урок - КВН в 6 классе по русскому языку по теме "Причастие. Деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Алексеева Марина Николаевна

обобщающий урок - КВН по русскому языку в 6 классе по теме "Причастие. Деепричастие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_kvn_6_klass.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок - КВН по темам

«Причастие. Деепричастие». 6-й класс

Цели:

  • систематизировать знания и умения обучающихся по темам «Причастие. Деепричастие»;
  • в игровой форме проверить имеющиеся знания и умения, выявить и восполнить пробелы в знаниях;
  • учить работать самостоятельно;
  • развивать чувство коллективизма, ответственности;
  • совершенствовать речь обучающихся, развивать орфографическую зоркость;
  • воспитывать умение контролировать свои эмоции.
  • заинтересовать учеников необычной формой проведения урока;
  • помочь каждому поверить в себя.

Цели для учащихся.

Знать:

  • основные признаки причастия и деепричастия;
  • тип, вид и условие выбора орфограммы в причастиях и деепричастиях;
  • способы выделения причастий и деепричастий в письменной и устной речи.

Уметь:

  • классифицировать причастие и деепричастие как особую форму глагола в разделе морфологии;
  • грамотно оформлять на письме причастия и деепричастия, соблюдая языковые (правописные и грамматические) нормы;
  • употреблять причастие и деепричастие в конкретной речевой ситуации.

  Оборудование: карточки с заданием, эмблемы, красочно оформленная      доска с высказыванием о русском языке:

  • Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. (М.Горький)
  • Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А.Куприн)
  • Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск… (К.Г.Паустовский)

Предварительная подготовка: заранее учащиеся придумывают название команде, рисуют эмблему, готовят девиз.

Контроль осуществляется с помощью жетонов разного цвета, соответствующих определенной отметке:

«5» - красные

«4» - желтые

«3» - синие

На этом уроке двоек не получит никто.

В конце урока ученик получает отметку, посчитав среднее арифметическое заработанных им жетонов.

Ход урока

1.Организационный момент

Представление команды, демонстрация эмблемы и девиза, объяснение смысла названия.

2. Слово учителя: русский язык, на котором мы говорим, красив и богат. На нем говорит очень много людей. Сегодня будут соревноваться в знаниях родного языка две замечательные команды. А что значит слово КВН? Так давайте соответствовать этому званию.

3. Капитан 1 команды:

                                          Мы отвечаем дружно,

                                          И здесь сомнений нет.

                                          Сегодня будет дружба

                                           Владычицей побед.

4. Капитан 2 команды:

                                               И пусть острей кипит борьба,

                                           Сильней соревнование,

                                           Успех решает не судьба,

                                           А только наши знания.

 Конкурс 1.Разминка

Блиц – опрос теоретического материала (команды отвечают по очереди)

  • Дать определение причастию как части речи.
  • Что такое деепричастие?
  • Что такое определяемое слово?
  • Чем выражено определяемое слово причастия?
  • Чем является определяемое слово деепричастия?
  • Что такое обособление?
  • Как обособляются одиночные деепричастия?
  • Рассказать об обособлении деепричастного оборота.
  • Какой морфемы не бывает у деепричастия? Почему?
  • Каким членом предложения бывают краткие причастия?
  • Признаки каких частей речи имеют причастия?
  • Признаки каких частей речи имеют деепричастия?

Конкурс 2. «Найди свою часть речи»

Учитель: Я зачитываю список причастий и деепричастий. Команда записывает только слова, соответствующие названию команды. В итоге работа выглядит так:

«Причастия»                                               «Деепричастия»

Задумавшийся                                               обливаясь

Бушующий                                                       разбившись

Потухший                                                          растаяв

Опустошенный                                                покинув

Завядший                                                          успокоившись

Зеленеющий                                                    засыпая

Злящийся                                                          выскочив

Пенящийся                                                       пестрея

Несомый                                                           освещая

Раскаленный                                                    страдая

Конкурс 3.Орфографическая дуэль» (индивидуальная работа)

Каждый ученик работает с карточкой. В ней словосочетания с пропущенными орфограммами, изученными в темах  «Причастие. Деепричастие»

Карточка

Испуга(н;нн)… утку; игра..щих лисиц; (не)зная причины; запрещ..нный прием; застрел..(н;нн)ая птица; (не)забываемое впечатление; вода, враща..щая турбины; (не)сжатая, а скошенная рожь; люб..щий спорт;(не)навидя за предательство; обещ..нный отдых; запут..(н;нн)ые веревки; воплощ..нный замысел.

Один балл получает игрок, выполнивший задание без единой ошибки.

Конкурс 4. Работа с текстом» (коллективная в команде)

(каждая команда получает текст, нужно провести пунктуационный анализ: расставить знаки препинания, графически обозначить причастные и деепричастные обороты)

                                    Причастие                                                                Деепричастие

                 Воздушная схватка                                                                   Утро в лесу

Однажды пришлось нам увидеть                                                     Хорошо идти по земле ранним утром.

необычный бой. В чистом небе кружились                                   Воздух еще не ставший знойным приятно

две птицы: степной орел и журавль. Можно                                 освежает. Солнце еще не вошедшее в силу

было подумать, что они забавляются. Но                                      греет бережно и ласково. В лесу то и дело

хорошенько присмотревшись к их необычной борьбе              попадаются болотца, черные и глянцевые.

я заметил, что орел пытаясь напасть на журавля                        Зеленеет трава смело пробившаяся сквозь

стремится оказаться выше его. Журавль вовремя                     прошлогоднюю листву. Вот к нашим ногам

отлетел в сторону и набрал высоту. Вот орел сделал               выползает из лесного мрака сочный,

стремительный бросок вниз. Журавль увернувшись                пышный, нестерпимо яркий поток мха.

от удара оказался высоко над орлом. Хищник                           В середине этой зелени струится кофейно-

набрав высоту повторил свой маневр, но снова                        коричневый ручеек. Он журчащий в мягком

не достиг успеха. Шел настоящий воздушный бой,                  и пышном ложе заставляет нас остановиться.

в котором журавль оставил свою жизнь.                                    Мы черпаем из него воду горстями, и она

Оставляет впечатление совершенно чистой                                              воды.

( по В.Солоухину)

         (по О. Чистовскому)

Конкурс 5. «Кто быстрее?»

                                               

На доске 10 слов для каждой команды. По очереди игроки выбегают к доске и производят морфемный разбор, можно исправлять ошибки игроков своей команды. За правильно разобранное слово – 1 балл.

«Причастие»                                       «Деепричастие»

Задумавшийся                                     Опустошенный

Страдая                                                  пестрея

Бушующий                                            злящийся

Обливаясь                                            растаяв

Зеленеющий                                        пенящийся

Разбившись                                         успокоившись

Раскаленный                                       потухший

Выскочив                                              покинув

Несомый                                               завядший

Засыпая                                                 освещая

Конкурс 6. Литературная правка.

Исправить ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.

Карточка 1.

  1. Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне. 2.На деревьях  распустились первые листочки, растущих около дома.3. Прочитав книгу, она мне очень понравилась. 4. Выполняя это задание, не забудьте обратиться к словарю.

Карточка 2.

  1. Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинкой. 2. Подъезжая к деревне, собаки залаяли. 2. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова. 3. Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что – то и споткнувшись, упал. 4. Замедляя ход, к станции подошел поезд.

Физкультминутка.

Активизация внимания учащихся. Учитель называет слова: если услышали причастие – поднимите руку, если деепричастие – дотроньтесь пальцем до кончика носа, если другую часть речи, встаньте.

Смеясь, играя, не смея, дувшие, ветры, покрывающие, распознав, громкий, успокоилась, улыбка.

Конкурс 7. Словарная работа.

Карточка 1.

