Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Чичагова Анастасия Юрьевна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_n_i_nn.doc92.5 КБ
Office presentation icon tehnologicheskaya_karta_n_i_nn.ppt185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чичагова А.Ю., учитель русского языка и литературы

ГБОУ средняя школа № 288

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательного

Тип урока: Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Цель урока: достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Предметные результаты: формирование умения написания н и нн в суффиксах прилагательных, умения образовывать слова суффиксальным способом словообразования, умения составлять словосочетания.

Метапредметные результаты: способствовать овладению навыком принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Личностные результаты: развивать мотивы учебной деятельности;  навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем, пополнять объем лексикона за счет усвоения новых имен прилагательных; быть способным  к самооценке.

Технология урока: технология эвристического обучения.

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая.

Опорные понятия: орфограмма, части слова (основа, корень, суффикс), части речи (имя существительное, имя прилагательное, краткое прилагательное), словосочетание.

Новые понятия: правописание кратких прилагательных, прилагательных, образованных от основ существительных на –мя, особые случаи написания притяжательных прилагательных (бараний, фазаний, вороний, кабаний, олений).

Межпредметные связи: литература  – работа с текстами С.А. Есенина, биология  – притяжательные прилагательные, изобразительное искусство – относительные прилагательные.

Образовательные ресурсы:

Учебник «Русский язык. 6 класс» авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской

С.В. Драбкина, Д.И. Субботин «Русский язык. 6 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся к ГИА»

Этап урока

Деятельность учителя (применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся (формы организации деятельности)

Формируемые УУД

Организационный момент.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

наблюдение над языковым материалом.

Приветствие учащихся.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Четвертый лишний (на доске)

  1. свиной
  2. комариный
  3. лебединый
  4. соловьиный

Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности.

Определяют, что у слова свиной нет суффикса и вспоминают (некоторые учащиеся изучали правило в начальной школе), что в суффиксе –ИН– пишется одно Н.

Личностные: действие смыслообразования.

 Регулятивные: нахождение рациональных способов работы.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству.

 

Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Предлагает учащимся задание (см. презентацию, слайд 2):

Свет луны, таинстве…ый и дли…ый,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавли…ый

Не разлюбит отчие поля.

(С.А. Есенин)

Выполняют задание, вставляя пропущенные буквы и разбирая слова с пропущенными буквами по составу.

Самопроверка (слайд 3).

Личностные: самоопределение.

 Регулятивные: волевая саморегуляция, самопроверка по эталону.

Познавательные: общеучебные: актуализация знаний о правописании н и нн в суффиксах прилагательного; логические: анализ объектов с целью выделения признаков.

 Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности.

Этап выявления места и причины затруднения.

Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию

Сравните два примера (слайд 4). В чем их отличие?

Кругом роса медвя...ая сползает по коре, Под нею зелень пря...ая сияет в серебре. (С.А.Есенин)

Оловя…ых пять солдат

Дружно выстроились в ряд

На подставке деревя…ой

С танцовщицею стекля…ой.

Выпишите слова с пропущенными буквами. Разберите слова по составу.

Когда пишется одна и когда две буквы Н?

Учитель записывает ответы (примеры) на доске.

Выполняют задание, сопоставляя два примера, определяют лексическое значение слов медвяная и пряная. Делают вывод о наличии исключений во втором примере.

Выписывают слова, вставляют пропущенные буквы

Самопроверка (слайд 5).

Делают вывод о написании одной и двух букв Н.

Ставят цели (повторить и углубить знания по данной теме).

Личностные: самоопределение.

 Регулятивные: целеполагание, умение ставить задачи и определять приоритеты.

 Коммуникативные: постановка вопросов.

 Познавательные: общеучебные: объяснения явлений и процессов, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: сопоставление объектов, формулирование проблемы.

Построение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания (Изучение нового материала). 

Этап построения проекта выхода из затруднения.

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.

(слайд 6).

мышИНый

серебрЯНый

песчАНый

традициОННый

клюквЕННый

ИСКЛ. стеклЯННый

оловЯННый

деревЯННый

ИСКЛ.

ветрЕНый

Но!

