Задание 3: изобразительно - выразительные средства (открытый банк заданий - курсы)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Чен Светлана Ивановна

Распределить ивс по группам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivs_3_zadanie_kursy.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 3 Изобразительно – выразительные средства

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  • 1) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.
  • 2)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.
  • 3)Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.
  • 4) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  • 1) На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора.
  • 2) А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.
  • 3) Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады.
  • 4) Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является просторечная лексика.

  • 1)– Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
  • 2) Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни…
  • 3)Эти доски и пригодятся.
  • 4) Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  • 1)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.
  • 2)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
  • 3)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.
  • 4)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  • 1)Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена, и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. 
  • 2)Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку. 
  • 3) Из всех игрушек ясельного возраста медведь был забыт самым последним.
  • 4) Я отвёз медведя домой и самолично его починил, хотя навыка такого у меня, конечно, не было.       

6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  • 1) Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.
  • 2) Я люблю джаз, как дядя Женя.
  • 3) Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении.
  • 4) Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!

7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  • 1)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.
  • 2)Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради.
  • 3) Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.
  • 4) Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.

8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

  • 1) Толя осени не любил. Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.
  • 2) А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.
  • 3) Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу...
  • 4) Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.

9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  • 1) Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос. 
  • 2) У неё действительно были тёмные глаза и, когда Наиля щурилась, становились совсем чёрными.
  • 3) Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.      
  • 4) И таблица умножения превращалась в стихи. 

10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

  • 1) А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю. 
  • 2) Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами. 
  • 3) Солнце уже клонилось к закату, и  было совсем по-вечернему.
  • 4) Он глянул в самый тёмный угол – прямо на него смотрели жуткие золотые глаза.

11. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  • 1) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.
  • 2) Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.
  • 3) Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.
  • 4) Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.

12. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  • 1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
  • 2)Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.
  • 3) Книга исчезла между двойными окнами вагона.
  • 4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.

13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  • 1)  Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.
  • 2) – Какая диковинная память, а! – радостно говорит он.
  • 3)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять.
  • 4) Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.

14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  • 1) Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту, передавали по кругу – началась детская игра «А ну-ка, отними!»...
  • 2)Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком...
  • 3)Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!
  • 4) Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску.

15. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  • 1)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант.
  • 2)Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.
  • 3)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.
  • 4) Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.

16. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  • 1) Пашка хочет быть как Циолковский и всегда что-нибудь изобретает.
  • 2) Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк!
  • 3)Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на обложке…
  • 4) История Тыжи осталась ненаписанной, но в деревне меня теперь зовут не иначе как Колька-летописец...

17. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  • 1) – Вы, девчонки, совсем помешались на Антуане, – рассмеялась Оля Авласович. – Антуан сказал, Антуан посмотрел…  Как ненормальные, честное слово, будто на нём свет клином сошёлся! 
  • 2)Мама предлагает дочери постричься, чтобы ей было легче и голова выглядела аккуратней, но Тане не хочется.  
  • 3)Если снять с волос резинку, то они очень красиво рассыпаются по плечам и блестят.    
  • 4)Таня вытащила из ящика письменного стола толстую тетрадь с
    Ди Каприо на обложке и на первом чистом листе вывела красивыми буквами: «Таня Осокина. 7 
    А”».

18. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  • 1)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина.
  • 2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон.
  • 3)Серая громада висла над переулочком, по утрам застила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки.
  • 4)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги,  а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.

19. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является  фразеологизм.

  • 1)Иногда то, что ей кажется абсолютно ясным и правильным, к школьной Венькиной жизни абсолютно неприменимо.
  • 2)В сентябре на общешкольном собрании директор предложила родителям приобрести сыновьям пиджаки.
  • 3)«Как денди лондонский…» – радостно приговаривала мама, оглядывая Веньку.   
  • 4)– Тётя Нина отдала. Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз.

20. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  • 1)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.
  • 2)Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.
  • 3)Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене.
  • 4)  Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.

21. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.

  • 1)Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.
  • 2)Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости.
  • 3)Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.
  • 4) Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.

22. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  • 1) Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...
  • 2) Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...
  • 3) Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.
  • 4) Пришло время удивляться Валерке.

23. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  • 1)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.
  • 2)Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?
  • 3)Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.
  • 4)И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.

24. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

  • 1)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
  • 2) И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей.
  • 3) Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.
  • 4) И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...

25. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  • 1) Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией.
  • 2) Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.
  • 3) Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.
  • 4) И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: «На, смотри, если хочется...»

26. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  • 1)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…
  • 2)…я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
  • 3) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.
  • 4) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

27. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  • 1)В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку.
  • 2)Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся…
  • 3) Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры – всё это настраивало на определённый лад.
  • 4) По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились.

28. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  • 1)Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!
  • 2)А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.
  • 3)Здорóво, юный жених!
  • 4)Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...

29. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  • 1) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.
  • 2) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
  • 3) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы.
  • 4) Впереди было ещё почти два года блокады...

30. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  • 1) Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете.
  • 2) Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною.
  • 3) Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая.
  • 4) Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.

31. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  • 1) Катя им твердила, что их наверняка отчислят, если они не займутся учёбой, но подруги только смеялись ей в ответ.
  • 2) Ночью, когда их новая хозяйка заснула, Лена и Софья стали обсуждать свою новую жизнь.
  • 3) Катя никогда и не была такой, как мы.
  • 4) Машенька сопит в обнимку с куклой, часы неутомимо режут вечность на ломтики.   

32. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  • 1) Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето.
  • 2) Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники.
  • 3) – Спасибо, родимый, – сказала Поликарповна, – только чуднό мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди.
  • 4) Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.

33. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  • 1)Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. 
  • 2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

– Жучка, Жучка!

3)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.

  • 4) Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул...

34. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  • 1)Мы были полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края, а только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какая-то волна, и как обрывается всё внутри, когда волна эта бросает вниз, словно испытывая нашу прочность.
  • 2) Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.
  • 3)Наши били фрицев, флажки двигались каждый день, расширяя фронт атак, и в тот день скакнули далеко вперёд.   
  • 4) После небольшой паузы она сказала:

– Ребята, а давайте проведём в классе конкурс на лучшего исполнителя стихотворений Пушкина!

35. Укажите предложение, в котором нет сравнения.

  • 1)– А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.
  • 2)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятенной душе Андрейки, словно вихрь.
  • 3)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз.
  • 4) Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.

36. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  • 1) В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм.
  • 2) И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности.
  • 3) А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками.
  • 4) От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».

37. Укажите предложение, в котором нет фразеологизма.

  • 1) Я от нечего делать зашёл к Шалимовым.
  • 2) Всё равно не дам, пока не дочитаю! – отчаянно сказал я, потому что расстаться с повестью о Севастополе было, казалось, выше моих сил.
  • 3) Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы.  
  • 4) Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и боком скользнул на кухню.

38. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  • 1) Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.
  • 2) У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым.
  • 3) Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
  • 4) Она стала листать классный журнал.

39. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  • 1) Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль.      
  • 2) И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, а если он и есть, то у него другая прекрасная дама – с косичками, с капризно надутыми губами, с кляксой на платье...
  • 3) Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама всё стояла у окна.
  • 4) Во мне накопилось много слов. Они распирают мне грудь, стучат в висок. Они рвутся наружу, на свет, на бумагу.  

40. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  • 1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
  • 2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.
  • 3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
  • 4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

41. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  • 1) Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у всех были железные пуговицы со звёздочкой, а у Витьки Борецкого – с якорями.
  • 2) Был он развязный, невоспитанный, и у него даже, казалось, глазки хищно щурились, когда он смотрел на Витьку.
  • 3) И вот однажды Анна Николаевна сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в магазин наглядных пособий.
  • 4) Решительным шагом я подошёл к Борецкому, придвинул его к скелету, взял костлявую кисть и положил Витьке на плечо.

42. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  • 1) В конце концов дети легли в свои кроватки и закрыли глаза.   
  • 2) Дети были послушными, но очень не любили ложиться спать.   
  • 3) Дети притворились спящими, чтобы играть дальше, когда родители лягут спать.     
  • 4) Вот было бы здорово, если бы вы всегда были живыми!  

43. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  • 1) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга.
  • 2)А осложнения, как он понимал, неизбежны.
  • 3) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором.
  • 4) Впереди праздник, и жизнь – как праздник.

44. Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 18:«Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет».

  • 1)гипербола
  • 2)сравнительный оборот
  • 3)противопоставление
  • 4)просторечные слова

45. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  • 1)В третью военную осень после уроков Анна Николаевна не отпустила нас по домам, а раздала узкие полоски бумаги, на которых под жирной фиолетовой печатью – всё честь по чести! – было написано, что такой-то или такая-то действительно учится во втором классе девятой начальной школы.
  • 2) Детское ликование не остановить. Да и не нужно его останавливать, потому что это ведь стихия.
  • 3) – Теперь вы понимаете свою ответственность? – спросила она уже обыкновенным, спокойным голосом.
  • 4)  Но мы жили, как живут люди всегда, только с детства знали: 
    там-то и там-то есть строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте.

46. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

  • 1) Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.
  • 2) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.
  • 3) Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!
  • 4) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» – рассуждала бабушка.

47. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  • 1) Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси «Как в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – Или Болконских».
  • 2) Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки.
  • 3) А она обиделась... И на что?! Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.
  • 4) – Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – Если бы ты нашла его у себя в сердце...

48. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  • 1)И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе.
  • 2)То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин.  
  • 3)А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.
  • 4)И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было  тренироваться и развивать силу удара.

49. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  • 1)Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.
  • 2) На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.
  • 3) Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.
  • 4) Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.

50. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  • 1) Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел...
  • 2) Птицы замолчали, уступив место нашему герою.
  • 3) Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы; светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались.
  • 4) Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву.

51. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  • 1) Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран.
  • 2) А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой.
  • 3) Но я даже не подал виду.
  • 4) А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь.

52. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  • 1)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.
  • 2)Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
  • 3 )Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?
  • 4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать.

53. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является противопоставление.

  • 1)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
  • 2)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина.
  • 3)– Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
  • 4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают…

54. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.

  • 1) Все мамы разные: молодые, красивые, седые и уставшие, добрые и строгие.       
  • 2) Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете.     
  • 3) К сожалению, многие слишком поздно понимают, что забыли сказать много хороших слов своим мамам.
  • 4) Она будет переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет.

 55. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  • 1)Раньше она жила себе и жила, её вполне удовлетворял молодёжный сериал «Школьники» и девчачьи глянцевые журналы, из которых можно было вырезать картонных кукол и одевать в платья для принцесс. 
  • 2)Но пришёл день, и Нина выгребла из всех ящичков картонных кукол, заколочки в виде бабочек и сердечек, фенечки, подвески из стекляшек, пластиковые серьги и отправила это богатство в мусоропровод.
  • 3)Нина как-то ещё мирилась с такой скудной жизнью, пока её лучшая подруга Иришка вдруг в одночасье не влюбилась в Валерку Селиванова…     
  • 4)Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается. 

56. Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 16: «У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет».

  • 1)сравнительный оборот
  • 2)метафора
  • 3)слово разговорного стиля
  • 4)фразеологизм

57. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

  • 1)Один, только один раз земля не уберегла меня...  
  • 2)Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу.
  • 3)Я сгорал от жажды.     
  • 4)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама.

58. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  • 1)А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кошмар какой-то!
  • 2) Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался.
  • 3) – Ну, дают! – разозлился Пашка. – Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!
  • 4) Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате…

59. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  • 1)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.
  • 2) И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.
  • 3)Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
  • 4)Он был рад, что мать не видит его слёз.

60. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

  • 1)Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора.
  • 2)Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.
  • 3)Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.
  • 4) Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.

 61. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

  • 1)По поведению росомахи служители зоопарка с первого взгляда поняли, что у неё, наверно, скоро должны родиться детёныши и она ищет место для логова.
  • 2)Особенно волновалась росомаха, когда они подходили к соседней клетке, в которой сидели два злющих волка.
  • 3)Днём волков отгонял служитель.
  • 4)Неизвестно, чем бы кончился этот неравный бой, если бы на шум не прибежал сторож.

