Контрольно-измерительные материалы
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме

Хайрутдинова Маргарита Ильинична

Подготовка к ЕГЭ начинается с 10 класса (все, что было раньше, - это подготовка к ОГЭ), поэтому контрольно-измерительные материалы для практических, самостоятельных и контрольных работ по русскому языку составляются учителем в соответствии с заданиями, предложенными в экзаменационной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Культура речи» (10 класс)

Вариант 1

1.В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

клАла/ прирУченный/ ненадОлго/ кровоточАщий/ лЕкторов

дозИровать/ сирОты/ зАвидно/ слИвовый/ столЯр

пОручни/ облЕгчит/ откУпорил/ опломбировАть/ сверлИт

2.В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Гость ПРЕДСТАВИЛ свою спутницу.

В деревнях на Пасху красили варёные яйца наваром из ЛУКОВИЧНОЙ кожуры.

Необходимо ОБСУДИТЬ со старшеклассниками сценарий выпускного вечера.

Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии интенсивно развиваются в последние десятилетия.

Дарья Александровна обдумывала, как потеплее ОДЕТЬ детей завтра.

3.Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов. Запишите подобранное слово.

Ученый стоял у источников ракетостроения.

Госпожа Простакова избивала крестьян за малейшую повинность.

Народ терпел двойственный гнет.

Командировочному пришлось долго ждать оформления документов.

4. В одном из данных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

сыплешь крупу/ весёлых свадеб/ пойти без чулок/ самый сладчайший/ четырёмстам пятидесяти

5. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1 Соблюдая правила этикета, моя вежливость не знала границ.

Б нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2 Мы любим произведения А.П. Чехова и гордились ими.

В нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3 Болельщики, приехавшие из многих стран мира, радостно приветствовали олимпийских чемпионов.

Г нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

4 Искусство, по мысли Ф. М. Достоевского, «есть такая же потребность для человека, как есть и пить».

Д неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5 Все зависящие от нас меры для предотвращения катастрофы были приняты.

6 Поезд прибыл в Москву согласно расписания.

7 А. П. Чехов говорил о своей пьесе «Чайке», что она «...написана вопреки всем правилам драматического искусства».

8 Хочется поздравить всех, кто победили на олимпиаде в Сочи.

9 Жителям пострадавшего района от наводнения была оказана своевременная помощь.

6. Отредактируйте предложения. Запишите их в исправленном виде

В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, в Доме культуры состоялась конференция.

Выступающий, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение.

Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге.

Основное, на что следует обратить внимание, — это на нарушение дисциплины

Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их.

Контрольная работа по теме «Культура речи» (10 класс)

Вариант 2

1.В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

принУдить/ донЕльзя/ врУчит/ Отрочество/ крАлась

кормЯщий/ корЫсть/ крЕнится/ мЕстностей/ одолжИт

шАрфы/ щЁлкать/ сОгнутый/ цемЕнт/ озлобИть

2.В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Каждый выпускник школы должен овладеть приемами ИНФОРМАЦИОННОЙ переработки текста.

Приехавшие артисты ПРЕДСТАВИЛИ сцену из спектакля по рассказам М. Зощенко.

Нельзя не ОБСУДИТЬ Печорина за его эгоизм.

Танцоров ОДЕЛИ в национальные костюмы.

Каркас ЛУКОВИЧНЫХ крыш имеет сложную, изысканную форму.

3.Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов. Запишите подобранное слово.

Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный.

В полку царило воинствующее настроение.

Артист завоевал признательность зрителей.

Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал.

4. В одном из данных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

без зимних сапог/ к шестистам экземплярам/ ехать без промедлений/ несколько баклажанов/ лягте на коврик

5. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А ошибка в построении предложения с однородными членами

1 В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Б нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2 По словам Мопассана, что «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».

В нарушение в построении предложения с косвенной речью

3 Те, кто не смог посмотреть новый фильм, очень сожалел об этом.

Г неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

4 Прощаясь со школой, скажите добрые слова своим учителям.

Д неправильное построение предложения с причастным оборотом

5 Я прочитал рецензию о пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».

6 Тысячи новых машин, оборудования, приборов, средств механизации и автоматизации вступили в строй.

7 Отмечая юбилей А.П. Чехова, нельзя не сказать об огромной популярности этого писателя во всем мире.

8 Рабочие завода поддерживают кандидатуры, выдвинутые участниками митинга.

9 Над площадью пролетает рассыпающий листовки вертолет с портретами космонавтов.

