Готовимся к олимпиаде
презентация к уроку по русскому языку на тему

Максимова Наталья Александровна

В иговой форме можно  подготовиться и к олимпиаде

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к олимпиаде по русскому языку

Слайд 2

Иностранцы 10 Объясните лексическое значение и происхождение слов: Факс Факс ( анг .) – 1. Система связи посредством электронной передачи. 2. Материал, полученный по такой связи. 3. Аппарат такой связи. 4. Номер телефона, на котором установлен аппарат такой связи

Слайд 3

Иностранцы 20 Объясните лексическое значение и происхождение слов: Менталитет Менталитет ( франц ) – Совокупность мировоззренческих представлений, характерных для народа в целом

Слайд 4

Иностранцы 30 Объясните лексическое значение и происхождение слов: Фристайл Фристайл (англ.) – виды горнолыжного и вертолётного спорта

Слайд 5

Иностранцы 40 Объясните лексическое значение и происхождение слов: Шейпинг Шлягер Шейпинг ( англ ) – физические упражнения, укрепляющие фигуру Шлягер (немец) – модная песня. Буквально «ударная песня»

Слайд 6

Иностранцы 50 Объясните лексическое значение и происхождение слов: Апелляция Алиби Апелляция (лат) – 1. Обжалование решения суда. 2. Обращение с просьбой, с призывом о чём-нибудь Алиби (лат) – нахождение обвиняемого в момент преступления в другом месте

Слайд 7

Этимология 10 Являются ли приведённые слова этимологически родственными: Видеть – свидетель? Видеть ( общеслав ) от лат videre – «видеть» Свидетель ( старослав ) от « ведати » - знать. Свидетель – буквально «тот, кто знает». То есть эти слова не этимологически родственные

Слайд 8

Этимология 20 Являются ли приведённые слова этимологически родственными: Единый – одинокий? Единый ( старослав ) показатель – начальное Е, которое соответствует русскому О в слове «одинокий»

Слайд 9

Этимология 30 Являются ли приведённые слова этимологически родственными: Ясень – ясный? Ясный и ясень не являются этимологически родственными. К слову ЯСЕНЬ этимологически родственное слово ОСЕНЬ

Слайд 10

Этимология 40 Являются ли приведённые слова этимологически родственными: Смородина – смрадный? Смородина (исконно русское) произошло от слова СМОРОДА, того же корня, что и слово СМРАД. Название растению дано по сильному терпкому запаху чёрной смородины

Слайд 11

Этимология 50 Являются ли приведённые слова этимологически родственными: Подушка, дух, душа, воздух, дуть, ухо? Подушка (исконно рус) произошло от исчезнувшего слова ПОДУХА, от той же основы, что и польское слово duchna – «перина», ДУША, ДУХ. Подушка – буквально «надутое» Дух ( общеслав ) от дышать. Х/Ш. Первоначально – «дыхание», «воздух» Душа ( общеслав ) Х/Ш Воздух – буквально «то, чем дышит» Дуть ( общеслав ) Того же корня, что и литовское dumti – «дуть»

Слайд 12

Из истории языка 10 Объясните, почему возникли варианты имён Агафон – Гапон, Иосиф – Осип, Стефан – Степан, Прокофий – Прокопий ? Слова с буквой Ф – заимствованы из греческого языка. В древнерусском не было особого звука Ф, поэтому при освоении имён с этим звуком он заменялся на близкий в артикуляционном плане - П

Слайд 13

Из истории языка 20 Приведённые ниже устаревшие слова распределите: 1. архаизмы, 2. историзмы. Лицедей, чело, опричник, дьяк, уста, пиит, урядник, ланиты, купец, помещик, зерцало Архаизмы Историзмы Лицедей, чело, уста, пиит, ланиты, зерцало Опричник, дьяк, урядник, купец, помещик

Слайд 14

Из истории языка 30 К приведённым старославянизмам приведите русские соответствия или однокоренные слова. Укажите словообразовательные и фонетические признаки старославянизмов. Езеро , надежда, агнец, врата, шлем, низвергнуть. Езеро – озеро (Е начальное в старослав . Изменяется на начальное О в древнерус ) Надежда – надёжа (ЖД/Ж) Агнец – ягнёнок (начальное А в старослав . соответствует Я в древнерус .) Врата – ворота ( ра / оро ) Шлем – шелом ( ле /ело) Низвергнуть – свергнуть (приставка НИЗ старослав соответствует приставке С исконно русской)

