конспект урока русского языка в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Конспект урока по теме "Сочинительные союзы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_7_klasse_sochinitelnye_soyuzy.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема.  Сочинительные союзы как средство синтаксической связи в предложении в тексте.

Цели: расширить знания о союзе как служебной части реи, углубить знания учащихся о сочинительных союзах как средстве синтаксической связи между членами предложения, компонентами текста, работая на примерах стихотворений А.С.Пушкина, дать почувствовать учащимся богатство, силу, гибкость, красоту русского языка и великое мастерство поэта.

I . Оргмомент.

1. Объявление темы урока.

2.Постановка задач перед учащимися. Выделение ключевых слов в задачах.

3.Обращение к эпиграфу урока

Поэзия Пушкина - неисчерпаемый источник,

который, как в сказке, поит "живой водою" всех,

кто прикасается к нему.

Вс. Рождественский

4. Запись в тетради.

Неисчерпаемый (черпать), неиссякаемый (иссякнуть-истощиться, исчезнуть, чрезвычайно обильный, непрекращающийся (перестать).

Источник (3 знач.) перен.

То, что даёт начало чему-то, откуда исходит что-то.

II. Основная часть

1. Обращаемся к 1-ой цели урока. Повторяем определение союза.

Вспоминаем разряды сочинительных союзов.

2.Вторую задачу решаем на примерах поэзии А.С.Пушкина.

"У нас ведь всё от Пушкина",- писал Ф.М.Достоевский.

 "Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин", - так сказал в XX  веке А.Блок.

Домашнее задание предполагало работу над произведениями А.С.Пушкина. Так совпало, что все они о зиме. Пусть это будет нашим прощанием с зимой.

3. "Зимнее утро"

Читая, что нужно передать?

(Необычайной бодростью и свежестью запитывает от  стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро". Радостный тон передает светлое, ничем не омраченное счастье человека)

 - Какое стремительное и краткое начало!

- Обратимся ко 2 и 3 строфам.

- Какую схему вы составили?

Охарактеризуйте предложение.

-Какие союзы используются?

- А какие картины передает поэт? Одновременные? Последовательные?

(одновреме.)

- Части равнозначны. Определите вид глаголов. (все несовершенного вида)

- Мы видим: снег, лес, ель, речку.

- А слышим? Трещит затоплена печь. Произнесите.

- Какова роль соединительного союза и

Соединительные отношения установ. ! повт. ливаются на фоне одновременности.

- С какой строчки меняется покой? (Не велеть) что сделать сов-в)  запречь, предадимся бегу, навестим)

Действия разновременные, последовательные

Схема

- Знаки препинания?

- Какова роль союзов соединительных.

Вывод. Соед. Соединяет части сложного предложения.

_ Мы начали выполнять вторую задачу.

(Соединительные союзы выполняют средством связи между частями сложного предложения, между членами предложения)

- ни-ни - повторяющийся союз

- да-и , знаки как при и (разг. окрака)

- не только, но и; как, так и.

(подчеркивают обязательный характер соединения) градационные союзы.

Замкнутая структура. Обязательный характер соединения.

Мы не только накануне переворота, но мы вошли в него(Герцен)

 - тоже, также (= и). Стоят не на положенном месте, внутри части.

( Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно (Л......)

Не спутать с бесс. сл. предложением

4. Обратимся к схеме предложения.

а)Вечор, ты помниш, ..........

вечор - нынче. а

анти= против, противоположность противительные союзы играют роль противопоставления и сопоставления.

б)В "Зимнем утре" прием кнтраста, а литерат. прием антитеза.

в) А ещё: эпитеты, сравнения, инверсия (когда?) обособленные второст чл.   ?

г) Вернемся к противительным союзам да=но (архаичность, разговон.)?

однако=но (книжность)

же (книжность)

Люди переходили.....  без особых затруднений, лошадям же досталось.

Все предложения с противительными союзами имеют закрытую структуру.

зато = но

только

5. "Все становится его предметом" (Гоголь)

"Зимний вечер"

- Как передана картина вечера?

- (Буря .....)

Но поэтому этого недостаточно.

Он изображает различные оттенки. Как?

(то ...  то .... то ....)

= сравнения

_ схема предложения?

- Охарактеризуйте его

I часть

II часть

- разделительные союзы или выбор, или чередование. Как вы считаете?

- Выбор - или, либо. См. текст!

- Не то - не то

Роль -

Выраз. средство многосоюзие.

Что это?

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит

Обратим внимание!

Весь отрывок полон жизни (137Р)

А это достигнуто тем, что

Пушкин щедро пользуется глаголами.

Что делает вьюга?

(учащиеся называют)

- А основная мысль:

пусть воет вьюга, нагоняя

зимнюю тоску - мы не поддадимся ей,

дружеской беседой поддержим бодрость.

5. "Анчар" (синт. ср-во связи частей текста)

6.Подводим итог.

- Какие союзы относим к сочинительным?

- На какие группы делятся?

- Назовем каждую из них и вспомним роль её.

- Как называется выразительное средство, состоящее в намеренном увеличении количества союзов?

6. На холмах Грузии.....

Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит-оттого,

Что не любить оно не может.

7. Вывод по 3-ей задаче.

Стихотворения А.С.Пушкина полны движения, жизни.

"Они поют и сияют" (Вс.Рождественский)

Привлекает их простота, искренность, любовь к природе.

III.Д/з

О, весна без конца и без краю,-

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита.

Стихотворения Ф.И.Тютчева о весне.

"Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит.

Яркий снег сиял в долине......

Еще в полях белеет снег..... (Весенние воды)


Приложение

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы Грамат. форма с/соч.предл.. Части их равнозначны

Название группы сочинительных союзов

Какие отношения выражают

Союз как средство синтаксической связи

Соединительные

и

да (=и) да и тоже,

также = и

как... так и

не только, но и

Соединительные,

Одновременны

Разновременные,

Последовательные

Значение сходства, обязательный характер соединения

Несов. в.

Сов. в.

Дочь училась хорошо, мальчик тоже занимался недурно

Мы не только накануне переворота, но мы вошли в него

1.

2.

3.Компоненты текста

4.Многосоюзие как средство выразительной речи.

Разделительные

или (иль) либо

то... то

не то... не то

то ли... то ли

взаимоисключение альтернатива (выбор)

отношения чередования, неразличия

Не то я сам разучился, не то люди перестали меня понимать

"Цветок"

Я помню чудное

Анчар

Противительные

а, но

да (=но)

однако

же

зато (=но)

только

Сопоставление, противоположность (архаичность

(книжность)

(книжность

Частичное противопоставление

Люди переходили без затруднений, лошадям же опять досталось.

Потом стало тихо, только доносились звуки со двора


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ЦО № 49»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

в 7 классе

Тема «Сочинительные союзы»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «ЦО №49»

Лень Нина Терентьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...