Изобразительно-выразительные средства языка
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Пальчева Светлана Сергеевна

Разработанную схему с терминологией, назначением и примерами  изобразительно-выразительных языковых средств можно использовать при изучении темы в 11 классе или в ходе подготовки к итоговой аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelno-vyrazitelnye_sredstva_yazyka.docx52.36 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительно-выразительные средства языка

ТРОПЫ

Троп*- оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, аллегория и др.).

Определение

Примеры

Примечание

1. Эпитет - художественное, образное определение, обычно выраженное прилагательным в переносном значении, которое характеризует предмет, подчеркивает его качества, свойства, создают определенный образ.

Постоянный эпитет - устойчивое определение, используемое в фольклоре.

В художественных текстах встречаются редкие (индивидуально-авторские) эпитеты.

В их основе лежат неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации.

«Отговорила роща золотая Березовым веселым языком» (С.Есенин); ветер - буйный, бродячий, резвый

(у Баратынского); жемчужный иней; тёмная судьба, веселый ветер, мертвая тишина, седая старина.

Серый волк, красна девица, добрый молодец, тридевятое царство, тридесятое государство

Мармеладное настроение (А. Чехов), картонная любовь (Н. Гоголь), цветастая радость (В. Шукшин), мокрогубый ветер (М. Шолохов), слезливое утро (А. Чехов).

1. Не каждое определение можно назвать эпитетом. Сравните: железная кровать и железный характер, серебряная ложка и серебряный ключ (в значении — родник).

2. Прилагательные голубой, серый, синий в сочетании со словом «небо» не могут быть названы эпитетами; таковыми служат прилагательные свинцовый, стальной, янтарный и т. п.

3. Так же роль эпитета играет наречие гордо в предложении Между тучами и морем гордо реет Буревестник... (М. Г.) или существительное воевода в предложении Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Н.).

2.  Сравнение — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или явлений. Ярким выразительным средством является сравнительный оборот.

В сравнении обычно выделяются три элемента: 1) то, что сравнивается, — предмет; 2) то, с чем что-то сравнивается, — образ; 3) то, на основании чего одно сравнивается с другим, — признак.

«Девушка черноволосая и нежная, как ночь» (М.Горький). Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная. (А.Чехов). «Умри, мой стих, как рядовой...» (В.Маяковский). Луна, как фонарь; туман, словно молоко; Глаза, как небо, голубые.  Я жил, как деды, по старинке.  Посмотрит - рублем одарит.    А сама-то величава - Выступает будто пава. Как град посыпалась картечь. (А. Пушкин.)

Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. (М. Лермонтов) Элементы этого сравнения: 1) предмет — воздух, 2) образ — поцелуй ребенка, 3) признак — свежесть, чистота, нежность.

Сравнения выражаются различными способами: 1) формой творительного падежа: Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Горб.); 2) формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Ленин и теперь живее всех живых... (М.); 3) оборотами с различными союзами: Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял (Л,); Впрочем, это были скорее карикатуры, чем портреты (Т.); 4) лексически (при помощи слов подобный, похожий и т. п.): Ее любовь к сыну была подобна безумию (М. Г.).

3. Метафора - перенос значения одного понятия или явления на
другой по сходству. Другими словами,
 метафора – это скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений. Союзы  как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются. Подобно сравнению, метафора может быть простой и развернутой.

Развернутая метафора - метафора, представленная каким-либо текстом (например, стихотворением) или его отрывком: «Парус» Лермонтова, «Телега жизни» Пушкина, «Порог» Тургенева, «Огоньки» Короленко.

Костёр рябины красной (рябина, как костёр); сыплет черёмуха снегом (черёмуха, как снег) (Есенин). Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья (П.) — слово весны метафорически употреблено в значении «юности». Золотая осень, лунный серп, багровый костер заката, крыло самолета. Деревья в зимнем серебре (деревья в снегу, как в зимнем серебре); безмолвен черный лес (безмолвны птицы в черном лесу); ель рукавом мне тропинку завесила (ель ветвью, как рукавом, мне тропинку завесила).

Метафора — одна из наиболее распространенных разновидностей тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах.

Используется в тексте для усиления выразительности речи, для создания оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев, точки зрения рассказчика и самого автора. С помощью метафоры создается образ - художественное представление о предмете, явлении.

4. Олицетворение - частный вид метафоры, перенесение свойств живых существ на неживые предметы и отвлеченные понятия.

Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят: «Прощай!» (С. Есенин.) Уж небо осенью дышало. (А. Пушкин.) Россия вспрянет ото cна... (А. Пушкин). Улыбнулись сонные березки ... (С. Есенин.) Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость... (П.).

5. Овеществление - разновидность метафоры, представление лица в виде неживого предмета.

«Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей» (Н.Тихонов).

6. Гипербола - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление.  

Слезы текут ручьем. Не видел тебя целую вечность. Я видывал, как она косит: что взмах — то готова копна. (Н. Некрасов). Море по колено. В шар земной упираясь ногами, / / Солнца шар я держу на руках ...

7. Литота - явление, противоположное гиперболе, преуменьшение.

Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок. Я на минуточку («минуточка» может затянуться и на час). Крошки во рту не было; осиная талия.

8. Метонимия - употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.

Связь эта может быть:

1. между содержимым и содержащим.

2. между автором и его произведением.

3. между действием и орудием этого действия.

4. между предметом и материалом, из которого предмет сделан.

5. между местом и людьми, находящимися на этом месте.

6. между человеком и его какими-либо внешними признаками.

  1. Я три тарелки съел (Кр.); Съешь еще тарелочку.
  2. Белинского и Гоголя с базара понесет (Н.); Читая Белинского... Пушкина читали все.
  3. Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам (П.);  вел мечи на пир обильный (вел воинов).
  4. Не то на серебре,— на золоте едал (Гр.);
  5. Все поле охнуло (П.). Весь город говорил об этом. Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева.

  1. Скоро ли обед?- спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке.

9. Синекдоха - разновидность метонимии, основанная на перенесении значения одного  слова  на другое  по признаку количественных отношений:  

1.часть вместо целого,

2. целое вместо части,

3. ед.ч. вместо мн.ч.,

4. мн.ч. вместо ед.ч.,

5. родовое название вместо видового,

6. видовое название вместо родового.

1) Имеете ли вы в чем-нибудь нужду? — В крыше для моего семейства (Герц.);  «Белеет парус одинокий...».

2) «Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат». Начальство осталось довольно (вместо начальник).

3) Все спит — и человек, и зверь, и птица (Г.); «... и раб судьбу благословил»; «Отсель грозить мы будем шведу…» (П.);

4) Мы все глядим в Наполеоны (П.);

5) Ну что ж, садись, светило (М.);

6) Пуще всего береги копейку (Г.).

10. Оксюморон (оксиморон) - сочетание слов, противоположных по смыслу; соединение несовместимых понятий.

И невозможное возможно, дорога долгая легка. (А. Блок).  Из ненавидящей любви, из преступлений, исступлений — возникнет праведная Русь. (М. Волошин). Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг. (М. Лермонтов); живой труп, горячий снег, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний. 

11. Перифраза (или перифраз) — оборот речи, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков и характерных свойств.

Автор «Героя нашего времени» (вместо М. Ю. Лермонтов), царь зверей (вместо лев). Легкая атлетика - королева спорта. Хлопок - белое золото. Северная Венеция вместо Петербург. Мать городов русских вместо Киев. Черное золото вместо нефть и т. д. У Пушкина: 1.Погасло дневное светило.2. Театра злой законодатель, Непостоянный обожатель Очаровательных актрис, Почетный гражданин кулис, Онегин полетел к театру.

Используется для украшения речи, для устранения повтора, для указания на характерные признаки того, что заменено.

12. Аллегория (иносказание)  изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы.

Например, хитрость воплощается в образе лисы, неуклюжесть - медведя, трусость - зайца, жадность — волка, коварство — змеи и т.д.

Часто целые произведения являются аллегориями:   «Анчар»  А. Пушкина,  «Премудрый  пескарь» М. Салтыкова-Щедрина, «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе» М. Горького.

Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы.        

13. Ирония - скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному.

Ай, Моська, знать, она сильна, что лает на слона (Кр.). Забил снаряд я в пушку туго // И думал: угощу я друга! / / Постой-ка, брат, мусью ... «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» (И. Крылов.)

ФИГУРЫ

Стилистическая фигура* (стилистический прием) - оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания (анафора, антитеза, инверсия, эпифора, эллипсис, риторический вопрос и др.).

Определение

Примеры

Примечание

1. Риторический вопрос — это вопрос, не требующий ответа, но имеющий особое эмоциональное значение.

Куда ты мчишься, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

(А. Пушкин) Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Г.); На кого не действует новизна? (А. Чехов) Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! (И. Тургенев.)

Риторический вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а только для того, чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.

2. Риторическое восклицание — восклицательное предложение, которое в тексте играет роль усиления эмоциональности и выразительности речи.

Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство.

(Ф. Тютчев)

Часто риторические фигуры (вопрос, восклицание, обращение) выступают вместе.

3. Риторическое обращение — высказывание, адресованное неодушевлённому предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу.

Мечты, мечты! Где ваша сладость?

(А. Пушкин). Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (П.); О ты, чьих писем много, много в моем портфеле берегу! (Н.) Знакомые тучи! Как вы живете? (М. Светлов.) Ах! уймись ты, буря!

Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.

4. Именительный представления - синтаксические конструкции, называющие предмет, лицо или явление с целью вызвать представление о них. За ним следует сообщение, характеризующее названный предмет или явление.

Москва!.. Как много в этом звуке для сердца русского слилось! (А. Пушкин) Россия! Где она кончается? Найди конец, чтоб клином свет. Россия в сердце начинается, — а в нем конца и края нет.

Именительный представления является одной из риторических фигур речи и часто используется в публицистической и художественной речи.

5. Антитеза - стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий. Как правило, антитеза основывается на употреблении антонимов.

Они сойтись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин».)

 Со всеми буду я смеяться, а плакать   не хочу ни с кем. (М. Лермонтов.) 

Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, катушка Русь! (Н. Некрасов.)

Антитеза помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы.

6. Инверсия - расположение членов предложения в особом обратном порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок. Используется, чтобы передать эмоциональность, взволнованность речи, выразительность высказывания.

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М. Лермонтов.) (Обычный порядок: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.)  И долго милой Мариулы я имя нежное твердил. (А. Пушкин)   (И я долго твердил нежное имя милой Мариулы). Обеды задавал он отличные (Т.); С ужасом думала я: к чему все это ведет! (П.).

Не всякий обратный порядок слов является инверсией. Об инверсии можно говорить только тогда, когда ее использование связано со стилистическими задачами — повышением экспрессивности речи.

7. Парцелляция - особое членение предложения, неполные предложения; расчленение фразы на части или даже на отдельные слова.

Он встал. Медленно. Без слов. С горькой усмешкой. И ушел.

Навсегда.

У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно. Очень давно.

Цель - придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения.

8. Ряды однородных членов.

Были это веселые, сильные и смелые люди. (М. Горький.) Любви,  надежды,   тихой  славы  недолго  нежил  нас  обман. (А. Пушкин.)

Ничего не даётся само собой, без усилий и воли, без жертв и труда.

 (А. Герцен)

9. Рефрен (повтор) - стилистический прием; слово, группа слов, строка или несколько строк, повторяющиеся после каждой строфы стихотворения или куплета песни.

Соловей мой, соловей, / / Голосистый соловей!

Не верь, не верь поэту, дева!

Рано, рано осень ...

Разновидности повторов: анафора, эпифора, градация, кольцо, стык (эпонафора).

Чаще используется в стихотворной речи.

10. Градация - расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей эмоционально-смысловой значимости.

1. Не жалею, не зову, не плачу, / /  Все пройдет, как с белых яблонь дым.

2. И снова начинал сеять дождь... сперва тихо, осторожно, потом все гуще и наконец превращался в ливень с бурей и темнотою.

3. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (Акс)

Благодаря градации создается нарастание (реже ослабление) производимого впечатления.

11. Анафора – единоначатие; повторение звуков, отдельных слов или оборотов речи в начале предложения.

Стихотворение К. Симонова «Жди меня».

Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством...

Не напрасно дули ветры, / Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)

Используется для усиления  высказанной мысли, образа, явления. Чаще встречается в стихотворной речи.  

12. Эпифора - повторение звуков, отдельных слов или оборотов речи  в     конце предложения.

Я  всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил тебе. Я всю жизнь любил тебя. Струится нетихнущий дождь, томительный дождь ...

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь)

Рифма - разновидность эпифоры.

13. Кольцо - разновидность повтора.

Мутно небо, ночь мутна.

14. Композиционный стык - разновидность повтора.

О весна без конца и без края, / / Без конца и без края мечта. (А. Блок.)

Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

Необходимо отличать от лексического повтора.

15. Лексический повтор - сознательное употребление одного и того же слова с целью усилить значение образа, понятия, явления.

Все примеры рефренов:

Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.

 

Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя.

НЕ ПУТАТЬ С РЕЧЕВОЙ ОШИБКОЙ - неоправданным повтором одного и того же слова и однокоренных слов в одном или  рядом стоящих предложениях.

16. Эллипс (эллипсис) - пропуск какого-либо члена предложения, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации.

Татьяна в лес; медведь за нею. (А. Пушкин.) Во всех окнах - любопытные, на крышах - мальчишки. (А. Толстой) Мужики — за топоры (А. Т.). Мы села — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги (Жук.)

Использование эллипсиса придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи, повышает художественную выразительность.

17. Умолчание - это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадываться о невысказанном.

Я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть (П.); Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать — и пройти мимо (Т.).

18. Многосоюзие - намеренное использование повторяющихся союзов между членами предложения или между предложениями.

И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь. (А. Пушкин.)

По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались черные тела на виселицах, и над ними кричали вороны (Купр.).В этих фразах присутствуют также ряды однородных членов.

Служит для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий, для усиления выразительности речи. Придает предложению плавность, замедляет фразу.

19. Бессоюзие - намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями.

Швед, русский - колет, рубит, режет (А. Пушкин.) Мелькают мимо будки, бабы, II Мальчишки, лавки, фонари, II Дворцы, сады, монастыри... (П.).

Отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, динамизм.

20. Синтаксический параллелизм - это одинаковое построение соседних предложений или отрезков речи.

Когда умирают кони — дышат,

Когда умирают травы — сохнут,

Когда умирают солнца — они гаснут,

Когда умирают люди — поют песни. (В. Хлебников)- и анафора

Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (Л.-К.).

Мать - это начало всех начал. Мать - это чудо земное. Мать - это слово святое.

И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встает из тьмы.

(И. Бунин.)

С его помощью автор стремится подчеркнуть, выделить высказанную мысль. Необходимо отличать от грамматической ошибки (бедность синтаксических конструкций, псевдопараллелизм).

21. Авторская пунктуация - это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. Чаще всего используется тире.

«Рожденный ползать - летать не может». (М.Горький). Автор подчеркивает противопоставление жизненным ценностям.

Любовь - главнее всех. Автор особо выделяет вторую часть предложения.

Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором.

22. Контекстуальные (контекстные) синонимы или антонимы - слова, становящиеся синонимами или антонимами только в контексте (внутри данного текста).

«Ломоносов - гений, любимое дитя природы». (В.Г.Белинский) – синонимы.

Ум и сердце, лед и пламень - вот основное, что отличало этого героя. – антонимы.

Мы с удовольствием совершали прогулки по Москве. Поездки по столице оказались весьма познавательными.

В этом году в лесах урожай белых. Боровики попадаются буквально на каждом шагу. Белый и боровик - синонимы обычные. Мое внимание привлек какой-то колючий шар на окне. Это оказался довольно редкий кактус. (Колючий) шар и кактус не являются синонимами, но в данном случае это контекстуальные синонимы.

23. Стилистические синонимы - слова с одинаковым или
подобным лексическим значением, но отличающиеся по стилю речи.

Усмехнулся (нейтрал.) - хихикнул (разгов.)- засмеялся (нейтрал.) – заржал (простореч.).

24. Синтаксические синонимы - параллельные синтаксические
конструкции, имеющие разное построение предложений по
структуре, но совпадающие по своему смысловому значению.

Мы начали готовить уроки –

мы приступили к подготовке уроков - уроки, которые необходимо было выполнить, мы  начали делать...

25. Индивидуально-авторские неологизмы - вновь придуманные автором слова или выражения.

«...как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других?» (А.Солженицын).

Позволяют благодаря новизне создавать художественные эффекты, выражать авторский взгляд на проблему.

Фонетические изобразительно-выразительные средства                                      

Гибкость и выразительность русской фонетической системы восхищает многих. Один из самых сильных приемов  - звукопись. Она достигается подбором слов близкого звучания, виртуозны сочетанием звуков, повторением одного и того же звука или сочетания звуков, употреблением слов, которые своим звучанием напоминают звуковые впечатления от изображаемого явления.

1. Аллитерация - повторение согласных звуков в слове, фразе.

По небу голубому проехал грохот грома. (С. Маршак.) Звонкий дрожащий упругий звук [р] связывается в нашем сознании со значением активного шума, грома, грохота, раската, торжественного звона.

Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (А. Пушкин.) Повтор слогов с в: ва, ва, ее дает ощущение широты, мощи стихии; сочетаний глухих согласных с сонорным л: тл, кл, кл - передает клокотание воды в разбушевавшейся реке.

Звукопись придает особую выразительность стиху.

2. Ассонанс - повторение согласных звуков в слове, фразе.

Настойчивое  повторение звука [у] может усилить настроение легкой грусти, нежности: Люблю березу русскую, то светлую, то грустную. (А. Прокофьев.).  

Ассонанс на а создает  ощущение воздуха, парения, простора). Дыша духами и туманами она садится у окна. (А. Блок.) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С русским языком можно творить чудеса, или Изобразительно-выразительные средства русского языка

Конспект урока по русскому языку в 5 класс, раздел "Повторение" (УМК С.И. Львова, В.В. Львов), рассчитан на 2 часа...

Урок русского языка в 10 классе "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка"

Урок предназначен для учащихся 10 класса в рамках подготовки к ЕГЭ (задание В-8)...

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:1)  повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);2)  тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...

Урок русского языка в 9 классе. Тема урока "Изобразительно-выразительные средства языка".

Тип урока – урок-практикум по выработке навыка лингвистического анализа текста с элементами интеграции.Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентиров...

урок русского языка в 10 классе по теме "Изобразительно - выразительные средства языка"

Урок содержит богатый дидактический материал, объединенный одной темой. Готовит учащихся к выполнению задания В-8...

Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена  для учащихся 10 (11) классов об...