Банк заданий на развитие УУД.
методическая разработка по русскому языку на тему
Система заданий по русскому языку с прменением технологии СДО,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I. Задания на развитие общеучебных познавательных УУД.
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Составить вопрос - понятие по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» | Что считается одушевленным именем существительным? Что понимается под неодушевленным существительным? | Умение структурировать знания в устной и письменной форме. |
2. | Составить вопрос - понятие по теме «Имена существительные собственные и нарицательные» | Что считается собственным существительным? Что считается нарицательным существительным? | |
3. | Сформулировать вопрос-суждение, ответ на который определит цель данного урока | Каким образом собственные имена существительные отличаются от нарицательных? | |
4. | Составить вопрос - понятие по теме « Заглавная буква в именах собственных» | Что такое имя собственное? Что выражает заглавная буква в именах собственных? |
- Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Что является общим для слов диван, окно, трава? | Слово диван отвечает на вопрос что? Слово окно отвечает на вопрос что? Слово трава отвечает на вопрос что? Значит общим для диван, окно, трава, является вопрос что? | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог) |
2. | Что является общим для слов собака, корова, первоклассник? | Слово собака отвечает на вопрос кто? Слово корова отвечает на вопрос кто? Слово первоклассник отвечает на вопрос кто? Значит общим для слов собака, корова, первоклассник является вопрос кто? | Построение логической цепочки рассуждений, доказательств с помощью вопросов (Лог) |
3. | Найти подлежащее и сказуемое в предложении: На улице разыгралась метель | Что? метель – подлежащее. Что сделала? разыгралась- сказуемое. |
- Структурирование знаний.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Составить схему предложения с : Вечером шел проливной дождь. | Когда?чтоделал?какой? что? | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог) Построение логической цепочки рассуждений, доказательств с помощью вопросов (Лог) |
2. | Из слов: разыгралась, метель, сильная, вечером, за окном составить предложение по вопросам: какая? что? что сделало? когда? где? | Сильная метель разыгралась вечером за окном. | |
3. | Составить вопросы-суждения к предложению: Ребята после дождя отправились за грибами. | Когда ребята отправились за грибами? Почему ребята отправились в лес? | Построение речевого высказывания(ОУ) |
- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Устно составить распространенное предложение используя слова зима, пришла. | Пришла морозная зима. | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог) |
2. | Составить и записать предложение, используя словосочетание лесная полянка. | На лесной полянке было много ягод и грибов. | |
3. | Используя слова нежность, нежный составить 2 словосочетания. | Мамина нежность, Нежное прикосновение. |
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Из букв А, О, К, С, У составить как можно больше существительных. | Сок, сук, коса, оса, укос. | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог). Синтез как составление целого из числа |
2. | Расположи предложения так, чтобы они составили текст. 1.В дупле сидят детеныши белки. 2.Оно сделано в стволе старой ели. 3. На лесной поляне стоит старая ель, в которой есть дупло.. | На березе грачиное гнездо. Оно сделано из прутьев, глины и травы. В гнезде трое грачат. | Установление причинно- следственных связей. Построение логической цепочки рассуждения. Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
3. | Используя слоги ТЕ, МА, БА, КО,СА,РО,СО,КА составить имена существительные ж.р. | Тема, собака, роса, коса. | Установление причинно- следственных связей.Синтез как составление целого из числа |
- Знаково-символические действия, включая моделирование
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Сделать разбор по членам предложения: Классы заполнили шумные первоклассники. | Классы заполнили шумные ----- ======== ~~~~~ первоклассники. | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог). Установление причинно- следственных связей. |
2. | По данной схеме составить предложение: --- ========,=====. | Первоклассники рисуют, читают. | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог). Синтез как составление целого из числа |
