Статья "Преподавание русского языка в условиях реализации ФГОС"
статья по русскому языку (11 класс)

Колигаева Светлана Алексеевна

Из опыта работы по формированию умений самостоятельно решать проблемы, критически мыслить, анализировать, делать выводы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Колигаева С.А., преподаватель

 ГБПОУ «Колледж Петербургской моды»

Выборгского района Санкт-Петербурга

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

То, что сегодня ребенок

умеет делать в сотрудничестве

 и под руководством, завтра он

становится способен выполнить

 самостоятельно….

Л.С. Выготский

Реализация ФГОС на уроке заставляет преподавателя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Для этого урок должен стать не только занимательным, с необычной формой подачи нового материала, но и формировать умения самостоятельно решать проблемы, критически мыслить, анализировать, делать выводы. Уметь работать с большим потоком информации. Преподаватель на таких уроках - управляющий деятельностью ребят, а не источник информации.

Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно–познавательную деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Реализовывать новые цели образования возможно лишь через самостоятельный поиск, в процессе которого развивается личность обучающихся, формируются  деятельностные способности.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, чтобы обучающемуся урок был в радость и приносил пользу. Тогда на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Включить каждого обучающегося в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков помогают так называемые опорные схемы. Опорные схемы, или просто опоры, – это выводы, которые рождаются на глазах учащихся в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Использование опорных схем на уроке – важнейшая составляющая перспективно-опережающего обучения. Мне представляется очень интересной эта методика, поскольку позволяет сэкономить время на объяснении нового материала и уделить больше внимания практическому закреплению. В обучении русскому языку это особенно актуально. Чем быстрее студент освоит всю систему языка и практически закрепит эти знания, тем скорее научится писать грамотно. Кроме того, перспективная подготовка позволяет избежать ошибок, поскольку невозможно подобрать текст, в котором были бы только изученные орфограммы.

Зависимое слово отвечает на вопросы какой? который? чей?

(прилагательные, притяжательные местоимения, порядковые числительные, причастия), изменяются с изменением главного слова

  ДА

                                                                                                                                                                       НЕТ

СОГЛАСОВАНИЕ                                                                                                                                       

            какой?

                               Х                                                                                                                     ЕСТЬ У НЕГО ПАДЕЖ

ОДИНОКИЙ        ПАРУС                                                                                                      

ср.: ПАРУСА                                                                                                 ДА                                                            НЕТ

                                                                                                                         

                                                                                             УПРАВЛЕНИЕ                                                                   ПРИМЫКАНИЕ

  ОДИНОКОГО                                       (зависимое слово сущ. или слово с                     (зависимое слово – наречие, деепричастие

                                                               признаками сущ.)                                  или начальная форма глагола, простая сравнительная

                                                                                                                              степень, притяжательные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ)

Построенные с использованием игровой технологии уроки позволяют системно включить обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Успех такого урока в его необычности, доступности изложения материала, в использовании яркой наглядности. Для актуализации базовых знаний учащихся провожу такие игры, как «Мозговой штурм», «Горячая картошка», «Перестрелка». Учащиеся учатся составлять вопросы, правильно формулировать свои мысли, активно включаются в работу. Для закрепления нового материала, очень хорошо подходят игры-соревнования: «Кто больше… (кто быстрее…), тот победит», игры на внимание, игра-эстафета. С последней парты передается по рядам листочек с примерами на одно из правил, выигрывает тот, кто: 1) быстрее вручит учителю листок и 2) с меньшим количеством ошибок.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют студенту проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Типы домашнего задания: творческая работа; подготовка словарных диктантов; составление конспекта, опорных таблиц; письмо по памяти; лингвистические сказки, «орфографические визитки». Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Студент может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли преподавателя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют обобщать, систематизировать материал по теме. В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности учащегося. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного профессионального пути. «Но как совмещать в рамках одного урока все эти различные технологии и приемы?» - спросите вы. Отвечу просто: «Нужен адаптивный урок». Адаптивный урок – сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду занятия. Так, например, на одном занятии можно использовать схемы-опоры (опережающее обучение), игру-эстафету (игровая технология), работу с таблицами, составлять синквейны. Применяя различные технологии на уроках, владея современными методиками добилась хороших результатов на занятиях, поэтому готова продолжить знакомство и изучение новых педагогических технологий.

