Омонимы
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Труфанова Наталья Константиновна

внеурочное мероприятие по русскому языку, способствующее расширению знаний об омонимах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: закрепить и расширить знания учащихся об омонимах.
Задачи: познакомить с омографами, омоформами, омофонами, паронимами, выработать умение различать их, развивать интерес к русскому языку как учебному предмету, воспитывать уважение к русскому языку.

Ход игры: 
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с Вами прикоснёмся к тайнам русского языка, попробуем разгадать его секреты. Лингвистическая игра посвящена словам-близнецам. В ходе игры мы с Вами познакомимся с этими необычными словами, научимся их различать.
Представление команд.
2. Итак, мы начинаем игру. Послушайте стихотворение Я. Козловского «Вы откуда, молодцы?», вспомните, о каких словах идёт речь в этом стихотворении.
День вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им. Что за чудо?!
Предо мною близнецы.
Я спросил их:
- Вы откуда появились, молодцы?
Отвечали мне слова:
- Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность.
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки,
Мы по смыслу далеки.
О каких словах идёт речь в этом стихотворении? (Об омонимах)
Какие слова называются омонимами?
Омонимы - слова одной и той же части речи, одинаково пишутся и
произносятся, различаются лексическим значением. Слово омоним греческого происхождения, появилось оно в 1-ой половине XIX века; homus - «одинаковый», onyma - «имя».
3. «Назовите омонимы!»
Чтение шуточных стихотворений. Учащиеся называют омонимы.
1) Шёл я с сумкой за плечом,
Вижу, бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
(В. Лифшиц)

2) В море суши полоса
Называется коса.
И у девушки коса
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса-
Косит травушку коса.
У меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос?
(Б. Гольдберг)

3) Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играем в шашки.
(Я. Козловский)

4) Бросил палку кверху Мишка:
Падай в шапку с ели, шишка!
Шишка хлоп по голове, -
Стало шишек сразу две.
(Е. Петрищева)

5) Копытце - скок, копытце - стук.
Козёл с косой пошёл на луг.
Он скосит розовую кашку,
Своим козлятам сварит кашку.
(Г. Сапгир)

6) Был кот в гостях у кошки,
Сказал с тревогой ей:
- Нужны монтёру кошки,
Слыхал я сам, ей-ей!
(Я. Козловский)

7) Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
- Где вы были?
- У Лисички!
- Что вы ели там?
- Лисички!
(Я. Козловский)

8) Меня послали в огород
За луковым пером.
Смотрю, на грядках лук растёт,
А перьев нет кругом.
Они на курицах растут,
Я точно знаю это.
Какая - то ошибка тут -
У лука перьев нету.
(Г. Новицкая)

