Исследовательская деятельность учащихся как средство формирования гражданственности, патриотизма и нравственно-духовных ценностей
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Описан опыт работы по вовлечению обучающихся к исследовательской деятельности по русскому языку и литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность учащихся
как средство формирования гражданственности, патриотизма
и нравственно - духовных ценностей
Патриотическое, нравственно-правовое и духовное воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития этих чувств. Наша основная задача – вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу. Именно учителя должны помочь формированию у учащихся реальных понятий добра и зла, высокой значимости нравственных ценностей, обратить сознание школьников к высоким идеалам, которые имели место в отечественной истории, и помочь им в создании самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России.
У каждого учителя своя копилка педагогических методов, способных помочь в решении познавательных и воспитательных задач. Я хотела бы остановиться на одном из них.
В настоящее время достаточно широкое распространение получила организация работы со школьниками, которые хотят заниматься учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельностью. Важность и необходимость такой работы в школе очевидна. В отличие от олимпиад (фактически деятельности для избранных) исследование – вид учебной работы, доступный более широкому кругу учащихся. В данном случае ученик просто выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением разрабатывает её в своё свободное время.
Условно я выделяю в исследовательской работе 3 этапа:
- Реферативный. Он основан на изучении имеющихся работ на выбранную учащимися тему, знакомстве с разными точками зрения на этот вопрос. Этот этап наиболее подходит учащимся 5-6 классов. Роль учителя определяется помощью в выборе темы, обучением работы с первоисточниками, контролем над выполнением заданий.
Исследовательская работа учащихся на самом первом (реферативном) уровне
(5-6 класс) предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Тематика исследовательских работ при этом проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Желательно, чтобы в начале круг тем, предлагаемых учащимся для исследования, был составлен учителем, так как он лучше знает особенности детей и круг их интересов, да и заинтересовать ребят той или иной тематикой ему проще.
Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме и написанию сообщений и рефератов. Так, например, в 5 классе на уроках литературы изучаются мифы народов разных стран, в том числе и славянские.
Эта тема заинтересовала моих учеников, и они захотели поподробнее узнать и изучить славянские мифы, культуру своих предков. Такую возможность могла дать исследовательская деятельность, которой решил заняться весь класс.
Ребята разбились на творческие группы (по интересам, не более 4 – 5 групп в классе по 5 -6 человек), совместно с учителем каждая группа выбрала область исследования и определила сроки выполнения работы. Необходимо помнить, что все темы, предлагаемые учащимся учитель должен заранее проработать, составить план исследования, где понедельно расписано всё то, чем будут заниматься дети, и предложены формы отчетности. Ребят надо познакомить с этим планом.
Первые исследовательские работы учащихся не должны быть долгосрочными (от 2-х до 4-х недель), для ребят этого возраста очень важно, как можно скорее получить искомый результат. В процессе исследования творческие группы устно отчитывались перед классом о проделанной за каждую неделю работе, приносили черновые наброски глав, которые правились под руководством учителя, собирали иллюстративный материал. А по истечению срока ребята представляли свои исследования в форме альманахов, газет, рефератов. Обычно форма отчета выбирается учащимися.
Уже стало традицией, что первые защиты-представления исследовательских работ у нас выливаются в уроки-праздники, подготовка к уроку-празднику включает в себя разработку учителем сценария данного мероприятия. Так как это не простой урок, а урок-отчет о проделанной работе, то сценарий делится на две части: презентацию исследования и собственно праздник с конкурсами и викторинами, приуроченными к теме исследования. На такие мероприятия приглашаются родители, учителя и администрация школы. Ребята рассказывают самые интересные моменты своего исследования и представляют в жюри оформленные работы, после их оценивания объявляются победители и начинается праздник.
Такую форму отчета целесообразнее использовать только на первом этапе исследовательской работы, так как со временем возрастные особенности детей изменяются, они перерастают эту форму и урок-праздник становится им неинтересен.
В 5-ом и 6-ом классах таким образом были изучены следующие темы: «Народный кукольный театр и его истоки», «Мифологические персонажи в русском фольклоре», «Что в имени тебе моем? Энциклопедия наших имен», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Православные и народные праздники», куда вошли разработки: «Праздники древних славян», «Широкая Масленица», «Мир накануне Рождества», «Светлое Христово Воскресение», «Троица», «Татьянин День», «Праздники других народов, прижившиеся в России», «Ты какого роду-племени? (работа над родословной)», «Семейная газета» и другие.
Тематика этих работ даёт мне как учителю благодатный материал для разговора с ребятами о добре и зле, о наших исторических корнях и духовных ценностях. Часто к нашим исследованиям подключаются родители, иногда бабушки и дедушки, и тогда воспитательные моменты многократно усиливаются, ведь вся семья объединяется одним интересным делом, где мнение каждого значимо и весомо. А с какой гордостью ребята рассказывают о своих близких! Да и родители на собраниях говорят о необходимости таких работ, которые объединяют и сплачивают всех членов семьи, несут так необходимый в наше время положительный эмоциональный заряд.
В 5 классе после изучения сказок учащимся было предложено стать на время редакторами и выпустить свою небольшую газету «Сказочный мир». Стенные газеты ребят были такими красивыми и яркими, а восторженные рассказы о работе над их выпуском, о помощи родителей в оформлении столь искренними, что я решила предложить ребятам делать ежемесячный выпуск семейной газеты на самые разные темы. Были выпущены газеты со следующей тематикой: «Мир сказок», «Мир басен», «Моя Родина», «Поколение», «Моя школа» и другие. Со временем и форма семейной газеты изменилась и стала напоминать настоящую. Содержание тоже расширяется и семейная газета переходит в классную, классная - в школьную, а школьная - в интернет газету.
Известно, что начальная школа много и продуктивно работает с родителями. При переходе в среднее звено данная традиция со временем ослабевает, а к старшим классам и вовсе пропадает, теряется…
Печально, ведь ощутимых, значимых результатов в воспитании и обучении можно достичь, только объединив усилия семьи и школы.
2 . Учебно-исследовательский этап (7-8 классы). Основное на этом этапе – практическая направленность исследования.
Второй уровень требует, помимо умения работать с первоисточниками, обязательного проведения какой-либо практической деятельности: опросов, анкетирования, сбора фольклорных, этнографических и других материалов. Работа учителя на данном уровне сводится к направлению исследовательского интереса учащихся в нужное русло, помощи в составлении и проведении анкетирования и опроса , рекомендациям по отбору собранного материала.
Многие из тем, выбранных на первом (реферативном) уровне, получили свое продолжение на втором (учебно-исследовательском), так как некоторые ребята решили продолжить разработку понравившихся тем.
Например, ученица 7 «А» класса Самсонова Анастасия в 5-6 классах собирала материал по теме «Народный кукольный театр и его истоки», позже решила продолжить эту тему, добавив собственные наблюдения, зарисовки и интервью с актерами Самарского кукольного театра. Девочка работала в жюри международного фестиваля театров кукол городов-партнеров, который не первый год проводится в Самаре, и хотела поделиться своими впечатлениями. Многие куклы, иллюстрирующие исследование Анастасии, сшиты руками бабушки, мамы и самой девочки.
На этом этапе появляются и новые интересные для подростков темы. Так, семиклассница Вдовина Юлия провела исследование по вопросу употребления в речи школьников среднего и старшего звена жаргонных слов и выражений. С помощью учителя ею была разработана анкета и проведено анкетирование учащихся 7-11 классов, помогающее установить некоторые закономерности употребления арго в лексике среднего и старшего звена. Данная работа будет представлена на конференции «Первые шаги в науку».
На этом этапе мы часто проводим литературные гостиные, посиделки, тематические вечера, позволяющие лучше раскрыть творческий потенциал подростков, их желание самоутвердиться в коллективе. Творческие группы становятся меньше (2-3 человека), что вполне объяснимо, так как, взрослея, ребята пытаются четче очертить не только круг интересов и увлечений, но и границы своего общения.
3. Научно-исследовательский уровень. Здесь важна новизна в разработке темы, умение взглянуть на проблему по-новому, с неизвестной ранее стороны. Учитель становится наставником, требовательным оппонентом, помогающим ученику четко выстроить своё исследование, не отклониться от основной цели и сделать обобщающие выводы.
Третий уровень (научно-исследовательский) требует значительных усилий и со стороны учащегося и со стороны педагога. На данном этапе исследовательской деятельности значимы не только актуальность и практическая направленность выбранной темы, данное исследование должно содержать авторские выводы, логические умозаключения, собственные предложения и самостоятельные трактовки результатов. На третий этап выходят единицы ребят, поистине увлечённых исследовательской деятельностью, имеющих к данной работе устойчивый интерес. Работа с такими учащимися интересна и ответственна как для юного исследователя, так и для учителя, наблюдающего за духовным ростом своего воспитанника.
Работы учеников по теме «Ты какого роду-племени?» со временем переросли в интереснейшие детские исследования родословных, через которые они узнали не только много интересного о своих предках, но и по-другому смогли взглянуть на историю нашей Родины, отразившуюся самым невероятным образом в историях конкретных семей.
Несколько учащихся из года в год в течение 5-ти лет дорабатывали свои родословные. И не напрасно, Работы Карпова Михаила, Светловой Анны, Кривошеина Леонида были отмечены на различных городских конференциях. О них прошел сюжет на ГТРК «Самара», а работа Кривошеина Леонида была рекомендована к печати и напечатана в книге «Самара: от прошлого к настоящему. Сборник статей учащихся самарских школ и ученых историков», вышедшей в прошлом 2008 году. В 2009 году переработанное и дополненное исследование этого ученика отправлено на всероссийский конкурс, где было отмечено Поощрительной грамотой Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал».
. Как видите, интерес учащихся к исследовательской деятельности не ослабевает, а достижение даже небольших высот стимулирует интерес к работе.
Большую заинтересованность учащихся среднего и старшего звена вызвало знакомство с христианской культурой и традициями. Для ребят и для меня открылось новое, ранее незнакомое чувство сопричастности всему этому бесценному духовному богатству. Со своими исследовательскими работами «Православные праздники», «Лики Богородицы на иконе Горний Иерусалим», «Святые жёны Руси», «Русское юродство» и др. ребята ежегодно участвуют в городских Кирилло-Мефодиевских чтениях.
Работая учителем в школе, я нашла для себя множество возможностей для удовлетворения и развития познавательного интереса учащихся в исследовательской деятельности, среди них:
- Большое количество школьников, охваченных данной работой.
- Возможность выбора темы в соответствии с интересами, возможностями и способностями учащихся.
- «Погружение» в тему, так как работа выполняется в течение месяца или нескольких лет.
- Развитие навыков устной речи, использующей научную терминологию и имеющей свою особенную структуру. Дети учатся грамотно излагать прочитанное, чётко формулировать поставленные цели и задачи, характеризовать результаты своей деятельности.
- Постепенное приобретение детьми навыков публичных выступлений в присутствии жюри, оппонентов, перед большой аудиторией.
- Отрабатываются навыки отстаивания своей точки зрения, умения слушать других людей, не терять контроль над ситуацией и быстро находить ответы на поставленные вопросы.
- А самое главное – исследовательская работа помогает в решении множества воспитательных задач, позволяет деликатно и ненавязчиво говорить о многих вещах, которые интересуют моих учеников.
Коломиец Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".
Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-377898-1389211609.jpg)
Исследовательская деятельность школьников как средство формирования познавательных УУД
В докладе представлена исследовательская деятельность школьников как средство формирования познавательных ууд...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-31886-1422242565.jpg)
ПРОЕКТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
Актуальность проекта Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В ...
Исследовательская деятельность учащихся как средство развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-90385-1389871787.jpg)
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство формирования практико–ориентированной позиции
как организовать исследовательскую проектную деятельность на уроках географии и окружающего мира...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/07/picture-3505-1694098453.jpg)
Методическая разработка "Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций".
Считаю целесообразным обращение учителей математики к научно-исследовательской и проектной деятельности. Она способствует развитию математических способностей у учащихся, прививает интерес к пре...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/05/picture-229755-1457177538.jpg)
Статья "Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство повышения функциональной грамотности на уроках информатики и внеурочной деятельности"
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности, рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, ...