Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Хисамова Фания Фаузятовна

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Алфавит"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Графика. Алфавит.

Цели:

1 Познакомить учащихся с новым разделом науки о языке «графикой»; повторить алфавит, названия букв; закрепить умение пользоваться алфавитом. Повторить правописание проверяемой гласной в корне  слова, написание гласной в личных окончаниях глагола; постановку тире между подлежащим и сказуемым. Повторить материал о стилях речи, вспомнить, что такое текст, его признаки.

2 Развивать интерес  к русскому языку.

3 Продолжить развитие навыков грамотного письма, связной речи, развивать логику мышления.

План урока.

1Индив. задания. Фонетический разбор: Солнце, ярко

1Фронтальный опрос. 

-Какое явление наблюдается в предложении?

Машины шинами шуршат. (С.Маршак)

 -Как  называется это  явление? (звукопись)

-Что это значит?

-Выберите слово, в котором все согласные звуки звонкие:  (дорога)

-Все согласные звуки глухие: (Печка)

-Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков (печаль)

-Назовите слово,  в котором звуков больше, чем букв (ёжик)

-Мороз, ёжик, громко, печка, дорога, печаль.

-Назовите слова, которые заканчиваются на глухой согласный.

Алмаз, базар, запад,  канат, санитар, вокзал, гром, настежь.

-Что  вы знаете про гласные звуки? (Их 6: а о у ы и э)

-Я,Ё,Ю,Е – это что?  (Это буквы, обозначающие два звука)

-А где можно увидеть все буквы одновременно? (В алфавите)

1 Вступительное слово учителя.  (Цели и задачи урока.)

-_Мне очень нравятся слова из стихотворения:

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных  красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся.  (Алфавит.)

- Сегодня мы поговорим об алфавите, его происхождении, выясним, какой раздел науки о языке изучает способы обозначения звуков, повторим пройденный материал.

Итак, тема урока: Алфавит.

- Алфавит очень важен в жизни человека, о нём много сказано, сложено стихов. Послушайте одно из стихотворений:

Прапрадедовской порой

Стали буквы в чёткий строй.

Строй как строй, да не простой.

Был он назван алфавит

И повсюду знаменит.

До сих пор с него, как встарь,

Начинается букварь.

Буквы разуму верны,

И за это им даны

Высочайшие права

Образовывать слова.

- О чём говорится в стихотворении?  (О роли алфавита в жизни человека, о том, что с помощью букв образовываются слова.)

- А как иначе называется алфавит?  (Азбука.)

2 Повторение.

- Запишите предложение, сделайте его синтаксический разбор.

Азбука – к  мудрости ступенька.  (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., ничем не осл.

_-Как вы понимаете эти слова?

3 Работа по теме урока.

           1) Беседа с учащимися.

- Кто создал азбуку?  (Братья – философы Кирилл и Мефодий.)

- Как она называлась?

О создании Кириллицы нам расскажет Адель.

    Славянская азбука еще очень молодая.  Ей немногим более тысячи  ста лет. Она была создана в середине 9 века выдающимися людьми своего времени – братьями Кириллом и Мефодием.

До 863 года азбуки, приспособленной передавать славянскую речь, не существовало, хотя славяне пытались записывать свою речь при помощи греческих и латинских букв. Братья Константин и Мефодий родились и выросли в Византийском городе Фессолоники. Оба брата много читали, любили учиться. У них было два родных языка: греческий и славянский. Константин же вообще знал 22 языка и другие науки. За великую мудрость его прозвали философом.  Константина и пригласил моравский князь Ростислав создать азбуку для славян. В работе ему помогал старший брат  Мефодий,  хорошо владевший славянским языком.  Первая азбука, которую они составили, называлась глаголицей.  

   Глаголица – изобретение яркое и самобытное, её буквы не скопированы с другого алфавита, а созданы самостоятельно. Количество букв в глаголице близко количеству звуков старославянского языка. Начертания многих букв в глаголице имели в своей основе крест, треугольник, круг: с, т, в, л, о. Константину не суждено было вернуться на Родину. По дороге домой он тяжело заболел , в Риме принял монашество , получил имя Кирилл. Похоронен он в Риме.

   А ученики Кирилла и Мефодия  создали еще одну азбуку и в честь Кирилла назвали ее Кириллицей. Русский алфавит произошёл от древнерусской кириллицы.

24 мая – День славянской письменности и культуры – единственный церковный и государственный праздник, установленный в память о первых просветителях.

Наш алфавит и кириллица.  Что можете сказать?

-Слова азбука и алфавит – синонимы. Давайте попробуем догадаться, как произошло слово – азбука. (Слайд)  Аз+буки,  

_-Может быть кто-нибудь знает как произошло слово алфавит? Есть еще одна азбука - Латиница (английский язык на латинском алфавите) Альфа +бета (Вита)

---Давайте сравним  древнерусскую кириллицу и наш современный алфавит. Что скажете? Как выглядят буквы? Похожи ли на наши?(Изображались по разному)

---- Итак, ребята, раздел науки о языке, изучающий способы обозначения звуков речи на письме, или начертания букв называется «графика».

- Запишите вторую половину темы.  (Рядом со словом «Алфавит» записываем: «Графика».)

-Работа по учебнику. Стр.118. Графика.

-Каллиграфия. (Записать). Что это? (Правильное красивое письмо). Вот как должны мы писать.

(Так для чего нужен Алфавит? Азбука? (Чтоб записывать устную речь?))

-Сейчас  мы сделаем упражнение, которое тоже про письмо. (КАРТОЧКИ, Слайд)

 Работа в тетрадях.

   3) Работа с текстом.

П..сьмо  одежда ус..ной речи. Оно передаёт, «изображает», ус..ную реч.. . Звук произнос..т и слыш..т, букву пиш..т, чита..т. Букву и звук путать нельзя. А часто путают. Притом всегда страда..т звук, его называют буквой. Буква  это фигурная линия,  рисунок. Рисунок произнести нельзя.

- Прочитайте, докажите, что это текст. (Предложения связаны по смыслу, расположены в определённой последовательности, объединены общей темой.)

- Какова тема текста?  (Звуки и буквы, письмо.)

- Какого стиля этот текст?  (Научного. Сообщаются научные сведения, даётся объяснение терминов «звук» и «буква».)

- Обратите внимание, что это текст научно – популярного подстиля. Бывает так, что необходимо донести информацию научного характера широкому кругу людей. В этом случае и используется научно – популярный  подстиль. Он отличается от строго научного более простым изложением научных понятий, специальных терминов.

- Какова основная мысль этого текста?  (В чём различие буквы и звука.)

- Чем же различаются звук и буква?  (Звук произносят и слышат, букву пишут, читают.)

- Назовите буквы и звуки в выделенном слове.

4) Физкультминутка.  

         5) Работа с учебником.

- Откройте стр. 119. Прочитайте материал об алфавите.        

        6) Проверка усвоения материала.

- Продолжите предложение по данному началу.

  • Алфавит – это… (буквы, расположенные в определённом, обязательном для всех порядке.)
  • В алфавитном порядке записываются… (слова в орфографическом словаре, справочнике.)
  • В устной речи мы имеем дело… (со звуками в словах.)
  • На письме звуки обозначаются… (буквами.)

- Прочитайте алфавит, правильно произнося названия букв.

    - А теперь произнесите алфавит по памяти. (1 чел)

           8) Работа с пословицами.

- Почему появились такие пословицы?

Азбуку учат, во всю избу кричат.

Азбука – наука, а ребятам мука (бука).

- После ответов ребят подготовленный ученик рассказывает стихотворение.

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как АЗ и БУКИ

В – как ВЕДИ, Г – ГЛАГОЛЬ.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

(Н. Кончаловская  «Наша древняя столица».)

- Рассказ учителя.

Учебный день, действительно, начинался очень рано, в семь часов утра, и продолжался до самого вечера с двухчасовым перерывом на обед. Учащиеся сначала учили названия букв и их изображение, затем – склады из двух букв, из трёх букв, а потом переходили к чтению текста. Каждый, выполняя своё задание, учил вслух.

- А теперь мы попробуем применить знание алфавита в игре «Кто быстрее?»

 Задание №2 в карточке. Расположите слова в алфавитном порядке.

(Азбука, алфавит, буква, гласные, графика, глухой, звонкий, мягкий, речь, согласные, твёрдый, фонетика.)

-Проверим.

4. Обобщение. Подведение итогов урока.

 - Для чего надо хорошо знать алфавит?  (Знание алфавита помогает человеку в жизни. Зная алфавит, легко упорядочить записи, легко сориентироваться в словаре.)

- Выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Приложения.

- Работа в тетрадях.

   3) Работа с текстом.

П..сьмо  одежда ус..ной речи. Оно передаёт, «изображает», ус..ную реч.. . Звук произнос..т и слыш..т, букву пиш..т, чита..т. Букву и звук путать нельзя. А часто путают. Притом всегда страда..т звук, его называют буквой. Буква  это фигурная линия,  рисунок. Рисунок произнести нельзя.

- Продолжите предложение по данному началу.

  • Алфавит – это…
  • В алфавитном порядке записываются…
  • В устной речи мы имеем дело…
  • На письме звуки обозначаются…

Работа в тетрадях.

   3) Работа с текстом.

П..сьмо  одежда ус..ной речи. Оно передаёт, «изображает», ус..ную реч.. . Звук произнос..т и слыш..т, букву пиш..т, чита..т. Букву и звук путать нельзя. А часто путают. Притом всегда страда..т звук, его называют буквой. Буква  это фигурная линия,  рисунок. Рисунок произнести нельзя.

- Продолжите предложение по данному началу.

  • Алфавит – это…
  • В алфавитном порядке записываются…
  • В устной речи мы имеем дело…
  • На письме звуки обозначаются…

Работа в тетрадях.

   3) Работа с текстом.

П..сьмо  одежда ус..ной речи. Оно передаёт, «изображает», ус..ную реч.. . Звук произнос..т и слыш..т, букву пиш..т, чита..т. Букву и звук путать нельзя. А часто путают. Притом всегда страда..т звук, его называют буквой. Буква  это фигурная линия,  рисунок. Рисунок произнести нельзя.

- Продолжите предложение по данному началу.

  • Алфавит – это…
  • В алфавитном порядке записываются…
  • В устной речи мы имеем дело…
  • На письме звуки обозначаются…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...