9) Строим, строим пароходы,
Боевые корабли,
Чтобы в мокрую погоду
Нас по улице везли.
Зоя краску подаёт,
Боря красит пароход.
Краска капает с колёс,
В краске палуба и нос ...
- Чей нос?
- Борин!
- Поди умойся!
(В. Жак)
4. Знакомство со словарём омонимов.
Являются ли слова омонимами, можно узнать, заглянув в словарь омонимов. Омонимы в словаре помещены в разные словарные статьи и отмечены порядковыми номерами. В словаре также указано происхождение омонимов. Кроме словаря омонимов, нам ещё сможет помочь толковый словарь. В толковом словаре тоже приводятся примеры омонимов, объясняется их значение.
Демонстрируются словари: 1) Учебный словарь омонимов русского языка» (Л. А. Введенская, Н. П. Колесников); 2) Толковый словарь русского языка (С. И. Ожегов, Р. Ю. Шведова).
5. Работа со словарями. Игра «Кто быстрее?»
Задание: найти слова-омонимы, начинающиеся с буквы «Б».
6. Рассказ о способах появления омонимов в русском языке.
Как появляются омонимы в языке?
1) Заимствование. Например, в русском языке существовало слово «скат» -пологий спуск, а в скандинавских слово «skat(a)» - крупная рыба с плоским телом и острым хвостом.
2) Омонимы появляются из многозначных слов - одно из лексических значений многозначного слова переходит в самостоятельное слово. Значения многозначного слова связаны между собой, но среди них выделяется одно исходное, или первичное, значение, из которого «выросли» остальные. Представим себе в виде дерева значения слова чай: они связаны между собой, как бы растут друг из друга.
3) Словообразовательный (в результате словообразования). Например, суффикс -ник в русском языке обозначает предмет и называет человека по профессии. Проводник - «вещество, хорошо проводящее электрический ток, звук, теплоту». Проводник - «железнодорожный служащий, сопровождающий вагон». Посол - «должность дипломата», посол - «соление чего-либо» (образовано от глагола солить).
7. Знакомство с омографами, паронимами, омоформами и омофонами.
Омографы (от греч. homos — «одинаковый», grapho - «пишу») - разные слова по значению и произношению, совпадающие по написанию.
Что изображено на рисунках? Чем похожи эти слова и чем различаются?
Чтение стихотворения Я. Козловского.
Задание: назвать омографы.
О словах разнообразных, одинаковых, но разных.
Мне слово чУдно
Изменить нетрудно:
Поставил ударение на О,
Исчезло чУдно,
Родилось чуднО.
Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведёрко руку окунИ,
Не бойся: это Окуни.
Пересохла глина,
Рассердилась Нина,
Не мукА, а мУка, -
Пекарям наука.
Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились.
Ест Алёнушка ирИс,
А вышивает Ирис.
Задание: прочитать предложения, соблюдая орфоэпические нормы.
1) Уже и река стала уже, и солнце село, а село далеко. 2) Этот звонок звонок. 3) Без проволочки натянул монтёр проволочку. 4) Огромное пугало всех пугало. 5) Семена гвоздики похожи на гвоздики. 6) Замок был закрыт на замок. 7) На кустах уселись сорок пёстрых скачущих сорок. 8) Дорога на родину всегда дорога. 9) Сорваться в пропасть - значит пропасть. 10) Потом он, обливаясь от жары потом, снова принялся за работу.
Омофоны (от греч. homos — «одинаковый», и phone – «звук, голос») – разные слова, одинаково звучащие, но различающиеся на письме.
В русском языке мы найдём немало слов, которые по своему звучанию могут совпадать с двумя и даже с тремя другими: отдел - от дел, отворот - от ворот, сорта - со рта, согнём - с огнём, сума - с ума. Подобные омофоны часто встречаются в народных прибаутках, поговорках и пословицах, например: Не под дождём - постоим да подождём. Хотелось бы полежать, да надо поле жать. Нечего говорить про жито, когда оно прожито. У монет ума нет: не всякий, кто их умножил, полезно и умно жил. (Можно предложить ребятам быстро прочитать эти выражения.)
Задание: разгадайте шарады.
1. Когда я с т, на мне плывут.
Когда я с д, меня сорвут. (Плот - плод)
2. С к я слёзы вызываю,
С г цветами удивляю. (Лук - луг)
Паронимы (от пара - «равный, пара, двое» и греч. onyma — «имя») - разные по смыслу, но близкие по звучанию слова. Например, слова невежа и невежда. Невежа - грубый, невоспитанный человек. Невежда - малообразованный человек. Сходство паронимов может привести к ошибкам в речи.
Задание: разгадайте шарады.
1. С буквой ф помогает,
Без ф - торжественно шагает.
Что это за глаголы?
(Шефствовать - оказывать помощь. Шествовать - идти, двигаться торжественно, важно.)
2. С буквой о кружок друзей
Или деловых людей.
С а приходит к нам весной,
Называют посевной.
(Компания - общество, группа лиц, проводящих вместе время. Кампания - совокупность мероприятий для осуществления очередной важной общественно-политической или хозяйственной задачи.)
3. Два слова - разные значенья:
Первое поможет запах различить,
Второе - очарованье,
Ты им пленённым можешь быть.
(Обоняние - одно из внешних чувств, способность воспринимать и различать запахи. Обаяние - очарование, притягательная сила.)
Омоформы – омонимичные формы слова или разных слов; слова, совпадающие в своём звучании лишь в отдельных формах.
В углу стоит печь. Будем печь пироги.
Стакан из стекла. Вода стекла.
Видны голубые дали. Ему совет дали.
Прекрасен пушкинский стих. Ветер совсем стих.
Вывод: надо уметь отличать омонимы от омографов, паронимов, омофонов и омоформов.
8. Лингвистические загадки.
Задание: угадать омонимы.
1) Нас много в играх набирают,
А иногда и на нос надевают.
(Очки)
2) Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей.
(Нос)
3) На лугу - с хвостом,
Без хвоста - под мостом.
(Бык)
4) В бою и рубят и взрывают,
А после боя развлекают.
(Шашки)
5) Несётся первое к реке,
Второе щёлкнуло в замке.
(Ключ)
6) Со мной ходи стрелять учиться
И на гряде меня ищи.
Могу легко попасть я в птицу,
Но чаще попадаю ... в щи.
(Лук)
7) Бывает он из разного материала:
То из земли, то из воды, то из металла.
(Вал)
8) В воде он медленно плывёт.
В станке летает взад - вперёд.
(Челнок)
9) Ты меня найдёшь на птице
И в пенале ученицы,
А вечернею порой
У себя под головой.
(Перо)
9. Шуточные вопросы.
1)Что такое: днём кланяется, а ночью звёзды считает? (Колодезный журавль)
2) Какую часть слова можно в земле найти? (Корень)
3) Какую строчку не прочтёт ни один грамотей? (Швейную)
4) Из какого крана нельзя брать воду? (Из строительного)
5) Какая гусеница не годится для танка? (Насекомое)
6) Какой кистью не выкрасишь стену? (Кистью руки)
7) По какому мостику нельзя перейти через реку? (По гимнастическому)
8) Какой губкой нельзя мыться? (Губка – губа, часть лица)
9) Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)
10. Подведение итогов игры.
С какими словами мы сегодня познакомились? Почему их называют словами - близнецами?

А сейчас послушайте рассказ Н. Сладкова «Овсянка».

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

– А у меня дома овсянка!

– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.

– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.

– И я люблю! – сказал Матвей.

– Она жёлтая, красивая такая!

– И вкусная. Особенно с молоком!

– Как это – вкусная? Как это – с молоком? – удивился Сашка.

– Да так. А ещё хороша с маслом или с сахарным песком.

– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Каша песни пела? – изумился Матвей.

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? –

рассердился Сашка и добавил:

– Айда ко мне – мою овсянку слушать!

– Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

– Почему мальчики долго не понимали друг друга?

Посмотрите на рисунок, это овсянка, которая жила у Сашки дома.

- Вот, ребята, все эти слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют несколько значений, называются омонимы.

А мы с вами отправляемся дальше к словам-друзьям.

В русском языке есть много слов разных по звучанию, но обозначающих одно и то же.

Попробуйте сами отыскать такие слова в стихотворениях И.Токмаковой.

1.

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.

2.

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный,
Значит, дуб выносливый,
Значит закалённый.

(На доске записаны в два столбика слова. Детям предлагается к каждому слову первого столбика подобрать близкие по смыслу слова из второго столбика и записать пары).

Алфавит

аккуратный

огонь

алый

шалун

скакать

чистый

азбука

конница

пламя

прыгать

озорник

бросать

кавалерия

красный

кидать

– Слова близкие по значению, но различные по звучанию, называются синонимы.

Я прочитаю вам четверостишия, где последнее слово заменено синонимом, а вы постарайтесь восстановить авторский текст, указав нужное слово.

Весёлый вестник ливней вешних,
Промчался в небе первый гром,
И вот открыл глаза подснежник
И озирается (вокруг).
(Н.Рыленков)

Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснеет не от масла,
Хлеб вкуснеет от (работы).
(И.Демьянов)

– Погостив у слов-друзей – синонимов мы отправляемся дальше. Познакомимся с третьей группой слов – антонимами.

Это, ребята, слова, которые разные по звучанию с противоположным значением.

Например:

враг – друг

жара – стужа

конец – начало

– Придумайте сами такие слова.

– А сейчас послушайте стихотворение Г.Сапгира «Яблоко» и определите слова – антонимы.

У прохожих на виду
Весело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только Конь сказал,
Что низко,
А Мышонок –
Высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка – далеко.
А Телёнок – озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А Цыплёнок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А Котёнку всё равно:
– Кислое – зачем оно?
– Что вы? –
Шепчет Червячок, –
Сладкий у него бочок.

(После ответа учеников проводится игра «Наоборот»)

– Я буду читать стихотворение, а вы, как только я замолчу, вставляете слово – антоним.

Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь?

Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь?

Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты

Теперь начало
Я скажу, –
Ну, отвечай:

– Вот и закончилось наше путешествие.

У каких слов мы сегодня гостили?
11. Награждение команд. Спасибо за внимание!
Использованная литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Омонимы. 2 класс.

Урок русского языка во 2 классе по теме: Почему одно и то же слово может быть и с большой и с маленькой буквы.( по программе "Школа 2100" Р.Н. Бунеев)разработала Коробова Т.А. В этом материале дан кон...

Омонимы

Изучая английский язык, учащиеся сталкиваются с лексическими единицами, при переводе которых возникают определенные трудности. И это схожесть приводит к замешательству. Это явление вызвало у ученицы о...

Урок по теме "Омонимы"

Урок изучения нового по теме "Омонимы" с использованием ИКТ....

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы?

Презентация к уроку в  5 классе по программе Разумовской. Тема: Чем отличаются друг от друга слова-омонимы? Цель: Развивать внимание, память, правильность и выразительность речи, логическое мыш...

Методическая разработка урока. Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры.

Занимательный урок "Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры" поможет учащимся различать многозначные слова от омонимов. Интересный материал, разнообразные задания, возможность инсценирования понравятся...

Тема урока: "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов.

Урок с презентацией для 5 класса на тему: Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов....

Презентация к уроку на тему "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов.

Презентация к уроку на тему "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов....