языка в условиях новых ФГОС

В этом материале предсьтавлена презентация выслупления на окружной конференции и на педагогическом совете образовательного учреждения...

Статья "Преподавание русского языка в условиях реализации ФГОС"

Из опыта работы по формированию умений самостоятельно решать проблемы, критически мыслить, анализировать, делать выводы...

Современные подходы к преподаванию русского языка в условиях введения ФГОС ООО

Обновленные ФГОС третьего поколения рассчитаны на  три группы результатов: личностных, метапредметных и предметных. Причем больший упор в стандарте делается на метапредметных и личностных результ...