«Применение информационно-коммуникационных технологий как фактор повышения качества обучения русскому языку и литературе»
статья по русскому языку на тему

Кутузова Наталия Ивановна

В работе делается акцент на то, что современный мир требует от школы коренным образом менять сложившуюся технологию школьного обучения, строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой мотивированной деятельности. Это должна быть совместная деятельность, которая будет сопровождаться яркими, эмоционально насыщенными делами, повышающими познавательную мотивацию, что, в свою очередь, будет  способствовать прочному усвоению материала. Использование ИКТ позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, придать образовательному процессу личностно-ориентированный характер, раскрепостить творческие возможности учащихся, заинтересовать их изучаемым предметом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение информационно-коммуникационных технологий

как фактор повышения качества обучения

русскому языку и литературе»

 «Невозможного нет, есть прагматичный подход»

Николай Бабанов,

проректор по научной работе

НГТУ им. Р.Е. Алексеева

Сегодня, важность роли информации в жизнедеятельности человека никто не может оспорить. Информация занимает приоритетные позиции, а информационная культура человека является важным фактором в профессиональной деятельности. Всё это влечёт за собой изменения требований к системе образования. Надо отметить, что на сегодняшний день существенно повысился статус образования.

Время диктует свои требования: каждый человек должен понимать, что его успешность зависит от уровня образования, который необходимо постоянно повышать.  Сделать учебный процесс эффективным, адаптивным и содержательным возможно при условии применения в комплексе различных программных и технических средств, использования приемов и методов активного обучения. Сейчас успехи и достижения учеников во многом зависят от качественной работы педагога, от того, как он способен сориентироваться во времени, которое диктует свои потребности. Безусловно, применение информационно-коммуникационных технологий отвечает требованиям современного образования. Процесс всеобщей компьютеризации оказал влияние на модернизацию педагогических технологий. Появились электронные учебники, видеолекции, заочные виртуальные экскурсии, программы-тренажёры, электронные справочники и энциклопедии, видеоуроки – цифровые образовательные ресурсы очень разнообразны, они открывают интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса.

Применяя новые информационные технологии в обучении, педагог рассматривает ученика как центральную фигуру образовательного процесса, что ведет к изменению стиля взаимоотношений между субъектами образования. При этом роль учителя также меняется, он не передаёт готовую информацию, а является тьютором, проводником, организующим самостоятельную деятельность учащихся и управляющим ею. Основная роль учителя в современном мире заключается в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.

Компьютерные технологии вносят существенные изменения в образовательный процесс, формы обучения основываются на активной деятельности, взаимодействие между учителем и учеником предполагает интерактивность.

Применение информационно-коммуникационных технологий в школьном обучении актуально для современного образования. Для того чтобы обогатить кругозор учащихся, повысить уровень культурного образования, развить языковые и коммуникативные компетенции, педагог должен не просто передать ту или иную информацию, а научить работать с информацией: добывать её, систематизировать, обмениваться информацией, эстетично оформлять полученные результаты. К тому же компьютерная техника широко используется как средство самоконтроля, закрепления полученных знаний как на уроке, так и при самостоятельном изучении, презентации результатов своей деятельности. Только при соблюдении этих условий современный урок будет иметь высокую оценку.

Также следует отметить, что современное образование предполагает взаимодействие на уроке не только учителя и ученика, но и общение учащихся между собой (работа в парах, групповая работа). Использование ИКТ позволяет совершить путешествие в другой мир, увидеть его своими глазами, практически стать участником того или иного мероприятия, события.

Конфуций говорил: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». По данным исследований, в памяти человека остается одна четвёртая часть услышанного материала, третья часть увиденного, одна вторая – увиденного и услышанного, и три четвёртых части материала, при условии, когда ученик привлечен к активным действиям в процессе обучения. Компьютер позволяет создать такие условия, которые направлены на повышение процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

Применение компьютерных технологий в школьном образовании – это мир неограниченных возможностей. Используя ИКТ можно решить ряд педагогических задач: активизировать познавательную деятельность учащихся,  реализовать дифференцированный и индивидуализированный подход, осуществить личностно-ориентированный процесс обучения, научить детей работать в сотрудничестве, решать проблемы группового и разноуровневого обучения и др. ИКТ помогают педагогу проводить коррекцию при обучении. Умело сочетая индивидуальное и групповое обучение, учитель повышает эффективность образовательного процесса. Ученик комфортнее чувствует себя на уроке, если у него есть возможность работать с компьютером, он становится намного успешнее. Использование компьютера на уроке способствует увеличению самостоятельного выполнения заданий, а значит, приводит к повышению качества знаний, не зависимо от изучаемого предмета.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы должны органично вплетаться в канву традиционного курса обучения. Компьютер не должен отвлекать ученика от основного содержания урока, он лишь должен повышать интерес детей к изучаемому предмету.

Встаёт вопрос – каким образом учитель должен включить компьютерную технику в процесс обучения, не нарушив общей логики?

Для учителя-словесника очень важна работа с художественным словом, текстом, книгой в её первозданном виде. Педагог должен научить учеников полюбить слово, полюбить чтение, приобщить к стремлению получить новые знания в процессе чтения. Учитель должен сформировать орфографическую и пунктуационную зоркость, обогатить словарный запас своих учеников, научить владеть орфоэпическими нормами, уметь пользоваться лингвистическими и литературоведческими терминами. Существенную помощь при достижении перечисленных задач оказывает применение ИКТ на уроках.

Никто сегодня не говорит о том, что компьютер должен заменить преподавателя или учебное пособие, но бесспорно то, что введение ИКТ в образовательный процесс расширяет возможности учителя, обеспечивает его средствами, позволяющими решать такие лингводидактические проблемы, которые оставались не решёнными ранее:

  • изменяется организация преподавания, преобладает дифференцированное обучения, увеличивается время для работы с каждым учащимся;
  • ИКТ помогают ликвидировать пробелы в знаниях, которые часто возникают при пропусках уроков;
  • повышается качество самостоятельной подготовки учащихся;
  • появляется возможность отследить динамику процесса обучение как индивидуальной, так и коллективной.

Социологический опрос учителей и родителей доказывает, что дети охотнее идут на те уроки, на которых учитель умело использует компьютерною технику, школьники заинтересованы в таких уроках, эффективность занятий повышается, у учащихся меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь учителя с обучаемым.

Детям нравятся условия, которые создаются при работе с компьютерной техникой, общение с компьютером обеспечивает непринуждённость обстановки. Теперь дети не просто заучивают правила, схемы и алгоритмы, а активно работают на уроке, иногда самостоятельно вырабатывают тот или иной алгоритм последовательных действий при применении изученного правила. Все мыслительные процессы учеников сопровождаются практическими действиями.

Регулярное использование ПК, проектора и интерактивной доски на уроках влечёт за собой ряд положительных моментов:

  • повышение уровня использования наглядности на уроке (теперь у учителя есть возможность заранее продумать и выстроить в нужной последовательности материал к уроку, что положительно сказывается на качестве знаний);
  • повышение производительности урока (ребёнок самостоятельно работает на уроке, выполняя задания, предложенные учителем, при этом имеет возможность выбрать разноуровневые задания);
  • происходит актуализация познавательных интересов учащихся (выполняя разного рода проверочные задания, ребёнок имеет возможность сразу акцентировать внимание на допущенных ошибках);
  • изменяется отношение к ПК: учащиеся начинают воспринимать его как универсальный инструмент для работы в любой области человеческой деятельности.

На уроках с ИКТ каждый ученик имеет возможность выбрать темп работы, выбрать  индивидуально уровень сложности и программу: слабоуспевающий может при необходимости повторить материал несколько раз, и делает он это с большим желанием, чем при работе над ошибками в традиционной форме. Одарённые ученики получают задания повышенной трудности или консультируют отстающих.

Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы, на мой взгляд, позволяет:

  • развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;
  • расширить возможности подачи учебной информации;
  • усилить мотивацию учения;
  • активизировать учащихся в учебном процессе;
  • дать ребенку такой объём материала, который будет максимально возможным для его усвоения;
  • расширить учебные задачи;
  • сформировать умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
  • изменить контроль деятельности учащихся;
  • приобщить школьника к достижениям информационного общества и адекватному поведению в нем.

Использование ИКТ на уроках русского языка возможно на любом этапе урока: объяснение нового материала, закрепление изученного, на этапе проверки, промежуточного и итогового контроля. Имея в наличии компьютерную технику, учитель может изготовить карточки для индивидуальной и групповой работы, учитывая уровень подготовки учеников. Отобразить на слайдах основные этапы урока в виде таблиц, алгоритмов и схем, к которым можно возвращаться в течение всего урока, что существенно экономит время на уроке. Работая в компьютерном классе, на этапе закрепления, каждый ученик имеет возможность сесть за компьютер и выполнить тест, выбрав тот уровень, который кажется ему наиболее приемлемым. Выполнение тестов-тренажёров имеет ряд плюсов, так как при их подготовке учитель дополняет тестовые задания справочным материалом, что даёт возможность ученику получить консультацию в случае неудачных ответов и пройти тест повторно.