6. Отредактируйте предложения. Запишите их в исправленном виде.

В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, в Доме культуры состоялась конференция.

Выступающий, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение.

Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге. Основное, на что следует обратить внимание, — это на нарушение дисциплины

Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их.

Критерии оценивания работы

Максимальное количество баллов 19

1 задание – 3 балла

2 задание – 1 балл

3 задание – 4 балла

4 задание – 1 балл

5 задание – 5 баллов

6 задание – 5 баллов

19-17 баллов – «5» (89,5%)

16-13 баллов – «4» (68,42%)

12-8 баллов – «3» (42,1%)

7 баллов – «2»



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Язык и речь»

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Долгое время считалось, что египетские пирамиды строили рабы, но совсем недавно, <…> этим утверждениям, ученые выяснили, что возведение пирамид отнюдь не ложилось тяжким бременем на плечи рабов и беднейших слоев населения. (2) Труд на каменоломнях и транспортировке огромных каменных блоков был, несомненно, чрезвычайно тяжелым, но за него платили деньги, а если учесть, что строительство велось во времена разлива Нила, когда крестьянам было нечего делать, то такую работу можно считать благом: она не давала людям умереть с голода. (3) Причем крестьян использовали в основном на транспортировке камня, а собственно сооружением пирамид занимались несколько тысяч профессиональных строителей.

1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) При сооружении пирамид, помогая профессиональным строителям, крестьяне занимались транспортировкой камня, потому что эта работа не давала им умереть от голода и велась в удобное для них время.

2) Строительство пирамид было непосильным бременем для беднейших слоев населения.

3) Пирамиды сооружались во время разлива Нила, когда прекращались сельскохозяйственные работы.

4) Когда разливался Нил, крестьянам нечего было делать, и, чтобы не умереть с голода, они вынуждены были против своей воли идти в каменоломни, заниматься транспортировкой камня.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Благодаря/ согласно/ вопреки/ в связи с/ в соответствии с

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТРУД. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ТРУД, -а, м.

1) Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Умственный т.

2) Работа, занятие. Тяжелый т.

3) Усилие, направленное к достижению чего-н. С трудом добиться чего-н.

4) Результат деятельности, работы, произведение. Научный т.

4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прИнятый/ черпАть/ корЫсть/ сирОты/ понялА

5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Нет ничего тайного, что бы не стало явным, и это ВЕЧНАЯ истина.

За храбрость и доблесть он получил очередное ВОЕННОЕ звание.

Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки.

ДИПЛОМАНТЫ конкурса песни приняли участие в заключительном концерте.

Нужно следить за тем, чтобы дети не играли со ВЗРЫВЧАТЫМИ предметами.

6. В одном из данных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

жёстче камня/ внезапно спотыкнулся/ восьмьюдесятью семью/ нет гольфов/ наисложнейший

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А ошибка в построении предложения с однородными членами

1 Чуть свет я вставал и, наскоро напившись чаю, пускался в путь.

Б нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2 Снег, который выпал ночью и ещё не притоптанный тысячью ног, лежал ровной пеленой.

В нарушение в построении предложения с косвенной речью

3 Согласно приказу директора форму в нашей школе должны носить все.

Г неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

4 Мир, доставшийся нам в наследство, принадлежит нынешним и будущим поколениям.

Д неправильное построение предложения с причастным оборотом

5 По истечению положенного срока мы вернулись в базовый лагерь.

6 К экзамену были допущены двадцать один человек.

7 Как считал И. Гете, что «никто не может судить о других, пока не научится судить о себе самом».

8 Мать всегда заботится и переживает даже за взрослого ребенка.

9 Кто помогает людям, у того свои желания сбываются.

Прочитайте текст и выполните задания 8-10

(1)Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. (2)Оно гнездится не только в группках тусующихся тинэйджеров и давно уже перестало быть «лингвистической прерогативой» пьяного грузчика в овощном магазине. (З)Матерщина свободно и горделиво льется в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати. (4)Глубоким анахронизмом стало правило «не выражаться при дамах»: мат ныне не избирателен по полу, и некоторые «дамы», особенно в нежном возрасте, способны заткнуть за пояс иного бомжа.

(5)Обвальное сквернословие вообще, по-видимому, спутник кризисных времен. (6)Историк и мыслитель XVII века дьяк Иван Тимофеев среди пороков и грехов, которые привели к едва не погубившей Россию Смуте, упоминал и «зловонное произношение языком и устами матерных скверных слов».

(7)В наши дни сквернословие существует в разных проявлениях, как бы выступает в нескольких ипостасях.

(8)Прежде всего — это привычное сквернословие, свойственное людям с невысоким уровнем культуры. (9)В этом случае матерные слова и выражения для человека, который их употребляет, используются автоматически — и как единицы именования соответствующих предметов и действий, и как междометия, выражающие разнообразные чувства, и как балластные наполнители речевого потока (подобно тому, как некоторые другие люди поминутно говорят: вот, так сказать, значит). (10)Привычный мат — это абсолютное и законченное проявление бескультурья. (11)Хотя он и связан с уровнем образования, но не напрямую: я, например, знал крестьян, за плечами которых было два класса церковноприходской школы, но для которых матерное слово было столь же противоестественно, как лень или плохая работа; в то же время мне известны матерящиеся студенты, инженеры и врачи. (12)Основная среда формирования привычного сквернословия — семья, основная причина — культурный вакуум, царящий в ней. (13)Поэтому сквернословие так устойчиво: ребенок, который ежедневно слышит, как его родители «ласкают» друг друга забористым словом, почти наверняка вырастет «матерноговорящим» и передаст эту привычку своим детям.

(14)Широко распространено так называемое аффективное сквернословие. (15)Оно связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова или поведение других людей, даже на собственные действия.

(16) Еще одно из проявлений сквернословия — намеренный эпатаж, вызов обществу, потуги разрушить общепринятые правила приличия. (17)Диапазон этой разновидности мата весьма широк — от надписей на заборах и в туалетах до манерно-циничных выступлений некоторых представителей интеллигенции и, так сказать, произведений искусства — книг, кинофильмов, спектаклей. (18)Да, в текстах великой русской литературы немало строк и строчек, где соответствующие слова даже в академических изданиях стыдливо заменялись отточиями. (19)Но разве есть что-нибудь общее между ними и матом в угоду моде, для создания ореола скабрезной скандальности или просто потому, что иначе говорить не умеют?

(20)Мат — это, увы, объективная суровая реальность. (21)Отчетливо осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию? (22)Вряд ли. (23)Ведь сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действует на самого человека: мат как бы становится частью его менталитета. (24)Человек начинает смотреть на мир сквозь сетку, узлы которой связаны из матерных слов, и мир этот удручающе примитивен, поскольку все многообразие жизни низводится в нем до простейших отправлений.

(25)Нет и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия. (26)Ясно мне: это возможно только при значительном повышении культурного уровня как общества, так и отдельного человека. (27)Не нужно тешить себя иллюзиями: спившегося люмпена никто не научит говорить на другом языке. (28)Но многое можно сделать в микроколлективе: в классе, студенческой аудитории и особенно в семье. (29)Давайте будем нетерпимы к сквернословию — наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет. (По С. Виноградову)

8. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Сквернословие в нынешнее время стало практически языковой нормой для всех социальных слоев населения.

2) Сквернословие напрямую связано с низким уровнем образования.

3) Истоки этого негативного речевого явления — семья.

4) Нетерпимое отношение к сквернословию, значительное повышение культурного уровня как общества, так и отдельного человека может излечить общество от этого языкового явления.

9. Укажите вариант ответа, в котором указаны все типы речи, использованные в предложениях 16-24.

1) описание

2) повествование и описание

3) рассуждение

4) рассуждение и повествование

10. Определите стиль речи данного текста. Аргументируйте свой ответ.

Контрольная работа по теме «Язык и речь»

Вариант 2

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Долгое время считалось, что египетские пирамиды строили рабы, но совсем недавно, <…> этим утверждениям, ученые выяснили, что возведение пирамид отнюдь не ложилось тяжким бременем на плечи рабов и беднейших слоев населения. (2) Труд на каменоломнях и транспортировке огромных каменных блоков был, несомненно, чрезвычайно тяжелым, но за него платили деньги, а если учесть, что строительство велось во времена разлива Нила, когда крестьянам было нечего делать, то такую работу можно считать благом: она не давала людям умереть с голода. (3) Причем крестьян использовали в основном на транспортировке камня, а собственно сооружением пирамид занимались несколько тысяч профессиональных строителей.

1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) При сооружении пирамид, помогая профессиональным строителям, крестьяне занимались транспортировкой камня, потому что эта работа не давала им умереть от голода и велась в удобное для них время.

2) Строительство пирамид было непосильным бременем для беднейших слоев населения.

3) Пирамиды сооружались во время разлива Нила, когда прекращались сельскохозяйственные работы.

4) Когда разливался Нил, крестьянам нечего было делать, и, чтобы не умереть с голода, они вынуждены были против своей воли идти в каменоломни, заниматься транспортировкой камня.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Благодаря/ согласно/ вопреки/ в связи с/ в соответствии с

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАБОТА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РАБОТА, -ы, ж. 

1) Нахождение в действии; процесс превращения одного вида энергии в другой. Бесперебойная р. машины.

2) Занятие, труд, деятельность. Умственная р. Провести большую работу.

3) Служба, занятие в каком-н. предприятии, учреждении как источник заработка. Выйти на работу.

4) Производственная деятельность по созданию, обработке чего-н. Сельскохозяйственные р.

5) Продукт труда, готовое изделие. Печатные р.

6) Материал, подлежащий обработке, находящийся в процессе изготовления. Раздать всем работу.

4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

столЯр/ диспансЕр/ дОкрасна/ созданА/ исключАт

5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ЕДИНИЧНЫЙ случай в эксперименте не подтверждает гипотезу.

ВРАЖДЕБНАЯ оборона была сломлена, и войска вошли в город.

ВЕЧНОЙ красою сияет природа и удивляет нас своим величием.

ВОЕННАЯ промышленность страны очень развита.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ мастерство актера достойно восхищения.  

6. В одном из данных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

к обоим ботинкам/ к пятому марту/ семисот двадцати/ килограмм помидоров/ в две тысячи шестнадцатом

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1 Самолет, подмигивавший Земле яркими огоньками, идет на посадку.

Б нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2 Волны шумят, ударяясь о скалы.

В нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3 Только тренируясь систематически и целеустремленно, достигается успех в спорте.

Г нарушение в построении предложения с косвенной речью

4 Статья была опубликована в газете «Аргументах и фактах»

Д неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5 Как часто повторяют японцы, что «жизнь не зрелище и не праздник, жизнь – трудное занятие».

6 В этот день мальчик рано вернулся со школы.

7 Те, кто читали эту книгу, были в восторге от нее.

8 Новым видом преступлений, получившим распространение в виртуальном мире, стал сбор информации.

9 Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась.

Прочитайте текст и выполните задания 8-10

(1)Вот это да! (2)Оказывается, звуки музыкальной трубы, нежные или скрипуче-грубые, зимой замерзают. (3)А когда приходит тепло — оттаивают! (4)И тогда сам воздух становится музыкой. (5)Или какофонией — это уже смотря по тому, кто играл на той самой волшебной трубе.

(6)Вы вспомнили наверняка, что это необыкновенное явление подметил писатель Распе в своей книге о приключениях барона Мюнхаузена. (7)Таким своеобразным образом он хотел, наверное, напомнить нам о том, что ничто человеческое не исчезает бесследно. (8)Даже звук. (9)А слово? (10)«Видишь воздух: анфас сонмы тех, кто губою наследил в нём до нас». (11)Уже не фантаст— поэт утверждает, что окружающая нас атмосфера ещё до нас напоена звуками речи. (12)Воздух живой, шевелится от слов.

(13)Мы, обыкновенные люди, не фантазёры и не поэты, тоже знаем, что слова, как звуки той музыкальной трубы, могут быть нежными или скрипуче-грубыми. (14)Могут заставить тебя оттаять или надолго, если не навсегда, замерзнуть. (15)Воодушевить или пригнуть к земле. (16)Пробуждать чувства добрые или взывать к самым низменным.

(17)Вот новая телевизионная реклама известного магазина. (18)Шустрый продавец подбегает к стоящему в раздумье покупателю: «Что ты паришься? Что ты паришься? Париться надо на парах!» (19)Это фамильярно-развязное «ты», это слетевшее с нар «париться» вместо «раздумывать», «переживать»... (20)А ведь давно замечено: реклама наша рекламирует не столько товар, сколько образ жизни. (21)Мама сердито тащит к подъезду упирающегося, зареванного мальчишку лет шести. (22)Он что-то канючит сквозь слёзы: то ли прервана какая-то интересная ему игра, то ли он хочет вернуться в магазин, где не ему куплена поразившая его воображение игрушка. (23)Мама, взяв себя в руки, садится перед малышом на корточки, что-то терпеливо объясняет, уговаривает, просит. (24)Но слёзы всё равно льются. (25)И женщина резко выпрямляется: «Убить тебя мало!»

