План-конспект урока по теме «Правописание омонимичных частей речи»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Сеит-Ягья Лиля Серверовна

В русском языке есть слова, одинаковые по звучанию, но не связанные общим значением. Это омонимы. Кроме омонимов в языке выделяют слова, одинаковые по написанию, но различные по звучанию. Это омографы. Есть слова, одинаковые по звучанию, но различные по написанию. Это омофоны. С этими словами мы будем сегодня работать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_omonimov.docx114.86 КБ

Предварительный просмотр:

 

План-конспект урока по теме

 «Правописание омонимичных частей речи»

Предмет: русский язык

Класс: 10 -А

Дата проведения: 01.03.2016 года

Цели урока:

•        отработка навыков слитного, раздельного, дефисного написания омонимичных частей речи;

•        выработка орфографической зоркости;

•        развитие речи учащихся.

    Неправильное употребление слов

ведет за собой ошибки в области мысли

и потом в практике жизни. 

(Д.И. Писарев)

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

      В русском языке есть слова, одинаковые по звучанию, но не связанные общим значением. Это омонимы. Кроме омонимов в языке выделяют слова, одинаковые по написанию, но различные по звучанию. Это омографы. Есть слова, одинаковые по звучанию, но различные по написанию. Это омофоны. С этими словами мы будем сегодня работать. А пока проверим выполнение домашнего задания.

2. Проверка домашнего задания

  Двое учащихся выполняют индивидуальные задания.

Задание 1: Отметьте случаи правописания не.

• Н..(1) чуть н..(2) изменился.

• Н..(3) куда ходить н..(4) надо.

• Н. .(5) рыбёшки н..(6) поймал.

• Н..(7) знал н..(8) правил, н..(9) формул.

• Н..(10) мог н..(11) слышать крика.

• Куда н..(12) кинь взор, всюду развалины.

• Сколько н..(13) звал, он н..(14) оглянулся.

• Нельзя н..(15) любоваться закатом.

• Он н..(16) разу н..( 17) был н..( 18) только ранен, но даже поцарапан.

• Он н..(19) имел н..(20) какой должности, н..(21) получал н..(22) гроша жалованья, находил, однако, средства для развлечения.

Задание 2: Отметьте случаи правописания ни.

1) Н.. за что благодарить, 2) н.. за что не благодарил, 3) н..кого просить, 4) увидел н..кого иного, как однокурсника, 5) сообщил н..кому иному, как декану, 6) н..кому иному нельзя, 7) н.. на что купить, 8) н..откуда взять, 9) здание было н..чем иным, как университетом, 10) н..чем иным это не объяснить, 11) н..раз спрашивали,

12) н..разу не ответил.

 

 3. Объяснение новой темы:

 (В) течени…  всей ночи студент Ломоносов изучал изменения (в) течени… реки Печоры. (В)следстви… этого он проспал и опоздал на экзамен. (В) следстви… по поводу его чудовищного опоздания принял участие весь ректорат университета, (В)виду того, что студент всегда был пунктуален и носил фамилию, говорящую о его гениальности.

          Ректор заявил, что под наказанием он имеет (в)виду следующее: Ломоносов обязан перевести (на) счёт университета «энную» сумму в долларах в качестве штрафа. Студент объяснил, что (на) счёт этого он имеет большие сомнения, так как денег у него нет.

(Не)смотря на все просьбы Ломоносова о помиловании, ректор не хотел идти (на) встречу студенту и, (не) смотря ему в глаза, выгнал вон.

Делать было нечего. Из «Экономической газеты» он узнал об одной небольшой компании вроде «МММ». Студент рискнул и пошёл (на)встречу с дельцами, но, вопреки его ожиданиям, (не)взирая на рекламные обещания о быстром получении денег, компания оказалась «мыльным пузырём».

 Денег заработать так и не удалось, и ректору пришлось согласиться дать возможность Ломоносову сделать гениальное открытие, получить Нобелевскую премию и прославить университет, а впоследствии заплатить злосчастный штраф.

Чем только не пожертвуешь ради сохранения доброго имени?!

     Предлоги

Другие части речи

Вследствие (из-за)
В течение
В продолжение
В заключение
Ввиду (из-за) 
Насчет (о)
Навстречу

в следствии
в течении
в продолжении
в заключении
иметь в виду
на счет
на встречу

Вывод: Производные предлоги входят в состав вопроса, их можно заменить другими предлогами, а между предлогом и существительным можно поставить вопрос или другое слово.

