Создание дидактического пособия по русскому языку «Глагол»
проект по русскому языку (6 класс) на тему

Цели урока:1) обобщить и систематизировать знания по теме «Глагол как часть речи».

2)закрепить навыки правописания, определение морфологических признаков глагола, определения синтаксической роли в предложении.

3)проверить уровень сформированности умений и навыков.

4)развивать культуру речи, логическое мышление.

5) воспитание интереса к русскому языку, чувство коллективизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_proektnye_tehnologii.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока- проекта:

Создание дидактического пособия по русскому языку «Глагол»

Предмет: русский язык в 6 классе.

Цели урока:1) обобщить и систематизировать знания по теме «Глагол как часть речи».

2)закрепить навыки правописания, определение морфологических признаков глагола, определения синтаксической роли в предложении.

3)проверить уровень сформированности умений и навыков.

4)развивать культуру речи, логическое мышление.

5) воспитание интереса к русскому языку, чувство коллективизма.

Цели проекта: 1) обогатить и расширить знания о глаголе.

2) создать дидактическое пособие по теме «Глагол»

3)научиться самостоятельно добывать информацию, работать с разными источниками, осуществлять отбор материала, обобщать, делать выводы

4)формировать учащихся умения  навыки исследовательской деятельности.

5) развивать творческие способности .

Задачи проекта:

  1. Определить и поставить проблему;
  2. Создать группы по уровню знаний и по интересам;
  3. Совместно определить цели и задачи проектной деятельности;
  4. Распределить подтемы проекта по группам;
  5. Определить цели подтем каждой группе;
  6. Составить план  работы проекта над проблемой;
  7. Подготовить презентацию проекта.
  8. Подобрать тренировочные упражнения

Мотивизация к познанию, работе: личный интерес учащихся

Знания, на которые нацелен результат проекта: правописание глаголов, употребление их в речи.

Развитие навыков:

- самостоятельность работы с источниками по русской филологии;

-самостоятельного принятия решения;

-коммуникативные в ролевом взаимодействии, обмене информацией;

- мыслительной деятельности;

-самоанализе.

Возраст учащихся: 6 класс

Время работы: над проектом: 2недели 2 полугодия

Режим работы: внеурочный.

Характеристика учебного проекта:

Тип проекта: практико-ориентированный

Цель типа проекта: решение практических задач.

Продукт проекта: дидактическое пособие по теме «Глагол»

Тип деятельности учащихся: практический.

Проект по содержанию: монопроект.

По количеству учащихся:  групповой.

По продолжительности выполнения: среднесрочный.

Предварительная подготовка к уроку:

Класс делится на 4 группы, которые будут оформлять дидактических материал  на отдельных листах согласно своей теме

1 группа. Глагол как часть речи.

2 группа Правописание глаголов.

3 группа Морфологические признаки глагола.

4 группа         Роль глагола в речи.

Назначается главный редактор проекта. Он должен иметь:

-дневник работы над проектом;

-график работы над проектом;

- отчёт о проделанной работе;

-папку с отобранным материалом.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Настрой учащихся на работу. Психологическая установка.
  2. Вступительное слово учителя
  3. Разминка.

Нарисуйте портрет Глагола .Напиши его биографию

Итак. Тема нашего урока «Глагол»- обобщение и систематизация пройденного, но сегодня эту тему учащиеся  представят в форме презентаций.

    4.Оглашение проблемы, целей проекта

-Какую проблему мы ставим перед собой, решив создать дидактическое пособие.

Проблема проекта: - при изучении темы «Глагол» учащиеся 6 класса испытали наибольшие трудности,

чем при изучении других частей речи;

Во- первых, самая сложная; во- вторых,        в младших классах получили лишь первичные знания; в-третьих, необходимо обогащать свою речь глаголами различных семантических групп; в-четвертых, недостаточно  разнообразного дидактического и наглядного материала, облегчающего понимание и усвоение темы. Поэтому  возникла проблема при правописании глаголов.

Мы отважились её решить путём создания большого дидактического пособия по теме «Глагол»

Девиз проблемы:

« Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня - и я научусь.»

Эпиграф к уроку:

Глагол- самая огнепышущая, самая живая часть речи. В Глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола- выражать само действие.

                                                                      А. Югов.

5.Представление титульного листа дидактического пособия

.Аннотация:

Данное пособие предназначено для учащихся 6-х классов и учителей русского языка, а также для учащихся 7-х классов, с целью повторения и закрепления материала по теме за курс 6 класса.

        Пособие поможет изучать имя Глагол, закрепить и отработать навыки правописания глаголов. Дидактическое пособие можно использовать в ходе урока, при самостоятельной работе, на открытом уроке, на факультативных занятиях. В него вошли материалы, соответствующие ныне действующим программам по русскому языку и развитию речи учащихся этого класса.

Упражнения предназначены для практической работы. .Цель этих упражнений- речевое развитие учащихся, воспитание у них чувства языка в процессе работы с текстом, а также овладение навыками, связанными с разными видами разбора.

        Пособие дает возможность осуществлять дифференцированный подход в обучении: предлагаются задания разной степени трудности.

Интерес представляют задания творческого характера, помогающие овладеть коммуникативно - речевыми умениями.

Открываем первый лист пособия.

6 Презентация 1 группы.

Сказка о Глаголе

        Жил-был Глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил.. Там что-то выкопает, там достроит, там склеит, там пришьет, и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть. А ты как думаешь? Успеет? Сможет? Добежит?

Задание1: Путешествие по станции Глаголия.( составление рассказа .)

Задания 2 для трех групп: игра «Без запинки». От существительных образовать приставочный глагол.( кто ошибается, тот . стоит)

Луч, голос, сын, дочь, способ, пояс, вред, дыра, позор, серебро, вода, камень, дерево. корм, плата, правда, добро,  свет, земля., колесо, жалоба, торжество, груз, свобода.

Задание для трех групп: Игра «Не прерви цепочку»

  1. Всякое ли слово, обозначающее действие является Глаголом?
  2. Какие глаголы вообще не употребляются без -ся?
  3. Как изменяются глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени?
  4. Какое наклонение изменяется по временам?
  5. Как образуется форма условного наклонения?
  6. В каких формах употребляются глаголы в повелительном наклонении?
  7. Что надо знать о правописании мягкого знака в повелительном наклонении глаголов?
  8. Какие глаголы называются безличными?
  9. Перечислите разноспрягаемые глаголы. Почему они так называются?
  10. Приведите по 2-3 примера переходных и непереходных глаголов.
  11. Как определить вид глагола? Зачем глаголу столько видов?
  12. Каким членом предложения может быть глагол в предложении?

7.Презентация 2 группы.

Правописание глаголов .Практическая часть

1задание:Буквенный диктант.

Чередование  гласных Е-И в корнях:

Об…рать

Зам…рать

Расст…лить

Бл…стеть

Соб…рать

Оп…раться

Зам…реть

Прот…рать

Раст…рать

Заб…рать

Ответ:  и и е е и и е е и и

Придумай грамматическую сказку «Как виды глаголов делили чередующиеся гласные в корне слова»

2задание.Работа с текстом. Образуйте начальную форму глаголов.

Кто сказал, что мы подрались?

Мы не дрались, а боролись,

Правда, мы чуть-чуть кусались,

И щипались и кололись,

Правда, мы друг друга мяли,

И бодались , и лягались,

Нас, конечно, разнимали,

Мы, конечно, упирались.

3 задание Вставьте пропущенные буквы. Рядом запишите проверочную форму глаголов.

Ноч…вать, завед…вать, развед…вать, исповед…вать,застра   вать.отклад…вать,рассказ..вать,совет..вать, бал..вать, досад…вать, участв..вать,ухаж…вать,во..вать,поглаж…вать, перечит…вать,вытапт…вать,

привяз…вать,проб…вать,заказ..вать,забол..вать,позван…вать.

4задание:В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

Докажите.

  1. выгон..т, расстел…м
  2. раста..л,они терп..т
  3. он спрашива…т,накле…ли
  4. поддерж…м,он бор…тся
  5. зала…ли, они украс…т
  6. он прогон…т,высуш…м
  7. отвеча…м, высуш…м
  8. увид…м,  покупа..м

  1. Презентация 3 группы

Практическая часть.

1 задание..

Образуйте видовые пары:

Сказал-говорил

Подраться-драться

Бороться-побороться

Кусаться-укусить

Мять-смять

Бодаться- боднул

Лягаться- лягнул

Разнимать-разнял

Назовите глаголы, которые не употребляются без ся.. Как называются глаголы с ся

2 задание Работа в группах.

Разделите слова на три группы. Лишние слова отбросьте.

Откликаться, смеешься, красуется, наклоняться, наблюдаешь, встаньте, опускаться толкаешь, нагнись, решается, поставьте.

Ответ: 3 причины, по которым пишется ь в глаголах:

-неопределенная форма

-глаголы 2 лица ,единственного числа.

-глаголы повелительного наклонения.

3 задание.Прочитайте текст. Выпишите из текста глаголы; определите спряжение; укажите вид и время. Почему они употребляются в этой форме? Определите, в каком наклонении употреблены глаголы.

Не успе…шь оглянут(?)ся, а уже осень. Щедра она на краски! П..з…лотила березняки,Разрумян…ла осинники, прин…рядила болота скатерками из клюквы, брусники, морошки. Разбр…сала грибы по лесу. По утрам частенько рису …т узоры на траве. И вот уже пот…нулись на юг караваны птиц, но появились и гости севера-хохлатые свиристели, красногрудые крепыши- снегири.

