«Повышение мотивации обучения учащихся русскому языку через личностно ориентированный подход» (из опыта работы)
статья по русскому языку на тему

Сарсенгалиева Жумабике Кутербайевна
В данной статье представлена система деятельности педагога на примере фрагментов уроков с применением технологии личностно-ориентированного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Повышение мотивации обучения учащихся русскому языку через личностно ориентированный подход (из опыта работы)

Аннотация: В данной статье представлена система  деятельности педагога на примере фрагментов уроков с применением технологии личностно-ориентированного обучения.

 

Современная школа, где осуществляются инновационные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и развитие и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка. Среди большого числа новаций, применяемых в системе образования, особое внимание уделяется таким технологиям, где учитель выступает не источником учебной информации, а является организатором и координатором, направляет деятельность учеников в нужное русло, учитывая при этом индивидуальные способности каждого ученика. Среди подобных технологий наиболее известна технология личностно ориентированного обучения. Данная технология стоит на одном из первых мест по значимости и связанными с нею ожиданиями по повышению качества образования.

Цель личностно ориентированного обучения – создание психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усреднённого” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Без внутренней мотивации, без пробуждения познавательного интереса, без учёта возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучаемых успешного освоения знаний не произойдёт.

При подготовке и проведении личностно ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, а затем деятельность, определяя собственную позицию. Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся. Личностно ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъективного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь  дети, как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Педагогика, ориентированная на личность ученика, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.

        Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказывать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощущать атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех, -  мечта любого учителя. К таким урокам я шла в течение многих лет работы в школе. В своей практике применяю  технологии  разноуровневого обучения. Как правило, задания составляю трёхуровневой сложности:

 1-я группа выполняет задания на уровне воспроизведения: вносит недостающие      данные, отделяет верные утверждения от ошибочных.

 2-я группа работает на продуктивном уровне: решает задачи с уже  усвоенным алгоритмом   их  выполнения или такие,  которые требуют преобразований   в 1-2 действия.                                                      

 3-я группа выполняет задания с большим количеством преобразований, то есть работает на творческом уровне.

        Например, при изучении суффиксов действительных причастий настоящего времени даю следующие задания. Уровень   сложности обозначен *.

*Списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы; объяснить графически условия выбора букв в суффиксах действительных причастий по образцу:  смотрящие спектакль  (смотреть – II спр.):

руб…щие лес, слыш…щие шорох, кол…щие дрова, паш…щие поле, держ…ший знамя, чуть плещ…щие волны, грохоч…щие автомобили, завис…щие от погоды, та…щий снег.

 ** От данных глаголов образовать действительные причастия настоящего времени, подобрать к ним подходящие по смыслу существительные и записать словосочетания:

прекращаться, бороться, беспокоиться, победить, клеить, дремать, лечить, прочитать.

От каких глаголов не образуются действительные причастия настоящего времени? Почему?

*** Составить рассказ по данным рисункам на тему: «Культура общения по телефону», используя причастия.

        Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества и, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается в своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

Задания при групповой работе даю дифференцированные. Богатые возможности групповой работы использую чаще на повторительно-обобщающих уроках. Например, на уроке русского языка в 6 классе по теме «Повторение изученного о деепричастии» для того чтобы учащиеся могли проверить, умеют ли они ставить знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами,  было предложено из текста выбрать те предложения, которые соответствовали схемам, данным на доске, затем расставить в них знаки препинания. Сначала ребята выполняли эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяли качество ее выполнения у членов своей группы, а потом результаты обсуждались в группе.

На следующем этапе урока, работая над другим текстом, учащиеся должны были пронаблюдать за ролью деепричастий, деепричастных оборотов в тексте, предварительно расставив знаки препинания в предложениях с данными конструкциями. Двое учащихся из группы проводили небольшую исследовательскую работу, пробуя читать текст без деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, пытаясь определить, что теряет при этом текст и какую роль играют деепричастия в нем. Двое других учащихся определяли видовую принадлежность деепричастий, наблюдая за тем, какого вида деепричастия употребляются в одном из предложений, от чего зависит использование деепричастий определенного вида в тексте в целом. Затем пары обменивались листками с выполненными заданиями и проверяли, обсуждали выполненную товарищами работу.

В данном случае групповая работа развивает пунктуационную зоркость учащихся, их внимание к умелому использованию изучаемых языковых единиц в речи, дает возможность высказывать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с членами группы, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения.

Групповую работу на уроках повторения и обобщения материала можно организовать в форме «мозгового штурма» или сюжетно-ролевой игры. Например, «Экзамен». В начале урока ученики делятся на экзаменаторов, студентов и экспертную комиссию. Экзаменаторы пишут билеты в течение пяти минут и представляют экспертной комиссии (билеты подписываются). Студентам дается время написать опорные конспекты. Через 5-7 минут экспертная комиссия оценивает опорные конспекты и допускает к экзамену тех, у кого они полные. Дальше – экзамен. Каждый отвечающий может пользоваться своим опорным конспектом.

    В своей работе я стараюсь избегать прежней психологической установки: «ученик обязан выучить всё, что даёт ему учитель». Новая психологическая установка для учащихся: «возьми столько, сколько сможешь, но не меньше обязательного». Ученик должен испытать учебный успех.
   
Рассмотрим это на практике. При изучении лексики в 5 классе практикую следующие виды работы:
Первый уровень сложности (для
 слабых учащихся). Найти синонимы, «спрятанные» в двух столбиках.

неразговорчивый

бесплодный

невнимательный

безуспешный

неплодородный

ошибочный

неудачный

рассеянный

несложный

молчаливый

несерьезный

простой

неправильный

легкомысленный

Второй уровень сложности (для учащихся средней группы). Подобрать нужный синоним в предложениях.
1. Даже в самый ... (жаркий, горячий, жгучий, знойный, палящий) день, если приложить к щеке листочек липы или березы, клена или дуба, то почувствуешь, что он прохладный.
2. Если разложить на земле листья одного только дерева, то они займут ... (великую, большую, огромную, громадную) площадь. (Ю.Дмитриев)

Третий уровень сложности (для сильных учащихся) Подобрать свои синонимы к выделенным в тексте словам.
Покос - самая трудная и веселая пора летом. Солнце как станет в полдень, так и не слезает оттуда,- до того шпарит, что кажется, земля должна сморщиться от такого огня. В раскаленном воздухе звенит гнус. День-деньской не умолкает сухая трескотня кузнечиков. (В.Шукшин)
При изучении антонимов тоже даются задания разной степени сложности:
1 группа. Подобрать к словам антонимы, где первые буквы подобранных слов, если их прочитать по вертикали, дадут новое слово.

грязный

ч

искусственный

е

трусливый

с

2 группа. Списать, подчеркнуть антонимы:

мягкий

т

грубый

н

Трус умирает сто раз, смелый живет вечно.

замкнутый

о

Хороша вещь, когда новая, а друг - когда старый.

слабый

с

В умной беседе ума наберешься, а в глупой - свой растеряешь.

светлый

т

Ученье - свет, а неученье - тьма.

ь

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

3 группа. Разгадать загадку, выписать антонимы и составить с ними 4-5 простых предложений, выделив грамматическую основу в первом предложении.

Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.

  Часто использую работу в парах, которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока.

         Индивидуальный подход, в отличие от дифференцированного, предполагает работу не с группой учащихся, а отдельно с каждым учеником. Здесь моя задача – вовлечь каждого ученика в процесс урока. Я стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик на уроке, если это позволяет цель и материал урока, мог высказаться по проблеме, поработать с карточкой, выступить с сообщением. Поэтому часто применяю работу «по цепочке», словарный диктант-эстафету (во время групповой работы каждый участник записывает по одному слову или словосочетанию), «огонь по ведущему» (каждый задает вопрос ведущему).

Дифференцировать нужно, несомненно, и домашние задания. Домашнее задание для слабых учеников не должно быть осложнено, так как им нужно сосредоточиться на одном и разобраться в главном. Объем задания сильным ученикам увеличиваю, но обязательно точно указываю, что дополнительно они должны сделать. Дифференцированный подход к домашним заданиям, учитывающий уровень подготовленности учащихся, помогает направить деятельность школьников на устранение пробелов в знаниях, с одной стороны, и углубление их – с другой.

Так, учащиеся третьей группы выполняют более простые задания по образцу, на списывание со вставкой частей слова, целых слов, на расстановку  объяснение пропущенных знаков препинания, а также различные виды разборов.

Одним из способов дифференцированной работы является предоставление учащимся возможность выбрать задание – одно из двух-трех. Среди них могут быть и упражнения, которые редко используются в школьной практике. К подобным заданиям относятся такие, которые требуют логической переработки изученного, построения связного высказывания. Домашнее задание на выбор может основываться на дидактическом материале одного упражнения.

Если основной массе учащихся будет задано выучить правило и выполнить упражнение по учебнику, то более подготовленные дети могут дополнительно составить диктант по теме, поработать дома с каким-либо словарем, например, с этимологическим, и составить этимологическую справку и т.д. Например, в 5 классе по теме «Падеж имен существительных» можно дать следующее домашнее задание:
I. Подготовьте сообщение о происхождении названий падежей. (См.: Панов.Б. Т. «Внеклассная работа по русскому языку», с. 44—45.)
II. Вспомните 2—3 пословицы о книгах, запишите их, определите падеж существительных.
III. Просклоняйте существительное книга.

По теме «Предложения с обращениями»:

I. Найдите и выпишите предложения с обращениями из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»  (пользуйтесь учебником литературы. Часть 1, стр. 76).

II. Составьте распространенные предложения так, чтобы слово родина в первом из них было сказуемым, во втором – дополнением, в третьем – обстоятельством, в четвертом – обращением.

III. Упр. № 207. Выполните задания к упражнению (по образцу). Подготовьте выразительное чтение предложений.

Дифференцированный подход к учащимся я применяю и на уроках по подготовке к изложению и сочинению:
- Учащимся V класса, имеющим слабую подготовку по предмету и низкий уровень развития зрительной памяти, предлагается дома заранее познакомиться с текстом изложения по учебнику.
- На уроке изложения слабоуспевающим учащимся дается больше времени для восприятия материала. В то время, когда класс уже приступил к самостоятельной работе, с ребятами, затрудняющимися в воспроизведении текста, работает учитель. Все они собираются в одну группу и негромко, чтобы не мешать остальным, отвечают на вопросы учителя, пересказывают текст по плану, объясняют правописание отдельных орфограмм.
- При работе над сочинением отдельным учащимся предлагаются карточки с опорными словами, с планом изложения, с возможным началом или заключительной частью.  
Личностно ориентированный  подход в обучении позволяет каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственных силах, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

Приемы дифференцированного обучения необходимы на уроках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Практика показывает, что процесс дифференциации наиболее успешно происходит при групповой форме обучения, которая обеспечивает учет индивидуальных способностей, организует коллективную познавательную деятельность, обмен способами действия и взаимное обогащение учащихся.

С 10 класса завожу папку ученика по подготовке к ЕГЭ, в которую входят все контрольные работы в форме ЕГЭ, справочный раздаточный материал и результаты достижения учащихся. Это позволяет выявить и проанализировать пробелы в знаниях и наметить план работы по их устранению (индивидуальный или групповой).

Реализация дифференцированного и личностного подходов к обучению требует от учителя ежедневной кропотливой работы. Но этот труд оказывает благотворное влияние на учебный процесс: позволяет преодолеть неуспеваемость в слабых классах, повышает мотивацию обучения, способствует созданию ситуации успеха на уроке, тому, чтобы каждый ученик одержал хоть маленькую, но свою победу, что в целом приводит к росту качественной успеваемости всего класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации учащихся на основе идей личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике

Именно учитель формирует положительную мотивацию у школьников, создает ситуации в организации учебного процесса, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием вклю...

Формирование навыков коммуникативной компетенции через личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам.

В данной статье рассмотрен опыт работы по использованию некоторых инновационных образовательных технологий,в основе которых лежит метод коммуникативных заданий....

Освоение технологии проблемного обучения через личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

В данной статье рассмотрены методы, приемы и формы, а также разработки уроков, реализующие личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Выступление на МО по теме: "Формирование умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении математике".

Доклад на тему: "Формирование умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении математике"....

Использование современных образовательных технологий (СОТ) с целью повышения качества обучения учащихся на уроках литературы в среднем звене.( из опыта работы)

.  В связи с происходящими изменениями в российском образовании у меня, как учителя данного предмета, появилась проблема необходимости повышения качества образования, приведение его в соответстви...

Формирование компетенций на уроках русского языка и литературы через личностно- ориентированный подход

В условиях коррекционной школы VIII вида личностно-ориентированный подход направлен на развитие индивидуальности обучающихся, освоение ими социального опыта....