Сценарный план урока русского языка «Фразеологизмы» в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Горякина Ольга Михайловна

Сценарный план урока русского языка  «Фразеологизмы»  в 6 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и включает описание формируемых способов деятельности и осуществляемых обучающимися действий по трём направлениям: коммуникативному, регулятивному и познавательному. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_uroka_rus_yaz-6_kl-frazeologizmy-goryakinashapovalova.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план урока русского языка

 «Фразеологизмы»  в 6 классе

Подготовили:

Горякина О.М., учитель

русского языка и литературы

МОБУ «Амосовская СОШ»;

2016


Класс: 6

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема:         фразеологизмы

 Цель: ознакомление с понятием «фразеологизм», «фразеологический словарь», с лексическим и грамматическим строением фразеологизмов; формирование ценностного отношения к родному языку через изучение фразеологизмов как образного средства выразительности  

        

 УУД личностные:  осознание лексического богатства русского языка, гордости за язык, осознание отражения во фразеологии духовной и материальной культуры русского народа;

          регулятивные: планирование путей достижения цели и умение принимать решение на основе переговоров;

          коммуникативные: формирование  навыков учебного сотрудничества в ходе  групповой и парной  работы;

 формирование умений свободно, правильно излагать свои мысли  в устной и письменной форме по теме урока;

          познавательные: знать о фразеологических словарях, научиться употреблять фразеологизмы в речи и опознавать их по особым признакам, уметь различать фразеологизмы и свободные сочетания слов.

Планируемые результаты:         

          личностные: понимание  фразеологии русского языка как одной из основных  национально-культурных ценностей русского народа; использование фразеологизмов в речи как одной из вариативных форм в развитии образности мышления, интеллектуальных, творческих способностей  и моральных качеств личности в процессе получения школьного образования;

         метапредметные:  применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность  использовать  родной язык как средство получения новых знаний по другим предметам;  применение  полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

          предметные: знать  признаки фразеологизмов, уметь находить фразеологизмы в тексте, уметь определять их значение в тексте.

Основные понятия: фразеология, фразеологический словарь, фразеологизм, синоним, антоним, тропы, метафора, сравнение, гипербола        

Межпредметные связи: литература, история

 Оборудование: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык.  6кл.  – М.: Просвещение, 2013, рабочая тетрадь, фразеологический словарь, раздаточный материал

Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1

Мотивирование к учебной деятельности

Ребята, для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения. Русское слово неотделимо от понятия, которое оно передаёт, ведь русский язык неразрывно связан с историей нашего народа, его духовностью.

  Украшением нашей речи являются особые обороты, устойчивые выражения, в них выражен дух народа , его традиции и обычаи .А насколько ярки и точны эти обороты, вы можете убедиться сегодня сами.

Слушают учителя, узнают о связи русского языка с историей, традициями и обычаями русского народа, эмоционально настраиваются на решение задач урока

Выделять существенную информацию

Взаимодействуют с учителем

Умение слушать собеседника, выступающего

Оценивают красоту, образность речи учителя

Принимают учебную задачу в соответствии с целевой установкой

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Тему сегодняшнего урока вы можете сформулировать самостоятельно. Прослушайте отрывок из книги К. Чуковского «От 2 до 5». «Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха «собаку съела», он спрятал от неё своего щенка. Как вы думаете? Старуха в прямом смысле съела собаку?(Нет, в переносном).Вы можете сказать, что обозначает это выражение? Нам поможет разобраться в этом словарь, лежащий на столе. Прочитайте название.(Школьный фразеологический словарь).Назовите состав словосочетания(прил+сущ).Переделайте в схему сущ+сущ(словарь чего? Словарь фразеологизмов.Так что же будем изучать на уроке?(Фразеологизмы) Выдвиньте свою теорию о значении данного определения. Что вам известно о нём? При затруднении обращайтесь к учебнику

 Вывод: слово «фразеология» происходит из двух греческих слов: «фразис» — выражение и «логос» — учение.

Найдём в словаре наш фразеол-м. Что он означает?

Воспроизведение ранее изученного, установление связей между прежними и новыми знаниями, эвристическая беседа

Делают свои предположения, проверяют по учебнику

Находят в словаре фр-м, объясняют зн-е

Устанавливают причинно-следственные связи

Выдвигают гипотезу, делают выводы

Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Строят понятные для собеседника высказывания, отвечают на вопросы одноклассников, обосновывают свою точку зрения

Исследование условий учебной задачи

Обсуждение способов решения учебной задачи

3

Выявление места и причины затруднения

Какие трудности предстоит преодолеть?(Где изучаются, что это за понятие, где уместно употреблять в речи, научиться опознавать их по особым признакам, какова синтаксическая роль)

Делают предположения о трудностях, которые могут возникнуть при изучении темы

Фиксация собственных затруднений

Обсуждают вопросы, относящиеся к теме урока

Учатся воспринимать на слух и комментировать  ответы собеседников

Осознают недостаточность своих знаний

Адекватно воспринимают оценку учителя

4

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

В каком разделе лингвистики мы изучаем фр-мы? Мы часто употребляем фразеологизмы в речи, даже не задумываясь. А зачем  нам нужны фразеологизмы? Не проще ли говорить напрямую.

Например: Алеша ломал голову над задачей. (Алеша решал  задачу).

 - Сравните эти предложения. Что можем сказать о первом предложении (решал очень трудную задачу, долго мучился, может, так и не решил). А второе предложение о чем – то нам говорит?

 - Так зачем мы употребляем фразеологизмы? (Обладают яркой образной окрашенностью, экспрессией (выражение чувств), поэтому используются для более точного, образного выражения мыслей, чаще всего в разговорной и художественной речи)

- А скажите, как мог Алеша ломать голову над задачей. Брал и разламывал на части.

- В каком значении употребляются фразеологизмы?  (переносном)

-А еще, в каких случаях мы говорим о  переносном значении?  (метафора, сравнение, гипербола)

- Попробуйте подобрать фразеологизм к его прямому значению, если сможете, то  определите с помощью какого художественного приема  или тропа образован фразеологизм.    

- Обратите внимание. К некоторым значениям вы подобрали несколько фразеологизмов, то есть получается, они имеют одинаковое лексическое значение. А как называются слова, которые пишутся по- разному, а имеют одно значение. (синонимы). - Попробуйте сами подобрать синонимы к фразеологизмам

Подберите синоним к фразеологизму «и след простыл» - «поминай, как звали», «только и видели».

                   «дать нагоняй» - «намылить голову», «снять стружку», «разделать под орех»  

Следующее задание. Попробуйте подобрать к фразеологизмам   антонимы.

-Что такое антоним? (ответ)

Например: одержать победу – потерпеть поражение.

 Войти в доверие – выйти из доверия.

 Какие выводы можем сделать?

Работают с учебником-с 81,отвечают на поставленные вопросы

Совместная работа          ( устная)

   

  Работа в парах, взаимопроверка

Подбирают антонимы к фр-мам, выведенным

на доску

Делают вывод, что фр-мы синонимичны по значению 1 слову, либо пр-ю, можно подобрать и антонимы

Делают умозаключения, формулируют выводы

Участвуют в беседе по теме урока

Анализируют ответы собеседников, выражают согласие или несогласие с высказанной точкой зрения

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

Планируют учебную деятельность

5

Реализация построенного проекта

Сравнительный анализ 2-х пр-й. Определение синтаксической роли фр-ма.

Ребята работали на пришкольном участке не покладая рук, и поэтому задание они выполнили раньше срока.

2.Все работали усердно.

-Найдите в этих предложениях слова, близкие по лексическому значению?

- Как вы понимаете значение слов «не покладая рук»?

- Можем ли мы это выражение разбить на отдельные слова, чтобы его смысл остался тем же? Каким членом пр-я явл-ся фр-м?

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: это сочетание слов является неделимым, то есть обозначающим нечто целое по смыслу.

Такое сочетание слов и называется фразеологическим оборотом, фр-м в пр-и является 1 членом пр-я.

Работа по группам, 1 гр-анализ 1 пр-я, 2 гр  - 2 пр-я, приходят к выводу, что такое фразеологизм, какова синтаксическая роль, закрепляют в учебнике-с.81

Читают, анализируют, сравнивают, делают выводы

Осуществляют совместную деятельность в парах, участвуют в обсуждении

Формулируют суждения

Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки

Осознают правило контроля, используют его в решении учебной задачи

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1Работа с фразеологическим словарем

Найти в словаре и объяснить значение фразеологизмов.

  1. «Сизифов труд»
  2. «Бить баклуши»
  3.  «Медвежья услуга»
  4. «Заварить кашу»
  5. «Крокодиловы слезы»

Групповая работа(при выступлении каждой гр, другие записывают зн-е фр-ма в тетрадь; для тех , кто работает быстро дополнительное зад-е: придумать пр-е с любым фр-мом

Умение работать с фразеологическим словарём, проводить исследование

Умение высказать  и обосновать свою точку зрения

Умение работать совместно в группе

Адекватно оценивать свои достижения,искать причины и пути преодоления трудностей

Осуществлять пошаговый контроль

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует сам-ую работу. Работа по учебнику М.Т.Баранова- п.

29, упр № 146

Замена сочетаний слов синонимичными фр-ми, определение их синтаксической роли

Проверяют по эталону на доске, сравнивают

Учатся работать самостоятельно

Формируется навык самостоятельности принимаемых решений

Корректируют, исправляют ошибки

Формирование способа самоконтроля

8

Включение в систему знаний и повторение

Игра «Кто быстрее?»

2. Подобрать к данным фразеологизмам синонимы с помощью фр-го словаря

 1) хоть пруд пруди                

2) кто во что горазд 3) как снег на голову 4) ни рыба ни мясо   5) рукой подать      6) с пустыми руками

7) доводить до белого  каления  

Повышенный уровень(дополнительно к основному заданию):сам-но подобрать синонимы к фразеологизмам, равные по значению 1-му слову                                                            

Работа в парах, умение использовать ранее полученные знания по лексике

Умение работать с фразеологическим словарём, проводить исследование

Умение распределить обязанности в паре

Формируют навыки учебного сотрудничества в ходе работы в парах, умение договориться между собой

Умение оценить свою роль и адекватно оценить свои индивидуальные достижения при работе в паре

Осуществлять взаимо-проверку и самоконтроль

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Организует рефлексию. Прослушивает ответы нескольких пар. Подводит итог. Выставляет оценки. Объявляет д/з.-п.29,№ 148

«Разговор по телефону». Чтобы ты рассказал другу (бабушке) о сегодняшнем уроке. Один ученик продумывает и задаёт вопросы другому, о чём говорили,чем занимались,что было интересного, что понятно или непонятно было на уроке, чем отличаются фр-мы от других сочетаний слов и т.д

Работа в парах.       Анализ своей учебной деятельности.

Умение строить монологические высказывания, принимать активное участие в обсуждении

Умение подводить итоги, обмениваться впечатлениями

Оценивают результаты работы

Формируются навыки самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Сценарный план урока русского языка в 6 классе.  Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. УМК под редакцией С.И.Львовой....

План-конспект урока русского языка "Фразеологизмы"

Материал  содержит план-конспект и презентацию к  уроку  русского языка "Фразеологизмы" 6 класс...

Сценарный план урока русского языка в 5 классе

Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного. ...

Сценарный план урока русского языка (5 класс)

          Сценарный план урока русского языка (5 класс)...

Сценарный план урока русского языка по теме «Части речи 6 класс»

Технологическая карта урока русского языка...