4 задание.Прочитайте пословицы. Определите   спряжение глаголов.Вставьте пропущенные буквы.

1. Име…м- не цен…м, потеря…м-плач..м. 2. Не для школы, а для жизни уч..мся. 3.Слово не воробей: вылет…т-не пойма…шь.4. Хоч…шь рыбу поймать,не взбирайся на дерево. 5.Глупый болта..т- умный дума…т.6.И сам тон…т,и других топ…т.7. Буд…шь вперёд двигаться- горы одолеешь,а сиднем засяд…шь- ничего, кроме своей ямы, не выро…шь.8. Много захочешь- пораньше с постели вскоч…шь. 9. На ловца и зверь беж..т

5 задание: Найдите в тексте безличные глаголы, подчеркните их одной чертой.

        Когда вечером вечереет и смеркается, подмораживает и дует

 В окно, хочется сесть к самовару у камина и мечтать о теплом солнце и радостном утре.

        «Разве не прекрасна любая погода и в любое время дня?»-спросите вы меня. А я отвечу: «Прекрасны, когда у тебя легко на душе, тепло в доме и никого не знобит, сытно и пахнет хлебом. И хотя не спится, но приятно само ощущение покоя. Просто легко дышится».

Презентация 4 группы.

Сообщение журналиста.

Итак, глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем,что обозначает действие и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты деятельности, различные явления природы.

По подсчетам ученых, глагол занимает второе место( после существительных) по частоте употребления в речи. Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль.

Мастера русской речи умело использовали и используют в своих произведениях синонимическое богатство глаголов.

Сегодня и мы своё основное внимание уделим роли глагола в русском языке. И узнаем, что бывают глаголы речи, движения, чувства, звучания.

Задания1: Распределите данные слова и словосочетания в три  группы:

  1. Глаголы со значением речи.
  2. Глаголы со значением чувств говорящего.
  3. Глаголы, обозначающие мимику, жесты, Движения говорящего.

Вспоминать, улыбнуться, говорить, удивиться, рассказать, подумать, пояснить, ужаснуться, обрадоваться, упрекнуть, нахмуриться, провозгласить, усмехнуться.

Задания 2. Какие глаголы речи подчёркивают характер героев сказки «Василиса Прекрасная»?

Затрещали деревья, захрустели листья- едет Баба Яга. Василиса встретила её.

        -Всё ли сделано?- спрашивает Яга.

        -Изволь посмотреть сама, бабушка,- молвила Василиса.

Баба Яга всё осмотрела, подосадовала, что не за что рассердиться, и сказала:

        -Ну хорошо!

        Потом крикнула:

        - Верные мои слуги, сердечные други, смелите мою пшеницу!

Задание3.Прочитайте отрывок. Какое движение происходит в природе? С помощью каких глаголов автор передает это движение?

Настал вечер, а затем ночь. Летние звёзды медленно выплыли из лазури. Туман колыхнулся воздушным шатром. Смолкли последние шумы, и старый мост задремал.

        Тогда волны перед камнем, где сидела Мария. Разомкнулись и тотчас сомкнулись снова.

Задание 4. «Эстафета восторга» используя данные глаголы чувства, составьте предложения.

Радовать, нравиться, восторгаться, обожать, любить, благоговеть, симпатизировать, восхищаться.

Задание 5 Послушайте, как звучит «лесной оркестр» ,и выпишите глаголы ,. которые передают звуки леса. Составьте с этими глаголами словосочетания «глаг.+сущ.»

                                      Лесной оркестр.

В мае все лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеют. Тут услышишь  и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель ,и вой, и уханье,и жужжание, и урчание, и квакание.

         Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы. Урча и квакают лягушки.

  1. Релаксация.

-Итак, подведем итоги нашего урока. Ребята, вам понравилось заниматься составлением проекта?

Какой вид деятельности показался вам более привлекательным?

Какая из презентаций вам больше понравилась и почему?

11 Заключительное слово рецензентов.

12 Задание на дом. Подготовить материалы к празднику Глагола.

а)Грамматические сочинения:

-Словесный портрет Глагола, его Биография.

-Рассказ о приключениях глагола, потерявшего лицо.

-зачем глаголу столько видов?

-Как много времени у глагола!

-бедный глагол! Век живи- век спрягайся!

- Это мечтательное наклонение.

_ наклонение, привыкшее повелевать

б) Песенка Глагола

в) Кроссворды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь

В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Проектная деятельность учащихся. «Cоздание дидактического пособия по русскому языку."

Работа проводится в коррекционной школе VII вида. Учащимся предлагается подготовить дидактические пособия по определённой теме. ...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Глагол»

Дидактический материал, дополняющий упражнения школьного учебника по разделу «Глагол», содержит темы: «Спряжение глагола», «Правописание безударных окончаний глагола&raqu...