Чтобы помочь обучающемуся стать компетентным,  надо использовать активные методы обучения, например,  метод проектов, метод проблемного изложения, игры, которые являются частью кейс-технологий. Всё это присутствует в моей педагогической практике. Метод проблемного изложения  использую  на уроках русского языка довольно часто. Информация добывается учащимися в ходе самостоятельного решения теоретических и практических ситуаций или с помощью преподавателя. Студенты преодолевают определённую трудность, а их  активность и самостоятельность достигает высокого уровня, что способствует развитию положительной мотивации учения.  Полученная подобным образом информация  усваивается прочнее и  запоминается на более длительные сроки, результаты обучения улучшаются, учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности. Особенности  такого урока: создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, её решение в группе или индивидуально, проверка полученных решений, а также систематизация, закрепление и применение вновь приобретённых знаний в теоретической и практической деятельности.

        Хотелось бы отметить, что на таких уроках не объявляю тему урока. Её выводят  учащиеся после разрешения   проблемной  ситуации,  создаваемой различными способами.

Проблемную ситуацию можно создать не только при объяснении нового материала. Например, при написании сочинения – рассуждения (подготовка к экзамену). Учащиеся должны определить проблему, позицию автора, и привести не менее трёх аргументов, доказывающих выбранную позицию. Подобная работа позволяет формировать ключевые компетенции: коммуникативную и познавательную.

Всё вышеперечисленное имеет значение не только  для управления процессом формирования познавательной компетентности студентов, которые принимают  самое деятельное  участие в решении проблемы, но и способствует развитию умственных способностей  (противоречия заставляют задуматься, искать выход),   самостоятельности, развитию творческого и логического мышления, делает учебную деятельность более привлекательной, основанной на преодолении значительных, но посильных трудностей; ориентирует на комплексное использование знаний и социальную адаптацию.

Для формирования у обучающихся коммуникативной, познавательной, социальной компетенций  использую на уроках  метод проекта.

Для студентов проект:

  • это возможность сделать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально использовать свои способности;
  • это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать силы, приложить ранее полученные знания, публично показать результат деятельности;
  • это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, которую выбирает сам студент, результат носит практический характер и всегда оценивается положительно.

Для преподавателя проект - интерактивное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет выработать многие  компетентности:

  • анализа проблемы;
  • целеполагания и планирования деятельности;
  • самоанализа и рефлексии;
  • презентации;
  • поиска необходимой информации;
  •  познавательную         компетенцию;

        Этапы работы над проектом:

  • выявление проблемы и вытекающих из неё задач исследования;
  • выдвижение гипотез их решения;
  • обсуждение методов исследования;
  • продумывание хода деятельности и распределения обязанностей;
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов;
  • анализ успехов и ошибок (рефлексия), выводы, выдвижение новых проблем         исследования.                        

Наиболее благодатным материалом использования метода проекта являются разделы «Лексика» и «Фразеология».  

Реализации ФГОС на уроке позволяет дифференцированный подход.  Ребята различаются уровнем подготовленности и обученности. Студенты с пониженной мотивацией требуют особой формы учебной деятельности. Обучающийся, у которого неустойчиво внимание, не развита память, не сможет выполнять многие задания, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Учащиеся с высокой мотивацией тоже нуждаются в особом внимании преподавателя, здесь без дифференцированного подхода не обойтись. Именно он является основным путем осуществления индивидуализации обучения.

С моей точки зрения, дифференцированное обучение преследует цель оптимальной организации обучения, возможной благодаря эффективной, плодотворной учебной деятельности каждого студента, и задачу - определить наилучшие возможности сочетания на уроке фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися.

Смысл дифференцированного обучения состоит в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого учащегося (уровень подготовки, развития, особенность мышления, познавательный интерес к дисциплине), определить для него наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы и типы заданий на занятии. Примером использования дифференцированного обучения является урок русского языка по теме «СПП с придаточными определительными и изъяснительными». Студентам предлагались задания разного уровня сложности. Выбор оставался за учащимся. Он должен определиться в уровне задания и выполнить его. При этом слабые студенты пользовались подсказками, студенты среднего уровня - алгоритмом или планом ответа, сильные такой возможности не имели, они полагались на свои знания и умения, сформированные на предыдущих уроках.

Реализация ФГОС в большей степени зависит от преподавателя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача преподавателя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт обучающийся.

Литература

  1. Селевко К.Г. Энциклопедия образовательных технологий.  М.:НИИ школьных технологий, Т1. 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Мною разработан коспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС для 5 класса по теме "Буквы О-А в корне ЛАГ-ЛОЖ"....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Тема: «Сложное предложение»

Конспект урока русского языка по теме "Сложное предложение" 5 класс...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс)

Представлен конспект урока .  Цель урока:обеспечитьвосприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предп...

Обучение русскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения основного общего образования

Цель современного российского образования:полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и ...

Разработка урока по русскому языку в условиях реализации ФГОС "Однозначные и многозначные слова"

Данный урок проводитсяя в 5 классе по программе, изучается в разделе "Лексика"....