Предлагая ученикам работу с деформированным текстом, мы не только проверяем усвоение изученных орфограмм и пунктограмм, мы имеем возможность построить задания таким образом, чтобы сформировать у учащихся навыки работы со связанным текстом, предложив им из рассыпанных предложений составить текст, озаглавить его, выполнить работу по синтаксическому разбору предложений и словосочетаний. Таким образом, осуществить работу по комплексному анализу текста.

Имея персональный компьютер с выходом в Интернет, мы можем предложить сильным ученикам выполнить задания из банка ФИПИ для подготовки ОГЭ или ЕГЭ, которые проверяют умение использовать изученную орфограмму или пунктограмму. Всё это будет способствовать опережающему обучению, некоторые ученики проявляют интерес к тому, чтобы самостоятельно разработать подобные задания.

При изучении раздела «Лексика» ученикам в 5-6 классах очень нравится разгадывать и составлять кроссворды, отгадывать шарады и ребусы, охотно выполняют подобные задания самостоятельно. Записывая правильный ответ либо нужное слово в кроссворд, одновременно проверяется и правописание слов.

Активно используется презентации на уроках развития речи. Часто при описании картины того или иного художника, мы не имеем возможности продемонстрировать качественные репродукции других его картин, чтобы сформировать у учащихся полное представление о работах живописца. Компьютерная техника позволяет нам сделать это в полной мере, что способствует расширению кругозора учащихся, прививает эстетический вкус, обогащает духовно.

При изучении публицистического стиля речи, компьютер позволяет учащимся оформлять творческие работы в виде информационных листков, буклетов, иногда семиклассники и восьмиклассники разрабатываю целый выпуск школьной газеты. При этом ребята набирают тексты самостоятельно, сильные ученики отрабатывают навыки редактирования текстов отстающих учеников, иногда дополняют издание собственными рисунками или компьютерной графикой.

Ученики старших классов на уроках русского языка при обобщении и углублённом изучении тем часто создают презентации с заданиями-тестами, интерактивными тренажёрами по русскому языку для учащихся 5-9 классов, составляют дидактический материал к урокам.

На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Очень часто материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, что развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку.

Литература нераздельно связаны с другими видами искусства: живописью, музыкой, театром, кино. Синтезировать эти виды искусств помогает компьютерная техника. На уроках литературы дети должны слышать художественное слово в исполнении неподражаемых актёров, а иногда они имеют возможность услышать голос самого автора. Учителю необходимо погрузить детей в мир художника слова, в ту атмосферу, которая взрастила поэта или писателя. Заочные экскурсии с применением мультимедийных презентаций – эффективная форма знакомства с писателем и его творчеством. Учащиеся 8-11 классов с удовольствием сами готовят виртуальные экскурсии, рассказывая о биографии изучаемых писателей и поэтов. Такая подача материала способствует лучшему усвоению материала в ассоциативном виде памяти, даёт возможность полнее окунуться в атмосферу изучаемого времени, понять личность писателя, художника, общественного деятеля. Подобная подача материала способствует разнообразить содержание урока, вызвать неподдельный интерес к творчеству художника слова. Многие учащиеся, используя  программу Microsoft Publisher,  оформляют свои работы в виде буклетов, альбомов, памяток, мини-сборников стихов по различным направлениям, что позволяет получить реальный продукт своей деятельности.

Совместно с ребятами я активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью нами созданы портретные галереи и фонотека, подобраны видеофрагменты спектаклей и художественных фильмов к изучаемым произведениям. Экранизация классики вызывает искренний интерес, иногда просмотр хорошего фильма является первым шагом к вдумчивому чтению, заставляет ребёнка переживать, пробуждает чувства, будит воображение, остаётся навсегда в сердце юного читателя.

Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные схемы, для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал.

Использование слайдов, созданных в программе Microsoft Power Point позволяет:

1. Значительно сэкономить время на уроке.

2. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.

3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку, использование мультипликации и анимации делают уроки разнообразными и  активизируют учащихся.

Актуальны информационно-коммуникационные технологии при подготовке уроков, реализующих национально-региональный компонент: будь то описание картины якутского художника, знакомство с произведениями якутских поэтов и писателей, изучение фольклора народов Якутии. Без демонстрации картин якутских художников, прослушивания в записи очаровательных и завораживающих звуков хомуса, погружения в традиции и обряды народов саха невозможно приобщение к культуре и истории малой родины. На основе существующей виртуальной галереи А.В.Чикачёва, современного якутского художника,  совместно с учениками мы тоже создали виртуальные экскурсии в мир живописи художников М.Носова, Г.Н.Никитина, П.Н.Марфусалова. Ученики самостоятельно подбирают музыкальное сопровождение, стихотворения якутских поэтов для озвучивания презентаций.

Немаловажная роль отводится ИКТ при дистанционном обучении с отсутствующими учениками, при занятиях в актированные дни, в дни карантина. Учитель имеет возможность посредством видеосвязи вести диалог с учениками, озвучивая цели, определяя алгоритм работы учеников при самостоятельном изучении материала уроков. В этом случае хорошим подспорьем учителю могут быть видеоуроки сайта «Инфоурок». Пользуясь готовыми видеоуроками, презентациями, тренажёрами, ЦОРами по предметам, приходит желание создать самостоятельно материалы к уроку и поделиться ими с учительским сообществом.

Хорошим подспорьем в работе учителя являются электронные учебники и методические материалы к ним, цифровые образовательные ресурсы, которые оснащены готовыми презентациями к уроку, схемами, заданиями практически по всем темам уроков русского языка, хотя такие разделы языкознания, как морфемика, словообразование, морфология, синтаксис имеют небогатый готовый материал. Однако ЦОР по литературе содержат готовые презентации к урокам, видеозаписи, аудиофайлы, сопровождающиеся иллюстрациями и анимацией. Всё это облегчает подготовку учителя к уроку, даёт возможность найти оптимальный вариант проведения урока, однако работа учителя остаётся очень кропотливой.

Подводя итог, хочется сказать, что использование новых технологий, в частности информационно-коммуникационных технологий, на уроке русского языка и литературы позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, даёт возможность развивать исследовательскую деятельность, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.

Таким образом, применение ИКТ на уроках русского языка и литературы  позволяет мне:

  • наполнить уроки новым разнообразным содержанием;
  • развивать творческий подход к изучаемому материалу, любознательность учащихся;
  • формировать элементы информационной культуры;
  • прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
  • поддерживать самостоятельность в работе и в освоении компьютерных технологий;
  • идти в ногу со временем.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.

Использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, повысить заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – это отличный способ не отстать от времени и от своих учеников.

Технические средства обучения значительно оживляют изучение русского языка и литературы. Работа с компьютером увлекает учеников. Поэтому можно с уверенностью сказать, что возможности индивидуализировать занятия в наших условиях имеются. Их нужно каждому учителю продумать и реализовать в своей работе.

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет мне сохранять стабильное качество знаний по предметам, добиваться положительных результатов при сдаче ОГЭ и ЕГЭ, в том числе детьми с ОВЗ, которые обучаются в нашей школе.

Кутузова Наталия Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №10 п.Лебединый»

МО «Алданский район»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий как фактор повышение мотивации учащихся к обучению

За последние годы учителя иностранного языка получили значительную самостоятельность в выборе средств обучения, творческом осмыслении содержания и путей реализации программных требований. Признавая су...

Использование информационных и коммуникативных технологий на уроках как средство повышения качества обучения русскому языку.

В статье говорится об эффективности использования информационных технологий на уроках русского языка....

Доклад "Концепция филологического образования как фактор повышения качества изучения русского языка и литературы в современной школе"

Доклад "Концепция филологического образования как фактор повышения качества изучения русского языка и литературы в современной школе"....

Информационно-коммуникационные технологии как фактор повышения качества образовательного процесса при изучении математики

В статье рассммотрены различные информационно-коммуникационные технологии как факторы, способствующие повышени. качества образовательного процесса при изучении математики...

Пути повышения качества преподавания русского языка и литературы с использованием деятельности музеев.

Пути повышения качества преподавания русского языка и литературы с использованием деятельности музеев....

Современные образовательные технологии как средство повышения качества преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Сборник материалов научно-практической конференции «Современные образовательные технологии как средство повышения качества преподавания русского языка и литературы в образовательных органи...

Пути повышения качества преподавания русского языка и литературы

Наше педагогическое кредо – «УЧИТЬ детей УЧИТЬСЯ». Отсюда и вытекает главная педагогическая задача школы – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявле...