Исследовательская деятельность учащихся как средство формирования гражданственности, патриотизма и нравственно-духовных ценностей
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Коломиец Елена Викторовна

Описан опыт работы по вовлечению обучающихся к исследовательской деятельности по русскому языку и литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchihsya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность учащихся

как средство формирования гражданственности, патриотизма

и нравственно - духовных ценностей

           Патриотическое, нравственно-правовое и духовное воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития этих чувств. Наша основная задача – вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу. Именно учителя должны помочь формированию у учащихся реальных понятий добра и зла, высокой значимости нравственных ценностей, обратить сознание школьников к высоким идеалам, которые имели место в отечественной истории, и помочь им в создании самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России.

           У каждого учителя своя копилка педагогических методов, способных помочь в решении познавательных и воспитательных задач. Я хотела бы остановиться на одном из них.

           В настоящее время достаточно широкое распространение получила организация работы со школьниками, которые хотят заниматься учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельностью. Важность и необходимость такой работы в школе очевидна. В отличие от олимпиад (фактически деятельности для избранных) исследование – вид учебной работы, доступный более широкому кругу учащихся. В данном случае ученик просто выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением разрабатывает её в своё свободное время.

            Условно я выделяю в исследовательской работе 3 этапа:

  1. Реферативный. Он основан на изучении имеющихся работ на выбранную учащимися тему, знакомстве с разными точками зрения на этот вопрос. Этот этап наиболее подходит учащимся 5-6 классов. Роль учителя определяется  помощью в выборе темы, обучением работы с первоисточниками, контролем над выполнением заданий.

           Исследовательская работа учащихся на самом первом (реферативном) уровне

(5-6 класс) предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Тематика исследовательских работ при этом проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Желательно, чтобы в  начале круг тем, предлагаемых учащимся для исследования, был составлен учителем, так как он лучше знает особенности детей и круг их интересов, да и заинтересовать ребят той или иной тематикой ему проще.

         Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме и написанию сообщений и рефератов. Так, например, в 5 классе на уроках литературы изучаются мифы  народов разных стран, в том числе и славянские.

           Эта тема  заинтересовала моих учеников, и они захотели поподробнее узнать и изучить славянские мифы, культуру своих предков. Такую возможность могла дать исследовательская деятельность, которой решил заняться весь класс.

            Ребята разбились на творческие группы (по интересам, не более 4 – 5 групп в классе по 5 -6 человек), совместно с учителем каждая группа выбрала область исследования и определила сроки выполнения работы. Необходимо помнить, что все темы, предлагаемые учащимся учитель должен заранее проработать, составить план исследования, где понедельно расписано всё то, чем будут заниматься дети, и предложены формы отчетности.  Ребят надо познакомить с этим планом.  

             Первые исследовательские работы учащихся не должны быть долгосрочными (от 2-х до 4-х недель),  для ребят этого возраста очень важно, как можно скорее получить искомый результат. В процессе исследования творческие группы устно отчитывались перед классом о проделанной за каждую неделю работе, приносили черновые наброски глав, которые правились под руководством учителя, собирали иллюстративный материал. А по истечению срока ребята представляли свои исследования в форме альманахов, газет, рефератов. Обычно форма отчета выбирается учащимися.

           Уже стало традицией, что первые защиты-представления исследовательских работ у нас выливаются в уроки-праздники, подготовка к уроку-празднику включает в себя разработку учителем сценария данного мероприятия. Так как это не простой урок, а урок-отчет о проделанной работе, то сценарий делится на две части: презентацию исследования и собственно праздник  с конкурсами и  викторинами, приуроченными к теме исследования.  На такие мероприятия приглашаются родители, учителя и администрация школы. Ребята рассказывают самые интересные моменты своего исследования и представляют в жюри оформленные работы, после их оценивания объявляются победители и начинается праздник.

Такую форму отчета целесообразнее использовать только на первом этапе исследовательской работы, так как со временем возрастные особенности детей изменяются, они перерастают эту форму и урок-праздник становится им неинтересен.

           В 5-ом и 6-ом классах таким образом были изучены следующие темы: «Народный кукольный театр и его истоки», «Мифологические персонажи в русском фольклоре», «Что в имени тебе моем? Энциклопедия наших имен», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Православные и народные праздники», куда вошли разработки: «Праздники древних славян», «Широкая Масленица», «Мир накануне Рождества», «Светлое Христово Воскресение», «Троица», «Татьянин День», «Праздники других народов, прижившиеся в России», «Ты какого роду-племени? (работа над родословной)», «Семейная газета» и другие.

           Тематика этих работ даёт мне как учителю благодатный материал для разговора с ребятами о добре и зле, о наших исторических корнях и духовных ценностях. Часто к нашим исследованиям подключаются родители, иногда бабушки и дедушки, и тогда воспитательные моменты многократно усиливаются, ведь вся семья  объединяется одним интересным делом, где мнение каждого  значимо и весомо. А с какой гордостью ребята рассказывают о своих близких! Да и родители на собраниях говорят о необходимости таких работ, которые объединяют и сплачивают всех членов  семьи, несут так необходимый в наше время положительный эмоциональный заряд.

           В 5 классе после изучения сказок учащимся было предложено стать на время редакторами и выпустить свою небольшую газету «Сказочный мир». Стенные газеты ребят были такими красивыми и яркими, а восторженные рассказы о работе над их выпуском, о помощи родителей в  оформлении столь искренними, что я решила предложить ребятам делать ежемесячный выпуск семейной газеты на самые разные темы. Были выпущены газеты со следующей тематикой: «Мир сказок», «Мир басен», «Моя Родина», «Поколение», «Моя школа» и другие. Со временем и форма семейной газеты изменилась и стала напоминать настоящую. Содержание тоже расширяется и семейная газета переходит в классную, классная - в школьную, а школьная -  в интернет газету.

           Известно, что начальная школа много и продуктивно работает с родителями. При переходе в среднее звено данная традиция со временем ослабевает, а к старшим классам и вовсе пропадает, теряется…

Печально, ведь ощутимых, значимых результатов в воспитании и обучении можно достичь, только объединив усилия семьи и школы.

2 . Учебно-исследовательский этап (7-8 классы). Основное на этом этапе – практическая направленность исследования.

           Второй уровень   требует, помимо умения работать с первоисточниками, обязательного проведения какой-либо  практической деятельности: опросов, анкетирования, сбора фольклорных, этнографических и других материалов. Работа учителя на данном уровне сводится к направлению исследовательского интереса учащихся в нужное русло, помощи в составлении и проведении анкетирования и опроса , рекомендациям по отбору собранного материала.

           Многие из тем, выбранных на первом (реферативном) уровне, получили свое продолжение на втором (учебно-исследовательском), так как некоторые ребята решили продолжить разработку понравившихся тем.

Например, ученица 7 «А» класса Самсонова Анастасия в 5-6  классах собирала  материал по теме «Народный кукольный театр и его истоки», позже решила продолжить эту тему, добавив собственные наблюдения, зарисовки и интервью с актерами Самарского кукольного театра. Девочка работала в жюри международного фестиваля театров кукол городов-партнеров, который не первый год проводится в Самаре, и хотела поделиться своими впечатлениями. Многие куклы, иллюстрирующие исследование Анастасии, сшиты руками бабушки, мамы и самой девочки.

На этом этапе появляются и новые интересные для подростков темы. Так, семиклассница Вдовина Юлия провела исследование по вопросу употребления в речи школьников среднего и старшего звена жаргонных слов и выражений. С помощью учителя ею была разработана анкета и проведено анкетирование учащихся 7-11 классов, помогающее установить некоторые закономерности употребления арго в лексике среднего и старшего звена. Данная работа будет представлена на конференции «Первые шаги в науку».

На этом этапе мы часто проводим литературные гостиные, посиделки, тематические вечера, позволяющие лучше раскрыть творческий потенциал подростков, их желание самоутвердиться в коллективе.  Творческие группы становятся меньше (2-3 человека), что вполне объяснимо, так как, взрослея, ребята пытаются четче очертить не только круг  интересов и увлечений, но и границы своего общения.

