Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 34_chasa_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_gramotei.docx70.37 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

I раздел

   Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотеи» для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 классов общеобразовательной школы авторов Т.А.  Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014) с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Сроки реализации программы:1 год. Программа реализует гуманитарное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю (одно занятие в неделю по 40 мин.), всего – 34 часа в год в 5 классе.

   Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию воспитания и развития учащихся средствами внеурочного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа построена с учетом принципов системности, занимательности и доступности. Свободное владение русским языком как средством общения  в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей средние учебные учреждения. Такой уровень владения языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных традиционных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий.

   Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности. В отборе материала к таким занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Данная рабочая программа ориентирована на связь с программным материалом по русскому языку, учитывает необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

        Общая характеристика курса «Грамотеи»

    Русский язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Курс «Весёлая грамматика»  является закономерным продолжением уроков русского языка, его дополнением. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Весёлой грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях курса «Весёлая грамматика» уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у пятиклассников  этических норм речевого поведения. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время

 

II раздел

Отличительные особенности программы

Цели:

  • создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации учеников к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку;
  • формирование мотивации к исследованию фонетических единиц, лексического, морфемного и морфологического содержания слова;
  • формирование навыков анализа творческой деятельности;
  • продолжение формирования личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями;
  • продолжение развития речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков ученика;
  • продолжение формирования личности, способной к активной творческой деятельности в социуме.

Задачи:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • углубление знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творческих способностей  и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.        

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

    

К особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

В основе создания данной программы лежат принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и  методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:

  1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся.
  2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений.
  3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика.
  4. Принцип занимательности. Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а  также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т. е. приводит к практическому овладению русским языком.
  5. Принцип разнообразия  форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, с использованием  дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок,      считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, сказок.
  • анализ текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) с разнообразным дидактическим материалом;
  • самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, синквейнов

  В каждом занятии прослеживаются три части:

  • теоретическая,
  • практическая,
  • игровая.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств ученика.

III раздел

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств ученика;
  • осознание эстетической ценности русского языка;
  • уважительное отношение к родному языку;
  • потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в      процессе речевого общения;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • способности извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета, словари различных типов;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
  • способность определять цели предстоящей творческой деятельности, последовательность действий;
  • корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки;
  • определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД:

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов с учётом ситуации общения;
  • умения находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими докладами и сообщениями.

Рефлексивные УУД:

  • оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной речи;
  • применять самодиагностику  и взаимодиагностику в деятельности на занятиях.

Предметные результаты:

  • соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;
  • извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;
  • проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;
  • группировать слова по видам орфограмм;
  • соблюдать грамматические  нормы в письменных и устных высказываниях.

Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности «Грамотеи» должно стать создание ситуации для творческой самореализации.

IV раздел

Содержание программы

Организационное занятие.(1ч)

Тема 1.Ознакомление учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Раздел 1.

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (5 ч)

Тема 2.Диалог о звуках

Тема 3.Гласные и согласные

Тема 4.Звонкие и глухие «двойняшки» и «одиночки»

Тема 5.Двойная роль букв у, ё, ю, я.

Тема 6.Звуковые повторы. Роль интонации в устной речи

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Загадки русского словообразования.

(Морфемика. Словообразование. Этимология) (6 ч)

Тема 7.Приставка

Тема 8.Приставочный способ образования слов

Тема 9. Суффикс  

Тема 10.Суффиксальный способ образования слов.

Тема 11.Сказочные превращения (этимологические исследования)

Тема 12.Необычный лес (словообразовательные «деревья»)

Изучаются заявленные темы с  использованием  занимательного дидактического материала, в завершение этого раздела учащиеся представляют свои творческие работы.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (6 ч)

Тема 13. Зачем нужно знать алфавит

Тема 14. В чём секрет правописания морфем

Тема 15. Про -ТСЯ и -ТЬСЯ у глаголов.

Тема 16. Они такие классные,  удвоенные согласные

Тема 17. Их следует запомнить (Словарные слова)

Тема 18. Зри в корень! Коварные Е-И в корнях с чередованием

Тема 19. В гости к Марии и  Дарье (падежные окончания существительных)

Тема 20. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Тема 21. Не пером пишут – умом. Тайны письма.(2ч.)