3. | Слова разделить на слоги и сделать схему: окно, пальто, самовар. Написать количество слогов. | Ок-но (_/_) 2слога Паль-то (_ / _) 2слога Са-мо-вар ( _/ _ / _)3 слога | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог). |
- Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Записать под диктовку словарные слова: Апельсин, баскетбол, почерк, мандарин, фиолетовый. Проверить по словарю. Самооценка:о ош. – 5, 1ош. – 4, 2 ош.- 3,более3 – 0. | Апельсин, баскетбол, почерк, мандарин, фиолетовый. | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог). |
2. | Вставить пропущенные буквы в предложении: Наташа села и вз_ла на колени брата, укрыв руками его г_л_ву от ветра и д_ждя. Взаимопроверка. Оценивание. 4б.- без ошибок, 3б.- 1ош., 2б.- 2ош., более2ош.- 0б. | Наташа села и взяла на колени брата, укрыв руками его голову от ветра и дождя. | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог) Установление причинно- следственных связей. |
3. | Запиши слова в 2 группы. А?или О? С_сна, н_чной, х_лмистый, схв_тить, в_ренье, сп_сение. Объясни свой выбор. Проверка на доске. Оценивание в группе. о ош. – 5, 1ош. – 4, 2 ош.- 3,более3 – 0. | О Сосна-сосны Ночной - ночь Холмистый - холм А Схватить - схватка Варенье – варка Спасение - спас |
- Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Прочитать текст. Что является главной мыслью текста? Радостное пробуждение. В небе вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма тихонько прячется в густой листве деревьев. Из-под камней выбегают зеленые ящерицы, они мигают сонными глазками. Сегодня будет жарко! Над цветами кружатся золотые пчелы, жадно пьют сладкий мед. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрашены в цвет утренней зари. В кустах порхают веселые чижи. Мелькают ласточки и стрижи и звенят радостно и счастливо. Хорошо иметь быстрые легкие крылья! | Главной мыслью текста является заголовок «Радостное пробуждение». | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог) |
2. | Прочитав текст составить вопросы-суждения по содержанию. ( Выборочное чтение). | Чем объяснить, что ночная тьма прячется в густой листве деревьев? Каким образом ночная мгла прячется в густой траве? Почему хорошо иметь быстрые легкие крылья? | Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Установление причинно- следственных связей. Построение логической цепочки рассуждения. |
3. | Прочитав 2 абзац текста выписать к глаголам существительные. (Выборочное чтение). | Кружатся пчелы, пьют пчелы, проснулись малиновки, порхают чижи, мелькают ласточки, стрижи; звенят ласточки и стрижи, иметь крылья. | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог) |
- Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Прочитать текст. Ответить на вопросы- суждения: Чем объяснить, что ночная тьма прячется в густой листве деревьев? Каким образом ночная мгла прячется в густой траве? Почему хорошо иметь быстрые легкие крылья? |
В небе вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма тихонько прячется в густой листве деревьев. Радостно и весело птицам летать. | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог) Установление причинно- следственных связей. |
- Определение основной и второстепенной информации.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Прочитать текст. Составить и записать план в форме вопроса- суждения. | План: 1.Каким образом ночная тьма прячется? 2.Каким образомпросыпаются насекомые и птицы? 3.Почему хорошо иметь быстрые легкие крылья? | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог) |
- Свободная ориентация и восприятие текстов.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Найти в тексте существительное м. рода, ед. числа, неодушевленное, нарицательное. | Луч. | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог) |
2. | Найти нераспространенное предложение. | Проснулись малиновки. | |
3. | Спиши предложение, в котором говорится о том, почему хорошо иметь быстрые легкие крылья? | Мелькают ласточки и стрижи и звенят радостно и счастливо. |
- Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Выписать из словаря значение непонятных слов. | Бакен – плавучий знак для обозначения опасных мест на реках, озерах, в заливах. | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог) |
2. | Составить план к тексту статьи. | Бакен – плавучий знак. Теплоход плыл по бакену. | |
3 | Составить вопросы суждения по прочитанному. | Чем объяснить , что бакен – плавучий знак? Почему теплоход плыл по бакену? |
Раздел II. Задания на развитие логических познавательных УУД.
