План-конспект урока русского языка "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Материал  содержит план-конспект и презентацию к  уроку  русского языка "Фразеологизмы" 6 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок русского языка 6 класс

Слайд 2

Украшают ли фразеологизмы нашу речь? Нужны ли они? Когда их уместно употреблять? ???

Слайд 3

Откуда берутся фразеологизмы Исконно русские сматывать удочки, расправлять крылья Старославянские как зеницу око, не от мира сего Из разных профессий сгущать краски, ход конем, привести к общему знаменателю Крылатые слова из мифологии ахиллесова пята, нить Ариадны, дамоклов меч Крылатые слова и выражения, созданные писателем Голый король Счастливые часов не наблюдают

Слайд 4

За одну минуту объясните значение как можно большего количества фразеологизмов Яблоку негде упасть Кануть в лету В двух словах Семь пятниц на неделе В час по чайной ложке На всех парусах Кривить душой Душа в душу Себе на уме Ни свет ни заря С три короба Без году неделя На широкую ногу Ни пуха ни пера По щучьему велению Казанская сирота Ахиллесова пята Открывать Америку

Слайд 5

Мы исходили городок буквально вдоль и поперек. И так устали мы в дороге , что еле…

Слайд 6

Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь. О них обычно говорят : водой…

Слайд 7

Товарищ твой просит украдкой ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу окажешь …

Слайд 8

Фальшивят , путают слова, поют кто в лес ,кто по дрова. Ребята слушать их не станут: от этой песни уши …

Слайд 9

1. Не зги не видно 1. Не жалея сил 2. Обводить вокруг пальца 2. Яблоку негде упасть 3. Работать засучив рукава 3. Хоть глаз выколи 4. В одно мгновение 4. Не успел оглянуться 5. Как сельдь в бочке 5. И след простыл 6. Как ветром сдуло 6. Сломя голову 7. От мала до велика 7. Водить за нос 8. Со всех ног 8. Все как один

Слайд 10

Доскажи словечко Прикусить … Морочить … Клевать … Хлопать … Умывать …

Слайд 11

Укажите вначале фразеологизмы со значением «бездельничать», затем со значением «обманывать» Бить баклуши Водить за нос Втирать очки Лодыря корчить Сидеть сложа руки Вводить в заблуждение

Слайд 12

на носу повесить за нос задирать совать водить нос зарубить нос с носом оставить нос ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЕ ЛОТО Собери фразеологизмы

Слайд 13

Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа. Изучение фразеологии повышает культуру речи и общую культуру человека. Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи особую выразительность, меткость, образность.

Слайд 14

В Г К Вспомните и запишите как можно больше фразеологизмов, начинающихся на следующие буквы… М

Слайд 15

Спасибо за урок!!!! Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы. Молодцы!



Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка в 6 классе.

Тема  урока  «Фразеологизмы»

Тип  урока:  Урок обобщения знаний  

Формы организации работы детей: индивидуальная и коллективная.

Класс:  6 класс

Учитель: Арифуллина Светлана Анатольевна

Пояснительная записка к уроку

Актуальность и значимость этого урока заключается в том, что он направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употребляя фразеологизмы.

    Занимаясь подготовкой к ГИА,  было выявлено,  что учащиеся с большим трудом находят фразеологизмы, поэтому необходимо, чтобы урок на тему «фразеологизмов» был ярким, интересным, необычным и запоминающимся, что вероятнее всего улучшит знания учащихся на эту тему.

    На уроке используются разнообразные методы, приемы и средства обучения. Материалы к уроку подобраны таким образом,  что может быть использован,  как при  коллективной, так и при индивидуальной форме обучения.

Данный урок предполагает выполнение и достижение определенных целей и задач.

   ЦЕЛЬ  УРОКА:    Обобщение  и  закрепление  знаний по теме «фразеологизмы»

  ЗАДАЧИ:

  1. Научить распознавать фразеологические обороты.
  2.   Выявить их эмоционально-выразительные достоинства.
  3.   Использовать фразеологизмы в устной письменной речи.
  4. Развитие  внимания, скорости  мышления, формирование  чувства ответственности   за результат своего труда
  5.    Стимулировать стремление учащихся  к творчеству и самовыражению.
  6. Активизировать эмоциональную сферу
  7.    Формировать правила речевого поведения

  Для достижения целей и задач на уроке используются стандартные и   инновационные методики.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ

Для повышения  мотивации   учащихся  на  уроке  рассматриваются разнообразные рубрики,  предполагается применение ИКТ – технологий (в виде  презентации урока).

  Материал урока подобран таким образом, что активизирует внимание и память детей, развивает логическое мышление, учит сравнивать,  анализировать.

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ:

Учащиеся закрепят знания по теме фразеологизмы, речь школьников станет боле выразительной, образной, интересной, яркой. Учащиеся повысят уровень своих знаний, обогатят свой словарный запас, познакомятся с историей происхождения фразеологизмов.

ПРИОБРЕТАЕМЫЕ  НАВЫКИ

Учащиеся научатся распознавать устойчивые выражения, будут обогащать свою речь, делая ее более насыщенной, разнообразной, интересной.

ХОД  УРОКА

1. Просмотр серии из киножурнала «Ералаш» «Ну почему мы так говорим?»

-Ну почему мы так говорим,  а у вас, ребята,  есть проблемы с речью?  В чем они заключаются?

(слайд №1)

- Хотите, чтобы в кругу друзей и знакомых вас слушали, затаив дыхание? Учитесь делать вашу речь образной, выразительной и эмоциональной! Наш язык сказочно богат! В нем столько сокровищ, которые, несомненно, украшают нашу речь. Вот волшебный сундучок - «сокровищница русского языка». Что же он таит в себе? Какие лексические средства выразительности помогают нашей речи стать искрометной и интересной? (Ответы учащихся)

- Совершенно верно. Давайте проверим, угадали ли вы то, что хранится в «сокровищнице». (Учитель достает из сундука карточки).

Итак, тема нашего урока  -  повторение темы «Фразеологизмы».

История. Жили в мастерской две дужки и стержень. Использовали их по отдельности и вместе. Но однажды рабочий взял их,  включил аппарат и сварил в одну необходимую деталь в виде буквы «Ф». Подобное происходит в жизни слов. Живут - поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент возникает необходимость, и слова сливаются в неделимые сочетания. Так рождаются неделимые словосочетания. Например, существуют слова: вода, не, разлить. И появляется фразеологизм «водой не разольешь»

Бывает частенько, что слово одно

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Была я ребенком, но детство прошло.

С тех пор уж немало воды утекло.

А смелы мы вправе сказать наперед:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

А гуси и утки сухие всегда

Заметили люди: «Как с гуся вода!»

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе! Воды в рот набрал!

Лентяй отдыхает, а время идет.

Под камень лежачий вода не течет.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

 «Довольно  воду-то в ступе толочь.

Не прочь и другому сказать невзначай:

 «Довольно лить воду, ты дело давай!»

-Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся поговорки, пословицы, меткие и яркие выражения, ставшие крылатыми. Источники фразеологических оборотов различны. Одни возникли на основе наблюдений человека над общественными природными явлениями «Много снега - много хлеба»; другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями («Пусто, словно Мамай прошел»); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений («Страшнее кошки зверя нет»). (Слайд№2)

Узнавать историю возникновения фразеологизмов очень интересное занятие. Наши ребята занимались поисковой работой и сегодня представят свои мини-проекты. (Защита учащихся мини-проектов.)

Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают ее выразительной. Чем богаче наш словарный запас, тем ярче мы выражаем свои мысли. Предлагаю вам, сегодня, отправится в путешествие, окунуться в мир слов и вы, несомненно, повысите уровень своих знаний, обогатите свой словарный запас, проникните в тайны истории и происхождения слов. Итак, отправляемся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями по стране Фразеологии.

(На доске карта с маршрутом).

Маршрут проложен. Путешествие начинается.

Первая остановка нашем пути - «Фразеологический  зверинец».

Составьте  фразеологизм, связанный с животными, чтобы пойти дальше.

(На доске иллюстрации с изображениями зверей и список качеств.

Ответ: хитер как лиса; труслив как заяц; голоден как волк; здоров как бык; нем как рыба; грязный как свинья; упрямый как осел).

Каждый фразеологизм имеет свое значение и, конечно, его значение нужно точно знать, чтобы не сесть в лужу.  

Перед нами «Гора Интеллектуалов». Чтобы забраться на вершину, нужно как можно больше найти правильное значение фразеологизмов.

Слайд №3.   (Учащиеся работают с карточками.)

Снова в путь! Перед нами «Остров Рифмоплетов». Он вроде бы и рукой подать, но понадобятся поэтические навыки. Закончите фразы:

(Слайд №4)

-А теперь пришло время посетить модный вернисаж, над которым трудились наши художники. Сейчас девочки вам покажут рисунки-подсказки, а вам нужно подобрать к ним фразеологизмы.  

- Продолжаем двигать вперед и попадаем на «Аукцион знатоков). Ваше домашнее задание было найти как можно больше фразеологизмов, связанных со словами. А какими,  вам сейчас придется угадать.

- Его проглатывают, он подвешен бывает неплохо, иногда за него тянут. Угадали, речь идет о фразеологизмах, связанных со словом «язык».

Называем по очереди фразеологизмы, связанные со словом «язык».

Кто последний называет, тот и молодец.

Переходим к следующему слову. Это не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Условия те же).

Угадываем следующее слово. Под ними теряют почву, одна порой бывает здесь, а другая там, в особо радостные дни мы их под собой не чуем.

Наш путь усложняется, и перед нами «Море синонимов». У фразеологизмов есть свои друзья - друзья-синонимы. Перед вами задача -  распределить фразеологизмы по группам, чтобы в одной группе оказались словосочетания-синонимы.

(Слайд №5)

Теперь давайте проверим, все ли вы правильно сделали.

В жизни фразеологизмов все не так просто. Они имеют не только друзей, но и недругов-антонимов. А узнать, кто есть кто можно только распутав «Нить Ариадны». Перед вами на доске нарисован лабиринт, пройдя который вы сможете составить пары фразеологизмов, которые являются антонимами. (На доске иллюстрация к заданию).

-Фразеологизмы - достояние межнациональное. Поэтому есть они не только в русском языке, но и в других языках мира. Перед нами «Мыс Дружбы». И сейчас ребята, которые исследовали фразеологизмы-синонимы из других стран, поделятся с нами результатами своих исследований.

 (Защита мини-проектов.)

Наш маршрут подходит к концу, и мы оказались в «Бухте Театральная». Сейчас ребята покажут вам небольшую сценку, а вы в это время не хлопайте глазами, не теряйте голову, а собрав всю волю в кулак, а сосчитайте, сколько фразеологизмов прозвучит.

Молодцы! В качестве награды вы получите интересное домашнее задание.

Я уверена, что наше путешествие прошло удачно. Наш багаж знаний пополнился. Так какие же выводы мы сделаем для себя?

 

И  теперь давайте  вместе,  используя  фразеологизмы,  подведем  итог нашему  уроку.  Я начинаю – вы продолжаете: (заключительный слайд)



Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Фразеологизмы».

Этап урока.

Задачи этапа.

Методы обучения.

Формы организации познавательной деятельности.

Деятельность учащихся.

Технические и наглядные средства обучения.

I.Организационный момент.

Постановка проблемы. Подготовка учеников к работе.

Обьяснительно-иллюстративный.

Коллективная.

Просмотр серии «Почему мы так говорим?»  из киножурнала «Ералаш».

ПК, проектор

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Вступительное слово учителя.

  1. Представление результатов индивидуальной исследовательской работы учащихся.

Обьяснительно-иллюстративный.

Групповая.

Защита мини-проектов.

Иллюстрации, выполненные учащихся.

III. Мобилизующий этап. Повторение и обобщение материала по теме «Фразеологизмы» в форме игры-путешествия.

  1. «Фразеологический зверинец»

  1. «Гора Интеллектуалов»

  1.  «Остров Рифмоплетов»

  1. «Модный вернисаж»

  1. «Аукцион знатоков»

  1. «Море Синонимов»

  1. «Нить Ариадны»

  1. «Мыс Дружбы»

  1. «Бухта Театральная»

Составить фразеологизмы по предложенной теме.

Объяснить значения фразеологизмов.

Закончить фразеологическую загадку.

Отгадать фразеологизмы по иллюстрациям.

Проверка домашнего задания.

Распределить по  группам фразеологизмы-синонимы.

Найти фразеологизмы-антонимы.

Представить результаты индивидуальной исследовательской работы.

Суметь найти фразеологизмы в тексте, инсценированном учащимися.

Иллюстративный

Объяснительно-иллюстративный.

Репродуктивный.

Исследовательский.

Словесный, поисковый.

Словесный.

Словесный. Иллюстративный.

Словесный.

Иллюстративный.

Репродуктивный.

Коллективная

Индивидуальная

Коллективная.

Коллективная.

Индивидуальная.

Индивидуальная.

Коллективная.

Групповая.

Групповая.

Составление фразеологизмов по предложенной теме.

Работа по карточкам.

Подбор рифмы к загадке.

Отгадывание фразеологизмов по иллюстрации.

Ответ учащихся по вопросам домашнего задания.

Работа с карточками.

Поиск фразеологизмов-антонимов.

Защита мини-проектов.

Инсценировка.

Иллюстрации на доске

ПК, проектор.

Иллюстрации, выполненные учащимися.

ПК, проектор.

Иллюстрации на доске.

Иллюстрации, выполненные учащимися.

Домашнее задание.

Подобрать кроссворды на определенные буквы.

Репродуктивный.

Индивидуальная.

Подведение итогов.

Закрепить полученные знания на уроке.

Репродуктивный.

Коллективная.

ПК, проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".

Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные  правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")

Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...