безветрЕННая

блинНый

ИСКЛ.                 юный          

                      свиной

 единый                                  пряная

румяный

Сравните с правилом п. 64 на стр. 29. Какая новая информация в нем содержится?

Прочитайте вслух правило. Приведите свои примеры.

Создайте алгоритм действия.

Дополните его (слайд 7)

Краткие прилагательные

Щёки румЯНы (от румЯНый).

Краткие прилагательные

Пустыня таинствЕННа (от таинствЕННая).

Притяжательные прилагательный (чей?) 

БАРАНий

ФАЗАНий

ВОРОНий

КАБАНий

ОЛЕНий

Прилагательные, образованные от имен существительных на –МЯ

безымянный   (от ИМЯ)

временной      (от ВРЕМЯ)

стременной    (от СТРЕМЯ)

семенной        (от СЕМЯ)

Прилагательные, обозначающие названия цветов

рдяный

синий

зеленый

Исследуют ситуацию. Делают вывод о правописании кратких прилагательных.  Еще раз проговаривают правило.

В парах создают алгоритм действий, помогающих применить правило. Проверяют по образцу.

Приводят примеры. Убеждаются в том, что не все примеры соответствуют правилу.

Исследуют затруднение, приводят свои версии. Сопоставляют с образцом (Слайд 7).

Личностные: умение вносить вклад в совместное действие, адекватная реакция на трудности.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, формулирование алгоритма выполнения задания.

Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство .

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Первичное

закрепление.

Этап реализации построенного проекта, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Дает задания по группам: проговорить алгоритм, выполнить задание, проверить.

1 группа. Суффикс -ИН-

Замените данные словосочетания, построенные по схеме «сущ. + сущ.», синонимичным словосочетанием «прил. + сущ.». Обозначьте в именах прилагательных суффиксы.

Гнездо воробья –

Шея лебедя –

Писк комара –

Уши осла –

Крик петуха –

2 группа. Суффиксы -АН- и-ЯН-

Замените данные словосочетания, построенные по схеме «сущ. + сущ.», синонимичным словосочетанием «прил. + сущ.». Обозначьте в именах прилагательных суффиксы.

Кольцо из серебра –

Ремень из кожи –

Кофта из шерсти –

Гора изо льда –

Чай из трав –

3 группа. Суффиксы  - ОНН- и-ЕНН-

Образуйте от данных имён существительных прилагательные и составьте с ними словосочетания. Выделите в именах прилагательных суффиксы.

Экзамен –

Традиция –

Торжество –

Искусство –

Обед –

4 группа

Образуйте от данных имён существительных прилагательные и составьте с ними словосочетания. Выделите в именах прилагательных корни и суффиксы.

Телефон –

Длина –

Старина –

Былина –

Картина –

Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.).

Работа по группам.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

 Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации .

Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону).

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Организует деятельность учащихся по применению новых знаний.

Упр. 369

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Личностные: самоопределение.

 Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; смысловое чтение.

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Этап продуктивного использования, включения в систему знаний и повторения

Организует деятельность.

ТЕСТ

В каком варианте ответа верно указаны цифры, на месте которых пишется НН?

А. Театр есть страна нереального: в нём карто(1)ые деревья, полотня(2)ые дворцы, тряпичное небо, стекля(3)ые бриллианты, поддельное золото, румяна на щеках. Театр в то же время есть страна исти(4)ого: на сцене – подли(5)ые человеческие сердца.

1)1,2,3,4,5       2)1,3,5     3)1,2,3,5     4)1,3,4,5

Б. Здесь не было величестве(1)ых гор и скал; это был обыкнове(2)ый русский пейзаж: ржа(3)ые поля, редкие деревни с соломе(4)ыми и деревя(5)ыми кровлями.

1)1,3    2)1,2,4,5     3)2,3,5    4)2,4,5

В. Вдали, на крутом песч(1)ом берегу, в утре(2)ем воздухе ясно виднеется стари(3)ое село с белокаме(4)ой церковью и ветря(5)ыми мельницами.

1)2,3,4     2)1,2,3\4,5    3)4,5    4)1,2,3

Г. Изучение стари(1)ых предметов: глиня(2)ой посуды, берестя(3)ых грамот, серебря(4)ых украшений, холсти(5)ых рубах – очень важно для совреме(6)ой науки.