2.1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Указать признак, позволяющий отнести слово Молоток к существительному - Обозначает предмет - Инструмент - Отвечает на вопрос что? - Размер | Молоток – имя существительное, т.к. обозначает предмет и отвечает на вопрос что? | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог) Установление причинно- следственных связей. Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
2. | Сравнить чем отличается предложение от словосочетания. | В отличие от предложения, которое имеет грамматическую основу, в словосочетании ее нет. | |
3 | Устно перечислить все признаки, которые можно обнаружить у слова первоклассник как части речи. | Первоклассник – имя существительное, м. рода, одушевленное, нарицательное, в ед. числе. |
2.2. Синтез как составление целого из частей.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Сотавить предложение из слов: Урожай, удивительный, в огороде, моркови, капусты, осенью, собрали. | Осенью в огороде собрали удивительный урожай моркови и капусты. | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог).Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. |
2. | Восстанови текст. До вокзала ехали на трамвае. В прошлое воскресенье мы всем классом были на прогулке. На электричке добрались до деревни. Остановились мы на небольшой полянке. После обеда играли в волейбол, пели песни, собирали пестрые осенние листья, последние полевые цветы. Оттуда отправились к березовой роще. Мальчики принесли сухих веток и развели костер. Домой возвратились поздно. Девочки занялись приготовлением пищи. | В прошлое воскресенье мы всем классом были на прогулке. До вокзала ехали на трамвае. На электричке добрались до деревни. Оттуда отправились к березовой роще. Остановились мы на небольшой полянке. Девочки занялись приготовлением пищи. Мальчики принесли сухих веток ели и развели костер. После обеда играли в волейбол, пели песни, собирали пестрые осенние листья, последние полевые цветы. Домой возвратились поздно. | |
3. | Закончи предложение. За все берется, но не все__________. Тот труда не боится, кто_________. | За все берется, но не все удается. Тот труда не боится, кто умеет трудиться. |
2.3. Выбор оснований и критериев для обобщения, сравнения, сериации, классификации объектов.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Из данных слов выпиши существительные на тему «Явления природы»: дождь, март, ветер, оттепель, день, солнечный. | Явления природы: дождь, ветер, оттепель. | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог). |
2. | Выбери и запиши одушевленные существительные: дождь, ураган, собака, печаль, первоклассник. | Кто? Собака. Кто? Первоклассник. Собака, первоклассник – одушевленные существительные. | |
3. | Запиши 3 слова из словаря по алфавиту по теме «Спорт». | Арена, баскетбол, велогонки – спорт. | |
4. | Найти лишнее слово: стебель, красный, высота, пенал | Лишнее слово красный, т.к.отвечает на вопрос какой? |
2.4. Подведение под понятие.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Какое общее название можно дать каждой группе слов: Первоклассник, ученик, учитель – Школа, знание, учебник - | Первоклассник, ученик, учитель – слова, которые отвечают на вопрос кто?(одушевленные) Школа, знание, учебник - слова, которые отвечают на вопрос что? (неодушевленные) | Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и не существенных (Лог).Выбор критериев. Установление причинно- следственных связей. |
2. | Сформулировать вопрос- понятие к теме урока. Ответить в форме суждения (указать родовые и видовые признаки) | Что называется именем существительным? Имя существительное – это часть речи (родовой признак), обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?(видовой признак) | |
3. | Соедини слова и видовые признаки: Одушевленные колобок Неодушевленные колобок Собственные Нарицательные | Колобок - одушевленное собственное существительное. Колобок- неодушевленное, нарицательное. |
2.5. Выведение следствий.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Сделать вывод по умозаключению: Все существительные отвечают на вопрос кто? или что? Слово « зимний» - отвечает на вопрос какой? | Все существительные отвечают на вопрос кто? или что? Слово « зимний» - отвечает на вопрос какой? ____________________ Слово «зимний» не является именем существительным | Установление причинно- следственных связей. Построение логической цепочки, рассуждений, доказательство. |
2. | Дописать посылку к умозаключению: Все имена собственные пишутся с заглавной буквы. Арина - Слово Арина пишется с заглавной буквы. | Все имена собственные пишутся с заглавной буквы. Арина - имя собственное. Слово Арина пишется с заглавной буквы | |
3. | Дописать посылку к умозаключению Существительное доска имеет ж. род, ед. число, окончание –а. ______________________ Вероятно существительное банка имеет ж.р. | Существительное доска имеет ж. род, ед. число, окончание –а. Существительное ручка имеет ед. число, окончание –а. ____________________ Вероятно существительное банка имеет ж.р. |
2.6. Установление причинно-следственных связей.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Чем объяснить, что существительное море имеет средний род? | Существительное солнце имеет ед. число, ср. род, окончание – е. Существительное море имеет ед.число, окончание е Вероятно, существительное море среднего рода. | Построение логической цепочки, рассуждений, доказательство. |
2. | Как доказать, что слово стул является неодушевленным существительным? | Если слово кот является одушевленным существительным. __________________________ То слово стул является неодушевленным существительным. | |
3. | Как доказать, что слово зимний не является именем существительным? | Все имена существительные отвечают на вопрос кто? или что? Слово зимнийотвечает на вопрос какой? Слово зимний не является именем существительным |
2.7. Построение логической цепочки, рассуждений, доказательство.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Сделать вывод по умозаключению: Все существительные отвечают на вопрос кто? или что? Слово « веселый» - отвечает на вопрос какой? | Все существительные отвечают на вопрос кто? или что? Слово « веселый» - отвечает на вопрос какой? ____________________ Слово «веселый» не является именем существительным. | Выведение следствий. Установление причинно-следственных связей. |
2. | Дописать посылку к умозаключению: Все имена собственные пишутся с заглавной буквы. Пушок- Слово Пушок пишется с заглавной буквы. | Все имена собственные пишутся с заглавной буквы. Пушок - имя собственное. Слово Пушок пишется с заглавной буквы | |
3. | Дописать посылку к умозаключению Существительное книга имеет ж. род, ед. число, окончание –а. ______________________ Вероятно существительное парта имеет ж.р. | Существительное книга имеет ж. род, ед. число, окончание –а. Существительное партаимеет ед. число, окончание –а. ____________________ Вероятно, существительное парта имеет ж.р. |
2.8. Анализ истинности утверждений, доказательство.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Доказать, что слово Ермаковское пишется с заглавной буквы. | Все имена собственные пишутся с заглавной буквы. Ермаковское - имя собственное. Слово Ермаковское пишется с заглавной буквы. | Построение логической цепочки, рассуждений, доказательство. |
2. | Доказать, что слово кот является одушевленным | Все одушевленные имена существительные в И.п. отвечают на вопрос кто? Слово кот – отвечает на вопрос кто? Слово кот является одушевленным именем существительным. | |
3. | Доказать, что слово Марина - собственное имя существительное. | Если слово парта является нарицательным существительным ________________________ То слово Марина является собственным именем существительным.