(26)Страшно. (27)Если вдуматься. (28)Но ведь мы не вдумываемся, часто так говорим! (29)По пустячному поводу. (ЗО)Как присказка «Убить мало!» (31)А что не мало, что больше-то? (32)Повесить? (ЗЗ)Четвертовать? (34)Посадить на кол?

(35)А часто ли сегодня звучат слова «гуманный», «почтительный», «чувствительный», «деликатный»? (З6)Они, будто звуки той волшебной трубы, замерзли. (37)И оттают ли? (38)Вместо «гуманный» не раз читала презрительное «гуманоиды». (39)Вместо «чувствительный» — насмешливое «чуйствительный». (40)«Деликатный», «деликатность» вообще впору заносить в словари с пометкой «вышедшие из употребления». (41)Как и само понятие «деликатность». (42)В ходу другие эпитеты: «элитарный»,  «культовый»,   «престижный»,   «знаковый»,   «звездный».

(43)Да что там — просто «гениальный». (44)Особенно на эстраде — одни гении.

(45)Потеряли, зачем-то придав ему чисто идеологический смысл, такое доброе, ёмкое слово «товарищ». (46)И строки поэта, известные миллионам; «Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья....» — что, уже анахронизм?

(47)Специалисты справедливо воюют со словами-паразитами в нашей речи. (48)Со старым «значит» через каждый звук. (49)Со свежим — «типа того», новейшим «как бы», употребляемым по большей части не к месту. (50)Но в нашей речи есть слова-паразиты не только с лингвистической — с социальной, нравственной, да и просто человеческой точки зрения. (51)Как бы хотелось от них избавиться. (52)А то, не ровен час, выродимся и в самом деле в неких «гуманоидов». (53)Хочется, чтобы мы все были более чуткими к слову. (54)Будем чуткими к слову, научимся быть чуткими к человеку. (55)Или не так? (По И. Руденко)

8. Какое утверждение соответствует содержанию текста?

1) В нашей речи именно с лингвистической точки зрения очень много слов-паразитов, которые вызывают агрессию в окружающих.

2) Слово «товарищ» перешло в разряд архаизмов из-за идеологического смысла.

3) Слова обладают как разрушительной, так и воскрешающей силой.

4) Наша речь вряд ли станет деликатнее от чуткого отношения к окружающим.

9. Укажите вариант ответа, в котором указаны все типы речи, использованные в предложениях 21-34

1) описание

2) повествование и описание

3) рассуждение

4) все типы речи

10. Определите стиль речи данного текста. Аргументируйте свой ответ.



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Грамматические нормы»

Вариант 1

1. Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления. Напишите исправленные словосочетания (СС)

      1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились.

2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления? Напишите в исправленном виде.
      а) поражаться — кому? чему?
      б) восхищаться — кем? чем?
      в) возмущаться — кем? чем?
      г) удивляться — на кого? что?

3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления? Напишите в исправленном виде.
      а) отзыв — на что?
      б) вера — во что?
      в) рецензия — на что?
      г) уверенность — в чем?

4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления? Напишите в исправленном виде.
      а) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
      б) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
      в) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
      г) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.

5. Найдите варианты неправильного употребления падежных форм. Напишите словосочетания в исправленном виде.
      а) Девочка очень бережно относилась с книгами.
      б) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
      в) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
      г) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.

6. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа? Напишите это СС

      а) поздравить (награда)
      б) уклониться (ответ)
      в) разочароваться (профессия)
      г) убедиться (правота)

Вариант 2

1. Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления. Напишите исправленные словосочетания (СС)

      6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.

2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления? Напишите в исправленном виде.
      а) рад — кому? чему?
      б) обеспокоен — кем? чем?
      в) доволен — за кого? что?
      г) спокоен — за кого? что?

3. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления? Напишите в исправленном виде.
      а) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
      б) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
      в) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
      г) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.

4. Найдите варианты неправильного употребления падежных форм. Напишите словосочетания в исправленном виде.
      а) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
      б) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
      в) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
      г) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

5. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа? Напишите это СС

      а) препятствовать (развитие)
      б) примириться (недостатки)
      в) отчитаться (работа)
      г) приветствовать (победители)

6. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки? Напишите СС с этими предлогами

      а) родительного падежа
      б) винительного падежа
      в) дательного падежа
      г) творительного падежа



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по теме «Стили и типы речи»

Вариант 1

1.Определите стиль речи.

Зарождение этого стиля относится к XVI веку, В России оно связано с памфлетами Ивана Пересветова, перепиской царя Ивана IV с князем Курбским. Дальнейшее развитие он получил в XVIII веке в творчестве Н.И. Новикова, А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина. Окончательно сформировался стиль в России в XIX веке, немалую роль в этом сыграли В.Г. Белинский, А И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.

2. Укажите особенность, не характерную для научного стиля

Насыщенность терминами, которая составляет 15-20% всей лексики/ использование речевых штампов, клише/ преобладание абстрактной лексики/ преимущественное употребление существительных вместо глаголов.

3. Какие жанры не относятся к публицистическому стилю

Интервью/ устные выступления/ юмористические рассказы/ репортажи/ очерки/ повести

4. Выберите правильное определение Стилистика – это

наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения/ наука, изучающая словарный состав язык/ наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста.

5. Назовите стиль по его особенностям

Наиболее общими особенностями лексики этого стиля является употребление слов в их прямом значении, отсутствие образных средств, широкое использование абстрактной лексики и терминологии.

6. Определите стиль речи и тип текста данного отрывка. Аргументируйте свой ответ.

Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности.

Вариант 2

1.Определите стиль речи.

Этот стиль считают вершиной литературного языка. Важной чертой этого стиля является индивидуальность слога. Точность, ясность, выразительность, обилие художественно-изобразительных средств языка – всё это присуще стилю.

2. Укажите особенность, не характерную для публицистического стиля

Лаконичность изложения при информативной насыщенности/ доходчивость изложения/ эмоциональность, обобщенность/ экспрессивность, отсутствие предварительного обдумывания.

3. Какие жанры не относятся к художественному стилю

Ода/ роман/ репортаж/ рассказ/ элегия/ очерк

4. Выберите правильное определение Научный стиль – это стиль

газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе/ научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности/ художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.

5. Назовите стиль по его синтаксическим особенностям

В этом стиле часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения. Для синтаксиса этого стиля характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

6. Определите стиль речи и тип текста данного отрывка. Аргументируйте свой ответ.

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь!

Вариант 3

1.Определите стиль речи.

В России он начал складываться в первые десятилетия XVIII века, значительную роль в его формировании сыграли М.В. Ломоносов и его ученики. Но окончательно этот стиль сложился во II половине XIX века.

2. Укажите особенность, не характерную для научного стиля

Логическая последовательность изложения/ однозначность, точность, сжатость при информативной насыщенности содержания/ конкретность, бесстрастность, объективность высказывания/ стандартное расположение материала, обязательность формы.

3. Какие жанры не относятся к научному стилю

Научная статья/ доклад/ репортаж/ диссертация/ очерк/ лекция

4. Выберите правильное определение Публицистический стиль – это стиль 

художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение/ научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества/ общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.    

5. Назовите стиль по его синтаксическим особенностям

Особые обороты речи типа по опыту, по Ломоносову; использование слова далее в функции вводного слова: Далее, это явление хорошо заметно…; использование слов данный, известный, соответствующий в качестве средства связи; употребление сложных предложений, особенно сложноподчиненных.

6. Определите стиль речи и тип текста данного отрывка. Аргументируйте свой ответ.

Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?.. Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим. Человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших! Он умер, пораженный в самом цвете лет, в разгар сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Контрольно - измерительные материалы. 9 класс. Контрольные вопросы за I четверть

Контрольные вопросы по теме "Изобразительный язык и эмоционально - ценностное содержание синтетических искусств" 9класс,  I четверть....

Контрольно-измерительные материалы для проведения дифференцированного зачета по МДК. 03.01. «Эксплуатация контрольно-кассовой техники».

Контрольно-измерительные материалы для проведения дифференцированного зачета по МДК. 03.01. «Эксплуатация контрольно-кассовой техники». Дифференцированный зачёт в форме игры....

Контрольно - измерительные материалы (Итоговая контрольная работа по географии 5-9 класс )

В своей педагогической деятельности  я использую тесты для проверки знаний учащихся....

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов контрольной работы за 1 четверть по математике для 5 класса (ФГОС)

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 5 класса федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования з...

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов контрольной работы за 1 четверть по математике для 6 класса (ФГОС)

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 6 классов федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования ...

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное» с использованием краеведческого материалы.

Федеральный государственный стандарт представляет собой единство требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, осуществляемое в соответствии с заданным...