Проводятся исследования данных тем, учащиеся, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфемика.Морфология. Синтаксис.) (4ч)

Тема 22. Ума палата, или о фразеологии.

Тема 23. Имена вещей. Поиграем со словами.

Тема 24. В царстве смыслов много дорог.  Афоризмы. Анаграммы и метаграммы.

Тема 25. Морфология. «Создаём газету». Создание творческих газет.

Тема 26. Морфология. «Создаём газету». Защита проектов

Тема 27. Синтаксис. Игра «Редактор»

Тема 28. Составление лингвистической сказки (по теме «Синтаксис»)

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности.

Речевой этикет.(2 ч)

Тема 29. Правила речевого этикета.

Тема 30. Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Изобразительно-выразительные средства языка

Тема 31. Для чего используют звуковые повторы в речи. Звукопись как выразительное средство языка.

Тема 32. «Каждое слово необъятно, как поэт». Изобразительно-выразительные средства языка.

Тема 33. Творческая мастерская.

Изучается роль изобразительно-выразительных средств в русском языке, учащие учатся применять полученные знания на практике, исследуя тексты писателей-классиков и создавая свои тексты поэтического содержания.

Обобщающее занятие(1ч)

Тема 34. Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за курс занятий, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. Проводится мониторинг, подтверждающий знания, умения и навыки, которые получили дети в течение всего курса.

V раздел

Литература

 

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку (2004).
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения).
  3.  Примерные программы основного общего образования. Русский язык -М.: Просвещение, 2010. (Стандарт второго поколения).
  4. Программа по русскому языку. 5-9 классы (под редакцией В.В.Бабайцевой, 2010).:м., Дрофа.
  5.  Мещеряков. В.Н. жанры школьных сочинений: теория и практика написания-М., 2000.
  6. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000
  7. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991
  8. Волина В.В. Весёлая грамматика, Москва, Знание, 2005
  9. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 1980.
  10. Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. – Л., 1990.
  11.  Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы./Редакторы-составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев/ М., Просвещение, 1978.
  12. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Гуманитарный изд. центр «Владос», Москва, 2004
  13. Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007
  14. Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе. – М., 1989.
  15. Ожегов С.И.. Словарь русского языка. Изд-е 13-е, исправленное. М., Русский язык, 1981.
  16. Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова, Ростов –на – Дону, 2007
  17. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 191с. – (Стандарты второго поколения). – с. 35-36.
  18. Чачина Т.М. Денисова А.А. ГарцовА.Д. Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007
  19. Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007

VI раздел

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Планируемые результаты

Дата

план

факт

личностные

метапредметные

предметные

Организационное занятие.

Анектирование. Беседа по содержанию  песни Г.Гладкова «О русском языке». Создание небольших сообщений по заданной теме. Игровая деятельность. Физкультминутка.

Формирование «стартовой» мотивации на изучение нового материаала, саморазвитию в творческой деятельности

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, выражать сови мысли в соответствии с условиями коммуникации

Регулятивны: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы

Научиться определять проблемные зоны в предметной сфере деятельности

5.09

Диалог о звуках.

Тренировочные упражнения. Понятия звук и буква. Гласные и согласные.  Подбор слов для орфоэпической разминки. Работа с орфоэпическими словарями. Физкультминутка.

Умение осознавать и определять эмоции других людей

Коммуникативные:устанавливать взаимоконтроль и осуществлять взаимопомщь по ходу выполнения заданий

Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Познавательные Адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух, задавать вопросы

Использование полученных навыков по фонетике в практической деятельности; правильное произношение, умение соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением

12.09

3

Гласные и согласные

Тренировочные упражнения. Понятия звук и буква. Гласные и согласные.  Подбор слов для орфоэпической разминки. Работа с орфоэпическими словарями. Физкультминутка.

Умение осознавать и определять эмоции других людей

Коммуникативные:устанавливать взаимоконтроль и осуществлять взаимопомщь по ходу выполнения заданий

Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Познавательные Адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух, задавать вопросы

Использование полученных навыков по фонетике в практической деятельности; правильное произношение, умение соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением

19.09

Звонкие и глухие «двойняшки» и «одиночки»

Решение грамматических и фонетических задач, игровые задания: логогрифы, анаграммы, перевёртыши. Музыкальное сопровождение. Физкультминутка.

Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной работе

Коммуникативные: Уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения; сотрудничать с совместном решении задач;

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы, производить самопроверку и диагностику результатов

Работа с орфоэпическим словарём

Умение различать согласные по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Дать представление о фонеме, знакомство с делением согласных на звонкие и глухие; твёрдые и мягкие и перечнем парю Развивать навыки грамотного письма.

26.09

Двойная роль букв у, ё, ю, я.

Решение грамматических и фонетических задач, игровые задания. Выбор эффективных форм решения задач. «Ошибкоопасные места». Музыкальное сопровождение. Физкультминутка.

Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой работе

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Регулятивные: применять методы информационного поиска

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы

Продолжить формирование правильного произошения слов; развивать навык различения звукововго значения йотированных гласных; формирование понятия о звуковых повторах и о роли интонации. Развивать навыки грамотного письма.

3.10

Звуковые повторы. Роль интонации в устной речи.

Решение грамматических и фонетических задач, игровые задания. Выбор эффективных форм решения задач. «Ошибкоопасные места». Музыкальное сопровождение. Физкультминутка.

Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой работе

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Регулятивные: применять методы информационного поиска

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы

Продолжить формирование правильного произошения слов; развивать навык различения звукового  букв; формировать понятия о звуковых повторах и о роли интонации. Развивать навыки грамотного письма.

10.10

5.

Приставка

Уточнение понятия способы образования слов. Игровые задания: кроссворды, игра «Ромашка». Физкультминутка.

Продолжить формирование умения чувствовать красоту и выразительность речи, развивать стремление  к совершенствованию собственной речи

Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной и коллективной работы с последующей самопроверкой

Регулятивные: формировать навыки выполнения требований коллективного решения познавательной задачи, построение и реализация своего маршрута решения предметной задачи

Познавательные: самостоятельное выполнение задач репродуктивного характера, коллективное и индивидуальное  решение творческих заданий

Продолжить формирование представления о приставочном способе образования слов;

 практическое применение знаний. Развивать навыки грамотного письма.

17.10

Приставочный способ образования слов

Уточнение понятия способы образования слов. Игровые задания: «Магазин морфем», кроссворды. Физкультминутка.

Продолжить формирование умения чувствовать красоту и выразительность речи, развивать стремление  к совершенствованию собственной речи

Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной и коллективной работы с последующей самопроверкой

Регулятивные: формировать навыки выполнения требований коллективного решения познавательной задачи, построение и реализация своего маршрута решения предметной задачи

Познавательные: самостоятельное выполнение задач репродуктивного характера, коллективное и индивидуальное  решение творческих заданий

Продолжить формирование представления о приставочном способе образования слов;

 практическое применение знаний. Развивать навыки грамотного письма.

24.10

Суффикс  

Тренировочные упражнения: ребусы; выборочный диктант, игра «Грамматический аукцион». Физкультминутка.

Продолжить формирование интереса к родному языку, к письменной форме общения

Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной, групповой и коллективной работы

Регулятивные: формировать навыки самопроверки

Познавательные: вырабатывать умение анализировать, сравнивать

Продолжить формирование представления о суффиксальном способе образования слов;

 практическое применение знаний. Развивать навыки грамотного письма.

7.11

Суффиксальный

способ образования слов

Тренировочные упражнения: «Разиваем память», выборочный диктант. Физкультминутка.

Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой работе

Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной, групповой и коллективной работы

Регулятивные: формировать навыки самопроверки

Познавательные: вырабатывать умение анализировать, сравнивать

Продолжить формирование представления о суффиксальном способе образования слов;

 практическое применение знаний. Развивать навыки грамотного письма.

14.11

Сказочные превращения    (этимологические исследования)

Исследовательская деятельность по теме «образование слов», знакомство со способами исследования, заполнение таблицы.

Физкультминутка.

Формирование навыков индивидуальной и коллективной работы в ходе игровой деятельности, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной работе

Коммуникативные: формировать умение находить общее решение, аргументировать свою точку зрения

Регулятивные: формировать умение самостоятельно осуществоять решение познавательной задачи

Познавательные: вырабатывать умение анализировать, сравнивать, группировать различные объекты и факты

Повторить и обобщить полученные знания по теме «Словобразование»

21.11

Необычный лес (словообразовательные «деревья»)

Исследовательская деятельность по теме «образование слов», знакомство со способами исследования, «словообразовательное дерево».

Физкультминутка.

Формирование навыков индивидуальной и коллективной работы в ходе игровой деятельности, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной работе

Коммуникативные: формировать умение находить общее решение, аргументировать свою точку зрения

Регулятивные: формировать умение самостоятельно осуществоять решение познавательной задачи

Познавательные: вырабатывать умение анализировать, сравнивать, группировать различные объекты и факты

Повторить и обобщить полученные знания по теме «Словобразование»

28.11

.         

Зачем нужно знать алфавит?

Бесда о значении алфавита. Работа с орфографическим словарём. Алфавит и графика. Тренировочные упражнения. Физкультминутка.

Формирование навыков интереса к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово

Коммуникативные: формировать умение оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных ситуаций

Регулятивные:

формировать умение самостоятельно осуществоять решение познавательной задачи;

определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями

Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным

Повторить полученные знания по теме «Алфавит. Графика». Научиться создавать списки по алфавиту.

5.12

В чём секрет правописания морфем.

Понятие морфемы. «Ошибкоопасные места». Тренировочные упражнения. Физкультминутка.

Формирование интереса к изучению языка

Коммуникативные: формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных ситуаций

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух

Учиться составлять алгоритм выполнения творческого задания. Развивать навыки грамотного письма.

19.12

Про -ТСЯ и -ТЬСЯ у глаголов

Решение грамматических и задач, игровые задания. Выбор эффективных форм решения задач.Игра  «Ошибкоопасные места». Физкультминутка.

Формирование навыков индивидуальной и коллективной работы в ходе игровой деятельности, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной работе

Коммуникативные: формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных ситуаций

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: адекватно понимать основную и дополнительную информацию  прочитанного текста

Учиться составлять алгоритм выполнения творческого задания. Развивать навыки грамотного письма.

16.01

Они такие классные,  удвоенные согласные

Тренировочные упражнения: ребусы; выборочный диктант, игра «Грамматический аукцион». Физкультминутка.

Формирование навыков индивидуальной и коллективной работы в ходе игровой деятельности, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной работе

Коммуникативные: формировать умение оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных ситуаций

Регулятивные:

формировать умение самостоятельно осуществоять решение познавательной задачи;

определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями

Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным

Повторить правописание удвоенных согласных;

Тренирповаться в практическом применении знаний. Развивать навыки грамотного письма.

23.01

Их следует запомнить (Словарные слова)

Словарные слова. Ребусы, кроссворды. Составление синквейнов.

Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой работе

Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной, групповой и коллективной работы

Регулятивные: формировать навыки самопроверки

Познавательные: вырабатывать умение анализировать, сравнивать

Тренирповаться в практическом применении знаний. Развивать навыки грамотного письма.

30.01

Зри в корень! Коварные Е-И в корнях с чередованием

Правописание Е-И в корнях с чередованием. Однокоренные слова. Этимология слов. Кроссворды, шарады

Формирование навыков индивидуальной и коллективной работы в ходе игровой деятельности, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной работе

Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной, групповой и коллективной работы

Регулятивные: формировать навыки самопроверки

Познавательные: вырабатывать умение анализировать, сравнивать

Тренирповаться в практическом применении знаний. Развивать навыки грамотного письма.

6.02

В гости к Марии и  Дарье (падежные окончания существительных)

Склонение имен существительных. Отдельные группы имен существительных, не относящихся ни к одному из трех типов склонения. Падежные окончания имен существительных.  Разыгрывание сценки «Кому письмо»

Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой работе

Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной, групповой и коллективной работы

Регулятивные: формировать навыки самопроверки

Познавательные: вырабатывать умение анализировать, сравнивать

Тренирповаться в практическом применении знаний. Развивать навыки грамотного письма.

13.02

  1. 10.

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Иллюстративный материал, тренировочные упражнения,  работа со схемами предложений и таблицами, игровая деятельность. Физкультминутка.

