Коррекционно-развивающая направленность методической деятельности учителя-предметника в дистантном режиме
статья на тему

Немова Альбина Николаевна

Учитель-предметник должен владеть методикой преподавания конкретного предмета и очень хорошо знать

условия воспитания и обучения, способствующие не только усвоению учащимися программного материала, но и появлению у каждого воспитанника механизма компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА В ДИСТАНТНОМ РЕЖИМЕ  

В Нижегородском ресурсном центре дистанционного образования (РЦДО) с 2010 года осуществляется дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом используется система Moodle (это аббревиатура от понятия  модулярная объектно ориентированная динамическая обучающая среда) для методической и психолого-дефектологической поддержки процесса обучения. Контингент обучаемых (в настоящее время 236 человек) неоднороден в силу специфики основного заболевания. В РЦДО учатся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, патологией зрения и слуха, общими заболеваниями. Они прошли вместе со своими родителями специальные Курсы для родителей, где ознакомились с комплектом оборудования, необходимыми образовательными ресурсами для осуществления дистанционного обучения, приобрели новые знания и умения по использованию информационных и коммуникационных технологий. Три службы (методическая, дефектологическая  и технической поддержки) сопровождают деятельность учеников и преподавателей, включённых в процесс дистанционного образования. В Нижегородском РЦДО  (www.cdo-nnov.ucoz.ru) накоплен определённый опыт работы в этом направлении: разработана учебно-методическая документация учителя, сформированы методические объединения учителей, создана электронная база данных учеников и преподавателей. Содержание и организация образовательного процесса в РЦДО определяются Положением о ресурсном центре дистанционного образования детей (утверждено приказом министерства образования Нижегородской области от 15.01.2010 №13), учебными планами и основными общеобразовательными программами, дистанционными курсами, созданными в рамках информационной образовательной среды ГОУ ЦО «Технологии обучения» (i-школа г. Москва http://iclass.home-edu.ru/).

В Нижегородском РЦДО работает 189 учителей, которые подготовлены к работе в виртуальной образовательной среде. Обязательным условием является прохождение курсов «Дистанционные образовательные технологии в работе учителя специальной (коррекционной) школы» в объёме 144 часов. Учителя осуществляют обучение по следующим предметам: математика, алгебра, геометрия, информационно-компьютерные технологии, русский язык, литература, иностранный язык, химия, биология, география, изобразительное искусство... Как правило, это учителя общеобразовательных школ, которые не имеют специальной подготовки для работы с данной категорией детей. Исходя из этого необходимо организовать методическое сопровождение учителя, помочь  ему понять основные методические аспекты ведения учебного процесса в  дистанционном режиме [5].

Представим задачи методической службы по видам деятельности:

  • аналитическая деятельность: изучение и анализ методической работы учителей центра; выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей; анализ открытых уроков учителей-профессионалов;
  • информационная деятельность: организация внедрения новых методических и информационных материалов; ознакомление  педагогов с новинками педагогической, психологической, методической литературы  (Интернет-ресурсы);
  • организационно-методическая деятельность: разработка индивидуальных рабочих планов по индивидуальным образовательным программам для обучающихся; подготовка и организация совещаний, семинаров, лекций, тренингов для совершенствования методического и педагогического мастерства учителей; создание условий для развития творческой активности учителя и ученика;
  • консультационная деятельность: проведение индивидуальных и групповых консультаций для учителей-предметников; оказание методической помощи учителям в проведении учебно-воспитательной работы;

 - контролирующая  деятельность: осуществление контроля над планирующей документацией учителей-предметников, за проведением занятий учителями.

В данной публикации представлено осмысление  методического сопровождения учебного процесса в Нижегородском РЦДО. Её задачи — оценить состояние практики дистанционного обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья, обозначить наиболее значимые проблемы и на этой основе разработать некоторые рекомендации как в адрес учителей, так и руководителей дистанционных центров.

Учителя Нижегородского РЦДО в своей работе используют образовательные ресурсы Московской i-школы. Мы убедились на примере конкретной предметной области знания — русский язык (дистанционный курс «Русский язык, 6 класс» [1]) в том, что методическая деятельность учителя может быть направлена на коррекцию и развитие обучаемых с ОВЗ.

Целевое назначение дистанционного курса «Русский язык, 6 класс» — развитие интеллектуальных, речевых, языковых способностей учащихся, потому что эти дети отстают от своих сверстников именно в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают (темп чтения не соответствует возрастной норме), затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации, не могут удерживать внимание при выполнении задания, с трудом воспринимают переносное значение слов, не чувствуют подтекста.

Методика обучения русскому языку такой категории детей должна  учитывать особенности их развития, при этом содержание учебного предмета не может представлять собой «ущербно» облегчённый вариант.  

      Обучение русскому языку осуществляется в рамках отобранного в стандарте содержания образования. Курс разработан в соответствии с образовательным стандартом по программе М.М.Разумовской и др. (на основе учебника «Русский язык. 6 класс», созданного под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта).  Данный дистанционный курс является базовым курсом русского языка для учащихся 6-го класса. В распоряжении  учителя-предметника имеются «Тематическое планирование курса «Русский язык. 6 класс», «Описание курса «Русский язык. 6 класс», «Методический комментарий к курсу «Русский язык. 6 класс». Данный методический арсенал рассчитан на обучаемых, развивающихся в норме.

      Предметное изучение данного материала мы пытаемся сделать адресным, нацеленным на детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Мы сформулировали для себя следующие отправные положения организации методической работы при  изучении дистанционного курса. Полагаем, что они могут оказаться полезными для тех учителей, которые ведут подобную работу.

1. Обязательная предварительная проработка содержания уроков. Опора на это положение позволяет направить усилия учеников на анализ фактов языка, на развитие способности обучаемых ориентироваться в них. Нацеленность требований на анализ фактов языка, на развитие умения ориентироваться в них не является случайностью. Если ученик не опознаёт языковые факты, не разграничивает их, теоретическому материалу не на чем держаться. Например, в уроке 18 «Тире между подлежащим и сказуемым» нужно помочь понять обучаемому, что постановка тире зависит от того, чем выражены главные члены предложения. Причём цель обучения включается в систему целей обучаемого («на этом уроке ты постараешься понять, что постановка тире зависит от того, словами каких частей речи выражены главные члены предложения»).

Так называемые “шаги”, которые должен сделать ученик, чтобы пройти урок, предполагают выполнение теста «Всё о подлежащих и сказуемых»; задания «Что такое дисциплина?»; теста «Ставить или не ставить?»; задания «Девичья краса».

    В шаге 4 нет формулировки пунктуационного правила как такового. Формулировка правила заменяется описанием способа действий, адекватных сути правила. В результате обучаемый последовательно овладевает данными способами действий. Можно сказать, что формулировка правила заменяется описанием способа действия, адекватного сути правила; ученик приходит к правилу через регулируемые им факты. Знания (теория) растут из практики и опираются на неё. Вырабатывается алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым (если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в И.п.).

При выполнении теста «Всё о подлежащих и сказуемых» ученик самостоятельно делает выводы:

Вывод 1. Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в И.п. Карлсон — необыкновенное существо.  Вывод 2. Если при сказуемом имеются слова это, вот, то тире ставится перед ними. Карлсон — вот лучший в мире специалист по паровым машинам! Вывод 3. Тире не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением. Он лучший летун в мире! [Но каждое правило найдёт своё исключение: если подлежащее выражено личным местоимением, на которое падает логическое ударение, то ставится тире. Я – красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил.]

Иначе говоря, теория в ходе практической деятельности самостоятельно осознаётся учеником.

Занятия должны проводиться в коррекционно щадящем режиме: обязательно наличие физкультминутки (гинастики для глаз).

2. Уровень общей речевой подготовки. Необходимо обратить внимание  на  сформированность у обучаемых навыков чтения, способность понимать вводимую учебную информацию. Эти качества у данного контингента обучаемых развиты недостаточно [3, 4].

      Программный материал в целом имеет речевую направленность, что представлено в виде отдельных уроков («Что мы знаем о речи, её стилях и типах, о тексте»; «Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля»; «Рассуждение-объяснение»;  «Характеристика делового стиля»; «Употребление имён существительных в речи»; «Способы связи предложенией в тексте»;  «Употребление имён прилагательных в речи»; «Употребление паралллельной связи с повтором»;  «Употребление глаголов в речи»; «Как исправить текст с неудачным повтором») и в виде сквозных тем, пронизывающих задания (отнесение текста к определённому стилю и типу речи).

В центре внимания связные тексты упражнений, отрывки из художественных текстов с соответствующими заданиями:

- прочитай текст. Выдели особенно важные слова, которые помогают определить отношение (к чему-либо);

  • напиши, какова основная мысль текста. Выражена ли она прямо или содержится в самом тексте?;
  • определи смысловые отношения между предложениями: поставь вопросы от одного предложения к другому;
  • попытайся изменить последовательность предложений. Возможно ли это? Почему?;
  1. - как можно озаглавить текст?;
  2. - определи тему текста;
  3. - какие микротемы включает данная тема?

    В целом, отметим внимание разработчиков дистанционного курса к содержанию, смыслу текста.

   На каждом уроке развиваются виды речевой деятельности обучаемого: чтение, аудирование, говорение, письмо. Курс обеспечивает всестороннее развитие у учащихся навыков связной речи в опоре на речеведческие понятия стилей и типов речи. Мы убедились в том, что курс повышает мотивацию учащихся, формирует интерес к предмету, развивает их творческие возможности, личность обучаемого [6]. Инновационная форма организации учебного процесса с применением компьютерных и телекоммуникационных средств (ссылки на Интернет-ресурсы, графические файлы, мультимедийные объекты, звуковые файлы, видеофайлы) является привлекательной для обучаемых по сравнению с традиционным обучением не только за счёт технологичности, но и самого содержательного наполнения курса.

3. Взаимодействие учителя и учащегося. При дистанционном обучении данное взаимодействие реализуется специальными средствами интернет-технологий и другими средствами, предусматривающими интерактивность образования [7]. Благодаря программе Skype педагог использует вербальные и невербальные приёмы учебного взаимодействия. В рамках курса сама коммуникация (общение в режиме реального и отложенного времени) является средством обучения детей.  Для учебного обсуждения проблем предназначены форумы. Это естественный выход в реальную коммуникацию. Оболочка форума позволяет учителю оценивать сообщения учеников, если это необходимо.

         Наши обучаемые нуждаются в общении с педагогами. Недостаток общения приводит к искажению представлений о мире (во время изучения «Курса для родителей» Матвей Б. (6 лет) задаёт вопрос преподавателю: «А ты где будешь спать: в компьютере?»). Действительно, дистанционное обучение является средством социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями, способствует созданию безбарьерной среды (найти друзей и общаться с ними в Skype, в чатах), что позволяет им адаптироваться в жизни и быть успешными в социуме.

4. Индивидуализация обучения. Это предполагает удобное для ребенка расписание; темп работы; создание оптимального образовательного маршрута, который учитывает потребности и возможности ребенка; учет его индивидуальных особенностей, медицинских и психологических показателей.

              Учитель, ведущий конкретный предмет, составляет индивидуальный учебный план обучаемого. Это учебно-методическая документация, которая разрабатывается с учетом возрастных особенностей учащегося, медико-психолого-педагогических рекомендаций и обеспечивает правильное планирование выполнения учебной программы в  строгой последовательности и увязке со смежными дисциплинами,  а также дает  возможность осуществлять систематический контроль над ходом выполнения программы и при необходимости ее корректировки.

 Дистанционный курс «Русский язык, 6 класс» позволяет  реализовать индивидуальный  подход к каждому  ученику.

5. Целенаправленная работа над письмом. Письмо при дистантном режиме предполагает набор текста с клавиатуры. Для этого ученик должен иметь хорошо развитые технологические навыки: работать с текстовым процессором «NeoOffice Writer»; хорошо знать правила набора текста, правила оформления заголовков и подзаголовков, правила редактирования текста; осуществлять проверку правописания автоматически; создавать новый документ, сохранять  файл, открывать файл, закрывать файл,  открывать несколько файлов одновременно, форматировать документ; настраивать поля и ориентацию страницы; нумеровать страницы; выделять текст, копировать в буфер обмена, вставлять из буфера обмена; менять начертание шрифта; менять межстрочный интервал; вставлять в документ иллюстрации из файлов.

Заметим, что уже в рамках подготовительного курса «Класс малышей» школы дистанционного обучения  в результате освоения навыков работы с компьютером развивается мелкая моторика обучаемых. При изучении программы Перволого отрабатываются такие технологические приёмы, которые будут необходимы для работы в курсах Русского языка (учимся писать), Литературы (учимся читать). Такие технологические навыки, как передвижение объектов мышкой, использование инструментов «Заливка», «Линейка», «Карандаш», представляют очевидную трудность для определённой категории обучаемых.

В Нижегородском ресурсном центре дистанционного образования детей предъявляют очень высокие требования к уровню владения обучающих информационными технологиями, что обозначено в особом документе «Технический минимум учителя школы дистанционного образования» (http://iclass.home-edu.ru/mod/page/view.php?id=350483). Мы согласны с суждением Л.Н. Никитиной о том, что в сфере информационных технологий «зачастую ученики опережают своих учителей» [8]. По нашим данным, учителя Нижегородского РЦДО стремятся расширить свои компетенции в использовании ИКТ (около 50 учителей-предметников прошли в октябре-ноябре 2012 года краткосрочное обучение в ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» по модулю «Основы технического редактирования контента в информационно-образовательной среде Moodle» с целью создания своего дистанционного курса).

6. Опора в целом на субъектность проблемного ребёнка. Рассмотрение обучаемого как субъекта своего развития предполагает его способности быть активным и самостоятельным участником учебной деятельности [2, 10].  На наших занятиях мы стимулируем поисковую активность обучаемых, развиваем их умения наблюдать за собственными действиями, формируем настойчивость в достижении учебной цели.

Таким образом, мы считаем, что система дистанционного образования нуждается в компетентных учителях-предметниках. Учитель-предметник, работающий с проблемными детьми, должен знать:

  • общие методические аспекты обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • частные методические аспекты конкретного учебного предмета;
  • коррекционную направленность своей профильной дисциплины в дистантном режиме;
  • средства информационного взаимодействия обучающего и обучаемого.

Укажем и основные направления взаимодействия методической службы со службой технической поддержки и психолого-педагогической службой:

  - совершенствование владения  инструментарием электронной оболочки  курса;

 - включение вопросов коррекционной  педагогики и психологии в работу  методических объединений учителей в целях формирования психолого-педагогических компетенций у учителя-предметника.

Литература

         1.Дистанционный курс «Русский язык. 6 класс» http://iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=533

    2. Князева, Т.Н. Субъектность детей 9-12 лет с задержкой психического развития как фактор психологической готовности к обучению в основной школе / Т.Н.Князева //Изучение и психокоррекция детей и подростков с задержкой психического развития: субъектно-деятельностный подход. Нижний Новгород, НГПУ, 2009. - С.126-137.

      3.Левченко, И.Ю., Приходько, О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.

  4. Мастюкова, Е. М., Ипполитова, М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом.  М. , 1985.-192 с.

         5.  Немова, А.Н. Методические аспекты ведения учебного процесса в дистанционной форме / А.Н.Немова // Материалы международной научной конференции молодых учёных (14-15 марта 2012 г.) «Проблемы языковой картины мира на современном этапе» Нижний Новгород, НГПУ им. К.Минина, 2012. - С. 205-210.

  6. Немова, А.Н. Применение компьютерных инструментов в развивающем обучении детей  с ограниченными возможностями здоровья / А.Н.Немова //Коррекционная педагогика. - 2012. - №2 (49). - С.58-61.

 7.Немова, А.Н. Опыт учителя в применении средств информационного взаимодействия  / А.Н.Немова // Нижегородское образование. - 2012.- №3. - С.  135 -138.

 8.Никитина, Л.Н. Отношение учителей к дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья/ Л.Н.Никитина //Дефектология. - 2012. - №2. - С. 64.

9.Педагогические технологии дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2006. - 400 с.

10. Ульенкова У.В. Индивидуально-типические особенности сферы субъектной активности в учебной деятельности шестилетних детей. Куйбышев, 1984. -98 с.

          11.       Учимся дома: дистанционное обучение. Минск, 2010. - 173 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно – развивающая работа, направленная на развитие дыхания и голоса

Данный материал раскрывает методику работы, направленной на развитие дыхания и голоса детей и взрослых. В презентации имеется тест для самоанализа состояния голоса и даны упражнения для развития голос...

Информационные технологии в деятельности учителя - предметника

Данная презентация была составлена для пятиминутного сообщения на школьном методическом объединении учителей математики, информатики и физики. Тема: Информационные технологии в деятельности учителя-пр...

ИКТ в деятельности учителя-предметника

Данный материал посвящен развитию учительской компетенции в области информационно-коммуникационных технологий. В статье описываются основные компоненты информационной граммотности  учителя. Идея ...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообра...

Мастер- класс для педагогов Тема: «Коррекционно- развивающие игры, направленные на формирование пространственной ориентировки понимания и употребление предлогов у детей дошкольного возраста»

Материал содержит  игры и упражнения, рекомендуемые воспитателям разных возрастных групп, для использования в занятиях по развитию речи и профилактике речевых нарушений и детей....

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с ЗПР. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

От организации учебного процесса опирающегося на возрастные и психические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка.     Актуальность проблемы развития внимани...