План урока на тему "Имя существительное" по Сингапурской методике
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Автор - Калимуллина Румия Мустафиевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_kalimullinoy_r_m.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение и обобщение по теме « Имя существительное» в 6А классе

(с использованием сингапурской методики)

                            Калимуллина  Р.М,, учитель русского языка и литературы

                           высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ№7г.Азнакаево РТ»

 

Цель:  повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Задачи:

  • Систематизировать знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка;
  • Закрепить ЗУН об имени существительном  на практических заданиях, поддерживая дух соревновательности;
  • Продолжать развивать навык правильного написания имен существительных, определения грамматических форм, употребления их в речи;
  • Воспитывать познавательную активность учащихся, ответственное отношение к учебе.
  • Продолжать формировать навыки коллективной работы в группах.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Форма урока: урок – практикум

Формы обучения: групповая, коллективная.

Описание работы: класс разделен на семь  групп  по пять человек. Каждый ученик пронумерован с 1 по4.,сидят в командах по 4 и партнеры А иБ готовы к обсуждению с    Партнером по плечу и Партнером по  лицу.  Групповые задания оформлены на отдельных листах для каждой команды.Учитель может свободно передвигаться по классу и прослушивать обсуждения в командах.Обучающие структуры проводятся с интервалом в 10 минут.

Методы обучения: метод самостоятельной работы, наглядный, проблемно-

поисковый.

Оснащение: оборудование мультимедийного кабинета, раздаточный материал,

интерактивная доска, слайдовая презентация  «Имя существительное»., листы для индивидуальной работы учащихся, карточки с вопросами теории, задания для коллективной работы каждой группы, стенд для трудных вопросов.

«Весь смысл жизни заключается          в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше». (Э.Золя)

Ход урока

Организационный момент  ХАЙ ФАЙВ

- Доброе утро, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть вас на нашем уроке, который посвящен Имени существительному

Сообщение цели и правил  урока:

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим, обобщим все, что изучали об имени существительном, еще раз убедимся в том, что эти знания необходимы нам в жизни. Работать будем в парах и в группах. У нас сегодня есть стенд-парковка ,на которой вы могли до урока  оставить вопросы, на которые  вы не смогли ответить при подготовке к этому уроку-обобщению по теме «Имя существительное»,Кто не успел ,можете  передать.На них мы ответим конце урока .Возможно, к концу урока вы и сами сможете на них ответить.

Морфологические признаки

Повторение раздела «Морфология»

   3.Учитель : Итак, начнем с разминки. Сейчас мы должны вспомнить все о существительном. Работаете в группе, но сначала каждый заполняет свой листок, затем на отдельном листе(он лежит перед вами) составляете  модель имени существительного: написать понятие, определение, характеристику, примеры и противоположные примеры. (5 минут) (Модель Фрейер, обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать  изучаемые понятия и концепции.)

Через 5 минут –звонок.

Учитель:-Кто готов, покажите это. . Отвечает  3№  стола №5. Дополняют№4 от каждого стола.

На Слайде №5 --№6«Найди верные утверждения» можно увидеть, что вы правильно указали  морфологические и  грамматические характеристики и их отличие  от других частей речи ) .

Работа в тетрадях.

Учитель: Откройте  тетради,запишите  число,классная работа, тему урока.(на доске)

Повторение раздела «Синтаксис»

(слайд №7)Запишите предложение: Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд.

Задания:- Сделать синтаксический разбор предложения.

-Найти изобразительные средства в данном предложении ( эпитеты: пушистые, ослепительный; олицетворение: земля одевается в наряд)

- Произвести морфологический разбор   существительного   ЗЕМЛИ  (образец разбора  на слайде №8 )

Найдите четвертое «лишнее» Модель Rally Robin(обучающая структура,в ходе которой два участника обмениваются  ответами в виде списка ).

Учитель :Вы вспомнили все характеристики, касающиеся  имени существительного. Применим на практике это. Сейчас выбудете  работать с партнером по лицу. Каждый стол получает по 4 слова (слова — на листочках), найдите и  запишите лишнее слово в тетрадях. Затем поменяйтесь с партнерами по лицу листочками и опять найдите 4-е лишнее. У вас должно получиться 2 слова. Обсудите с партнером,прчему вы так решили. (слайд№9)   стол№1(карточки со словами (синева,оба,забияка, лазурь), №2(меч,пять, пламя. путь)№3,(бахрома,зелень,белизна, ,розовый)№4 (ремень,сани,молодежь,чистить). №7( бистро, какаду, метро, кино) №5 (окно, непоседа, ведро, полотенце),№6( радио, кино, трио, слово)

(Ученики делятся мнением со своими партнерами 1 минуту.)

1-й вопрос. ,-Скажите, какие слова у вас получились лишними?..Объясните  :-по каким признакам вы определили лишнее слово? (Отвечают №4 )

(Ученики по очереди объясняют свой выбор №1-оба,п.ч.не существительное,№2-пять3-розовый,№4-чистить,№7-бистро(иноязычное слово),№6-слово(несклоняемое),№5-непоседа(несклоняемое)

Учитель: Поблагодарите своего партнера.

(Задача: включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках прилагательного.

Повторение раздела «Грамматические нормы   языка».

Учитель: Существительные  составляют большую часть предложений в русском языке. Они согласуются с другими  частями речи. Они имеют определенные трудности в употреблении в речи. И  вследствии этого появляются грамматические ошибки . Одним  из трудных случаев является  образование    имен существительных в форме родительного падежа множественного числа.  Сейчас потренируемся в этом.

(слайд№10)

Вопрос: Какие слова нельзя изменить? Почему?

 Учитель : Грамматическими ошибками являются и  неправильное употребление падежных окончаний существительных.

-Определите  падеж имен  существительных ..(слайд№11)

Собирай по ягодке (… п.)
Рассказал про учителя (… п.)
Склонился над книгой (… п.)
Успех в работе (… п.)

Деревня (Д. п.) – …
             Дачи (Р. П.) – …
            Сирень (Т. П.) – …
            Стул (П. п.) – …

(Слайд № 12.)Взаимопроверка по Timed Pair Share.)

Собирай по ягодке (…Д. п.)
Рассказал про учителя (…Р. п.)
Склонился над книгой (… Тп.)
Успех в работе (П. п.)

Деревня (Д. п.) – …деревне
                    Дачи(Р. П.) – …дач
                   Сирень (Т. П.) – …сиренью
                    Стул (П. п.) – …стуле

Какие слова вызвали затруднения?  Кто  поможет?

Учитель: Объясните, почему слово ветка имеет здесь разные написания?

(Слайд 13)

Я прилагаю все старанья
Хочу понять правописанья.
Но вызывает тем не менее
Правописанье удивление.

Летят на веткИ воробьи,
Чтоб обсудить дела свои.
Сидят на веткЕ воробьи…
Сидят – на – Е, летят – на – И.

Учитель: Почему?    30 секунд на обсуждение.

Отвечает….

Повторение раздела «Словообразование»

Учитель:Правильное образование слова  тоже является важным звеном в деле постижения грамматики.

-Как образуются в русском языке новые  слова?(приставочным……)

-А сейчас мы сами попробуем угадать слова по его составу:

(  Слайды №14,15,16 )

1.В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в
собрании встретите вскоре,
В слове
рассказ вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте.

2.Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же, что и в слове
извозчик,
Приставка та же, что и в слове
расход.

3.Корень мой находится в цене.
В
очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в
тетрадке все встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале.

Ответы(расписание, рассказчик ,оценка.)


Физкультминутка(
слайд №17)


Повторение раздела  «Орфография».

Учитель :Кто грамоте горазд, тому не пропасть.(Пословица)  Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались они особой твердостью и не позволяли себе никаких нежностей. Но вот появились суффиксы, и все изменилось.

Вопрос: 1.С какими суффиксами мы познакомились в разделе «Имя существительное»?(ик -ек ,   чик-  щик)

-Когда надо писать суффикс ЧИК, когда ЩИК? ЕК? ИК?

(После ответов  показ (слайд№18).

Задание №1

ЧИК- ЩИК?   Запишите ответ на вопрос через запятые, выделите орфограмму.

Кто ремонтирует фонари?______________________________________,

Кто ходит в разведку?_________________________________________,

Кто работает в забое?__________________________________________,

Кто переписывает бумаги?_____________________________________,

Кто делает доклад?___________________________________________,

Кто кладет камни?___________________________________________,

Кто работает в бане?_________________________________________,

Кто ремонтирует водопровод?_________________________________.