62. В каком варианте ответа нет фразеологизма как средства выразительности речи?

  • 1)Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела.
  • 2)Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой».
  • 3)Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно.
  • 4)Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда.

63. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

  • 1)Потом, когда появятся у вас семьи, заботы, личные интересы, а времени свободного будет оставаться всё меньше и меньше, тогда и проверится ваша дружба.
  • 2)Я очень люблю читать Диккенса, но в собрании сочинений, которое стоит вон на той книжной полке, не хватало только одного тома – двадцать шестого.
  • 3)Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине.
  • 4)Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?

64. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

  • 1)Прославится сразу на весь лагерь!
  • 2)Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой!
  • 3)Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.
  • 4)Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся – они будут всячески ей вредить.

65. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.

  • 1)Сама по себе природа вечна и почти неизменна.
  • 2)Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист.
  • 3)Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.
  • 4)И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке.

66. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

  • 1)Он стал выпускать приручённых птиц, но не так, как всегда: брал каждого голубя, гладил по головке и бросал кверху.
  • 2)Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.
  • 3)Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку.
  • 4)Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем.

67. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

  • 1)Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.
  • 2)Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма.
  • 3)Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.
  • 4)Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.

68. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

  • 1) Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным.
  • 2) Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух.
  • 3) Коржи были пахучие, румяные. Они светились, как два маленьких посоленных солнца.
  • 4) А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

69. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

  • 1) Кажется, чуть дохни на неё – и разом обрушится.
  • 2) Всюду, куда ни приди, слышалось:

– Ну как там наша Нина? Спасут ли... вот горе!

  • 3)Чуянов приехал. Воронин ещё издали крикнул ему:

– Не подходи близко! Стена вот-вот рухнет...

  • 4) Тогда это качество было ещё живо, и оно не раз согревало людские души...

70. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

  • 1) Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.
  • 2) Сердце мальчика облилось жалостью и болью.
  • 3) Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу поднял – топнуть.
  • 4) И когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл.

71. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

  • 1) Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком.
  • 2) Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках – Вахтанг.
  • 3) И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую.
  • 4) Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.

72. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

  • 1) Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.
  • 2) Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.
  • 3) Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям.
  • 4) Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника...

73. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

  • 1) Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.
  • 2) Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.
  • 3) Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.
  • 4) И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею.

74. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?

  • 1) Что сулит мне этот долгожданный воскресный день?
  • 2) На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам– в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновым лесом.
  • 3) А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.
  • 4) И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.

75. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

  • 1) Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего ещё толком не сделано.
  • 2) Но Феня стряхнула капли, всё кончилось, и он понял, что никакой музыкой не сможет передать прелесть этих мимолетных капель.
  • 3) Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.
  • 4) Ещё это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты.

76. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

  • 1) От модели атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами веяло космосом, электронной музыкой и фантастическими романами.
  • 2) Это подтвердилось, когда в класс вошла Галя Вишнякова, по всеобщему мнению, самая красивая девочка школы.
  • 3) У меня, кажется, грипп начинается, а завтра контрольная по алгебре, – сказала она и чихнула.
  • 4) – Лёшка – золотой мальчик, а вы все трусы.

77. В каком варианте ответа средством выразительности речи является гипербола?

  • 1) Интересно, отчего эти незамысловатые, но такие милые сердцу картинки до сих пор так прочно остаются в его памяти?
  • 2) Лимонад и сок маленькому Андрюшке покупали лишь изредка, а дома пили в основном чай.
  • 3) А вот бабушка, мамина мама, та не могла жить без кофе, и священный бабушкин кофейный ритуал, когда в её квартиру вселялся дух кофе, завораживал Андрюшу.
  • 4) Бабушка кормила его тем, что он любит, подсовывала лучшие кусочки, разрешала гулять до позднего вечера, а укладывая спать, всегда рассказывала что-нибудь.

78. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

  • 1) Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.
  • 2) Право, не хочется – скучно! – сказал Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно улыбаясь.
  • 3)А если игры не будет, что же тогда остаётся?
  • 4) Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить нельзя.

79. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

  • 1) Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.
  • 2) Аня запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Над нами будет хохотать вся школа...»
  • 3) Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
  • 4) Однажды Аня поранила гвоздём ногу, да так сильно, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок.

80. В каком варианте ответа средством выразительности речи являются эпитеты?

  • 1) А там уроки да перемены. И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила и непоседа.
  • 2) Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…
  • 3) Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал.
  • 4) Уткнулась Оля мокрыми щеками в ладони и тихонько всхлипывала, боясь привлечь к себе внимание.

81. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

  • 1) Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться.
  • 2) Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегаетпоследняя судорога.
  • 3) Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.
  • 4) Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин.

82. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  • 1) Двухэтажный деревянный дом, в котором я прожила первые десять лет своей жизни.
  • 2) Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый печной дым поднимался из труб.
  • 3) Один, впрочем, раз её не оказалось, и я уже приготовилась зарыдать, но сразу же успокоилась: дед никуда не ушёл.
  • 4)Зима была долгой, холодной и снежной.

83. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

  • 1) Но мальчик был защищён от ругательств невидимой бронёй своего смятения.
  • 2) Когда работаешь на «скорой помощи», готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал.
  • 3) И, присев на задние колёса, как конь перед скачками, «скорая помощь» устремилась вперёд.
  • 4) А что, если эта почти крылатая машина с красным крестом промчится мимо?

84. В каком варианте ответа нет фразеологизма?

  • 1) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.
  • 2) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.
  • 3) Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.
  • 4) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо.

85. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?

  • 1) Казалось, дома тоже дышали, жадно и глубоко.
  • 2) Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.
  • 3) На миг я ощутил полузабытый запах – такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.
  • 4) Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху?

86. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  • 1) Вот почему, когда наш учитель по рисованию, Эдмунд Антонович, почти перед самым окончанием второй четверти объявил, что на следующем уроке у нас будет рисунок на оценку, я понял бесповоротно, что столицы не видать как своих ушей.
  • 2) И тогда я от полной безысходности решился на дикий поступок.
  • 3) Урок рисования был один раз в неделю, и я просто не знаю, как дожил до следующего урока.
  • 4) А потом пятёрка появилась и в классном журнале!

87. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

  • 1) Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам.
  • 2) Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.
  • 3) Ты не бойся: поболит – перестанет!
  • 4) Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай.

88. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?

  • 1)Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком.
  • 2)Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками.
  • 3) Всё, что он видел, он видел либо при свете солнца, либо при полной луне.
  • 4) И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости.

89. В каком варианте ответа нет фразеологизма?

  • 1) Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.
  • 2) Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как не друг поймёт и утешит?
  • 3) Ну, подумать только, какой же у него хороший друг Саша.
  • 4) Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Подготовка к ЕГЭ. Задание В8. Изобразительно-выразительные средства языка.

Презентация поможет учащимся вспомнить изобразительно-выразительные средства языка, потренироваться в определении вида тропов и стилистических фигур....

Подготовка к ЕГЭ. Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к заданию В 8

Этот материал поможет  учителям  и учащимся систематизировать знания при подготовке  к заданию В 8 по русскому языку....

Презентация к уроку в 11 классе на тему "Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к выполнению задания В8 ЕГЭ".

Урок может быть использован на уроках литературы в старших классах, а также в 11 классе на уроках русского языка для подготовки к ЕГЭ....

Задания по определению и использованию изобразительно-выразительных средств языка в художественных произведениях

Материал содержит достаточное количество заданий, позволяющих закрепить знания учащихся по определению используемых в художественных произведениях языковых средств....

Разработка урока в 11 классе «Изобразительно-выразительные средства русского языка ( Подготовка к ЕГЭ. Задание 24)".

На уроке повторяются основные виды изобразительно-выразительных средств языка на основе анализа текста. Учащиеся готовятся к выполнению экзаменационного задания № 24 на основе комплексного анализа тек...

Пути эффективной подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку на примере задания 24. Изобразительно-выразительные средства.

За   выполнение  задания  24 в ЕГЭ по русскому языку  может   быть  выставлено   от  0 до 4-х   баллов. За   каждую  вер...