Русский язык. 9 класс. Урок по теме "Культура речи как раздел лингвистики"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Демидова Марина Григорьевна

Урок  русского языкуа в 9 классе "Культура речи как раздел лингвистики". Организация учебной деятельности учащихся на данном уроке построена на формировании метапредметных УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных) посредством  групповой  работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                   

Урок русского языка в 9 классе по теме «Культура речи как раздел лингвистики»

Львова С. И. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5- 11классы - М.: Мнемозина, 2014.

Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ С.И.Львова, В.В.Львов.- М.: Мнемозина, 2016.

Этапы

Содержание этапа

1. Вхождение в тему урока

Чтение стихотворения А.Шибаева «Говорите короче»

Вы…

Это самое…

Того…

Когда

Вы говорите,

То,

Значит,

Это…

Как его…

Ну, в общем,

Не тяните.

Вот, между прочим, так сказать,

Что мне хотелось вам сказать.

Задание:

- Охарактеризуйте речевой портрет героя шутливого стихотворения.

- Что бы вы посоветовали этому персонажу?

- Какой раздел лингвистики помогает нам говорить правильно?

Тема урока: «Культура речи как раздел лингвистики»

2. Организация и самоорганизация учащихся

Чтобы правильно сформулировать цель урока, задачи, обратимся к эпиграфу пар. 2 в учебнике.

«Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймёшь – неправильно и поступишь».

- Вы согласны с высказыванием лингвиста Льва Ивановича Скворцова?

3. Практикум. Работа в группах, самостоятельная работа и др.

4. Проверка полученных результатов (верификация – проверка на истинность).

Коррекция

- Каковы же основные виды норм современного литературного языка?

Внимание на схему в учебнике на стр.7!

Работа в парах.

- Кратко охарактеризуйте каждую группу языковых норм, представленных в схеме.

(Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы)

Работа в группах. (5 групп по 3 предложения)

Упр.5 (в учебнике)

1)Мне нравятся закаты и раскаты солнца.

2)Парень захотел сразу получить все БлагА.

3)Услышав эту новость, ихняя жизнь перевернулась. (и т.д.)

- Определите, какие нормы русского литературного языка нарушены.

Исправьте ошибки, обосновывая предлагаемые изменения.

Запишите правильный ответ.

Правильность произношения слов с пометами проверьте по словарику «Говорите правильно» (см. часть 2 учебника).

■ Внимание! Скоро экзамен!

Самостоятельная работа.

- Из словарика «Высказывания о языке и речи» (см. часть 2 учебника) выпишите одну цитату, в которой говорится о культуре речи.

Обозначьте 3 орфограммы в корне. Графически объясните 1 пунктограмму.

Работа в парах. Взаимопроверка.

■ Внимание! Скоро экзамен!

Самостоятельная работа.

Упр.12 (в учебнике)

 «Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка. Дело в то, что мы живём в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой: телевидение, радио, газеты, Интернет…Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности. Происходит стирание границ между разными стилистическими пластами, формируется терпимое отношение к «низкой» лексике. Многие считают, что главное – «чтобы тебя понимали»…

- Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Согласны ли вы с ней? Приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения.

Работа в группах.

- Познакомьтесь с содержанием таблицы «Основные виды ошибок в устной и письменной речи» (использование интерактивной доски или распечаток).

- Внимательно изучите содержание таблицы и на её основе подготовьте план сообщения «Основные виды ошибок в устной и письменной речи». В скобках запишите примеры грамматических ошибок разного вида.

( План

1.Ошибки в устной и письменной речи:

а) ошибки в содержании (построении текста)

б) речевые ошибки

в) грамматические ошибки

2. Ошибки только в письменной речи:

 а) орфографические ошибки

б) пунктуационные ошибки

3. Ошибки только в устной речи:

а) орфоэпические ошибки

б) интонационные ошибки

в) ошибки в использовании невербальных средств общения)

Самостоятельная работа.

Задания на выбор:

  1. Сочинение-миниатюра «Что такое речевой портрет личности» (здесь же можно охарактеризовать и собственный речевой портрет).
  2. На основе словарика «Говорите правильно» (см. часть 2 учебника) составьте список слов, которые вы неправильно употребляете в речи.

Рецензирование сочинения.

Работа в группах.

Обсуждение сочинения в группе, коллективная рецензия на сочинение с использованием таблицы «Основные виды ошибок в устной и письменной речи».

5. Рефлексия. Подведение итогов.

Домашнее задание

- Чему удивился?

- Что узнал?

- Чему научился?

- Где это можно применить?

Домашнее задание.

На выбор:

1) Сочинение-рассуждение (в формате ОГЭ): сравнить высказывания лингвиста Л.И.Скворцова и писателя Д.И.Писарева о языке и речи.

Согласны ли вы с мнением филологов? Аргументируйте свою точку зрения. (упр.16)

2) Составить тезисный план выступления, реферата, проекта на тему «Экология языка».

Проверьте свои предположения, обратившись к Интернету.

Работать можно парами, в группах.

3) Ученик самостоятельно формулирует для себя домашнее задание в формате предыдущих заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"

Цели урока:познавательные :·        формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...

Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка (Проектирование уроков по развитию речи в 7 классе на примере анализа текстов газетной публицистики).

Проект- это особая философия образования, философия цели и деятельности, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой, потому что позволяет органично соединять несоед...

Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...

Технологическая карта урока открытого русского языка. Тема урока: Развитие связной речи. Повествование. Обучающее изложение. По рассказу К.Г. Паустовского «Шкатулка» (Упр.282-283) Класс: 5

Технологическая карта урока развития связной речив 5 классе. Тема урока: "Повествование, Обучающее изложение по рассказу Паустовского К.Г. "Шкатулка"....

Урок в 5 классе по теме «Части речи». Предмет: русский язык. Тема урока: Части речи.

Урок в 5 классе по теме «Части речи».Предмет: русский язык.Тема урока: Части речи.Цель урока: Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным? Уметь определять час...

Конспект урока русского языка в 10 классе Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи.

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему  Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...