Разработка урока по поэме А.С.Пушкина "Цыганы"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Шматова Альвина Сергеевна

Разработка урока по поэме А.С.Пушкина "Цыганы" (конспект урока и презентация).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока и презентация1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Судьбы романтических героев в поэма А.С. Пушкина «Цыганы»

*Показать мастерство Пушкина в изображении характера цыган, своеобразие разрешения проблемы человеческой свободы в поэме.

*Выяснить, как страсть влияет на судьбы героев поэмы.

*проанализировать своеобразное разрешение проблемы человеческой свободы в поэме.

*Продолжать развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста, определять авторскую позицию, слушать, воспринимать и интерпретировать поэтическое произведение.

*Способствовать формированию понимания личной свободы, формированию музыкального вкуса. 


 Ход урока


Эпиграф:        

… И всюду страсти роковые,

                И от судеб защиты нет.

I. Оргмомент

II. Сообщение темы урока

Слово учителя: Сегодня на уроке мы будем говорить о поэме Пушкина «Цыганы». Мы с вами окунёмся в мир этого вольнолюбивого народа, вместе с ними пройдёмся по степям Бессарабии, посидим у ночного костра, послушаем цыганские песни. Вы все прочитали поэму? Понравилась вам она? Осталось ли что-то для вас неясным в поэме? Как вы думаете: каковы будут наши с вами сегодня задачи на уроке, исходя из темы урока?

Объявление целей и задач урока

  • Показать мастерство А.С. Пушкина в изображении характера цыган.
  • Выяснить, как страсть влияет на судьбы героев романтической поэмы «Цыганы».
  • Своеобразие разрешения проблемы человеческой свободы в поэме.
  • Проанализировать характер, поступки героев, проследить за их судьбами;
  • Обобщить материал, сделать вывод.

III. Работа по теме урока

Беседа по содержанию поэмы
- Где происходят события? (В цыганском таборе).

- Как вы думаете, почему Пушкин выбрал именно эту нацию? (Она была для него необыкновенной). Просмотр клипа (в клипе будут демонстрироваться табачные изделия, поэтому я хочу вам напомнить о вреде курения).

 Слово учителя: У Пушкина были особые отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в южной ссылке среди незнакомого ему народа, он изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Поэма Пушкина достаточно биографична.  Об этом более подробно нам расскажет ________ (Сообщение обучающегося)

Около трёх лет пробыл Пушкин в Кишинёве. Жил он в доме своего начальника Ивана Никитича Инзова, человека доброго, прямого, честного. Инзов полюбил его как сына, и Пушкин тоже привязался к нему. Службой Инзов его не обременял. Пушкин много ездил, навещал знакомых, однажды несколько дней провёл в цыганском таборе в молдавских степях. Об этом он написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблён в цыганку, которая была брошена свое матерью на попечение отца. Эта цыганка убежала из табора, а позднее была убита ревнивым цыганом. Автобиографичность отразилась и в именах: Сравните имена: Алеко – Александр. А девушку, в которую по преданию был влюблён Пушкин, звали Земфирой. 
Давайте прочитаем  начало поэмы. (Можно включить аудиозапись).

- Какие картины возникли в вашем воображении? (Цыганы кочуют по степям Бессарабии, они ночуют в изодранных шатрах под звездами, несмотря на это их сон мирный, жизнь в таборе идет своим чередом. Они привыкли к воле, их не смущают бескрайние степи, вечное движение, непогода, они просто живут).

- В чем привлекательность такой жизни? (Они свободны, вольны. Их ничто не тяготит, не держит на одном месте. Они в постоянном движении. Их жизнь полна романтики.)

- Кто из героев поэмы олицетворяет вольную жизнь? Является символом вольности? (Земфира).

- Расскажите о ней подробнее.  (Она юная, хрупкая, и в то же время полная жизненных сил девушка. Она – дитя природы, свободная птица, живет сердцем, чувствами, она своенравна, естественна. Она как вольный ветер. Не стремится к свободе, а живет в ней, не задумываясь о будущем, не заглядывая вдаль).

-И все-таки романтиком автор считает другого героя. Кого? (Алеко). 

- Давайте попробуем найти признаки романтического произведения в поэме, но сначала я вам напомню основные черты романтизма (запись в тетради признаков):

  • В центре произведения стоит личность, наделённая страстью.
  • Существует конфликт между личностью и обществом.
  • Герой обладает сильным характером, выделяется среди окружающих.
  • Он не совместим с обыденным миром; любимая романтическая среда- история и экзотика.
  • «Исключительный герой в исключительных обстоятельствах» - формула направления.
  • Перекликается настроение героя и пейзажа.
  • Отсутствует эволюция характера героя, так как обстоятельство не влияют на личность.  

- Алеко похож на такого героя? (Да, похож).

- Докажите, что Алеко – романтический герой поэмы.  (Работа обучающихся в группах).

Запись в тетради: Алеко - необычный человек в необычных обстоятельствах. Человек, не похожий на других, с особенно сильными чувствами, отвергающий законы, которым подчиняются другие. Если любит, то любит до беспамятства. Если ненавидит, то ненависть не имеет границ. Он жаждет свободы, он сменил жизнь среди богатого народа « на бродящую бедность и волю», как говорит старый цыган. Он с презрением отвергает общество, где люди стыдятся любви, мысли гонят, просят денег и цепей. Он стремится к свободной жизни «естественного» народа, далекого от цивилизации, т. к. считает, что они свободны от страстей и пороков просвещенного общества, от корыстолюбия и тщеславия.

- Давайте прочитаем диалог Земфиры и Алеко, подтверждающий эти мысли.
- Скажите, как Алеко попал в цыганский табор? (Именно Земфира приводит его в табор, объясняя отцу, что Алеко тоже хочет быть цыганом. И тут же называет себя его подругой).

- А как отец реагирует на это?  (По ответу мы видим, что цыган рад гостю. Он приглашает Алеко остаться под «сенью шалаша», пробыть в нем столько, сколько он сам захочет. Старик не противится мгновенному увлечению дочери, он предоставляет ей полную свободу, как и Алеко. Они вправе сделать выбор своего жизненного пути. И они сделали этот выбор, Алеко остался в таборе, он живет жизнью цыган, он волен. И так пролетели 2 года).

- Но свободен ли Алеко, счастлив ли он, доволен жизнью? (Нет, он видит, что все складывается не так, как он задумывал. Земфира изменилась. Она уже не так относится к нему. В нем растет чувство тоски и тревоги).

- Почему несчастлив Алеко? (Его разлюбила Земфира.)

- Об этом песня Земфиры. Давайте прочитаем диалог Алеко и Земфиры, когда она поет песню, по ролям. 

- Так почему же страдает Алеко, ведь он сам выбрал жизнь, полную свободы, где каждый волен поступать так, как ему вздумается?  (Он не смог до конца отбросить условности того мира, в котором он раньше жил, и смирить свои страсти, он, так стремящийся к свободе, стал тюремщиком другого сердца, злым ревнивцем («моя Земфира») и поэтому страдает). 

- Мудрый старик, узнав, что Земфира разлюбила Алеко, и, увидев, что в душе Алеко происходит смятение, рассказывает ему историю о самом себе, преподает ему урок доброты). Что это за история? Зачем ее рассказывает старик? (Чтобы Алеко понял, что воля, не скованная законами, жизнь дикого человека не так уж безоблачна. «Страсти роковые» приносят беды и страдания и им. Он объясняет, что нет на земле силы, которая могла бы удержать любовь. Цыган милосерден, он прощает Мариулу, желая только счастья любимой.)

- Что говорит Алеко, выслушав рассказ старика.  (Что он не такой. Ничего его не остановит. Он не простит измены. Он готов даже спящему, т. е. беззащитному человеку отомстить. Алеко не умеет и не хочет ценить свободу других людей. Он не задумываясь посягает на нее).

- Какую жестокость совершает Алеко, когда видит Земфиру с ее новым возлюбленным? (Он убивает и молодого цыгана, и саму Земфиру).

-  Как цыганы поступают с ним?

Итак, мы видим, что герои попадают в сходные ситуации, но как по-разному решается сходный конфликт. Сопоставляя героев, автор показывает два разных понимания свободы эгоиста Алеко и Старика.

- Так как же понимают свободу главные герои? (Для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни к чему не обязывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от нее ничего не требовали.
   Для Старика свобода – это покой, это жизнь в согласии с собой и с другими. Он понимает свободу, как умение прощать и понимать других.

  У Алеко свобода сочетается с эгоизмом. Это и жизнь на воле, и в то же время полное подчинение ему. Он может быть свободным, а Земфира – нет. Она должна подчиняться ему).

