Дидактический материал по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Местоимение»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Новикова Ирина Федоровна

Дидактический материал по разделу «Местоимение»  направлен  на обобщение и контроль знаний, может быть использован в непосредственной образовательной деятельности и носить обучающий характер, в индивидуальной и  групповой работе,  при проведении мониторинга знаний учащихся.                                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал по разделу «Местоимение»  направлен  на обобщение и контроль знаний, может быть использован в непосредственной образовательной деятельности и носить обучающий характер, в индивидуальной и  групповой работе,  при проведении мониторинга знаний учащихся.                                                

 

1. Найдите начальную форму каждого из местоимений, определить  разряд.

С ним, мимо нее, изо всех, под нами, ко мне, обо всех, со всякими, при каждом, об ином, без всякого, во всю, ко всему, каким-то, никому, о скольких, при некоторых, предо мной, изо всех сил, перед ним, со всем, со мной, ото всех, о себе, с нами, перед тобой, с ним, во всяком случае, перед кем, в них, от нее, в нем, с ними, во всех, со своей, за ним, на нас, на себя, от них, перед нами, во всем, к нам, перед собой, при тебе, на нем, во все, к тебе, под нами, с некоторых, в нескольких, под собой, про тебя, за мной, с тобой, надо мной, во всех, вокруг нас, возле нее, после него, к нам, против нас, во мне, с кем, со всеми, на тебя, обо всем, о чем, до нас, с кем, никаким, кое у кого, ни перед кем, впереди них, с каким-то, к себе, о чем, не по себе, о всяком, ни за кого, не к чему.

2. Найдите местоимения, поставьте в начальную форму, определите разряд, падеж.

1) Всякому овощу свое время.

2) С кем и о чем у тебя был спор?

3) Вокруг нас шел бой, со всех сторон доносился грохот орудий.

4) У него мы с тобой обо всем договоримся.

5) Предо мною море, и я изо всех сил вглядываюсь в его просторы, ища вдали какое-нибудь суденышко.

6) Никому из нас не хотелось их огорчать.

7) Он ни с кем о вас не говорил.

8) Кое-что для него мне удалось сделать.

9) Он ни в чем мне не отказывал, во всем старался помочь.

3. Найдите местоимения, выпишите их  и обозначьте разряд.

1) В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств.

2) Самому себе ничего не доказал.

3) Никуда я не ходила и ни с кем не говорила.

4) Каждый кулик своё болото хвалит.

5) У нас всё хорошо.

6) С кем поведёшься, от того и наберёшься.

7) Мягко картавя, журчал ручеёк, но все эти звуки не нарушали тишины.

4. Найдите местоимения, выпишите их  и обозначьте разряд.

1) Печальная берёза у моего окна, и прихотью мороза разобрана она.

2) В нём была полная и совершенная красота.

3) Куст тот, да не та ягодка.

4) Человек не для себя родится.

5) Всякому зерну своя борозда.

6) В лесу стояла какая-то до звона чистая тишина.

7) Кому счастье служит, тот ни о чём не тужит.

5. Найдите местоимения, выпишите их  и обозначьте разряд.

1) Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой.

2) Слыша суд такой, мой бедный Соловей вспорхнул и – полетел за тридевять земель.

3) Там ступа с Бабою-Ягой идёт-бредёт сама собой.

4) От нечего делать Егорушка поймал в траве кузнечика, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал.

5) Все от дождика промокли.

6) Каждый, кто смелый, встань с нами вместе.

7) Ничьими похвалами не возносись.

6. Запишите предложения, определите разряд местоимений и  объясните их написание.

1) Вдруг Герасиму показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега (Т).

2) Всю ночь он возился с ней Муму, укладывал ее, обтирал и заснул, наконец, сам возле нее каким- то тихим и радостным сном (Т.).

3) Ему отвели на кухне каморку, он устроил ее себе сам, по своему вкусу (Т.).

4) Петя понял, что во всем этом происшествии было нечто такое, о чем никому не надо говорить, никого не надо расспрашивать (В. Кат.).

7. Определите часть речи и значение слов. Выделить в них корни.

Себялюбие, своевременный, всемирный, себестоимость, своевольный, самодовольство, самонадеянность, всевидящий, всесторонний, своеобразие, самочувствие, всеобуч, всесоюзный, всеобщий, всемирный, самолюбивый.

8. Выделенные слова замените устойчивыми оборотами, в составе которых есть местоимения.

Чувствовать себя неловко (не в своей тарелке); привязался искренне (всей душой); разозлиться (выйти из себя); жизнь идет обычно (своим чередом); встречал часто (на каждом шагу); скрытный человек (себе на уме).

9. Придумайте предложения с данными оборотами, определите разряд местоимений.

Во все глаза; ни с того ни с сего; со всех ног; на свою голову; во весь опор; изо всех сил; во все лопатки; ни за что, ни про что; во все горло; на все руки.

10. Спишите, заменив, где нужно, повторяющиеся местоимения существительными.

И. С. Тургенев — замечательный русский писатель. Имя его известно во всем мире. Детство он провел в деревне. Он дружил с крепостными своей матери. Он хорошо знал жизнь крепостных крестьян. Он учился русскому языку у народа. В «Записках охотника» он с любовью показал умных, честных, благородных, добрых трудолюбивых крестьян и чудесную русскую природу.

11. Спишите, вставляя подходящие предлоги. Определите падежи местоимений.

1) Егор сидел рядом ... мной. 2) Ты всегда был строг ... мне. 3) Сердце ... мне сжалось. 4) Вникните ... всё это хорошенько. 5) Все принялись хохотать ... мною. 6) Вспомните ... мне. 7) Мелькнуло ... мною моё детство. 8) Он славился ... всём округе гостеприимством и радушием. 9) В темноте я больно ушибся... что-то.

12. Объясните написание местоимений.

Кое-что, нечто, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое с кем, ни с чем.

13. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(От)вас, (с)нами, (к )кому; (ни)кто, (не)сколько, кто(либо), (кое) с кем, что(то), (н…)чем (не) обрадую,(н…) за чем встречаться, (н…)(с)кого спросить, (н…)кем заменить, (н...)сколько (не) испугался, (к)тебе,  (около)них,  (у)них;  (не)который,  кто(нибудь),  (кое)что,  кому(либо); хвалиться (н…)чем,  (н…) с кем (не)разговаривать, (н…)(с)чего взять,  (н…)(у)кого (не)было желания, (ко)мне,  (около)нас,  (у)них;  (не)который,   что(нибудь),  (кое)кто,  какой(либо);   (н…)кому (не)доверять,  (н…)(с)чьей стороны,  (н…)(у)кого спросить.

14. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать куда(нибудь), где(то) заночевать.

15. Спишите, подчёркивая отрицательные местоимения и ставя в них ударения. Укажите падежи этих местоимений.

1) Его никто не заметил, никто не удерживал. (Т.) 2) Через пять минут никого не осталось на улице. (М. Г.) 3) Больше ждать было некого. (М. Г.) 4) Ничего не трогало его [Онегина], не замечал он ничего. (П.) 5) Никто ничего не узнал о происходившем. (Герц.) 6) Мне решительно скрывать нечего. (Т.) 7) А теперь мне выехать не на чем, некому лошадей подковать. (Г.) 8) Им ни в чём нельзя доверять. (Г.) 9) Не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гонч.) 10) Никакими силами и стараниями нельзя было докопаться, из чего был состряпан его [Плюшкина] халат. (Г.) 

16. Спишите, вставляя вместо точек е или и.

1) Я окликнул хозяев – н...кто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там н...кого не было. 2) Долго не находил я н...какой дичи. 3) Я н...чего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне н... на кого пенять – сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он н... с кем не мог. 6.) Оба они н... к чему не имели особой страсти или привязанности. 7) Н... в какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища. 8) Дела Чертопханова вовсе под гору пошли. Охотиться стало н... на что, последние денежки перевелись, последние людишки поразбежались. Одиночество для Пантелея Еремеевича наступило совершенное; н... с кем было слово перемолвить, не то что душу отвести.

17. Раскройте скобки.

1) В стремительный пляс пустился (не, ни) кто иной, как электрик. (Н О.) 2) (Не, ни) кто иной не умел делать того, что он умел. (М. Г.) 3) Нужно, чтобы дело это было поручено (не, ни) кому другому, как первому и лучшему актёру-художнику, какой отыщется в труппе. (Г.) 4) (Не, ни) кому другому этого поручить было нельзя. 5) Я целыми днями читал, (не, ни) чем иным заниматься не хотелось. 6) Этот провал [в Пятигорске] есть (не, ни) что иное, как потухший кратер. (Л.) 7) Гость был (не, ни) кто другой, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 8) (Не, ни) кто иной не мог бы так удачно исполнить эту работу. 9) Оказалось, что был он [экипаж] (не, ни) что иное, как рессорная лёгкая бричка. 

  18. Соедините стрелками.

Я, ты, он, вы.                                                   Отрицательное

Этот, тот, таков.                                              Неопределённые

Какой-то, что-то.                                            Возвратное

Никакой, нечто.                                             Определительные

Мой, свой, его, наше, их.                            Притяжательное

Себя                                                                  Вопросительные

Весь, иной                                                       Личные

Кто, чей, который.                                        Указательные

19. Выполните синтаксический разбор предложений.

1) Кто варежки пестрые вяжет, старинные песни поет?

2) Кому-то принесли от мастера ларец.

3) Ничьими похвалами не возносись.

20. Устраните повтор, соединяя простые предложения в сложные. Используйте для этого относительные местоимения. Сделайте синтаксический разбор одного из получившихся предложений.

1) Охотничья (3)  команда прибыла к нам (3) охотиться на волков. От волков сильно (1) страдало (2) стадо. 2) Мы собирали землянику. Ароматом земляники был наполнен воздух. 3) В роту прибыли для пополнения молодые солдаты. Старые бойцы окружили солдат своим вниманием. 4) Черкес потерял любимого коня. В жестокой битве коня сразила вражеская пуля. 5) Агрономы, летая на самолетах, истребляли появившуюся в топких местах саранчу. Другими способами саранчу нельзя уничтожить в этой местности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку для 9 класса

IвариантОзнакомьтесь с предложениями, выполните задания. A.  Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.B....

Дидактический материал по русскому языку в 9 классе

дидактический материал представлен карточками с заданиями по русскому языку, будет полезен учителям русского языка...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 9 -11 классов

Дидактический материал предназначен для учащихся  9-11 классов при подготовке к ЕГЭ и ГИА  по русскому языку, а также для самостоятельной подготовки учащихся к итоговой аттестац...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся пятых классов

Материал для углубленного изучения русского языка в 5 классе....

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Глагол»

Дидактический материал, дополняющий упражнения школьного учебника по разделу «Глагол», содержит темы: «Спряжение глагола», «Правописание безударных окончаний глагола&raqu...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Имя числительное»

Дидактический материал по разделу «Числительное»  направлен  на обобщение и контроль знаний, может быть использован в непосредственной образовательной деятельности и носить обуча...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Имя прилагательное»

Дидактический материал по разделу «Имя прилагательное»  направлен  на обобщение и контроль знаний, может быть использован в непосредственной образовательной деятельности и носить...