Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П. Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок развития речи в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН

открытого урока

 по русскому языку в 5 классе

Тема: «Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

2016

Цели урока:

- познакомить с жизнью и творчеством Ф.П. Толстого;

 - учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;

 - научить описывать картину (натюрморт);

- способствовать эмоциональному восприятию картины как произведение искусства;

 - совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;

 - расширить словарный запас учащихся, знание о художнике;

 - развивать воображение детей, их образную память, ассоциативное   мышление;

- учить соотносить художественный текст и художественные средства картины.

Оборудование:

  - интерактивная доска;

   - картина Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»;

   - презентация;

   - дорожная карта учащихся.

Тип урока: урок развития речи.

Ход урока

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Организация рабочей обстановки. Приветствие.

(Проверить готовность к уроку: тетради, черновики, учебники)

II. Повторение

1. Словарная работа

Развитие внимания. Что зашифровано на доске? (слайды 2-4)

Ю Н Т М А Р О Т Р (натюрморт) – картины,
изображающие  ягоды, фрукты, цветы. продукты  и т.д.

Р А Т Н И К А (картина)

М К П О З Ц Я О И И (композиция) Композиция картины  - 
расположение  предметов  в  пространстве,  выделение  главного  в изображении

О Е С И Ч Е Н И Н (сочинение)

2. Вопросы классу. Работа с опорными словами

1. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?  

По опорным словам попытайтесь представить, что изображено на картине-загадке, которую мы будем сегодня описывать.(опорные слова записаны на доске)

- Стеклянная  ваза, морковно-красный  с  жёлтыми  полосками  бархатец, веточка  душистого  горошка, пушистая  головка ало-красного  мака  с  белой 
каёмочкой  на  кончиках  лепестков,  сине-голубой  с золотыми  серединками 
дельфиниум, разноцветная  птичка, лимонно-жёлтая  бабочка.

2. Попробуйте сформулировать тему.

3. А какие цели поставим перед собой? (научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине, научиться описывать картину)

III. Объяснение нового материала

1. Слово учителя

- Сегодня нам предстоит большая, нелёгкая, но очень интересная работа. Мы будем работать над сочинением по картине.
Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Вот почему наша задача
– научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине.
Рассматривать мы будем картину Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

Прослушаем информацию о жизни и творчестве художника. (слайд5)

Граф Фёдор Петрович Толстой (1783 —1873)— русский живописец, рисовальщик, скульптор и медальер (Медальер – художник, вырезывающий медали). Родился в семье графа Петра Андреевича Толстого. А. К. Толстой приходился Фёдору Петровичу родным племянником, а Л. Н. Толстой — двоюродным. Рано проявил талант к изобразительному искусству. В 1809 году создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». После победы в Отечественной войне 1812 года выпустил серию медальонов. Толстой также участвовал в оформлении Храма Христа Спасителя. Натюрморты Ф.П.Толстого – это попытка запечатлеть чарующую красоту природы. Наиболее известные работы в этом жанре – «Букет цветов, бабочка и птичка», «Цветы, фрукты, птица», «Ветка малины, бабочка и муравей».

 (слайд 6 –картины «Букет цветов, бабочка и птичка», «Цветы, фрукты, птица», «Ветка малины, бабочка и муравей».)

2. Сообщение учащихся

Учитель. В живописи, как в каждом виде искусства, есть свои жанры. Послушаем сообщение о натюрморте как о жанре живописи. (Учащиеся делают сообщение)

Сообщение о натюрморте как о жанре живописи.

            Искусство натюрморта имеет свою прекрасную и давнюю историю. Натюрморт вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянуться на несколько веков назад, сопереживать вместе с мастером особо любимые им мотивы.

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке. В то время активно развивалась наука, и художники стремились показать мир природы. В картинах изображались цветы, фрукты, овощи, различная бытовая утварь.

Слово «натюрморт» произошло от французского словосочетания nature morte, что означает «мертвая природа».  По голландски обозначение этого жанра звучит как stilleven т.е. «тихая жизнь», на взгляд многих художников и искусствоведов это наиболее точное выражение сути жанра.        

 Натюрморты, написанные когда-то художниками 17 века, не только запечатлели вещи, они очень многое могут рассказать нам об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.

Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника. В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. В нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени.

3. Вопросы классу 

  1. Что вы узнали о натюрморте?
  2.  А что может быть изображено на натюрмортах?

Вывод (делают учащиеся) Так что же такое натюрморт?

 (слайд 7-определение натюрморта)

Натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

Физминутка и разминка для глаз

Раз – подняться, потянуться. Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка. Головою три кивка.

На четыре- руки шире. Пять- руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

4. Беседа по содержанию картины (слайд 8 - картина «Букет цветов, бабочка и птичка»)

1. Перед нами натюрморт Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Какие предметы изобразил художник?

2. Что поместил художник в центре своей картины?

(В центре картины - стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Тщательно выписаны красные тычинки цветов и тонкие прожилки листьев.)

            3. Как художник показывает прозрачность воды в вазе?

(Отчетливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины)

4.Все предметы расположены на столе. Что мы видим на картине кроме вазы?

5. Опишите птичку.

6. Опишите бабочку.

7. Но на картине есть и другие существа. Кто их заметил?

8. Что еще на картине привлекает ваше внимание?

9. Какой фон выбрал для своего натюрморта художник?

(Коричневато-зеленоватый фон).

           10. Как вы думаете, а почему художник выбрал именно эти предметы для своего натюрморта?

           (Так как он хотел изобразить дружбу, гармонию  в  природе, единство  и  красоту 
цветов  и живых  существ.)

- Художник своей картиной говорит нам: будьте внимательны к природе, и она щедро откроет вам свою красоту, свои тайны.

Вывод - мы увидели, что в картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.

Определите основную мысль автора натюрморта. (Ф.П.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.

4. Игра «Подбери слово»

 Учитель.  Я буду называть 2 слова, а вы выберите из  них  одно, наиболее  подходящее  к  этой  картине.

 Какая это картина?

Радостная, унылая? (красивая, нарядная)

Сказочная, скучная? (необыкновенно красивое сочетание красок)

Тревожная, спокойная?
(полная гармония цветов и живых существ)

Загадочная, обычная?

5. Работа с планом описания картины. (слайд 9 - план)

Учитель. Вам предлагается план, по которому вы будете писать сочинение

1.Краткая  информация  о  художнике.
2. Композиция  натюрморта:

             а) цветы;

             б) бабочка;

             в) птичка;

             г) гусеница и мушки.

3. Удивительная тайна картины.

Учитель.  Какой пункт плана вас смутил?

6. Работа в тетрадях. (слайд 10)

а) Задание: прочитать,  выписать  информацию, которую  можно  использовать  для 
1 пункта плана
                                                  Ф.П.Толстой.

   Фёдор Петрович Толстой - замечательный русский художник и скульптор. 
Родился в семье графа П.А.Толстого в 1783 году. Будущий   художник, как было принято в то время, с рождения был записан в Преображенский полк в чине сержанта. После окончания Морского корпуса в 1802 году молодой мичман Фёдор Толстой поступил в Академию художеств, где потом долгие годы преподавал. В последние годы жизни художник потерял зрение. 
Скончался великий мастер в 1873 году.

   Натюрморты Ф.Толстого – это попытка запечатлеть чарующую красоту природы. Наиболее известные работы в этом жанре – «Букет цветов, бабочка  и птичка», «Цветы, фрукты, птица».   

  б) Работа с дорожными картами

Задание 1: составить 1-2 предложения к одному из пунктов плана (1 ряд – о цветах, 2 ряд – о бабочке, 3 ряд – о птичке.)

Учитель. Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов. В связи с этим вспомните, что такое синонимы? (Слова одной и той же части речи, имеющие одно и то же лексическое значение).

Задание 2: подберите синонимы к словам и сочетаниям:

Художник – живописец, мастер кисти, автор картины.

Картина – полотно, репродукция, холст.

Картина чудесная – замечательная, прекрасная.

            Художник создаёт – пишет, изобразил, создал, сумел передать

в) Орфографическая подготовка.  (слайд 11)

Передо мной картина …

На переднем плане замечательного полотна…

В центре картины художник изобразил…

Цветовая гамма очень разнообразна:

При создании картины мастер использовал…

Художнику удалось…

IV. Закрепление.

1. Вопросы классу.

  1. Если мы будем передавать содержание картины другим людям, то какой вид сочинения используем? (Описание)
  2. Какое – деловое или художественное?  Почему? (Художественное. Картина – произведение искусства.)
  3. Какова же будет главная мысль нашего описания? (Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.)

V. Итог урока

а.) Рефлексия деятельности. (слайд – 12)

  1. Исследование какой темы вели на уроке?
  2. Удалось решить поставленную задачу?
  3. Что интересного было на уроке?
  4. Какие творческие задания вы выполняли?
  5. Где можно применить новые знания?
  6. Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

б.) Оценки.

VI. Домашнее задание.

Черновики сочинений.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения по картине И.И. Фирсова "Юный живописец"

Представлена презентация и вспомогательный материал  к уроку  "Сочинение по картине И.И. Фирсова "Юный живописец". Презентация знакомит с биографией писателя, планом сочинения, историей напи...

Презентация к уроку "Подготовка к написанию сочинения по картине Саврасова "Грачи прилетели" с использованием ИКТ (5 класс)

Данная презентация является приложением к уроку"Подготовка к написанию сочинения по картине Саврасова "Грачи прилетели", конспект которого также дан в моём сайте....

презентация к уроку по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Пластова "Летом"

Конспект, презентация, сопровождаемая музыкой, к уроку в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом"...

презентация к уроку по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Пластова "Летом"

Конспект, презентация к уроку в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом"...

Подготовка к сочинению по картине Ф. Толстого "Букет цветов,бабочка и птичка"

Материалы презентации предназначены для урока развития речи по подготовке к сочинению по картине Ф. Толстого "Букет цветов,бабочка и птичка"...

Урок русского языка в 5 классе. Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П.Толстого "Цветы, фрукты, птица".

Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П.Толстого "Цветы, фрукты, птица"....

Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица".Презентация по русскому языку в 5 классе.Урок развития речи.

Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица".Данная презентация  удобна в своем алгоритме при  подготовке к сочинению по картине....