- Что такое эгоизм? (Эгои́зм (др.-гречΕγώ , латego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других).

- А какова авторская позиция по отношению к своим героям? (Он любит своих героев, он соглашается со стариком, он с сожалением расстается с Алеко. Любуется Земфирой. И всем своим произведением показывает, что цивилизованному человеку нельзя жить в мире, где нет законов. Появление Алеко в нетронутом (диком) мире привело к кровавой драме.
А. С. Пушкин не дает прямого ответа на вопросы: что значит быть свободным? Может ли человек быть свободным? Он предоставляет право решить это самому читателю).
- Как вы думаете вы, что значит быть свободным?

- А теперь возвращаемся к эпиграфу урока. Развенчав в своей поэме и романтический идеал свободы, и романтического героя, Пушкин еще тогда, в 1826 году, не знал, чем заменить эти идеалы, как на реальной основе построить свое мировоззрение... Поэтому и заключение поэмы звучит трагически безнадежно (эпиграф):

И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет.

- Однако в поэме присутствуют и реалистические ноты. В чем проявились элементы реализма? (Отбор четких и глубоких эпитетов. Они варят  «нежатое пшено», украдкой взятое с чужого поля. Эпитеты к слову след  «чуть приметный след», потом этот след становится «зловещим». В пору создания поэмы «Цыган» поэт пишет и первые главы своего реалистического романа в стихах «Евгения Онегина». Завершая романтический период творчества Пушкина, поэма «Цыганы» стояла в преддверии нового, реалистического).

- Сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили, какие композиторы положили в основу своих музыкальных произведений сюжеты Пушкина? (Произведения Пушкина вдохновили многих композиторов. По произведениям Пушкина было создано еще ряд опер: «Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок» — композитор Римский-Корсаков; «Русалка» — Даргомыжский; «Руслан и Людмила» — былинно-эпическая опера Глинки. Среди них Сергей Рахманинов, который тоже был вдохновлён гением Пушкина.  Опера «Алеко» была экзаменационной работой Рахманинова при окончании консерватории. Эта опера была написана девятнадцатилетним Рахманиновым за 17 дней. Экзаменационная комиссия во главе с Чайковским поставила Рахманинову высшую оценку. Премьера состоялась 9 мая 1893 года в московском Большом театре и имела огромный успех. До сих пор ведущие театры мира ставят оперу «Алеко». Давайте прослушаем арию Алеко из оперы Рахманинова.

Человек всесокрушающих страстей, Алеко  с первой ноты мрачен, терзаем ревнивыми подозрениями. Композитор с сочувствием раскрывает трагедию одиночества отвергнутого героя. Музыка «от первого лица» рассказывает о всеоправдывающем чувстве любви, которое возвышает  Алеко  над возлюбленной и соперником).


 Прослушивание аудиозаписи.

IV. Подведение итогов урока.

          V.  Домашнее задание.


1. Творческая история романа «Евгений Онегин»;

2. «Евгений Онегин» - первый реалистический роман.

3. В.Г. Белинский о романе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Хронотоп Сада в поэме Н. В Гоголя "Мертвые души"

Разработка урока литературы в 9 кл "Хронотоп Сад в поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголя....

Методическая разработка урока по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"

Предлагаемый вниманию читателя урок является третьим в изучении творчества А.С.Пушкина в 5 классе. Ему предшествовали уроки: «Детские и лицейские годы А.С. Пушкина», «Знакомство с поэмой «Руслан и Люд...

Методическая разработка урока по поэме "Слово о полку Игореве" (Урок1)

Методическая разработка представляет собой первый урок по поэме "Слово о полку Игореве". Урок с применением ИКТ: содержит ссылки на интернет-ресурсы иллюстративного и контролирующего характера....

Методическая разработка урока литературы по теме: «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»

Методическая разработка урока литературы по теме:  «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»...

разработка урока по поэме Галимова Саляма "Дитя"

10 класс.Поэма Галимова Саляма"Дитя"...

Разработка урока по литературе на тему: "Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины". История создания произведения, героини поэмы".

Разработка урока по литературе на тему "Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины".  История создания произведения, героини поэмы". На районную научно-исследовательскую конференцию "Историзм ка...

Методическая разработка урока « Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»

Цели урока:Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации зн...