Сценарный план урока русского языка «Фразеологизмы» в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Горякина Ольга Михайловна

Сценарный план урока русского языка  «Фразеологизмы»  в 6 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и включает описание формируемых способов деятельности и осуществляемых обучающимися действий по трём направлениям: коммуникативному, регулятивному и познавательному. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_uroka_rus_yaz-6_kl-frazeologizmy-goryakinashapovalova.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план урока русского языка

 «Фразеологизмы»  в 6 классе

Подготовили:

Горякина О.М., учитель

русского языка и литературы

МОБУ «Амосовская СОШ»;

2016


Класс: 6

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема:         фразеологизмы

 Цель: ознакомление с понятием «фразеологизм», «фразеологический словарь», с лексическим и грамматическим строением фразеологизмов; формирование ценностного отношения к родному языку через изучение фразеологизмов как образного средства выразительности  

        

 УУД личностные:  осознание лексического богатства русского языка, гордости за язык, осознание отражения во фразеологии духовной и материальной культуры русского народа;

          регулятивные: планирование путей достижения цели и умение принимать решение на основе переговоров;

          коммуникативные: формирование  навыков учебного сотрудничества в ходе  групповой и парной  работы;

 формирование умений свободно, правильно излагать свои мысли  в устной и письменной форме по теме урока;

          познавательные: знать о фразеологических словарях, научиться употреблять фразеологизмы в речи и опознавать их по особым признакам, уметь различать фразеологизмы и свободные сочетания слов.

Планируемые результаты:         

          личностные: понимание  фразеологии русского языка как одной из основных  национально-культурных ценностей русского народа; использование фразеологизмов в речи как одной из вариативных форм в развитии образности мышления, интеллектуальных, творческих способностей  и моральных качеств личности в процессе получения школьного образования;

         метапредметные:  применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность  использовать  родной язык как средство получения новых знаний по другим предметам;  применение  полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

          предметные: знать  признаки фразеологизмов, уметь находить фразеологизмы в тексте, уметь определять их значение в тексте.

Основные понятия: фразеология, фразеологический словарь, фразеологизм, синоним, антоним, тропы, метафора, сравнение, гипербола        

Межпредметные связи: литература, история

 Оборудование: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык.  6кл.  – М.: Просвещение, 2013, рабочая тетрадь, фразеологический словарь, раздаточный материал

Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1

Мотивирование к учебной деятельности

Ребята, для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения. Русское слово неотделимо от понятия, которое оно передаёт, ведь русский язык неразрывно связан с историей нашего народа, его духовностью.

  Украшением нашей речи являются особые обороты, устойчивые выражения, в них выражен дух народа , его традиции и обычаи .А насколько ярки и точны эти обороты, вы можете убедиться сегодня сами.

Слушают учителя, узнают о связи русского языка с историей, традициями и обычаями русского народа, эмоционально настраиваются на решение задач урока

Выделять существенную информацию

Взаимодействуют с учителем

Умение слушать собеседника, выступающего

Оценивают красоту, образность речи учителя

Принимают учебную задачу в соответствии с целевой установкой

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Тему сегодняшнего урока вы можете сформулировать самостоятельно. Прослушайте отрывок из книги К. Чуковского «От 2 до 5». «Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха «собаку съела», он спрятал от неё своего щенка. Как вы думаете? Старуха в прямом смысле съела собаку?(Нет, в переносном).Вы можете сказать, что обозначает это выражение? Нам поможет разобраться в этом словарь, лежащий на столе. Прочитайте название.(Школьный фразеологический словарь).Назовите состав словосочетания(прил+сущ).Переделайте в схему сущ+сущ(словарь чего? Словарь фразеологизмов.Так что же будем изучать на уроке?(Фразеологизмы) Выдвиньте свою теорию о значении данного определения. Что вам известно о нём? При затруднении обращайтесь к учебнику

 Вывод: слово «фразеология» происходит из двух греческих слов: «фразис» — выражение и «логос» — учение.

Найдём в словаре наш фразеол-м. Что он означает?

Воспроизведение ранее изученного, установление связей между прежними и новыми знаниями, эвристическая беседа

Делают свои предположения, проверяют по учебнику

Находят в словаре фр-м, объясняют зн-е

Устанавливают причинно-следственные связи

Выдвигают гипотезу, делают выводы

Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Строят понятные для собеседника высказывания, отвечают на вопросы одноклассников, обосновывают свою точку зрения

Исследование условий учебной задачи

Обсуждение способов решения учебной задачи

3

Выявление места и причины затруднения

Какие трудности предстоит преодолеть?(Где изучаются, что это за понятие, где уместно употреблять в речи, научиться опознавать их по особым признакам, какова синтаксическая роль)

Делают предположения о трудностях, которые могут возникнуть при изучении темы

Фиксация собственных затруднений

Обсуждают вопросы, относящиеся к теме урока

Учатся воспринимать на слух и комментировать  ответы собеседников

Осознают недостаточность своих знаний

Адекватно воспринимают оценку учителя

4

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

В каком разделе лингвистики мы изучаем фр-мы? Мы часто употребляем фразеологизмы в речи, даже не задумываясь. А зачем  нам нужны фразеологизмы? Не проще ли говорить напрямую.

Например: Алеша ломал голову над задачей. (Алеша решал  задачу).

 - Сравните эти предложения. Что можем сказать о первом предложении (решал очень трудную задачу, долго мучился, может, так и не решил). А второе предложение о чем – то нам говорит?

 - Так зачем мы употребляем фразеологизмы? (Обладают яркой образной окрашенностью, экспрессией (выражение чувств), поэтому используются для более точного, образного выражения мыслей, чаще всего в разговорной и художественной речи)

- А скажите, как мог Алеша ломать голову над задачей. Брал и разламывал на части.

- В каком значении употребляются фразеологизмы?  (переносном)

-А еще, в каких случаях мы говорим о  переносном значении?  (метафора, сравнение, гипербола)

- Попробуйте подобрать фразеологизм к его прямому значению, если сможете, то  определите с помощью какого художественного приема  или тропа образован фразеологизм.    

- Обратите внимание. К некоторым значениям вы подобрали несколько фразеологизмов, то есть получается, они имеют одинаковое лексическое значение. А как называются слова, которые пишутся по- разному, а имеют одно значение. (синонимы). - Попробуйте сами подобрать синонимы к фразеологизмам

Подберите синоним к фразеологизму «и след простыл» - «поминай, как звали», «только и видели».

                   «дать нагоняй» - «намылить голову», «снять стружку», «разделать под орех»  

Следующее задание. Попробуйте подобрать к фразеологизмам   антонимы.

-Что такое антоним? (ответ)

Например: одержать победу – потерпеть поражение.

 Войти в доверие – выйти из доверия.

 Какие выводы можем сделать?

Работают с учебником-с 81,отвечают на поставленные вопросы

Совместная работа          ( устная)

   

  Работа в парах, взаимопроверка

Подбирают антонимы к фр-мам, выведенным

на доску

Делают вывод, что фр-мы синонимичны по значению 1 слову, либо пр-ю, можно подобрать и антонимы

Делают умозаключения, формулируют выводы

Участвуют в беседе по теме урока

Анализируют ответы собеседников, выражают согласие или несогласие с высказанной точкой зрения

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

Планируют учебную деятельность

5

Реализация построенного проекта

Сравнительный анализ 2-х пр-й. Определение синтаксической роли фр-ма.

Ребята работали на пришкольном участке не покладая рук, и поэтому задание они выполнили раньше срока.

2.Все работали усердно.

-Найдите в этих предложениях слова, близкие по лексическому значению?

- Как вы понимаете значение слов «не покладая рук»?

- Можем ли мы это выражение разбить на отдельные слова, чтобы его смысл остался тем же? Каким членом пр-я явл-ся фр-м?

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: это сочетание слов является неделимым, то есть обозначающим нечто целое по смыслу.

Такое сочетание слов и называется фразеологическим оборотом, фр-м в пр-и является 1 членом пр-я.

Работа по группам, 1 гр-анализ 1 пр-я, 2 гр  - 2 пр-я, приходят к выводу, что такое фразеологизм, какова синтаксическая роль, закрепляют в учебнике-с.81

Читают, анализируют, сравнивают, делают выводы

Осуществляют совместную деятельность в парах, участвуют в обсуждении

Формулируют суждения

Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки

Осознают правило контроля, используют его в решении учебной задачи

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1Работа с фразеологическим словарем

Найти в словаре и объяснить значение фразеологизмов.

  1. «Сизифов труд»
  2. «Бить баклуши»
  3.  «Медвежья услуга»
  4. «Заварить кашу»
  5. «Крокодиловы слезы»

Групповая работа(при выступлении каждой гр, другие записывают зн-е фр-ма в тетрадь; для тех , кто работает быстро дополнительное зад-е: придумать пр-е с любым фр-мом

Умение работать с фразеологическим словарём, проводить исследование

Умение высказать  и обосновать свою точку зрения

Умение работать совместно в группе

Адекватно оценивать свои достижения,искать причины и пути преодоления трудностей

Осуществлять пошаговый контроль

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует сам-ую работу. Работа по учебнику М.Т.Баранова- п.

29, упр № 146

Замена сочетаний слов синонимичными фр-ми, определение их синтаксической роли

Проверяют по эталону на доске, сравнивают

Учатся работать самостоятельно

Формируется навык самостоятельности принимаемых решений

Корректируют, исправляют ошибки

Формирование способа самоконтроля

8

Включение в систему знаний и повторение

Игра «Кто быстрее?»

2. Подобрать к данным фразеологизмам синонимы с помощью фр-го словаря

 1) хоть пруд пруди                

2) кто во что горазд 3) как снег на голову 4) ни рыба ни мясо   5) рукой подать      6) с пустыми руками

7) доводить до белого  каления  

Повышенный уровень(дополнительно к основному заданию):сам-но подобрать синонимы к фразеологизмам, равные по значению 1-му слову                                                            

Работа в парах, умение использовать ранее полученные знания по лексике

Умение работать с фразеологическим словарём, проводить исследование

Умение распределить обязанности в паре

Формируют навыки учебного сотрудничества в ходе работы в парах, умение договориться между собой

Умение оценить свою роль и адекватно оценить свои индивидуальные достижения при работе в паре

Осуществлять взаимо-проверку и самоконтроль

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Организует рефлексию. Прослушивает ответы нескольких пар. Подводит итог. Выставляет оценки. Объявляет д/з.-п.29,№ 148

«Разговор по телефону». Чтобы ты рассказал другу (бабушке) о сегодняшнем уроке. Один ученик продумывает и задаёт вопросы другому, о чём говорили,чем занимались,что было интересного, что понятно или непонятно было на уроке, чем отличаются фр-мы от других сочетаний слов и т.д

Работа в парах.       Анализ своей учебной деятельности.

Умение строить монологические высказывания, принимать активное участие в обсуждении

Умение подводить итоги, обмениваться впечатлениями

Оценивают результаты работы

Формируются навыки самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Сценарный план урока русского языка в 6 классе.  Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. УМК под редакцией С.И.Львовой....

План-конспект урока русского языка "Фразеологизмы"

Материал  содержит план-конспект и презентацию к  уроку  русского языка "Фразеологизмы" 6 класс...

Сценарный план урока русского языка в 5 классе

Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного. ...

Сценарный план урока русского языка (5 класс)

          Сценарный план урока русского языка (5 класс)...

Конспект урока русского языка "Фразеологизмы" (6 класс)

Конспект урока русского языка посвящен изучению фразеологизмов в 6 классе...