Дидактический материал по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Глагол»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Новикова Ирина Федоровна

Дидактический материал, дополняющий упражнения школьного учебника по разделу «Глагол», содержит темы: «Спряжение глагола», «Правописание безударных окончаний глагола», «Наклонение глагола», «Правописание гласных в суффиксах глаголов», «Морфологические признаки глагола».  Дидактический материал направлен  на обобщение и контроль знаний, может быть использован в непосредственной образовательной деятельности и носит обучающий характер.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал по разделу «Глагол» содержит темы:

«Спряжение глагола»

«Правописание безударных окончаний глагола»

«Наклонение глагола»

«Правописание гласных в суффиксах глаголов»

«Морфологические признаки глагола»

Тема «ПРАВОПИСАНИЕ  БЕЗУДАРНЫХ  ОКОНЧАНИЙ  ГЛАГОЛА»

1. ЗАДАНИЕ:  укажите случаи написания гласной Е в окончаниях глагола. 

1.Ты во..шь

9. поднима..тся

17. вы уч..те

25. он похвал..т

2. он колебл..тся

10. мы обид..м

18. ты разбуд..шь

26. он умо..тся

3. он кле..т

11. постара..шься

19.рассматрива..т

27. продолж..т

4. исправля..шь

12. откликн..тся

20. он брызж..т

28. ненавид..шь

5. она верт..тся

13. ты стел..шь

21. вы трепещ..те

29. он побре..тся

6. отправля..шься

14. он ищ..т

22. она гон..тся

30. мы гре..мся

7. зарабатыва..м

15. пожале..шь

23. он слыш..т

31. подытож..т

8. она замет..т

16. ты крикн..шь

24. вы дыш..те

32. мы совету..м

2. ЗАДАНИЕ:  вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Гон..т всадник коня держ..т..ся за поводья смотр..т вперед вид..т:  пустыня стел..т..ся перед ним. С..дит он на коне уверенно хотя и дыш..т т..жело. (Не) навид..т всадник эти пустыни а делать нечего – ехать надо. Слыш..т: тишина вокруг только конь верт..т головой то в одну то в другую сторону. Завис..т от него человек. Терп..т конь вместе с ним пыль жару жажду. Обид..ш.. коня – сам об этом пожале..ш.. .

3. ЗАДАНИЕ: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Кто много зна..т тот вид..т как  осторожно надо высказывать своё суждение чтобы (не) ошибит..ся. Молодость время года когда человека тян..т  за г..ризонт. С другом вдвоём  (не) устан..ш.. от ноши. Кто отдаёт тот много получа..т. Каждое п..коление внос..т в сл..варь свои находки. Мы все завис..м друг от друга на этом жизненном пути. Труд буд..т в ч..ловеке творческие силы. Мы люб..м отечество это воздух которым мы дыш..м. 

4. Запишите глаголы и вставьте пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.

(Он) подыщ.т работу, (он) дополн.т ответ, дыш.тся легко, засе.шь поле, обкле.шь обоями, вытр.шь насухо, колыш.тся знамена, народ бор.тся, снег та.т, все завис.т от обстоятельств, брод.шь по аллеям, он ненавид.т ложь, сказанного не ворот.шь, ты все мож.шь, солнце гре.т, окно заиндеве.т, слыш.шь все шорохи, хоч.тся выиграть.

Тема «Наклонения глаголов»

1. Задание: выпишите из предложений глаголы и определите их наклонение.

  • Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу.
  • Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.
  • Не сжег бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей.
  • Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!
  • Наградила бы я тебя по-царски, да не послушал ты моего совета.
  •  бегут, торопятся ручьи
  •   я решил бы, если б не устал
  •   садись напротив меня
  •   люблю тебя, Петра творенье
  •   если бы вы протянули руку, то заметили бы
  •   появляется травка
  •   потянитесь к солнцу

2. Задание: найдите глаголы, определите их наклонение

1.Бегут по конвейеру колёса, крылья, моторы.

2.Я сыграл бы на рояле, коль умел бы.

3.Если я был бы маленький-маленький гном, я б умывался каплей дождя.

4.Возьмите лист почтовой бумаги и напишите ответное письмо.

5.Каждый когда-то любовался окрестностями, вдыхал запахи некошеной травы.

6.Вытрите пыль с письменного стола.

7.Пожар снежком не погасишь.

8.На печи не храбрись, а на поле не трусь.

9.Если бы петух не кукарекал, неужели не наступил бы рассвет?

3. Задание: образуйте от глаголов формы трёх наклонений.

Образец: РАБОТАТЬ – работает, работай, работал бы

СРАЖАТЬСЯ, ЛИКОВАТЬ, УЧИТЬ, СТРОИТЬ.

4. Задание: от данных глаголов образуйте формы повелительного наклонения в единственном и множественном числе.

Лечь, ложиться, положить, класть, убежать, убегать, расстелить, расстилать, прикрыть, прикрывать, улыбаться, улыбнуться, решать, решить.  

5. Задание: вставьте пропущенные буквы Е-И в глаголах изъявительного и повелительного наклонений, объясните графически выбор гласной, укажите наклонение глаголов.

1) Вынес..те из комнаты лишние вещи.  Когда вынес..те, комната буд..т казат..ся просторней. 2) Как только выйд..те из леса, увид..те деревню. Выйд..те из класса: его надо проветрить. 3) Выпиш..те из текста однокоренные слова. Если выпиш..те правильно, их будет четыре. 4) Выб..р..те из данных брош..р материал для сообщения. Когда выб..р..те, начинайте его оформлять. 5) Вышл..те нужную мне справку заказным письмом. Если вышл..те в ближайшие дни, я получу её своевременно. 6) Когда выб..р..те подходящие для себя книги, библиотекарь запиш..т их в ваш абонемент. Выб..р..те не больше трех книг. 7) Вытр..те пыль с письменного стола. Когда вытр..те, возьмете лист почтовой бумаги и  напиш..те ответное письмо. 

Тема «Правописание гласных в суффиках глаголов»  

1. Задание:  укажите случаи написания  суффиксов –ОВА- и –ЕВА

  1. Почва под ногами покач..валась.
  2. Несколько дней буш..вала стихия.
  3. Мы с любопытством рассматр..вали автографы.
  4. Облака вытяг..ваются по небу длинными прядями.
  5. Гор..вала Евдокия как-то по-особенному.
  6. Ему было совестно высказ..вать свои мысли.
  7. Он завид..вал всем, кто ведет боевые машины.
  8. Из-за ее плеча выгляд..вало любопытное лицо.
  9. За годы жизни человек накапл..вает ощущения неповторимости прожитого им.
  10. Снег летел хлопьями, будто канонада стрях..вала с неба обильный черемуховый цвет.
  11. Пришлось корч..вать длинные сосны.
  12. Лизу тоже допраш..вали.
  13. Ты все реже, реже расшевел..ваешь пламень уст.
  14. Она разгляд..вала меня с любопытством.
  15. Здесь трудно было рассчит..вать на встречу с человеком.
  16. Тучи окут..вали горы.
  17. Алексей почувств..вал близкий конец скитаниям.
  18. Чайковский сквозь сон схват..вал мелодию.
  19. Красоте ее рук позавид..вали бы многие девицы.
  20. И у меня стала склад..ваться сказка про красавицу царевну.
  21. Он стал опять команд..вать.
  22. Вы очень обрад..вали меня своим приездом.
  23. Мальчик с робкой улыбкой погляд..вал на нас.
  24. Пришлось ему в поле ноч..вать.
  25. Когда я стоял в очереди исповед..ваться, сердце мое билось трепетно.
  26. Я приказ..вал гребцам причаливать к берегу.
  27. Я подкрад..вался к осторожной птице.
  28. От озаряемой кострами колоннады отскак..вали всадники на худых лошаденках.
  29. Закл..вал дрозд по рябине.
  30. Тихон вылавл..вает дрова из реки.
  31. Он склад..вает их на берегу.
  32. Зимними ночами тоска одол..вала его.
  33. Чук и Гек размах..вали руками.
  34. Парень посовет..вал поскорее заснуть.

