Программа внеурочной деятельности учителя-предметника
учебно-методический материал

Большакова Надежда Юрьевна

Программа внеурочной деятельности учителя-предметника - это часть его рабочей программы по предмету. Её можно написать на весь период обучения предмету (например, с 5 по 9 класс), но лучше ежегодно "уточнять" основные положения программы, созданной по оптимизационной модели. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_progr_vneur_deyat_pedagoga-predmetnika.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ с. Новотроицк

Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета школы

(протокол № ___ от ____         2016 г.)

Утверждаю                   

директор МОУ СОШ с. Новотроицк

______________________________

Фазлуктинова Н.Ю.

«______»____________2016 г.

Программа

внеурочной деятельности по предмету

«русский язык»

 (срок реализации – 5 лет)

Составила

учитель русского языка и литературы

Большакова Н.Ю.

        

2016 год

Введение

Модель: оптимизационная (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения). Координирующую роль выполняет классный руководитель. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в ОУ.

Общий объём внеурочной деятельности в классе в неделю не превышает 10 часов.

Программа предназначена для реализации в 5-9 классах, предполагает смешанные формы внеурочной деятельности по предмету. Рассчитана на 5 лет. Ежегодно в программу вносятся дополнения (при необходимости). Программа содержит:

  1. Пояснительную записку (с целью и задачами0
  2.  Планируемые результаты
  3. Направления (с формами, видами деятельности и ожидаемым результатом по каждому направлению)
  4. Приложения: планы внеурочной деятельности на каждый последующий год, результаты внеурочной деятельности за год.

Пояснительная записка

Организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Основная идея программы: создание условий развивающей среды для воспитания и социализации  школьников во внеурочной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи:

1.   выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к предмету «русский язык»;

2.   развитие устной и письменной речи обучающихся;

3.   создание условий для индивидуального развития ребёнка в выбранном им направлении;

4.   совершенствование процесса усвоения русского языка как системы формирования культурных ценностей народа;

5.  воспитание чувства гордости за родной язык как носитель истории и культуры народа;

6.   развитие самостоятельности, коммуникативных навыков, умения работать в группе.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

 

Личностные результаты

В рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:

-  освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей;

- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;

В рамках  эмоционального компонента  необходимо сформировать:

- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Коммуникативные результаты

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

 - аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

 - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные результаты

- знать основы  реализации проектно-исследовательской деятельности;

- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

 

 Направления  реализации  программы

Внеурочная деятельность по предмету «русский язык» организуется  в основном по следующим направлениям развития личности:

  • духовно-нравственное
  • интеллектуальное
  • общекультурное
  • социальное

направление

Формы реализации

виды

Ожидаемый результат

духовно-нравственное

Внеурочная форма:

кружок «Слово»

Творческая мастерская, «проба пера»,

конференции, лингвистические исследования,

творческие проекты, выставки,

выпуски альманаха «Мы»,

КТД,

предметные недели

качественные письменные творческие работы; участие в научно-практических конференциях; культура речи

общеинтеллектуальное

Внеурочная форма:

олимпиады (заочные и очные; предметные, метапредметные)

Внеурочная и урочная формы:

конкурсы предметно ориентированные (лингвистические)

Индивидуальная и групповая исследовательская работа

Призовые места в олимпиадах разного уровня

Научно-познавательный интерес к предмету

общекультурное

Внеурочная форма:

Посещение культурных центров

Внеурочная и урочная формы:

знакомство с деятельностью организаций, предметных клубов, кружков и др. (очно и заочно – через интернет, научно-популярную литературу)

Коммуникация,

анализ и сравнение, обобщение опыта,

обмен:

«виртуальная» экскурсия,

выставка,

тематические стенды;

сообщения на уроках,

«круглый стол»,

презентации,

Повышение общей культуры через культуру  языка

социальное

Внеурочная и урочная формы:

 Организация опросов, анкетирования, исследование устной и письменной речи

дискуссии и диспуты, ролевая игра, инсценировки;

КТД;

конференции,

социальные акции

Привлечение большего числа участников к решению проблемы грамотности чистоты русского языка

План внеурочной деятельности на 2016-2017 учебный год

Класс: 5

направление

Формы реализации

Вид деятельности

план

факт

духовно-нравственное

Внеурочная форма:

кружок «Слово»

Участие в краевом мероприятии «Забайкальская Осень»

Творческая мастерская (изучение секретов написания хороших сочинений)

 

Выпуск школьного  альманаха «Мы» (№10)

Редактирование проектных работ

Оформление стенда «Проба пера»

Пополнение папки «Творческие работы учащихся»

Участие в подготовке конференции

Проведение открытого занятия кружка

Изучение истории русского языка

Сентябрь

В течение года

Январь

В течение года

В течение года

В течение года

Февраль-март

апрель

В течение года

общеинтеллектуальное

Внеурочная форма:

олимпиады (заочные и очные; предметные, метапредметные)

Внеурочная и урочная формы:

конкурсы предметно ориентированные (лингвистические)

Участие в школьном туре  всероссийской олимпиады школьников олимпиады по русскому языку

Участие в предлагаемых конкурсах муниципального и краевого уровня

Творческие и исследовательские проекты в соответствии с учебной программой

Ноябрь

В течение года

Октябрь:

тема «Текст. Признаки текста» (исследование с опорой на картины Шишкина, продукт – текст по самостоятельно выбранному направлению)

Февраль:

Тема «Орфограмма. Обобщение»

(создание лингвистических миниатюр, объясняющих те или иные орфограммы)

Март:

Тема «Стили речи. Типы текстов»

(групповой исследовательский проект  «Такие разные тексты»

Апрель-май:

Индивидуальнее исследование анализ «Мои ошибки. Что делать, чтобы больше их не допускать?»

 

общекультурное

Внеурочная и урочная формы:

знакомство с деятельностью организаций, предметных клубов, кружков и др. (очно и заочно – через интернет, научно-популярную литературу)

Выпуск тематических листков по результатам проектной деятельности

Ознакомление с сайтом «Алые паруса», регистрация

Знакомство с лингвистическими словарями

Посещение библиотеки имени Граубина.

Посещение библиотеки имени Чехова

В конце каждого полугодия

Второе полугодие

В течение года

В течение года

В течение года

социальное

Внеурочная и урочная формы:

 Организация опросов, анкетирования, исследование устной и письменной речи

Участие в общешкольной конференции «Заговори, чтоб я тебя узнал!»

Проведение опроса по теме конференции

февраль-март


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии в деятельности учителя - предметника

Данная презентация была составлена для пятиминутного сообщения на школьном методическом объединении учителей математики, информатики и физики. Тема: Информационные технологии в деятельности учителя-пр...

ИКТ в деятельности учителя-предметника

Данный материал посвящен развитию учительской компетенции в области информационно-коммуникационных технологий. В статье описываются основные компоненты информационной граммотности  учителя. Идея ...

Использование ЭОР (ЦОР) в учебной деятельности учителя предметника.

Выступление на семинаре "Использование ЭОР (ЦОР) в учебной деятельности учителя предметника....

Коррекционно-развивающая направленность методической деятельности учителя-предметника в дистантном режиме

Учитель-предметник должен владеть методикой преподавания конкретного предмета и очень хорошо знать P { margin-bottom: 0.21cm; } условия воспитания и обучения, способствующие не только усвоению уча...