4. Словарная работа на закрепление

       Костюм сшит впору, в пору тяжких испытаний, готовить подарок втайне, в тайне необходимо разобраться, подниматься ввысь, в высь поднебесную, разговоры насчет земли, положить деньги на счет, в течение шести лет, в течении реки, в продолжение месяца, в продолжении повести, вследствие холодов, в следствии по делу, идти навстречу ветру, идти на встречу с писателем.

 

5.  Продолжение работы над объяснением нового материала

      Союзы

Другие части речи

Тоже, также (и)
Чтобы (для того чтобы)
Зато (но)
Потому что (так как)
Оттого что  (так как)

то же, так же
что бы
за то
по тому
от того

 

Вывод: Союз можно заменить другим союзом. Частицу же можно убрать из предложения, частицу бы можно переставить на другое место. Местоимение можно заменить другим местоимением.

6. Творческая работа

Придумайте предложения, заменяя выделенные союзы омонимичными частями речи.

1. Мы пришли в школу, чтобы учиться.       Что бы вы мне посоветовали?

2. Мы тоже советуем вам отдохнуть.             Я читаю то же, что и он.

3. Эта дорога длиннее, зато безопаснее.    Мы любили его за то, что он был верным товарищем.

4. Мы не пришли к тебе вчера, потому что устали в дороге. Давай перейдем реку по тому мосту.

7. Диктант-миниатюра с самопроверкой

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.

Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы. Загляни в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного. Во время чтения выписывайте интересные мысли. Полезно также понравившиеся стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память.

 

8. Диагностика качества усвоения материала

Тестирование.

1. В каких предложениях бы пишется слитно?

А) Что (бы) он ни делал, все выходило плохо.

Б) Я хочу, что (бы) мы жили в мире.

В) Я буду рядом, что (бы) ни случилось

Г) Всякий человек склонен рассуждать, что (бы) он сделал на месте другого.

2. В каких предложениях же пишется слитно?

А) Я думаю так (же), как и он.

Б) Он хорошо говорит по-испански, а так (же) по-французски.

В) Он говорит по-испански так (же) хорошо, как по-русски.

Г) Многие поступили бы так (же).

3. В каких предложениях за является предлогом?

А) По краю поля он спустился вниз, (за) тем круто повернул к реке.

Б) (За) тем лесом виднеется деревня.

В) Она улыбнулась, (за) тем медленно поднялась с кресла?

Г) Море темнело, (за) то небо начало светлеть.

4. В каких предложениях является предлогом?

А) Не приехал (в) следствие болезни.

Б) Обнаружены новые факты (в) следствии по делу.

В) (В) следствие дождей река вышла из берегов.

Г) Озеро образовалось (в) следствие землетрясения.

9. Итоги урока. Результаты тестирования

10. Домашнее задание: упр. 97

Двое учащихся получают индивидуальные задания: придумать предложения с омофонами:

По-новому – по новому. 

Решил задачу по-новому.
Учимся по новому учебнику.

По-зимнему - по зимнему.

Дети одеты по-зимнему.

Мы гуляли по зимнему лесу.

Оттого -  от того.

Замерз, оттого и простудился.
Лодка отплыла от того берега.

Поэтому -  по этому.

Мне понравился фильм, поэтому и пошел снова.    Мы шли по этому берегу.

Затем -  за тем.

Сначала мы прошли поле, а затем лес.
За тем озером виден лес.

Наверх -  на верх.

Мы поднимались наверх.
Туристы взошли на верх высокой горы.

Вдали -  в дали.

Вдали потух огонек.
В дали моря виднеется белый парус.

Сначала -  с начала.

Сначала накорми.
С начала года прошел месяц.

Вовремя -  во время.

Прийти нужно вовремя.
Во время урока будьте внимательны.

Вкрутую -  в крутую.

Сварить яйца вкрутую.

Подняться в крутую гору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разграничение омонимичных частей речи

Презентация к урокам русского языка по теме " Разграничение  омонимичных частей речи" в 11 классе общеобразовательной школы ( подготовка к ЕГЭ)...

"Слитное и раздельное написание омонимичных частей речи" . Урок повторения и обобщения материала. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

Цель данного урока - отработка навыков слитного, раздельного, дефисного написания омонимичных частей речи; выработка орфографической зоркости; развитие речи учащихся....

Презентация "Правописание омонимичных частей речи"

Материалы презентации помогут учащимся различать омонимичные части речи....

Правописание производных предлогов и омонимичных частей речи. Тире между подлежащим и сказуемым

Урок создавался в рамках акции "Тотальный диктант". Однако презентации можно использовать на уроках русского языка в 5, 7, 8 классах....