Вопрос. — Подумайте 30 секунд..(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд. Time Pair Share.)

Объясните правописание этих слов… (Начинает тот, у кого волосы светлее.)

А какие еще орфограммы есть в этих словах?(сочетания чк.чн..рщ, нщ)

(Проверка: Фонарщик, разведчик, забойщик, переписчик, докладчик, каменщик, банщик, водопроводчик).

Задание№2

Учитель : Пишем в  в тетрадях   объяснительный диктант(на слайде 19)     

                                У гном..ка был ключ..к,

  • Он открывал чуланч..к,
  • В котором находились
  • Станоч..к и кирпич..к,
  • Платоч..к и футлярч..к,
  • Горош..к и огурч..к,
  • Бараш..к и бананч..к.

Вопрос: Над какими видами орфограмм работали? Какое правило использоали ,чтобы        не ошибиться в написании слов?

Задание №3.

Учитель :.Запишите в тетрадях слова: Реч…, ключ…, печ…, суш…, врач…, мыш…, брош…, шалаш…, фальш… .

Вопросы:

Где нужно, поставь мягкий знак. –

Вспомните  правописание существительных, которые здесь представлены.

Объясните лексическое значение слова  фальшь.

Развитие креативного мышления.

Учитель   :  В русском языке есть множество слов ,правописание которых не регулируется никаким правилом .Как они называются?(словарные слова)

-С целью употребления их  в речи и запоминания правописания таких слов мы сегодня используем прием Синквейна.

-Потренируемся. Каждый стол получает листочки со словарными словами. (7 разных заданий)

-Сочинить синквейны, применив эти слова.Работаем все  вместе,учитываем  мнение каждого члена  группы. (время 5 минут)(ТИК-ТЭК-ТОУ для развития критического  и креативного мышления , в которой участники  составляют   предложения  из данных слов)

Проверяем. Отвечают  участники под №2 .

Учитель : Спасибо. А сейчас каждая  группа получает  следующее задание:

Парковка.

Учитель : В начале урока мы  оставили на парковке  вопросы .   Попробуем ответить на них . Задает свои вопросы  Айрат,  Данис , Гузалия , Раиля. Вы можете задать их любому.(  Куиз-Куиз-_Трейд(обучающая структура, в которой ученики проверяют и  обучают друг друга  по пройденному материалу, используя карточки с вопросами  и отвечают на них.)

Учитель:Итак,подведем итоги урока обобщения по теме «Имя  существительное»

-Что вы запомнили по теме урока?

-Что было самым важным для  нас?

-Справились ли мы с этим?

-Какой вид работы больше понравился?

Рефлексия. (слайд№20-21   )

-Я  считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился…

-Я считаю, что научился но мне ещё нужна помощь…

- Я  считаю, что было трудно на уроке…

Учитель:  Ребята, я сегодня горжусь вами, у вас действительно все получилось, и каждый успешно справился со своим заданием. Вы порадовали меня. Спасибо!

-Выставление оценок.

Домашнее задание(на выбор учителя в зависимости от того,что не  успели повторить):

-Билетик на выход-тест «Имя существительное»

- упражнение 560 с комментариям.(О и Ё после шипящих ,которое мы  сегодня не затронули ).

Учитель:Урок окончен. Встали, задвинули стулья. Спасибо. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка по сингапурской методике по теме "Идеальная семья."

Тема урока: Идеальная семья. Совершенствование УН монологической речи.Цель урока: Совершенствование УН монологической речи.Вид урока: комбинированный.Задачи урока: практические:- вспомнить необходимый...

План-конспект урока в 7 классе на тему "Второй признак равенства треугольников"с применением сингапурской методики обучения

Урок изучения нового материала. В ходе урока используются некоторые обучающие структуры сингапурской методики обучения....

Урок татарской литературы по Сингапурской методике

Современный урок по сингапурской методике...

План конспект урока математики с элементами сингапурской методики

Тема « Деление дробей» («Вакланмаларны бүлү”) занимает особое место в школьной программе по математике, является необходимым этапом при вычислений значения выражения, при  решении уравнений и...

План-конспект урока физической культуры по сингапурской методике

Урок построен на закреплении пройденного материала, на развитие таких физических качеств как быстрота, сила, ловкость и выносливость. Основная часть урока потроена на очень большой моторной плотности....