3. Научно-исследовательский уровень. Здесь важна новизна в разработке темы, умение взглянуть на проблему по-новому, с неизвестной ранее стороны. Учитель становится наставником, требовательным оппонентом, помогающим ученику четко выстроить своё исследование, не отклониться от основной цели и сделать обобщающие выводы.

           Третий уровень (научно-исследовательский)  требует  значительных усилий и со стороны учащегося и со стороны педагога. На данном этапе исследовательской деятельности  значимы не только актуальность и практическая направленность выбранной темы, данное исследование должно содержать авторские выводы, логические умозаключения, собственные предложения и самостоятельные трактовки результатов. На третий этап выходят единицы ребят, поистине увлечённых исследовательской деятельностью, имеющих к данной работе устойчивый интерес. Работа с такими учащимися интересна и ответственна как для юного исследователя, так и для учителя, наблюдающего за духовным ростом своего воспитанника.

           Работы  учеников по теме «Ты какого роду-племени?» со временем переросли в интереснейшие детские исследования родословных, через которые они узнали не только много интересного о своих предках, но и по-другому смогли взглянуть на историю нашей Родины, отразившуюся самым невероятным образом в историях конкретных семей.

           Несколько учащихся из года в год в течение 5-ти лет дорабатывали свои родословные. И не напрасно, Работы Карпова Михаила, Светловой Анны, Кривошеина Леонида были отмечены на различных городских конференциях. О них прошел сюжет на ГТРК «Самара», а работа Кривошеина Леонида была рекомендована к печати и напечатана в книге «Самара: от прошлого к настоящему. Сборник статей учащихся самарских школ и ученых историков», вышедшей в прошлом 2008 году. В  2009 году переработанное и дополненное исследование этого ученика  отправлено на всероссийский конкурс, где было отмечено Поощрительной грамотой Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал».

. Как видите, интерес учащихся к исследовательской деятельности не ослабевает, а достижение даже небольших высот стимулирует  интерес  к работе.

            Большую заинтересованность  учащихся среднего и старшего звена вызвало знакомство с христианской культурой и традициями. Для ребят и для меня открылось новое, ранее незнакомое чувство сопричастности всему этому бесценному духовному богатству. Со своими исследовательскими работами «Православные праздники», «Лики Богородицы на иконе Горний Иерусалим», «Святые жёны Руси», «Русское юродство» и др. ребята ежегодно участвуют в городских Кирилло-Мефодиевских чтениях.

            Работая учителем в школе, я нашла для себя множество возможностей для удовлетворения и развития познавательного интереса учащихся  в исследовательской деятельности, среди них:

  • Большое количество школьников, охваченных данной работой.
  • Возможность выбора темы в соответствии с интересами, возможностями и способностями учащихся.
  • «Погружение» в тему, так как работа выполняется в течение месяца или нескольких лет.
  • Развитие навыков устной речи, использующей научную терминологию и имеющей свою особенную структуру. Дети учатся грамотно излагать прочитанное, чётко формулировать поставленные цели и задачи, характеризовать результаты своей деятельности.
  • Постепенное приобретение детьми навыков публичных выступлений в присутствии жюри, оппонентов, перед большой аудиторией.
  •  Отрабатываются навыки отстаивания своей точки зрения, умения слушать других людей, не терять контроль над ситуацией и быстро находить ответы на поставленные вопросы.
  • А самое главное – исследовательская работа помогает  в решении множества воспитательных задач, позволяет деликатно и ненавязчиво говорить о многих вещах, которые интересуют моих учеников.

                                                                                           Коломиец Е.В.

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

Исследовательская деятельность школьников как средство формирования познавательных УУД

В докладе представлена исследовательская деятельность школьников как средство формирования познавательных ууд...

ПРОЕКТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

Актуальность проекта             Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В ...

Исследовательская деятельность учащихся как средство развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство формирования практико–ориентированной позиции

как организовать исследовательскую проектную деятельность на уроках географии и окружающего мира...

Методическая разработка "Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций".

Считаю целесообразным обращение учителей математики к научно-исследовательской и проектной деятельности. Она  способствует развитию математических способностей у учащихся, прививает интерес к пре...

Статья "Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство повышения функциональной грамотности на уроках информатики и внеурочной деятельности"

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности, рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, ...