Дидактический материал по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Имя числительное»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Новикова Ирина Федоровна

Дидактический материал по разделу «Числительное»  направлен  на обобщение и контроль знаний, может быть использован в непосредственной образовательной деятельности и носить обучающий характер, в индивидуальной и  групповой работе,  при проведении мониторинга знаний учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislitelnoe.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

   Дидактический материал по разделу «Имя числительное»  направлен  на обобщение и контроль знаний, может быть использован в непосредственной образовательной деятельности и носить обучающий характер, в индивидуальной и  групповой работе,  при проведении мониторинга знаний учащихся.                                                                                    

   

1. Укажите части речи.

Третий, трешка, три, тройка, трижды, втроем, утроить, рое, втрое, трояк, трехместный, триста.

 Пятый, пятёрка, пятак,  пятница,  пяток,  впятером, пять, пятидесятый, пятисот, пятеро, пятачок,  пятничный,  в-пятых, пятибалльный, пятьюстами, пятерня, пятёрочник.

2. Запишите числительные словами.

11, 79, 15, 18, 55, 647, 920, 19, 749, 6,12,865.

3. Запишите зашифрованные слова, введите их в предложение
Смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100п.

4. Выпишите числительные в 2 колонки: в первую – количественные, во вторую – порядковые.

Четыре, пять, девяносто семь, первый, третий, седьмой, двое, четверо, четыреста, один, пятнадцать, пятый, тысячный, шестьдесят, шестнадцатый, двадцать третий, семь, десятый, одна вторая, три пятых, оба.

5. Выпишите числительные, указывая их разряд и состав.

1) Мы учимся в шестом классе. 2) Восемь делится на два и на четыре. 3)Нашему городу исполнилось двести семьдесят пять лет. 4)Это был его пятнадцатый прыжок с парашютом. 5) В нашей спортивной делегации было двадцать пять человек. 6) В лодке было пятеро мальчиков. 7) Утром было десять градусов мороза. 8) Полёт длился двенадцать часов. Андрей стоял во второй шеренге.

6. Образуйте от количественных числительных порядковые, затем запишите их в родительном падеже.

29, 765, 998,3000, 4000000; 57, 689, 866, 5000, 6000000.

7. Запишите числительные словами

1) Олег шел (2) суток. 2) Больной не приходил в сознание в течение (2) суток. 3) В нашем распоряжении (3) метлы и (3) граблей.

8. Запишите числительные словами, согласовывая их с существительными и употребляя, где можно, собирательные числительные.
2 (друг), 5 (перо), 3 (сутки), 6 (весло), 2 (вилы), 5 (метла), 4 (грабли), 7 (петля), 9 (сосна), 4 (девушка), 8 (доска), 6 (дочь), 10 (грамм), 12 (апельсин), 7 (скатерть), 9 (орден), 11 (черешня), 13 (деревня), 15 (гектар), 12 (килограмм).

9. Спишите. Обозначьте орфограмму «Ь в числительных».

пят(?)надцат(?), шест(?)десят, восем(?)десят, сем(?)надцать, девят(?)надцать, пят(?)сот.

шест(?)надцат(?), пят(?)десят, сем(?)десят, восем(?)надцат(?), девят(?)сот, восем(?)сот.


10. Образуйте из  сочетаний сложное прилагательное, запишите  с подходящим по смыслу существительным (например, 10 тонн - десятитонный грузовик).

На обратной стороне доски записываются сочетания: 10 тонн, 8 этажей, 20 километров, 1 день, 19 мест, 4 мотора, 2 горба, 9 узлов, 17 метров, 15 квартир, 3 слоя, 6 вольт, 11 классов, 5 знаков, 12 минут, 16 килограммов, 18 граммов.

11. Запишите числовое выражение словами
16+20=36
600-90=510
30-13=17
80-43=37
70+50=120
3-12=11
66+5=71
90-80=10
700-500=200

12. Запишите числительные словами.

1) 354 сложить с 234 будет 588. 2)473 сложить с 324 будет 797.  3) К 342 прибавить 672 получится  1014. 4) К 534 прибавить 789 получится 1323. 5)Из 943 вычесть 325будет 618. 6) Из 866 вычесть 286 будет 580.

13. Запишите числительные словами.

1) к 2/9 прибавить 4/6,  2) от 8/9 отнять 3/8, 3) 0/6 сложить с 9.2,  4) 4/10 сложить с 7/8,   5) 0.7 прибавить 2.3,  6) от 6/9 отнять 3/4.

14. Спишите, вставляя пропущенные буквы и заменяя цифры словами.

1) Пароход с 468 пассажирами отошёл от пристани. 2) Книга была иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами. 3) Спортсмены пробежали сто метров за 11,2 секунд. 4) Выполнить по 4 и более примеров. 5) Альпинистская группа в составе 11 человек поднялась на труднодоступную гору высотой в 3785 метров над уровнем моря. 6) На Земле 70,8 % занимают моря и океаны, а на долю суши приходится 29,2 %. 7) В 1 литре воды развести 200 граммов порошка.

15. Запишите словосочетания в исправленном виде. В каком сочетании нет грамматической ошибки?

1) К восемь целых две пятых прибавить шесть.  2) Трое подружек.  3) С двухстами кнгами.  4) Четверо медвежат.

16. Найдите ошибки в предложениях. Отредактируйте и запишите их.

1) На обеих деревьях лопнули почки. 2)В нашем заповеднике обитают около двести лосей и примерно около девяносто кабанов. 3)В ураган ветер достигал сорок метров в минуту.4) Это дерево достигает высоты пять – шесть метров. 5)На обоих полках стояли книги. 6)Наш микроскоп даёт увеличение до двести пятьдесят раз.

17. Спишите предложения, вставив  в нужном падеже числительное оба или  обе.

1) В … случаях ответ был неверным. 2)  По … сторонам дороги тянулись кусты. 3) Склоны … оврагов размыты дождями. 4) На … стенах висели стенды. 5) Малышка крепко держала …  кукол. 6) … братьев приняли в спортивную школу. 7) Мальчик вырезал звезды из … листов бумаги. 8) С … сторон свисали густые кроны деревьев.

18. Спишите, выбирая нужные числительные и ставя их в соответствующем падеже.

1. У входа в колледж стояло (три, трое студентка) и (два, двое юноша). 2. Состояние больного оставалось критическим (два, двое сутки). 3. (Оба, обе) отвечающим студентам были заданы дополнительные вопросы. 4. Среди членов кафедры было (два, двое профессор) и (четыре, четверо доцент). 5. Подойти к аппарату можно с (обе, оба) сторон. 6. Их было (пять, пятеро), кто участвовал в спасении пострадавших. 7. Экзамен проходил в одной из (четыре, четверо) аудиторий.

19. Спишите предложения, употребив сочетания в скобках в нужном падеже.

1) Работа сделана (полтора месяца) раньше срока. 2)  В (полтораста метров) от дома начинался лес. 3) Мама купила около (полтора килограмма) сыра. 4) В книге было не более (полтораста) страниц. 5) Время полета равняется (полтора часа). 6) В (полтора километра) от нас было озеро. 7) Нам сократили сроки до (полтора месяца). 8)  К дому завезены были (полтораста) тонн песка.

20. Спишите, заменяя числа словами.

11 (апельсины, мандарины и лимоны), 10 (яблоки), 6 пар (сапоги, валенки и ботинки), 4 пары (чулки и носки), 500 (граммы) вермишели, 15 (килограммы) (помидоры), 8 банок (баклажаны, томаты), сила тока в 5 (амперы), напряжение в 127 и 220 (вольты), 16 (спортсмены-грузины), 60 (студенты ― татары, башкиры, туркмены), 300 (туристы ― болгары, румыны, венгры), площадь в 890 (гектары), расстояние в 480 (километры).

21. Спишите, заменяя числа словами.

1) Сколько получится, если к 11 968 прибавить 16374? 2) От 8753 отнимите 4587. 3) Умножьте 918 на 67 и к полученному произведению прибавьте 4417. 4) Если из 976 вычесть 382, то останется 594. 5) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс. 6) В книге было 480 страниц. Она была иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами. 7) Теплоход с 468 пассажирами отошёл от пристани. 8) Под посевами пшеницы в колхозе занято 286,7 гектара пашни. 9) Альпинистская группа в составе 11 человек поднялась на труднодоступную гору высотой 3785 метров над уровнем моря.

22. Определите основную мысль текста. Спишите, заменяя цифры словами. Сделайте морфологический разбор двух числительных.

В настоящее время в мире известен 5651 язык. Более 1400 отнесены к категории либо еще окончательно не признанных в качестве самостоятельных, либо вымирающих. К этой группе относятся 250 австралийских языков, на которых говорит около 40 тысяч человек.

Из 4200 самостоятельных языков лишь около 500 изучены очень хорошо, а 1500 ― почти не изучены. Несмотря на усилия государственных и научных кругов, более трёх четвертей всех языков мира не имеют письменности. (Из журнала)

23. Спишите, заменяя цифры словами

В Мировом океане обитает 18 тысяч видов рыб. Наибольшая глубин Балтийского моря -459метров, Азовского - 14 метров. Самой длинной рекой в мире считается Нил, его длина 6671 километр. Наибольшая глубина Байкала – 1637 метров.

24.  Определите синтаксическую роль числительных.

1) Помню двадцатые годы. (л. Мартынов) 2) Три цвета есть у светофора, они понятны для шофера. (С. Маршак) 3) Погрузился на понтоны первый взвод. Второй за ним. Приготовился, пригнулся третий следом за вторым. (А. Твардовский) 4) И живут у нас в квартире два ужа и два ежа. (С. Михалков) 5) Часов десять мы находились в двухстах метрах от катера (В. Арсеньев) 6) «За что вторая единица?» - спросила старшая сестрица. (С. Маршак) 7) Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (А. Пушкин) 8) Второй дом от угла – библиотека. 9) Я первый, ты второй.

25. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор числительного.

1)Наше путешествие длилось пятнадцать дней.

2)Мой друг учится в седьмом классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку для 9 класса

IвариантОзнакомьтесь с предложениями, выполните задания. A.  Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.B....

Дидактический материал по русскому языку в 9 классе

дидактический материал представлен карточками с заданиями по русскому языку, будет полезен учителям русского языка...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 9 -11 классов

Дидактический материал предназначен для учащихся  9-11 классов при подготовке к ЕГЭ и ГИА  по русскому языку, а также для самостоятельной подготовки учащихся к итоговой аттестац...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся пятых классов

Материал для углубленного изучения русского языка в 5 классе....

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Глагол»

Дидактический материал, дополняющий упражнения школьного учебника по разделу «Глагол», содержит темы: «Спряжение глагола», «Правописание безударных окончаний глагола&raqu...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Местоимение»

Дидактический материал по разделу «Местоимение»  направлен  на обобщение и контроль знаний, может быть использован в непосредственной образовательной деятельности и носить обучаю...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Имя прилагательное»

Дидактический материал по разделу «Имя прилагательное»  направлен  на обобщение и контроль знаний, может быть использован в непосредственной образовательной деятельности и носить...