Слайд 15

Из истории языка 40 К приведённым старославянизмам приведите русские соответствия или однокоренные слова. Укажите словообразовательные и фонетические признаки старославянизмов. Ельха , жизнь, юродивый, освещение, ловчий, ладья, равный, рыбарь? Ельха – ольха (начальное Е в старослав . соответствует начальному) Жизнь – жить Юродивый – урод (начальное Ю в старослав . соответствует начальному У в древнерус .) Освещение – свеча (Щ/Ч) Ловчий – ловкий (Ч/К) Ладья – лодка (А/О) Равный – ровный (А/О) Рыбарь – рыбак (Суффикс арь в старослав . соответствует АК в древнерус .)

Слайд 16

Из истории языка 50 Какие буквы были исключены из русского алфавита в результате реформы 1917-1918 годов? Почему они оказались лишними? i («и десятеричное») Эта буква была дубликатом к букве ижеи Фита. Эта буква была дубликатом буквы Ферт. Остался один Ферт. Ижица. Эта буква также была дублетом букве ижеи (и) Ять – уже давно не обозначала особого звука и употреблялась по традиции Ер – перестала употребляться на конце слов после согласных для обозначения их твёрдости.

Слайд 17

Лингвистическая загадка 10 Слово КАРАУЛ Заимствовано из польского языка Является исконно русским Заимствовано из тюркских языков? Из тюркского. Доказательство – сингармонизм гласных – созвучие, то есть в слове должны употребляться однообразные гласные

Слайд 18

Лингвистическая загадка 20 Определите род следующих имён существительных: Вуаль Кофе Миссисипи Пенсне Токио Тюль Шампунь Шимпанзе Вуаль – ж.р. Кофе – м.р. (в раговор.речи ср.р.) Миссисипи – ж.р. - река Пенсне – ср.р. Несклон , парный предмет Токио – м.р. - город Тюль – м.р. Шампунь – м.р. Шимпанзе – м.р., так как несклон ., обозначающее животное

Слайд 19

Лингвистическая загадка 30 Приведённые слова поставьте в форме родительного падежа множественного числа Зеркальце Дядя Тётя Дупло Низовье Кочерга Дно (кастрюли) Башня Б а ржа Барж а Вольт Зеркальце - зеркалец Дядя – дядей или дядьёв Тётя – тётей или тёть Дупло - дупел Низовье – низовьев или низовий Кочерга - кочерёг Дно (кастрюли) - доньев Башня - башен Б а ржа - барж Барж а - барж е й Вольт - вольт

Слайд 20

Лингвистическая загадка 40 Описывая трактир, Н. В. Гоголь пишет: «Купцы по торговым дням приходили сюда САМ-ШЕСТ и САМ-СЁМ испивать свою известную ПАРУ ЧАЮ». Объясните значение выделенных словосочетаний. САМ-ШЕСТ – вшестером; САМ-СЁМ – всемером. ПАРУ ЧАЮ. Чай в трактирах подавался в двух фарфоровых чайниках: большой – с кипятком и малый – с заваркой.

Слайд 21

Лингвистическая загадка 50 Многие русские народные сказки начинаются со слов: «В некотором царстве тридевятом государстве жил-был царь…» Объясните значение, образование и употребление этих числительных. Эти числительные образовались в результате сращения сочетаний « три+ дясяте » = тридесять; « три+девяте » = тридевять. Слово «тридесятый» употребляется в произведениях фольклора, имея значение «очень далёкий» (в старинном счёте тридцатый). Тридевятый обозначает числительное двадцать седьмой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к олимпиаде по русскому языку Занятие «Школы юного филолога»

Слайд 2

Загадки ударения 10 Поставьте ударение в словах Баловать Каталог Балов а ть Катал о г

Слайд 3

Загадки ударения 20 Поставьте ударение в словах Менеджмент Рефери Еретик М е неджмент Р е фери Ерет и к

Слайд 4

Загадки ударения 30 Поставьте ударение в словах Диспансер Жалюзи Закупорить Диспанс е р Жалюз и Зак у порить