Формирование навыков интереса к изучению языка, умения осознавать и определять эмоции других людей

Коммуникативные: формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных ситуаций

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

Используя иллюстративный материал, схемы и таблицы, научиться постановке пунктуационных знаков в простом предложении. Развивать навыки грамотного письма.

20.02

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Работа с текстом, со словарями. Игровая деятельность. Мониторинг проверки знаний. Физкультминутка.

Формировать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста

Коммуникативные: формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: самостоятельно вычитывать  виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую.

Научиться конструировать письменный текст разных стилей: научного, разговорного, кнтжного художественного по заданной теме.

27.02

Ума палата, или о фразеологии.

Фразеология, фразеологизм.  История происхождения  фразеологизмов и традиции их использования. Толкование фразеологизмов. Фразеологизмы- омонимы, фразеологизмы- синонимы, фразеологизмы- антонимы.

 Игровая деятельность с использованием фразеологизмов.

Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой работе

Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной, групповой и коллективной работы

Регулятивные: формировать навыки самопроверки

Познавательные: вырабатывать умение анализировать, сравнивать

Научиться конструировать письменный текст разных стилей: научного, разговорного, кнтжного художественного по заданной теме.

6.03

Имена вещей. Поиграем со словами.

Игровая деятельность.

Формирование навыков индивидуальной и коллективной работы в ходе игровой деятельности, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной работе

Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и принимать чужую точку зрения

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: формировать умение самостоятельно планировать работу, самостоятельно устанавливать логические связи

Научиться конструировать письменный текст разных стилей: научного, разговорного, кнтжного художественного по заданной теме.

13.03

В царстве смыслов много дорог.  Афоризмы. Анаграммы и метаграммы.

Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой работе

Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и принимать чужую точку зрения

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: формировать умение самостоятельно планировать свою работу; обирать информацию сообразно заданиям.

Научиться конструировать письменный текст разных стилей: научного, разговорного, кнтжного художественного по заданной теме.

20.03

  1. 12.

Морфология. «Создаём газету»

Создание творческих газет

Сбор материала к рубрикам: «Лингвистическая сказка», «В стране Лингвиния», «Интервью», «Занимательная морфология» и другим. Знакомство с журналистской деятельностью. Понятия «интервью», «интервьюер». Физкультминутка.

Формирование интереса к изучению языка, формирование умения осознавать и определять эмоции других людей. Развитие активной жизнедеятельности в коллективе в ходе знакомства с журналистской деятельностью.

Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и принимать чужую точку зрения

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: формировать умение самостоятельно планировать свою работу; обирать информацию сообразно заданиям.

Повторение морфологических признаков частей речи. Научиться составлять алгоритм выполнения творческого задания. Развивать навыки грамотного письма.

3.04

  1. 13.

Морфология. «Создаём газету»

Защита проектов

Создание лингвистичсекой сказки; разгадываение кроссворда, ребусов. Физкультминутка.

Формирование потребности  в чтении; интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения

Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и принимать чужую точку зрения

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: формировать умение самостоятельно планировать работу, самостоятельно устанавливать логические связи

Закрепеление знаний о художественных приемах в тексте, продолжить пополнение словарного запаса. Формирование умения  составлять алгоритм выполнения творческого задания.

10.04

  1. 14-15.

Синтаксис. Игра «Редактор»

Редактирование  текстов, созданных одноклассниками. Групповая защита проектов. Физкультминутка.

Формирование навыков интереса  к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной работе

Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и принимать чужую точку зрения; овладевать адекватными методами выхода из конфликтной ситуации, предоставление помощи тому, с кем контактирует

Регулятивные: формировать умение отслеживать процесс решения задачи другими учениками, контролируя соответсвие выполняемых действий с условиями заданий

Познавательные: формировать умение планировать работу по изучению неизвестного материала, передавать содержание в сжатом виде; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения

Повторение морфологических признаков частей речи. Формирование умения  составлять алгоритм выполнения творческого задания.

17.04

Творческий проект «Составление лингвистической сказки»

(по теме «Синтаксис»)

Определение темы сказки. Выбор названия. Разработка основных сюжетных линий. Сочинение  лингвистической сказки (по теме «Синтаксис»). Запись сказки.Иллюстрирование.

Формирование интереса к изучению языка, формирование умения осознавать и определять эмоции других людей. Развитие активной жизнедеятельности в коллективе в ходе знакомства с журналистской деятельностью.

Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и принимать чужую точку зрения

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: формировать умение самостоятельно планировать работу, самостоятельно устанавливать логические связи

Научиться конструировать письменный текст разных стилей: научного, разговорного, кнтжного художественного по заданной теме.

24.04

  1. 16.

Правила речевого этикета.

Компьютерная презентация. Музыкальное споровождение. Понятие речевого этикета. Формулы речевого этикета. Физкультминутка.

Формирование стремления к совершенствованию собственной речи

Коммуникативные: научиться владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами русского языка.

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы

Познавательные: формировать умение передавать содержание в сжатом и развернутом  виде

Обучение навыкам речевого этикета, клише речевого этикета.

15.05

Формула речевого этикета.

Тренировочные упражнения в употребленнии формул речевого этикета( в игровой форме)

Формирование стремления к совершенствованию собственной речи

Коммуникативные: научиться владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами русского языка.

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы

Познавательные: формировать умение передавать содержание в сжатом и развернутом  виде

Обучение навыкам речевого этикета, клише речевого этикета.

22.05

Для чего используют звуковые повторы в речи. Звукопись как выразительное средство языка.

Изучение роли изобразительно-выразительных средств  в русском языке, применение полученных знаний на практике, исследование текстов писателей-классиков,  создание своих текстов поэтического содержания.

Формирование интереса к изучению языка, формирование умения осознавать и определять эмоции других людей. Развитие активной жизнедеятельности в коллективе в ходе знакомства с журналистской деятельностью.

Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и принимать чужую точку зрения

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: формировать умение самостоятельно планировать работу, самостоятельно устанавливать логические связи

Научиться конструировать письменный текст разных стилей: научного, разговорного, кнтжного художественного по заданной теме.

«Каждое слово необъятно, как поэт». Изобразительно-выразительные средства языка.

Изучение роли изобразительно-выразительных средств  в русском языке, применение полученных знаний на практике, исследование текстов писателей-классиков,  создание своих текстов поэтического содержания.

Формирование интереса к изучению языка, формирование умения осознавать и определять эмоции других людей. Развитие активной жизнедеятельности в коллективе в ходе знакомства с журналистской деятельностью.

Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и принимать чужую точку зрения

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: формировать умение самостоятельно планировать работу, самостоятельно устанавливать логические связи

Научиться конструировать письменный текст разных стилей: научного, разговорного, кнтжного художественного по заданной теме.

Творческая мастерская.

Изучение роли изобразительно-выразительных средств  в русском языке, применение полученных знаний на практике, исследование текстов писателей-классиков,  создание своих текстов поэтического содержания.

Формирование навыков индивидуальной и коллективной работы в ходе игровой деятельности, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной работе

Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и принимать чужую точку зрения

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: формировать умение самостоятельно планировать работу, самостоятельно устанавливать логические связи

Научиться конструировать письменный текст разных стилей: научного, разговорного, кнтжного художественного по заданной теме.

  1. 17.

Аукцион знаний

Анектирование. Мониторинг проверки знаний. Интеллектуальная викторина. Музыкальное сопровождение. Физкультминутка.

Формирование навыков интереса к изучению языка; устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной работе

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме письменных и устных речевых высказываний своих чувств, мыслей и иных осотавляющих внутреннего мира.

Регулятивные: осознавать усвоенное и то, ещё подлежит усвоениею, осознавать качество и уровень усвоения; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями

Познавательные: формировать умение передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом  виде, устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения, развивать логическое мышление

Формирование умения  составлять алгоритм выполнения творческого задания; продолжить пополнение словарного запаса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5 класс

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса "Мастерская владения речью"...

программа внеурочной деятельности по русскому языку, 5 класс

Программа внеурочной деятельности «Весёлая грамматика" для 5 класса1 час  в неделю, всего 17 часов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Загадки русского языка", 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Загадки русского языка». Основное общее образование, 5 класс. Направление: общеинтеллектуальное....

рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 6 класс

Программа предназначена для расширения изучения русского языка шестиклассниками...