Здание построе..о, груже..ый вагон, туше..ое с овощами мясо, придума..ые слова,варе..ый горох, организова..ая шефами,волосы причеса..ы, спасе..ый от огня, задача реше..а, связа..ые  бабушкой носки.

Карточка 2. Туше..ое мясо, кваше..ая капуста, волосы причеса..ы, разгада..ый рисунок, билет купле.., реше..ый пример, сдела..ая работа, организова..ая шефами, материалы собра..ы, построе..а  изба.

  8. Конкурс капитанов: ДА или НЕТ.

Капитаны должны подтвердить одним словом правильность утверждения или опровергнуть его.

Вопросы капитану команды «Причастие»:

  1. Деепричастия обозначают добавочное действие.
  2. Деепричастия в предложении выполняют роль обстоятельств.
  3. Деепричастие – неизменяемая часть речи.
  4. Деепричастие «чувствуя» совершенного вида.
  5. НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
  6. Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.
  7. Деепричастные обороты всегда выделяются запятыми.
  8. Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?»
  9. Деепричастия не имеют окончаний.

Вопросы капитану команды «Деепричастие».

  1. Причастия обозначают признак действия.
  2. Причастия отвечают на вопросы какой?
  3. Причастие изменяемая часть речи.
  4. «Написавший; - действительное причастие настоящего времени.
  5. Действительные причастия имеют краткую форму.
  6. Не с краткими причастиями всегда пишется раздельно.
  7. Причастный оборот  - это причастие с определяемым словом.
  8. Причастный оборот всегда выделяется запятыми.
  9. Краткие причастия всегда являются сказуемыми.

(отвечают только капитаны. За каждый правильный ответ – 1 балл)

Конкурс 9.Синтаксическая пятиминутка.

Задание: выполнить синтаксический разбор предложений, морфологический разбор причастия или деепричастия.

Солнце перед самым закатом вышло из – за серых туч покрывающих небо и багряным светом осветило лиловые тучи.

Огромная собака вдруг залилась громким лаем но распознав спешные шаги знакомого человека успокоилась.

Конкурс 10. Кроссворд.

Впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.

  1. Оглядываться
  2. Сверкать
  3. Спешить
  4. Купить
  5. Прыгать
  6. Увидеть
  7. Распечатать
  8. Оторваться
  9. Остановить
  10. Стучать
  11. Играть
  12. Шествовать

Конкурс 11. Орфоэпический.

Расставьте ударение.

Озлобленный, позолоченный, балованный, осуждена, взята в плен, занятый, повторена

12.Итог урока

Подведение итогов игры. Поздравление победителей.

Выставление оценок

СЧИТАЮТ КОЛИЧЕСТВО ЖЕТОНОВ РАЗНОГО ЦВЕТА, ОПРЕДЕЛЯЮТ, КАКИХ БОЛЬШЕ.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать небольшой отчет о сегодняшнем уроке. Представьте, что вы корреспондент, который посетил наше мероприятие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 4 классе по русскому языку "Отработка грамматической характеристики простого предложения"

На уроке закрепляется умение составлять грамматическую характеристику предложения по алгоритму и применять знания на предложенном материале. Учащиеся составляют алгоритм разбора предложения и по нему ...

Конспект урока в 11 классе по русскому языку " Типы текстов"

Материал по подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ по русскому языку...

открытый урок в 5 классе по русскому языку. Тема "Письмо"

Данный материал можно использовать при проведении урока русского языка в 5 классе...

Открытый урок в 5 классе по русскому языку

Разработка урока в 5 классе по русскому языку Развитие речи. Рассуждать – значит доказывать  ( урок-исследоавание)...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

Презентация к уроку в 6 классе по русскому языку "Имя существительное - часть речи удивительная. ( Повторение изученного в 5 классе.)"

Эта презентация прекрасное наглядное пособие на уроке русского языка  в 6 классе по теме "Имя существительное - часть речи удивительная. (Повторение изученного в 5 классе)"...