Подготовка к лингвистическому сочинению. 15.1
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Каримова Флида Фагимовна

Подготовка к лингвистическому сочинению. 15.1

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lingvisticheskoe_sochinenie.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема урока. Лингвистическое сочинение ОГЭ.

 Цели: дать представление о лингвистическом сочинении; обучить написанию сочинения; воспитать внимательность к художественному слову.

 Оборудование: ноутбук, проектор, презентация по теме

 Урок развития речи (онлайн-урок)

 Ход урока.

1.Вступительное слово учителя. Объявление темы урока.

- Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке, чему обучаться?

-  В заданиях ОГЭ  часть С представляет написание лингвистического сочинения.  Вот как сформулировано данное задание (слайд №2):

 Напишите сочинение- рассуждение, раскрывая смысл высказывания… Аргументируя свой ответ,  приведите 2 примера из прочитанного текста.

- Целью нашего урока является составление плана-алгоритма написания лингвистического сочинения (слайд №3)

2.   Повторение пройденного.

 –Что собой представляет лингвистическое сочинение?  Чем оно отличается от привычного вам литературного?

(слайд №4)

- Написать нужно сочинение-рассуждение. Что вы можете рассказать о рассуждении? Как строить текст рассуждения? (слайд №5)

- Запишите в тетрадях: Рассуждение: (слайд №6)

1) тезис;

2) доказательства;

3) вывод.

- Чем же отличается рассуждение от описания и повествования?

(слайд №7)

3. Объяснение темы.

 Итак, как писать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания того или иного лингвиста, писателя.  Как вы думаете, что является первым шагом алгоритма написания лингвистического сочинения?

- Запишите в опорные конспекты:

 Алгоритм написания лингвистического написания: (слайд №8)

1-й шаг: Запиши высказывание данного автора в форме косвенной речи.

- Перед вами высказывание известного русского писателя Константина Паустовского : «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» . (слайд №9)  Запишите данное высказывание  в виде косвенной речи.

- Чтение учащимися своих вариантов.

- Может быть и такой короткий вариант:  Русский писатель К.Паустовский считает, что всё можно передать  словом. (слайд №10)

- Это предложение может быть и вступительной частью вашего сочинения.

- Один из критериев оценивания сочинения предполагает наличие примеров-аргументов (слайд №11)

- Что мы должны аргументировать?

- Таким образом, 2-й шаг алгоритма: (слайд №12)  Прокомментируй высказывание о русском языке на основе двух примеров-аргументов из данного текста.

Помни!

  • Один аргумент должен представлять лексическое явление, другой – грамматическое!
  • Аргумент состоит  из 3 частей:

1) пример из текста;

2) теория, т.е. конкретное определение данного лексического или грамматического явления;

 3) указание его роли в тексте.

- Что значит лексическое и грамматическое явления? Перед вами их список (слайд №13).  Обратите внимание, какие примеры относятся к лексическим явлениям, а какие – к грамматическим.  И нужно будет выучить.

- Как же оформлять примеры в сочинении? ( слайд №14) (на доске – примеры цитирования»

- Остаётся последний шаг (слайд №15): Сделай вывод. 

Подведи итог своим рассуждениям.

- О чём вы напишете в заключительной части сочинения?

- Каким должен быть объём сочинения? (слайд №16)

(Минимальное количество слов в сочинении должно быть не 70.

Если суммарный объём сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1.

При подсчёте слов союзы, предлоги и частицы считаются отдельно.

Слова, которые пишутся через дефис,  считаются, как одно слово.)

4. Закрепление  пройденного.

- О критериях оценивания грамотности подробнее расскажу на следующих уроках.  А сейчас поработаем над образцом лингвистического сочинения. (слайд №17)

- Прочитайте текст.

- Найдите вступительную часть. Всё ли вам нравится в ней?  Чей вариант из вашего класса вам понравился больше всего? Можете записать его в тетради.

- Найдите аргументы. (метафора – для чего?, многоточие – для чего?)

- Можно ли сказать, что один пример относится к лексическому явлению,  другой – к грамматическому?  ( тропы и фигуры речи)

- Обратите внимание на логическую связь между абзацами, на последовательность текста.  Какие средства помогают связать 1 и 2 абзацы? 2 и 3 абзацы?

5. Обобщение. Рефлексия.

Что нового вы узнали и что нужно  знать, чтобы написать лингвистическое сочинение?

6. Домашнее задание.

 Написать сочинение по данному высказыванию К.Паустовского, опираясь на текст В.Иванова «Любите ли вы литературу?» ( год литературы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе "Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?»"

Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингви...

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  на лингвистическую тему....

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  на лингвистическую тему....

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  на лингвистическую тему....

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  на лингвистическую тему....

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)

      Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....

Презентация к уроку "Подготовка к лингвистическому сочинению"

Презентация к уроку "Подготовка к лингвистическому сочинению"...