|
2.9. Выдвижение гипотез и их обоснование.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Продолжите выражение: Люди в своей речи использует вопросительные предложения, потому что | Люди в своей речи использует вопросительные предложения, потому что хотят что – то спросить. | Свободная ориентация и восприятие речевого высказывания. Установление причинно-следственных связей. |
2. | Продолжите выражение: Люди в своей речи использует восклицательные предложения, потому что | Люди в своей речи использует восклицательные предложения, потому что хотят выразить свои эмоции. | |
3. | Каким образом можно из слога образовать слово? | Можно добавить букву. Можно добавить слог перед или после данного слога. Можно добавить сочетание букв. |
Раздел III. Задания на развитие действий постановки и решения проблем.
3.1. Формулирование проблемы.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Продолжить формулировку противоречия: Слово больной отвечает на вопрос кто ?, между тем может отвечать …. | Слово больной отвечает на вопрос кто?, между тем может отвечать на вопрос какой? | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Установление причинно-следственных связей. |
2. | Сформулировать противоречие по теме «Имя существительное». | Существительные изменяются по числам, несмотря на это есть существительные имеющие одну форму числа (грабли, дрожжи) | |
3. | Продолжить формулировку противоречия: известно, что имя существительное является склоняемой частью речи, а при этом есть и | Известно, что имя существительное является склоняемой частью речи, а при этом есть и несклоняемые (кенгуру, метро) |
3.2. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Как доказать, что существительные ср рода в И.п. имеют окончания –о, -е. | Существительное окно имеет окончание о. Существительное сено имеет окончание о. Существительное море имеет окончание е. Окно, сено, море – существительные ср.рода в И.п. Все существительные ср. рода в И. п. имеют окончания –о, -е. | Построение логической цепочки, рассуждений, доказательство. Установление причинно-следственных связей. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
2. | Как доказать, что существительные ж. рода в И.п. имеют окончания –а, -я и нулевое окончание. | Существительное Варя имеет окончание -я. Существительное Оксана имеет окончание -а. Существительное речь имеет нулевое окончание . Варя, Оксана, речь– существительные ж.рода в И.п. Все существительные ж. рода в И. п. имеют окончания –а, -я и нулевое окончание. | |
3. | Как доказать, что существительные м. рода в И.п. имеют окончания –а, -я и нулевое окончание. | Существительное Петя имеет окончание -я. Существительное папа имеет окончание -а. Существительное пень имеет нулевое окончание. Петя, папа, пень– существительные м.рода в И.п. Все существительные м. рода в И. п. имеют окончания –а, -я и нулевое окончание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ Открытый банк заданий ( задание из раздела квантовая физика )
При подготовке к ЕГЭ составляю тест из заданий открытого банка . Данный тест составлен при закреплении тем по квантовой физике....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/21/picture-597877-1424530021.jpg)
Банк заданий для развития коммуникативных умений при обучении устной речи
Банк заданий создан на основе УМК "Starlight 5"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/21/picture-597877-1424530021.jpg)
Банк заданий для развития коммуникативных умений при обучении устной речи
Банк заданий создан на основе УМК "Starlight 5"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/24/picture-612708-1427206247.jpg)
Задание 3: изобразительно - выразительные средства (открытый банк заданий - курсы)
Распределить ивс по группам...
Банк заданий на развитие речи учащихся
Банк заданий на развитие речи учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/04/picture-1343004-1638630893.jpg)
Банк заданий повышенной сложности (олимпиадные задания) по русскому языку
Олимпиадные задания по русскому языку для индивидуальной подготовки одаренных детей...