Дидактический материал по русскому языку (карточки)
картотека по русскому языку (7 класс)

Клементьева Надежда Николаевна

Дидактический материал по русскому языку (карточки)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Карточки по русскому языку 190.53 КБ

Предварительный просмотр:

КЛЕМЕНТЬЕВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНАhttps://img1.wbstatic.net/big/new/3050000/3053429-1.jpg

Дидактический материал «Карточки для индивидуальной работы на уроках русского языка по обобщению тем: «Причастие. Деепричастие. 7 класс» содержит карточки-задания, предназначенные для использования в работе с учащимися 7 класса на уроках русского языка. Данный материал подобран в соответствии со структурой  и содержанием учебника русского языка для 7 класса под редакцией Ладыженской Т. А., Тростенцовой Л. А., однако может  быть использован и при работе по другим учебникам русского языка, входящим в Федеральный перечень.  

В 7 классе изучаются такие темы, как «Причастие», «Деепричастие», «Причастные и деепричастные обороты», «Правописание причастий». Они  являются   сложными для усвоения учащимися, знания по данным разделам проверяются как во время ОГЭ в 9 классе, так и во время ЕГЭ в 11 классе.  Для того чтобы усвоить,  закрепить и обобщить знания по данным темам, можно использовать предлагаемые карточки.  При выполнении заданий учащиеся 7 класса   смогут сформировать практические умения находить причастия и деепричастия, причастные и деепричастные обороты, ставить знаки препинания при них, а также проверять орфографические  навыки.

Карточка № 1

         Спишите. Найдите причастия, обозначьте в них суффиксы, объясните правописание, определите разряд, укажите  время. Графически объясните постановку знаков препинания при причастных оборотах.

       1. В 1849 году Михаил Александрович Бакунин  на стороне восставших участвовал в  Дрезденском восстании, был арестован, приговорен к смертной казни, замененной на пожизненное заключение.  2. После восьми лет тюрем Бакунин, сильно подорвавший здоровье, благодаря хлопотам родственников был отправлен на вечную каторгу в Сибирь.

   Карточка № 2

          Укажите номера предложений с причастным оборотом. Знаки препинания не расставлены.

  1. Успехи студента Н.И. Лобачевского  соревнующегося в своих занятиях с И.П. Симоновым неизменно вызывали одобрение профессоров.
  2. Выдержать гнёт церковно-полицейской системы  помогла только его обширная педагогическая, административная и исследовательская деятельность.
  3. На плоскости через точку  не лежащую на данной прямой  проходит более чем одна прямая не пересекающая данную.
  4. В 1846 г. Лобачевский оказался фактически отстраненным от работы в университете.
  5. Николай Иванович лишенный зрения не переставал приходить на экзамены на торжественные собрания присутствовал на ученых диспутах и не прекращал научных трудов.

Карточка № 3

         Найдите  и выпишите словосочетания «сущ.+ причастие». Укажите  главное слово.

          Праздничный вечер, научная проблема, успешная операция, по

разработанной методике, уникальные инструменты, принадлежавший

клинике, выполнявший функции, техническая неисправность, созданный

Федоровым, вернувшийся к делу, избранный членом академии,  выдвинувший кандидатуру,  плавающая по морю,  воплотивший в жизнь, выполнено мастерски, никто из читавших, подписанный псевдонимом.

Карточка № 4

        Спишите, вставляя пропущенные буквы и  расставляя недостающие знаки препинания. Графически выделите причастные обороты. Укажите вид, разряд и время причастий.

          Среди выявле(н,нн)ых и описа(н,нн)ых Владимиром Семеновичем  Голенищевым памятников была обнаруже(н,нн)а и переведе(н,нн)а еще одна находка мирового уровня – датиру…мый эпохой Среднего царства пр…крас…но сохранивш…йся папирус с текстом «Сказки о пот…рпевшем кораблекрушение» (первый в мировой литературе рассказ о моряке ра(з,с)бивш….ся корабля и таинстве(н,нн)ом острове; ныне — папирус Эрмитаж  1115). Эта находка стала сенсацией на Международном конгре…е востоковедов в Берлине в августе 1881 года.

Карточка № 5

         Прочитайте предложения и выпишите выделенные слова с пропущенными Н или НН. Укажите, какой частью речи они являются. Графически объясните условия выбора.

  1. Карамзин разработал языковую реформу,  направле(н,нн)ую на сближение книжного языка с разговорной речью образова(н,нн)ого общества.
  2. Среди выявле(н,нн)ых и описа(н,нн)ых Владимиром Семеновичем  Голенищевым памятников была обнаруже(н,нн)а и переведе(н,нн)а еще одна находка мирового уровня…
  3. В 1849 году  Михаил Александрович Бакунин  на стороне восставших участвовал в  Дрезденском восстании, был арестова(н,нн), приговоре(н,нн) к смертной казни, замене(н,нн)ой на пожизне(н,нн)ое заключение.
  4. Гагарин любил стихи, хорошо знал Пушкина, а также поэзию, связа(н,нн)ую с войной.
  5. Первые в СССР искусстве(н,нн)ые хрусталики, изготовле(н,нн)ые по заказу Святослава Фёдорова передовиком производства С.Я. Мильманом из пластмассы, впоследствии были имплантирова(н,нн)ы кроликам. 

Карточка № 6

        Укажите предложения со страдательными причастиями.

  1. В это время дела родителей Пафнутия  Чебышёва из-за голода, охватившего в 1840 году значительную часть России, пришли в расстройство, и семья больше не могла материально поддерживать своего сына.
  2. В 1851 году появился знаменитый  мемуар Чебышёва «Об определении числа простых чисел, не превосходящих данной величины».
  3. В ней он провёл глубокий анализ сходимости рядов, зависящих от простых чисел.
  4. В статье «О средних величинах» (1866 год) было впервые доказано «неравенство Чебышёва», позднее усиленное Марковым.
  5. Заслуги Чебышёва оценены были учёным миром достойным образом. 

Карточка № 7

В каком ряду все слова являются причастиями?

А) перевернувший, посидевший, невпопад, единственный;

Б) перепрыгнувший, решаемый, открывает, несчастный;

В) гонимый, затемнена, нагретая, назначено;

Г) разделенный, держащий, расстался, увлеченно.

Карточка № 8

          Сколько причастий в двух приведенных предложениях?

1. Илья Мечников переехал в Париж, где ему была предоставлена лаборатория в институте, созданном французским ученым Луи Пастером, ставшем центром передовой медицинской науки. 2. Там  им были сделаны важные наблюдения, касающиеся не только чумы, но и туберкулёза.

А) 2                  Б)  3                       В) 4                        Г) 5

        Карточка № 9

 Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите деепричастные обороты. Укажите вид данных деепричастий.

1. Окончив морское кадетское училище  Даль В.И. служил мичманом но позже был повышен в чине.

2. Даль услышав это слово поинтересовался что оно означает.

3. Андрей Дмитриевич  Сахаров не посещал школу несколько лет  обучаясь до седьмого класса в домашних условиях.

4. Осознав опасность глобальной ядерной войны  Сахаров изменяет свою жизнь  начинает бороться за организацию контроля над ядерным вооружением.

5. Выбрав для себя цель Юрий Гагарин поступательно шел к ней и никогда не снижал требований к себе.

Карточка №10

Спишите, вставляя пропущенную букву, и объясните графически написание.

        Се…вшийся дождь, стро…вшийся дом, увид…вший ребят, та…щего снега, невид…мый самолёт, (не)распустившийся цветок, пен…щиеся волны, колебл…мые ветром, сверкающ…го снега, в стел…щемся тумане.

Карточка № 11

Спишите, раскрывая скобки, объясните графически написание «не» с различными частями речи.

(Не)порученное (ни)кому дело (не)тронется с места. 2) Если поле (не)вспахано, амбар будет пустовать; если книга (не)прочитана, знаний (не)прибавится. 3) (Не)дочитанная книга – что (не)пройденный путь. 4) (не)засеянное поле (не)зеленеет.

Карточка № 12

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните выбор орфограммы.

Дли…ая деревенская улица совсем пусты…а. Стены одних домов выкраше…ы масля…ой краской, другие побеле…ы гашё…ой известью. Повсюду сады. Удивитель…о прекрас…ы они в своём весе…ем цветении. Не умолкая ни на минуту, гремит пчели…ый оркестр. Ночью слышится соловьи…ое пение, в тума…ом небе светит одинокая луна. На яблонях в лу…ом сете матовой белизной отливают антоновки. Их медовый запах смешивается с ароматом скоше…ой травы.

Карточка № 13

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните условие выбора.

Стро…вший, се…вший, увид…вший, ве…вший, высме…вший, ре…вший, замет…вший, огорош…вший, наде…вшийся, раска…вшийся, раста…вший, слыш…вший, прав…вший, обид…вший, направ…вший, постро…вший, ужал…вший, ла…вший, отта…вший, завис…вший, ненавид…вший, встрет…вший, отча…вшийся, зажмур…вшийся.

Карточка № 14

Спишите, вставляя пропущенные буквы.  Над действительными причастиями подпишите д., над страдательными – с. Выделите суффиксы причастий.

Действующие лица, распилен..ый мальч..ком брусок, уважа..мый всеми человек, бл..стящий пол, покрытый лаком п..ркет, кол..щие и реж..щие предметы, обг..ревший на со..нце юн..ша, ведомый кем(то), завёрнутый в п..лёнку, прикле..нный листок, к..сающийся каждого, реша..мая задача, оберега..мый родителями, стро..щееся здание, бре..щий лицо, сокращ..нный день, скач..нная игра, раста..вшие снега.

Карточка № 15

          Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.  Подчеркните причастия как члены предложения. Рядом с причастием укажите глагол, от которого оно образовано. Разберите выделенные слова по составу.

            В 1915 году Николай Вавилов начал занимат(?)ся изучением иммунитета р…стений. Первые опыты он пров…дил в питомниках развёрнутых совместно с профессором С.И. Жегаловым. Из-за дефекта зрения получе(н,нн)ого  от травмы в детстве, Вавилов был освобождё(н,нн ) от вое(н,нн)ой службы  но в 1916 году его привл…кли в качестве консультанта по вопросу массового заболевания солдат русской армии в Персии. Он выяснил причину заболевания, указав на то, что в мес…ную муку поп…дают ч…стицы семян плевела оп…яняющего, а с ним грибок вырабатывающий алкалоид темулин – вещество, способное вызвать серьёзное отравление с возможным летальным исходом.

Карточка № 16

 Спишите, вставляя пропущенные буквы и  расставляя необходимые знаки препинания. Графически выделите  деепричастные обороты. Проведите морфологический разбор одного  деепричастия.

          Одоевский Владимир Фёдорович р…дился 11 августа 1804 году в Москве в семье одной из старших ветвей Рюриковичей. Отец Фёдор Сергеевич долгое время пр…бывал на должности д…ректора Московского отделения Государственного банка. Ум…р он, когда Владимиру Фёдоровичу было четыре года. Оставшись сиротой в ра(н,нн)ем возр…сте Владимир воспит…вался в доме опекуна, двоюродного дяди по отцовской линии, генерала Д.А. Закревского. Подводя итог под своими литературными занятиями Одоевский выпустил сборник философских эссе и ра…казов под общим названием «Русские ночи».

         Карточка №  17

        В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

        Окончив морское кадетское училище(1) Даль В.И. служил мичманом (2)но в дальнейшем он поступил в университет на медицинский факультет(3) получив специальность хирурга-офтальмолога.

а) 1,2,3                               б) 1,2                                в) 2,3

Карточка № 18

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

         В мае 1789 года Николай Михайлович Карамзин уехал за границу (1) и до сентября 1790 года путешествовал по Европе(2) посетив Германию(3) Швейцарию(4) Францию и Англию.

а) 1,2,3                 б) 2,3,4                  в) 1,3,4

Карточка № 19

         Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие  знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.

           Ж..знь Ломоносова в родном доме делалась (не)выносимой наполне(н,нн)ой постоя(н,нн)ыми (с,сс)орами с мачехой. Особенно ожесточ..ла мачеху страсть Ломоносова к книгам. Узнав что отец хоч…т  женить его Михаил Васильевич решил  (з, с)бежать в Москву. Чтобы и(з,с)бежать свадьбы, Михаил Васильевич пр…творился больным, и свадьбу пр..шлось отл…жить. Путешествие в Москву выглядело как бегство, поскольку буд…щий учёный покинул дом ночью, тайно, ни(с) кем не простившись. Долгое время его считали беглым. Отправился он пешком  нагнав к..р…ван лишь на третий день  и упросил рыбаков ра(з, с)решить ему идти вместе с ними. В начале января 1731 года Ломоносов пр…был в Москву.

Карточка № 20

        Спишите,  расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты. Проведите морфологический разбор одного деепричастия.

        Николай Михайлович Карамзин принадлежал к дворянскому роду  ведущему свое происхождение от татарского мурзы, по имени Кара-Мурза. Детские годы Карамзин провел в усадьбе отца обучаясь в Симбирске в дворянском пансионе Пьера Фовеля. В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Иоганна Шадена параллельно посещая занятия в Московском университете. В мае 1789 года Николай Михайлович уехал за границу и до сентября 1790 года путешествовал по Европе посетив Германию  Швейцарию Францию и Англию.

Карточка № 21

          Спишите,  расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты. Проведите морфологический разбор одного причастия и  деепричастия.

          Карамзин разработал языковую реформу направленную на сближение книжного языка с разговорной речью образованного общества. Ограничивая употребление славянизмов  широко используя языковые заимствования и кальки с европейских языков (по преимуществу с французского) вводя новые слова Карамзин создал новый литературный слог. Благодаря Карамзину русская словесность пополнилась новыми словами, в том числе появились «достопримечательность»  «благотворительность»  «промышленность»  «влюбленность».

Карточка № 22

                Спишите, вставляя пропущенные буквы и  расставляя недостающие  знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты. Проведите морфологический разбор одного причастия и  деепричастия.

        Занимаясь этой работой Владимир Семенович Голенищев, м..л…дой и…ледователь,  (з,с)делал открытие пр…славивш…е его как египтолога. В 1876 году в Германии вышла статья Голенищева написа(н,нн)ая по итогам его выступления на Международном конгре…е востоковедов в Петербург…  посвяще(н,нн)ого содержанию найде(н,нн)ого им папируса. Доклад имел больш…й успех и пр…влек внимание к м…л…дому уче(н,нн)ому. Наряду с иероглификой и арабским, Голенищева пр.влекали также тексты каппадокийских табличек  купле(н,нн)ых им по случаю в Константинополе. Сведения получе(н,нн)ые в ходе путешествий  предпринятых Голенищевым оформлялись им не только в виде отчетов, во многих зарубежных египтологических журналах публиковались его статьи  посвяще(н,нн)ые и…ледованиям того или иного памятника. Его работы выходили в Париж…, Каир…, Берлин…, Лейпциг…

Карточка № 23

         Спишите,  расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты. Выполните разборы.

         Изучив  теоретические основы  Ростислав Евгеньевич Алексеев   разработал проект катера на подводных крыльях.(4)  Вернувшись в Горький  инструктор взялся за разработку дипломного проекта по совершенно новой тогда теме крылатых кораблей. На защите проходившей(2)  7 октября 1941 года в одной из больших аудиторий института с зашторенными(3) для светомаскировки окнами присутствовал только узкий круг специалистов. Но даже они увидев изображенное на чертежах судно, были поражены – такого многовековая история кораблестроения ещё не знала.

Карточка № 24

       Спишите, вставляя пропущенные буквы и  расставляя недостающие знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты. Проведите морфологический разбор одного  причастия и деепричастия.

        В 1970 году Алфёров Жорес Иванович защитил докторскую диссертацию обобщив новый этап и….ледований гетеропереходов в полупроводниках  и получил степень доктора (физико)математических наук. В его лаборатори… работали с лазерами  уже в 1970 году там создали первые в мире солнеч(?)ные батареи которыми оснащ…ли спутники и конкретно орбитальную станцию «Мир».   В 2000 году Алфёров совместно с Крёмером получает Нобелевскую премию «За ра…работку полупроводниковых гетероструктур  используемых в высокочастотных схемах и оптоэлектронике».

Карточка № 25

         Спишите, вставляя пропущенные буквы и  расставляя недостающие знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты. Проведите морфологический разбор одного  причастия и деепричастия.

          Став режи….ером  Константин Сергеевич  Станиславский продолжал актерскую деятельность вследствие чего п…лучил возможность п…смотреть (на)сцену (под)различными углами зрения. Постоянно эксп…риментируя  он стремился добит(?)ся естественности своего поведения  (на)сцене. Уд…валось ему это далеко не всегда, однако публика бол(?)шей част(?)ю была д…вольна игрой Станиславского. 21 июня 1897 Константин Сергеевич п…лучил п…слание (от) извес…ного театрального педагога и дра..атурга Владимира Немировича-Данченко. (В) нем содержалось предл…жение  (о)встрече которое и состоялось на следу…щий день в извес…ном (в) то время ресторан… «Славянский базар». Во время разговора Владимир Иванович п…ведал м…л…дому режи…еру свою мысль (об )основании принципиально нового театра созда(н,нн)ого на совершенно иных, чем обыч(?)но, художестве(н,нн)ых  организацио(н,нн)ых и эстетических принципах.

Карточка № 26

         Спишите, вставляя пропущенные буквы и  расставляя  недостающие знаки препинания. Надпишите, какими частями речи являются слова с пропущенными буквами.

          Согласно офиц…альной биографии Сергея Ивановича Щукина желание коллекционировать у него появилась в Париже, где он …делал свою первую покупку после приобретения особняка. Ра…продав хранивш…ся в доме це…ое оружие Щукин купил картину норвежского художника Таулова. Это было в далеком 1882 году. Таким образом,  было положе…о начало коллекции. Все свои покупки собиратель предпочитал делать в Париже. Через восемь лет он с помощью брата Ивана пр…обрел несколько полотен художников-импрессионистов. Щукин любил называть себя меценатом   поддерживающ…м (не)популярных на тот момент художников.

Карточка № 27

         Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания,  и проведите синтаксический разбор.

а) Карамзин восхвалял духовный мир человека оставляя без внимания физическую оболочку.

б) Карамзин разработал языковую реформу направленную на сближение книжного языка с разговорной речью образованного общества.

в) Ограничивая употребление славянизмов широко используя языковые заимствования и кальки с европейских языков  вводя новые слова  Карамзин создал новый литературный слог.

Карточка № 28

Спишите, раскрывая скобки. Графически объясните написание.

       (Не)теряя времени, (не)вмешивался в деятельность,(не)лежащую на данной прямой, проявивший дух (не)повиновения и (не)согласия, 

(не)оказывали  никакого давления, с (не)большим сектором, 

(не)оборудованное помещение, опороспособность её (не)велика, (не)отправленные вовремя  письма, (не)замеч...ые вовремя (не)достатки, была (не)окончена своевременно.

Карточка № 29

Найдите и исправьте предложение с грамматической ошибкой.

  1. Ивану  Михайловичу  Сеченову удалось создать крупную школу учёных, внёсших большой вклад в различные области физиологии.
  2. Из 250 сестёр милосердия, работавших в Севастополе, 17 погибли от ранений и болезней.
  3. В 1897 году Павлов опубликовал свой знаменитый труд –

«Лекции о работе главных пищеварительных желез», ставшие

настольным руководством физиологов всего мира.

  1.  Там он смог продолжить изучение предметов, интересовавших его больше всего.
  2. В 1937 году студент В.П. Демихов продал свой единственный костюм и на вырученные деньги купил серебряные пластины, из которых спроектировал и изготовил первое в мире искусственное сердце, которое позже было вживлено в собаку.

Карточка № 30

        Найдите и исправьте предложение с грамматической ошибкой.

  1. 1-я Камчатская экспедиция Беринга, отправленная Петром  I в 1725 году, должна была провести географическое исследование пределов России и составить карты этих мест.
  2. Экспедиция прошла пролив, названный потом Беринговым, и оказалась в Чукотском море.
  3. Осуществляя на него высадку, экспедиция направилась в юго-западном направлении, отмечая на карте встречающиеся острова.
  4. В июле 1728 года корабль отчалил от русского берега и взял курс на север, следуя по линии материка.
  5. Карты побережья и островов, составленные Берингом и его командой, были на редкость точными и впоследствии использовались мореплавателями и картографами Европы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку для 9 класса

IвариантОзнакомьтесь с предложениями, выполните задания. A.  Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.B....

дидактический материал по русскому языку для углублённого изучения предмета

задания для 5-7 классов разного уровня сложности, построены по принципу "от простого- к сложному"...

дидактический материал п русскому языку

Представлен дидактический материал на основе текстов УНТ и художественной литературы...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь

В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...