Слайд 5

Загадки ударения 40 Поставьте ударение в словах Танцовщицы Красивее Ассиметрия Подсадная утка Танц о вщицы Крас и вее Ассиметр и я Подс а дная утка

Слайд 6

Загадки ударения 50 Поставьте ударение в словах Поимка преступника Разогнутый Сосредоточение Украинский Христианин По и мка преступника Раз о гнутый Сосредот о чение Укра и нский Христиан и н

Слайд 7

Этимология 10 Являются ли этимологически родственными: пятка – пятно? Являются Пятка – от пята «нога» Пятно от пята – буквально «след от ноги»

Слайд 8

Этимология 20 Являются ли этимологически родственными: сад – сажа, и сало – сальный? Сад и сажа – этимологически родственные. Сад – исходно «насаждения», производное от « садити » - буквально «заставлять сесть» Сажа от садити – буквально «то, что насело» Слова сало и сальный не являются этимологически родственными. Сало ( общеслав .) – от садить, сесть. Буквально «то, что насело» (мясо) Сальный – сближение с франц. Sale – «грязный, неприличный».

Слайд 9

Этимология 30 Какие из приведённых ниже слов являются этимологически родственными: вещь – вещать – весть – невеста – ведать – ведьма – вести? Этимологически родственными являются: Весть – от основы ведать – «знать» (ведь – «знания»)ДТ/Д/СТ Ведьма от ведать с помощью суффикса МА Невеста – первоначально «знающая, ведающая». НЕ – отрицательная частица, поэтому второе значение слова «неизвестная, незнакомая» Вести – родственное слов к «идти» Вещь и вещать не этимологически родственные

Слайд 10

Этимология 40 Какие из приведённых ниже слов являются этимологически родственными: напёрсток – перст – наперсник – перо? Напёрсток – на персте – «на пальце» Перст ( общеслав .) – буквально – «то, чем заканчивается верхняя часть ладони» Перо и наперсник не этимологически родственные

Слайд 11

Этимология 50 Какие из приведённых ниже слов являются этимологически родственными: лукоморье – лукавый – луковица – излучина – лукошко – луг – лужа? Этимологически родственные: Лукоморье – излучина. Лукоморье = «лука моря» (то есть «изгиб моря») Излучина – излука – «изгиб». Лука – извилина. К/Ч Луг – буквально «низкое, вогнутое место Лужа произошло от луга – «трясина» Г/Ж Лукавый – можно объяснить как «гнущийся» Лукошко от слова «лук» в значении лука – изгибающиеся ветки Луковица не этимологически родственное

Слайд 12

Паронимы 10 Укажите различия в значении слов: лирический – лиричный. Лирический – относящийся к лирике Лиричный – обладающий лиричностью

Слайд 13

Паронимы 20 Укажите различия в значении слов: эффективный – эффектный. Эффективный – действенный Эффектный – производящий эффект, яркий, запоминающийся

Слайд 14

Паронимы 30 Укажите различия в значении слов: экономный – экономический – экономичный. Экономный – бережливы Экономический – относящийся к экономике Экономичный – создающий возможность сэкономить, сберечь, сохранить

Слайд 15

Паронимы 40 Укажите различия в значении слов: главный - заглавный Главный – основной, ведущий Заглавный – одноимённый с заглавием

Слайд 16

Паронимы 50 Составьте словосочетания со словами-паронимами: желанный - желательный Желанный гость – желательно сделать

Слайд 17

Лингвистическая загадка 10 Постройте словообразовательные цепочки из данных слов: глазок, глаз, глазной, глазница, глазастый, глазеть, сглазить, узкоглазый Глаз-ок Глаз-аст-ый Глаз-е-ть глаз С-глаз-и-ть Узк-о-глаз-ый Глаз – глаз-н-ой – глазн-иц-а

Слайд 18

Лингвистическая загадка 20 Объясните, почему после Ж, Ш всегда, а после Ц почти всегда пишется буква И, хотя произносится звук Ы. В современном языке после Ж, Ш всегда пишется И. Такое написание называется традиционным. В древнерусском языке Ж и Ш были мягкими. Буква И пишется в большинстве слов после Ц, так как этот звук в древнерусском языке был мягким.

Слайд 19

Лингвистическая загадка 30 Почему местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ могут находиться в одном синонимическом ряду с местоимением СВОЙ? Местоимения ЕГО (ОН), ЕЁ (ОНА), ИХ (ОНИ) могут являться формами косвенных падежей личных местоимений, а также выступать в роли притяжательных местоимений, и в этой роли они синонимичны местоимению СВОЙ.

Слайд 20

Лингвистическая загадка 40 Слово КАРАКУЛИ А) заимствовано из латинского языка Б) Заимствовано из арабского языка В) Заимствовано из тюркского языка Г) является исконно русским Заимствовано из тюркских. Каракол = КАРА «чёрная» + кол «рука» На тюркское происхождение указывает согласование гласных и открытость слога.

Слайд 21

Лингвистическая загадка 50 Выделите основы и окончания в следующих словах: Метро, налево, село, ухо, около, счастливо (дитя), счастливо, путь, спать, вспять, кровать, пусть, хоть, взять. Метро, налево, сел о, ух о, около, счастлив о (дитя), счастливо, путь, спа ть, вспять, кровать, пусть, хоть, взя ть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к олимпиаде по русскому языку

Слайд 2

Вопрос от писателя 10 Прокомментируйте выделенные слова в отрывках из романа Пушкина «Евгений Онегин»: Открыты ставни; трубный дым Столбом восходит голубым , И хлебник, немец аккуратный, В бумажном колпаке, не раз Уж отворял свой васисдас . Васисдас – просторечие, созданное из немецких слов Was ist das ?, что значит «Что случилось?»

Слайд 3

Вопрос от писателя 20 Прокомментируйте выделенные слова в отрывках из романа Пушкина «Евгений Онегин»: Надев широкий боливар , Онегин едет на бульвар И там гуляет на свободе, Пока недремлющий брегет Не прозвонит ему обед. Боливар – широкая шляпа по моде 20-х годов 19 века. Брегет – фирма часов, здесь «часы»

Слайд 4

Вопрос от писателя 30 Определите, в каком значении в данном контексте употреблено выделенное слово: «Девицу Налимову одели в трико и коротенькую визитку , слегка тронули лицо сажей и выпустили на сцену в роли кузнеца Клеона». (Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы») Визитка (из франц. «посещать») употреблено в значении «однобортный короткий сюртук с закруглёнными полами».

Слайд 5

Вопрос от писателя 40 Укажите, чем является выделенное слово в отрывке из стихотворения С. Есенина «Письмо матери»: А) архаизм, Б) неологизм, В) жаргонизм, Г) диалектизм Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне. Шушун – диалектизм, в южнорусских говорах старинная женская верхняя одежда вроде кофты, телогрейки.

Слайд 6

Вопрос от писателя 50 Объясните значения выделенных выражений в приведённых ниже примерах из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». «Как давно изволили подавать ревизскую сказку »? «Губернатор держал в одной руке конфектный билет , а в другой болонку». «Говорили они все как-то сурово, таким голосом, как бы собирались кого прибить; приносили частые жертвы Бахусу». Ревизская сказка – список крепостных душ, составляющий при переписи крестьян (ревизии) Конфектный билет – обёртка конфеты с напечатанным на ней стихотворением Приносили частые жертвы Бахусу – Бахус – бог вина, поэтому речь идёт о тех, кто часто пьёт

Слайд 7

Этимология 10 Можно ли считать эти слова этимологически родственными: Сгинуть, гибельный, согнать, согнуть? Гнуть ( общеслав .) того же корня, что и гибкий , гибнуть , губить , латышск . Gubt «гнуться», «изгибаться» - гибнуть. Не является этимологически родственным гнать . Происходит от общеслав . слова «бить».

Слайд 8

Этимология 20 Можно ли считать эти слова этимологически родственными: Время - веретено На родственность слов указывают сочетания РЕ и ЕРЕ. Время – буквально «чередование дня и ночи» Веретено – буквально «вертящаяся палочка»

Слайд 9

Этимология 30 Можно ли считать эти слова этимологически родственными: Слушать, славный, слыть, послать Слушать – производное от слух Слыть – того же корня, что слово, слава, слух Славный – от слава, а слава того же корня, что и слыть Послать ( общеслав .) – послълати – буквально «подносить, жертвовать». По отношению к предыдущим слова родственным не является

Слайд 10

Этимология 40 Можно ли считать эти слова этимологически родственными: Повойник, венок, венец, веник? Венок - от венец (буквально «украшение, сплетённое из листьев, цветов) – от вити Веник тоже сплетён из нескольких веток Повойник – головной убор. Тоже от слова вити

Слайд 11

Этимология 50 Назовите пары слов, являющиеся этимологически родственными: вол-волынка, выдра-выдрать , капать-капуста , нож-вонзать , отец-вотчина, порох-перхоть, цапать-цапля . Вол и волынка не родственные слова. Вол от общеслав . Вельможа. Животное названо так по размеру. Волынка производное от слова Волынь, откуда этот инструмент получил распространение в России. Выдра и выдрать не родственные слова. Выдра – общеслав ., где В раньше было У. Выдра буквально «водяная». Выдрать от слова «драть».

Слайд 12

Этимология 50 Капать и капуста не родственные. Капать произошло от звукоподражания кап-кап. Капуста восходит к лат. Caput – голова. Нож и вонзать – родственные слова, нож произошло от ньзити – «колоть, резать», а вонзать от ньзати – «пронзать». Ж/З Отец и вотчина – родственные. Здесь наблюдается во втором слове начальное В, характерное древнерусскому, вместо начального О общеславянского. Т/Ц В слове порох корень тот же, что и в слове прах. Здесь наблюдаются сочетания оро / ра . Порох и перхоть объединяет и схожесть значений: и то и другое похоже на порошок. Цапать от звукоподражания цап-цап. Цапля от той же основы, что цапать. Цапля так названа потому, что она хлопает, шлёпает и хватает.

Слайд 13

Объясни фразеологизм 10 До морковкина заговенья Посадить в калошу Камень преткновения Нести свой крест Нищие духом До морковкина заговенья – до скончания века, очень долго ждать Посадить в калошу – разоблачить, вывести на чистую воду, подвести Камень преткновения – преграда на пути к достижению цели Нести свой крест – смиренно терпеть превратности судьбы Нищие духом – 1. смиренные, лишённые гордости. 2. неумные, лишённые духовных интересов

Слайд 14

Объясни фразеологизм 20 Рядиться в павлиньи перья Персона нон грата По Сеньке шапка Вешать собак Дать прикурить Рядиться в павлиньи перья – пытаться показать себя более значительным, чем есть на самом деле Персона нон грата – нежелательный человек По Сеньке шапка – получил то, что заслужил Вешать собак – несправедливо обвинять кого-либо Дать прикурить – проучить, наказать

Слайд 15

Объясни фразеологизм 30 Прийтись не ко двору Потёмкинские деревни Плясать под чужую дудку Становой хребет Прописать ижицу Прийтись не ко двору – быть неугодным Потёмкинские деревни – показное, мнимое благополучие Плясать под чужую дудку – беспрекословно подчиняться кому-либо Становой хребет – основа, опора Прописать ижицу – 1. высечь, выпороть. 2. строго выбранить, проучить

Слайд 16

Объясни фразеологизм 40 Объясните значение и происхождение фразеологизма: Сжечь корабли Валаамова ослица Бить баклуши Тарабарская грамота Сжечь корабли – решительно порвать с прошлым. Тиран Агафокл высадился на побережье Африки и сжёг все корабли, чтобы не было пути к отступлению Валаамова ослица – 1. покорный, молчаливый человек. 2. Упрямая женщина. Из Библии. У Валаама была ослица. Когда он поехал, чтобы проклясть народ Израилев , перед ней явился ангел с мечом. Ослица стала сворачивать, а пророк её бил, так как не видел ангела. Тогда она заговорила человеческим голосом. Бить баклуши – бездельничать. Баклуши – это то, из чего делали деревянные ложки Тарабарская грамота – что-либо непонятное, бессмысленное. Тарабарское письмо – это зашифрованное письмо, которое использовалось с 12-13 века.

Слайд 17

Объясни фразеологизм 50 Объясните значение и происхождение фразеологизма: Лавры Герострата Внести свою лепту Вернуться к своим пенатам Терновый венец Лавры Герострата – злодейская слава. Герострат сжёг одно из чудес света – храм Артемиды в Эфесе, желая прославиться Внести свою лепту – принимать посильное участие в чём-либо. Из Евангелия. Из притчи о вдове, которая положила две последние лепты, мелкие монеты. Вернуться к своим пенатам – вернуться в родной дом. Пенаты – античные духи, охранявшие покой семьи. Терновый венец – мученичество, страдания. Из Евангелия.

Слайд 18

Паронимы 10 Чем различаются эти паронимы? Гарантийный – гарантированный. Гарантийный – предоставляющий гарантию Гарантированный – обладающий гарантией

Слайд 19

Паронимы 20 Чем различаются эти паронимы? Добрый – добротный. Добрый – обладающий добротой Добротный – хорошо сделанный, качественный

Слайд 20

Паронимы 30 Чем различаются эти паронимы? Единичный – единственный – единый. Единичный – в одном экземпляре Единственный – один Единый – совместный, представляющий целое

Слайд 21

Паронимы 40 Чем различаются эти паронимы? Обосновать – основать. Обосновать – объяснить Основать – открыть, начать, положить основу

Слайд 22

Паронимы 50 Чем различаются эти паронимы? Экономный – экономичный – экономический. Экономный – бережливый Экономичный – создающий возможность накопить, сохранить Экономический – относящийся к области экономики


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к олимпиаде по русскому языку

Слайд 2

Культура речи 10 Затранскрибируйте слова: Ателье Музей Фанера Бассейн Кафе Термин Ателье [ атэл ’ йэ ] Музей [ муз ’ эй ] Фанера [ фан ’ эра ] Бассейн [ басэйн ] Кафе [ кафэ ] Термин [ т ’ эрмин ]

Слайд 3

Культура речи 20 Затранскрибируйте слова: дефис Кофе Крем Шинель Тент Фен Кортеж Корнет Дефис – [ дэфис ] Кофе – [ коф ’ э ] Крем – [ кр ’ эм ] Шинель – [ шын ’ эль ] Тент – [ тэнт ] Фен – [ ф ’ эн ] Кортеж – [ картэш ] Корнет – [ карн ’ эт ]

Слайд 4

Культура речи 30 Выберите правильную форму управления. Укажите возможные варианты. Образец: согласно (приказ) – согласно (чему?) приказу. ________________________ Командующий (армия) Курировать (работа) Отзыв о/об/на (автореферат) Избегать (опасность) Заслуживать (доверие) Командующий (чем?) армией Курировать (что?) работу Отзыв (о чём?) об автореферате и отзыв (на что?) на автореферат Избегать (чего?) опасности Заслуживать (чего?) доверия

Слайд 5

Культура речи 40 Раскройте скобки. Имена числительные запишите словами. Укажите основания выбора формы. Для гражданского кооператива заказаны 23 (ворота) Ателье получило 24 (ножницы) Космонавты провели на орбитальной станции «Мир» 152 (сутки) Для гражданского кооператива заказаны ворота в количестве двадцати трёх штук Ателье получило двадцать четыре штуки ножниц Космонавты находились на орбитальной станции «Мир» в течение ста пятидесяти двух суток. Собирательные имена числительные не могут использоваться в составных числительных, поэтому в подобных случаях следует прибегать к различного рода синонимическими заменам.

Слайд 6

Культура речи 50 От приведённых глаголов образуйте форму 2-го лица единственного числа повелительного наклонения. В словах поставьте ударения. Помаслить Уведомить Поехать Умилостивить Вывести Выщипать Напоить Клеить Нянчить Вымазать Выхлестать Пом а сли Ув е доми и ув е домь Поезж а й Ум и лостивь В ы веди В ы щипли Напо и Кл е й Н я нчи В ы мажи и в ы мажь В ы хлещи

Слайд 7

Загадки грамматики 10 Выберите правильный ответ. Докажите. Все имена существительные среднего рода в современном русском языке являются неодушевлёнными Не все имена существительные среднего рода в современном русском языке являются неодушевлёнными Не все имена существительные среднего рода в современном русском языке являются неодушевлёнными Например, одушевлёнными являются имена существительные среднего рода, обозначающие сказочные персонажи: чудовище, страшилище.

Слайд 8

Загадки грамматики 20 Выберите правильный ответ. Докажите. Все имена существительные с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа относятся к мужскому роду Не все имена существительные с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа относятся к мужскому роду Не все имена существительные с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа относятся к мужскому роду Например, к женском роду относятся имена существительные 3-его склонения с нулевым окончанием: ночь, рожь

Слайд 9

Загадки грамматики 30 Определите род следующих имён существительных: Какаду Мозоль Турне Манго Рояль Сочи Кенгуру Маэстро Кашне Какаду – м.р. (животное) Мозоль – ж.р. (нулевое окончание с мягким знаком на конце) Турне – ср.р. (окончание Е) Манго – ср.р. (растение) Рояль – м.р. Сочи – м.р. (город) Кенгуру – м.р. (животное) Маэстро – м.р. Кашне – ср.р. (окончание Е)

Слайд 10

Загадки грамматики 40 Определите род следующих имён существительных: Тбилиси Колибри Салями Цеце Конферансье Онтарио Кадриль Тюль Бистро Тбилиси – м.р. (город) Колибри – ж.р. (птица) Салями – ж.р. (колбаса) Цеце – ж.р. (муха) Конферансье – м.р. Онтарио – ср.р. (озеро) Кадриль – ж.р. (нулевое окончание с мягким знаком на конце) Тюль – м.р. Бистро – ср.р. (окончание О)

Слайд 11

Загадки грамматики 50 Определите, к каким разрядам относятся приведённые ниже местоимения: Их Мне Себе Свой Кто-то Что Некто Их – личное и притяж Мне – личное Себе - возвратное Свой - притяж Кто-то - неопределённое Что – относит и вопросит Некто - неопределённое

Слайд 12

Крылатые выражения 10 Объясните значения и укажите источники приведённых ниже крылатых выражений. Покой нам только снится Смешение французского с нижегородским Покой нам только снится – о беспокойном состоянии. Из стихотворения А. Блока «Скифы»: «И вечный бой, покой нам только снится…» Смешение французского с нижегородским – о неуместном использовании заимствованных слов. Из комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Взято из монолога Чацкого

Слайд 13

Крылатые выражения 20

Слайд 14

Крылатые выражения 30

Слайд 15

Крылатые выражения 40

Слайд 16

Крылатые выражения 50

Слайд 17

Лингвистическая загадка 10 Выберите фразу, содержащую верное суждение: Старославянский язык был Языком, на котором когда-то говорили все славяне Письменным языком южных и восточных славян. 2

Слайд 18

Лингвистическая загадка 20

Слайд 19

Лингвистическая загадка 30

Слайд 20

Лингвистическая загадка 40

Слайд 21

Лингвистическая загадка 50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методразработка "Готовимся к Олимпиаде по английскому языку. Устная речь"

Сборник монологов и диалогов для подготовки к Олимпиаде по английскому языку для студентов ОУ СПО, базовый уровень подготовки....

Задачник "Готовимся к олимпиадам 5-6 класс"

У каждого учителя есть свои копилки (папки) с олимпиадными задачами, которые собираются на протяжении всей трудовой деятельности педагога. Очень часто просто не хватает времени оформить имеющийся мате...

программа по математике для 7 класса физико-математической школы "Готовимся к олимпиадам по математике"

Программа по математике для 7 класса физико-математической школы "Готовимся к олимпиадам по математике"...

Готовимся к олимпиаде. Инварианты.

Материал содержит задачи , для подготовки к олимпиадам, которые можно применить для учащихся 5-9 классов....

Программа элективного курса «Готовимся к олимпиаде по русскому языку» . Автор Заморовская Т.И.

Программа по подготовке обучающихся к олимпиадам по русскому языку....

Готовимся к олимпиаде. Задания для 7-8 классов.

Предлагаю Вам выполнить задания Олимпиады по английскому языку (Первого (школьного) этапа Всероссийской Олимпиады школьников, который проводился в г.Нефтеюганске (2012-2013 уч.год)....

Тема урока: Готовимся к олимпиаде по физической культуре

Осознание учащимися необходимости уметь взаимодействовать в процессе физкультурной деятельности (содержание ответов детей на вопросы в заключительной части урока при проведении итогов);Освоение способ...