1)1,2,4,5    2)3,4,5    3)2,3,4    4)2,3,4,5

Д. Дли(1)ый ряд подли(2)ых масля(3)ых картин на традицио(4)ые темы русской истории радовал таинстве(5)ым буйством красок.

1)3,4,5    2)1,2,4,5    3)1,4,5    4)2,3,5

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка.

  Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция полученных знаний учащихся по применению новых знаний в других условиях.

 Личностные: самоопределение.

 Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий; постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Рефлексия деятельности (итог урока).

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Организует рефлексию.

Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

Урок мне____ понравился.

Я _____ доволен своей работой на уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностные: смыслообразования, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.

 Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка.

 Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Домашнее задание.

Инструктирует учащихся.

П. 64

Упр. 370, 371

Для сильных учащихся дополнительно – варианты:

1.составить синквейн  на изученную орфограмму.

2. написать  лингвистическую сказкуо чередовании гласных корне слова.

Анализируют и выявляют степень готовности

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: прогнозирование,

Коммуникативные: планирование дальнейшей самостоятельной деятельности.

Познавательные: обобщение.

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных Урок русского языка в 6 классе. Чичагова А.Ю., учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя школа № 288 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Вставьте пропущенные буквы Свет луны, таинстве…ый и дли…ый, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавли…ый Не разлюбит отчие поля. (С.А. Есенин)

Слайд 3

Самопроверка Свет луны, таинств енн ый и длин н ый, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавл ин ый Не разлюбит отчие поля. (С.А. Есенин)

Слайд 4

Сравните примеры, найдите отличие. БагрЯ…ой метелью нам листвы на крыльцо намело. (С.А.Есенин) Кругом роса медвЯ...ая сползает по коре, Под нею зелень прЯ...ая сияет в серебре. (С.А.Есенин) ОловЯ…ых пять солдат Дружно выстроились в ряд На подставке деревЯ…ой С танцовщицею стеклЯ…ой.

Слайд 5

Самопроверка Багр ЯН ой метелью нам листвы на крыльцо намело. (С.А.Есенин) Кругом роса медв ЯН ая сползает по коре, Под нею зелень ПРЯН ая сияет в серебре. Олов ЯНН ых пять солдат Дружно выстроились в ряд На подставке дерев ЯНН ой С танцовщицею стекл ЯН ой.

Слайд 6

- Н - - НН - мыш ИН ый песч АН ый серебр ЯН ый традици ОНН ый клюкв ЕНН ый ИСКЛ. стекл ЯНН ый олов ЯНН ый дерев ЯНН ый ИСКЛ. ветр ЕН ый НО! безветр ЕНН ый блин Н ый ИСКЛ. юн ый свин ой един ый прян ая румян ый

Слайд 7

-Н- -НН- Краткие прилагательные Щёки румЯНы (от румЯНый). Краткие прилагательные Пустыня таинствЕННа (от таинствЕННая). Притяжательные прилагательный (чей?) БАРАНий ФАЗАНий ВОРОНий КАБАНий ОЛЕНий Прилагательные, образованные от имен существительных на –МЯ безымянный (от ИМЯ) временной (от ВРЕМЯ) стременной (от СТРЕМЯ) семенной (от СЕМЯ) Прилагательные, обозначающие названия цветов багряный синий зеленый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Современная концепция образования требует от учителя перехода от традиционных систем обучения на новые технологии. Наша задача – дать не систему знаний, умений и навыков, а набор современных ключевых ...

Презентация " Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных".

Знакомство учащихся с правописанием одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных....

Открытый урок в 6 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"

Конкурс педагогических достижений 2012-2013 учебный годНоминация «Открытие года»II этап «Уроки в незнакомом классе»Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»Тип урока:  изу...

Конспект урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

Данный конспект урока предназначен для 6 класса, используется учебник "Русский язык"  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,  Л.А. Тростенцова и др. Урок сопровождается компьютерной презентацией, п...

Урок русского языка "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"

Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.Тема у...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ -Н- В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ"

Данный материал поможет познакомить учащихся с одной и двумя буквами н в суффиксах прилагательных, научить правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами н, рассуждать, устно и письменн...