Дидактические карточки по русскому языку
тренажёр по русскому языку (5 класс) на тему

Матисон Елена Николаевна

Дидактические карточки по теме "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных" для индивидуальной работы с обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon myagkiy_znak_na_kontse_sushch._posle_shipyashchih.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мягкий знак в конце сущ. после шипящих.

  Задание 1.

  Напиши слова в два столбика. В 1-й напиши слова, в которых мягкий знак указывает на мягкость согласных. Во 2-й – те слова, в которых мягкий знак стоит после шипящих. В существительных какого рода после шипящих пишется мягкий знак?

  Дочь, дверь, медаль, степь, лебедь, печь, молодежь, морковь, картофель, мощь, упряжь, брошь, связь, чушь, глушь, роскошь, ложь, прорубь, кровать, скатерть, мелочь.

 Задание 2.

 Напиши слова в два столбика. В 1-й – слова с твердым шипящим на конце, а во 2-й – с мягким шипящим на конце.

 Грош, душ, сыч, муж, лещ, гараж, мяч, блиндаж, плащ, меч, ковш, мякиш, богач, силач, луч, рубеж, стаж, падеж, крепыш, тягач, хвощ.

 

 Задание 3.

 Напиши слова в единственном числе в таком порядке: 1) рыбы;       2) птицы;) 3) растения; 4) животные; 5) помещения; 6) посуда.

 Стрижи, ерши, чижи, ножи, ковши, камыши, ландыши, моржи, гаражи, ежи, блиндажи, лещи.

 Задание 4.

 Спиши близкие по значению слова. Обозначь род имен существительных с шипящими на конце слова.

 Неправда – ложь, граница – рубеж, соревнование – матч, трепет – дрожь, ерунда – чушь, команда – экипаж, сила – мощь, призыв – клич, здоровяк – крепыш.

 Задание 5.

 Спиши, вставляя нужные слова с шипящей на конце.

 1) Колосится золотистая … . 2) Мой отец много лет работает на заводе. У него большой … работы.  3) Именительный … - это начальная форма имени существительного. 4) … - хороший строительный материал. 5) Холодный … полезен всем. 6) Лесной … внесен в Красную книгу.

 Задание 6.

 Замени одним словом и напиши. Какого рода эти имена существительные? Как их надо писать?

 1) Человек, который играет на трубе. 2) Человек, который выступает в цирке. 3) Очень сильный человек. 4) Человек, который играет на скрипке.  5) Житель Москвы. 6) Помещение, где стоят автомобили. 7) Колючее животное. 8) Место, где купаются и загорают. 9) Известный музей картин в Санкт-Петербурге. 10) Крупное морское северное животное с усатой мордой.  

 Задание 7.

 Напиши  по 3 имени существительных, оканчивающихся на:

                 ч                                                             чь

               ж                                                             жь

Задание 8.

 Определите род имен существительных. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните ь. Обозначьте род существительных с ь: полночь (ж. р.).

 Верный товари…, скорая помо…, новый пла…, темная нош…, красный кирпи…, вкусный бор…, дорогая ве…, лесная глу…, железный обру…, ночная ти…, летучая мы…, глозной вра... .

 Задание 9.

 Составьте предложения из данных слов. Напишите предложения. Где нужно, поставьте мягкий знак.

  1) по, малыш(?), берегу, бегал, реки.

  2) холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.

  3) на, веселилась, площадке, молодеж(?).

  4) плащ(?), от, защитил, дождя, меня.

  5) отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

 Задание 10.

 Напишите предложения во множественном и в единственном числе.      

 Укажите род.

 Скрипачи – скрипач (м. р.), ночи, мячи, товарищи, мыши, борщи, лещи, чижи, ключи, ножи.

 Задание 11.

 Спишите, вставляя подходящие по смыслу существительные  

 С шипящими на конце. Укажите род.

 Возьми… и отопри дверь. Принеси дров и затопи… . Дети играли в… .

 Всю… ночь выла вьюга. Сад охраняет… . В … кладут свёклу, капусту,      морковь, картофель.

 Задание 12.

 Спиши слова. Вставь, где это необходимо, мягкий знак.

 Стриж… , дрож… , падеж… , мяч… , лож… , экипаж…  , тиш… , ключ…

 Задание 13.

 Прочитайте слова. Спишите.  Определите род имён

 существительных.

 Мощь, нож, молодёжь, камыш, ёрш, ночь, скрипач, ландыш, грач, плач,

 вещь.

 Задание 14.

 Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, объясните написание.  

 Распределите слова в две группы.

 Сторож… , ветош…, помощ… , глу…, тиш… , сыч…, обруч… , гуаш… , ключ… , мощ… , корж… , дич… , полноч… , дрож… , клич… , чертёж… .

 Задание 15.

 Впишите, где нужно, мягкий знак в слова.

 Дич… , ноч…, луч… , полноч… , гореч… , роскош… , молодёж… ,

 калач… , помощ… , дрож… , сторож… , тиш… , этаж… .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь

В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...

Дидактический матерал. Карточки по русскому языку.

Дидактический материал содержит карточки для индивидуальной работы по русскому языку ....

Дидактические карточки по немецкому языку для 5-7 классов

Карточки для использования на уроках немецкого языка помогут учащимся закрепить лексику и грамматику...

Дидактический материал по русскому языку (карточки)

Дидактический материал по русскому языку (карточки)...

разноуровневые дидактические карточки по русскому языку

Разноуровневые дидактические карточки составлены для 3 групп учащихся по русскому языку для 5-7 классов по темам,  разработана система оценивания по баллам....

Дидактические карточки по русскому языку 3 класс

Дидактические карточки по русскому языку предназначены для отработки материала по темам программы "Школа России".  Можно использовать для дифференцированной работы на уроках, для органи...