       35.Иван Антоныч завед..вал заводской поликлиникой.

2. Замените словосочетания глаголом, выделите суффиксы.

Дать совет – (посоветовать), проводить расследование – (расследовать), подводить итог – (подытоживать), производить расчет – (рассчитывать),  проводить беседу – (беседовать).

3. Задание: вставьте нужную гласную в суффиксы глаголов.

Воспит..вать детей, загад..вать желание, не опазд..вать на занятие, запис..вать лекции, рассказ..вать о занятиях, расспраш..вать о творческих планах, погляд..вать на часы, повяз..вать галстук, проветр..вать класс, доклад..вать об успеваемости, бесед..вать с родителями, совет..ваться с друзьями, экзамен..вать учащихся, завед..вать кабинетом, команд..вать парадом, проповед..вать взгляды, пропаганд..ровать юридические законы, стабилизир..вать, честв..вать юбиляра, участв..вать в субботнике.

4. Задание: вставьте нужную гласную в суффиксы глаголов.

1) Я спрятался за дерево и стал за сойкой подгляд..вать. (Снегрев) 2) Лиза вошла в сумрак рощи. Глухой, перекатный шум ее приветств..вал девушку.(А. Пушкин) 3)»Пошли!» - скоманд..вал я тоном старшего. (Устинович) 4) Наверху в просторных сосновых борах разгул..вает колючий ветерок. (Тимофеев)

Тема «Морфологические признаки глагола»

1. Задание: распределите глаголы в два столбика: глаголы совершенного и несовершенного вида.

Снять, идти, адресовать, заплакать, трясти, казнить, наказать, информировать, помечтать, существовать, миновать, дирижировать, размечтаться, класть, тосковать, положить, брать, начать, раскричаться, петь, испечь, солгать, упрекнуть, присниться, наточить, испугать, молчать, бледнеть, хитрить, закопать, оторвать. 

2. Задание: превратите (если возможно) глаголы в возвратные.

Обувать, занимает, стричь, идти, забыть, убегать, увлечь, толчет.

3. Задание: составьте словосочетания с глаголами. Укажите падеж зависимого слова, определите, какие глаголы являются переходными.

Удивляться, восхищаться, премировать, подползти, выползти, переползти, доползти, тревожиться, беспокоиться.

4. Задание:  запишите текст, вставьте буквы, расставьте знаки препинания.  Выпишите из текста глаголы, укажите их спряжение, вид, наклонение, время, лицо, число, род.

Марс бл.жайший с.сед нашей Земли. Что (бы) вы увидели, если (б) побывали там? Глубокие д.лины кратеры потухших вулканов русла сухих рек, которые тянутся на многие километры. Когда над Марсом поднимает(?)ся ветер начинают(?)ся страшные пылевые бури. Ученые посылают к нему автоматических разве.чиков чтобы они узнали о жизн(е,и) на этой планет(е,и).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку для 9 класса

IвариантОзнакомьтесь с предложениями, выполните задания. A.  Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.B....

Дидактический материал по русскому языку в 9 классе

дидактический материал представлен карточками с заданиями по русскому языку, будет полезен учителям русского языка...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 9 -11 классов

Дидактический материал предназначен для учащихся  9-11 классов при подготовке к ЕГЭ и ГИА  по русскому языку, а также для самостоятельной подготовки учащихся к итоговой аттестац...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся пятых классов

Материал для углубленного изучения русского языка в 5 классе....

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Местоимение»

Дидактический материал по разделу «Местоимение»  направлен  на обобщение и контроль знаний, может быть использован в непосредственной образовательной деятельности и носить обучаю...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Имя числительное»

Дидактический материал по разделу «Числительное»  направлен  на обобщение и контроль знаний, может быть использован в непосредственной образовательной деятельности и носить обуча...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Имя прилагательное»

Дидактический материал по разделу «Имя прилагательное»  направлен  на обобщение и контроль знаний, может быть использован в непосредственной образовательной деятельности и носить...