Открытый урок русского языка в 6 классе по теме Имя числительное
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Андреева Галина Олеговна

Урок русского языка в 6 классе в рамках образовательного проекта «Юные патриоты России», посвященного Дню защитника Отечества

Тема: «Простые и составные числительные»

Урок: № 1.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока: 1. Дать понятие  словообразовательной структуры простых и составных    числительных, познакомить со сферой употребления простых и составных числительных.

2. Закрепить знания об имени числительном как о части речи, формировать навык различия простых и составных числительных,  отрабатывать умения находить их в тексте, производить синтаксический разбор, совершенствовать правописание простых и составных числительных.

3. Воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине, расширить знания об истории страны, о  роли числительных в жизни человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

         Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

        «Нижне-Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»

                    ПРОСТЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

                                       Открытый урок в 6 классе

                                               Андреева Г.О.,

                                                                     учитель русского языка и литературы

                                      2014 год

Урок русского языка в 6 классе в рамках образовательного проекта «Юные патриоты России», посвященного Дню защитника Отечества

Тема: «Простые и составные числительные»

Урок: № 1.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока: 1. Дать понятие  словообразовательной структуры простых и составных    числительных, познакомить со сферой употребления простых и составных числительных.

2. Закрепить знания об имени числительном как о части речи, формировать навык различия простых и составных числительных,  отрабатывать умения находить их в тексте, производить синтаксический разбор, совершенствовать правописание простых и составных числительных.

3. Воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине, расширить знания об истории страны, о  роли числительных в жизни человека.

Оборудование:    Проектор, экран, презентация, иллюстрации, карточки с заданиями, тесты.

Методы и приёмы: Беседа, наблюдение над языковым материалом, исследование, работа с книгой, объяснение учителя, работа с ИКТ, тренировочные упражнения.

Повторение: Числительное как часть речи.

Ход урока:

I.    Организационный момент.

II.   Вступительное слово учителя

                                                      (Слайд 1).

   - Сегодня мы продолжим изучение темы «Имя числительное», в ходе урока повторим морфологические и синтаксические признаки числительного, потренируемся в употреблении числительных с другими частями речи и познакомимся со словообразовательной структурой числительных. А вот речевую тему вы определите сами, прочитав эпиграф.

                                         23 февраля – красный день календаря.

                                        В этот день отца и деда поздравляет вся семья!

 - Ребята, какой праздник отмечает наша страна 23 февраля? Почему?

Действительно, в этот день всё внимание обращено на наших мужчин. В этот день мы празднуем День защитника Отечества, дарим подарки.

А как же образовался этот праздник и почему именно 23 февраля? Давайте заглянем в нашу историю. (Текст на экране).

                                                    (Слайд 2).

В России до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года традиционно Днём Русской Армии считался праздник 6 мая – День Святого Георгия, покровителя русских воинов.

После революции в 1918 году на смену ему была учреждена новая дата – 23 февраля – День Красной Армии, затем его переименовали в День Советской Армии. 

С 1993 года этот праздник стал называться Днем защитника Отечества. В этом понятии заключен огромный смысл – любить, почитать и достойно защищать нашу Отчизну!

          - Ребята, какой смысл заключается в названии праздника?

   - Сегодня мы перелистаем героические страницы истории нашей страны. А заодно вы убедитесь, какая эта важная часть речи имя числительное.

-  (Написать слова День Святого Георгия, День Красной Армии, День Советской Армии, День защитника Отечества).

  1. Работа над пройденным материалом.

           - Что же вам известно о числительном?

          1) Закончи предложения:

                                                 (Слайд 3)

           - Имя числительное – это…

           - Числительные делятся на … разряда.

           - Количественные числительные отвечают на вопрос… и обозначают…

           - Порядковые числительные отвечают на вопрос… и обозначают…

           

           - Числительное произошло от слова «число». В наше время эта часть речи особенно актуальна, потому что везде и во всём человека окружают числа.

           2)  Работа по карточкам.

Задание: Распределить слова, имеющие корень со значением числа, по 4-ём колонкам: существительные, прилагательные, глаголы, числительные.

Семь, двойка, утроить, пятикратный, двузначный, пятидневный, тройка, девять, пятак, пятница, раздваиваться, шестнадцать, удесятерить.

              3) Проверка               (Слайд 4).

Существительное  

Прилагательное                  

Глагол  

Числительное

двойка    

пятикратный  

утроить  

семь                                              

тройка  

двузначный                                    

раздваиваться

 девять

пятак  

пятидневный                                          

удесятерить  

 шестнадцать

пятница

             - Как отличить числительные от других частей речи, имеющих количественное значение? 

              4) Индивидуальная работа у доски по карточке.

Задание: Произвести синтаксический разбор предложения, объяснить орфограммы.

Пять дней бродил Ваня по (не)знакомым вое(н,нн)ым дорогам. (В.П. Катаев).

              5) Проверка индивидуальной работы.

              6). Словарная работа.

              - Дать значение и написание новых слов: миллион, миллиард.

Миллион (число, изображаемое в десятичной записи единицей с шестью нулями, 1 000 000 «тысяча тысяч»), миллиард (число, изображаемое в десятичной записи единицей с девятью нулями 1 000 000 000).

       7). Синтаксический разбор предложения, объяснение орфограмм.

Четыре года на тысячи километров тянулся фронт, где миллионы советских людей вели жестокий бой с фашистскими захватчиками.

       

8). «Словесные раскопки».

У миллиона интересная история. Говорят, когда всемирно известный путешественник Марко Поло увидел несметные богатства Китая, он так выразил своё удивление: «Мильон!» Дословно, если перевести на русский язык все итальянские морфемы, получится «тысячища». Смех смехом, а мир получил таким образом новое числительное, которое обозначает «тысячу тысяч».

Миллиард ещё называют биллионом. Би – по латыни «два». Какие слова вы знаете с этим значением? (Бинокль, бинарный, биссектриса, бином)

IV.  Изучение нового материала.

     1). Работа с текстом.

          - Прочитайте текст.

                                        (Слайд 5).

Железные, меченные свастикой руки 900 дней держали в тисках Ленинград. Гитлер приказал стереть город с лица земли. В дни блокады – с 4 сентября 1941 года по 22 января 1944 года – на улицах города разорвалось 148 478 артиллерийских снарядов. Но Ленинград выстоял.

          - Определите основную мысль. (Город Ленинград находился в блокадном кольце, но выстоял и  не покорился фашизму).

     2). Объяснить значение слов простые и составные.

- Ребята, скажите, при изучении какой части речи вам встречались термины «простая» и «составная»?

        3).  Поисковая работа. Записать в два столбика названия числительных и числа из данного текста.

  4).  Вывод о том, какие числительные называются простыми, какие – составными.

         - Обратите внимание на принцип вычленения слагаемых – тысячи, сотни, десятки, единицы. Каждому слагаемому соответствует числительное. Сколько слагаемых, столько и слов в числительном. В числе 1944 четыре слагаемых, значит, записываем четыре слова.

V.  Закрепление.

       1).  Работа с учебником.

     - Сравните свой вывод с положением в § 60.                   

2).  Работа с упражнением 349.

Задание: Выполнить по вариантам: I вариант выписывает простые числительные, II-й – составные. Составьте с одним словосочетание.

3). Проверка.

4). Запишите цифрами числительные.

                                           (Слайд 6)

пятьдесятпять, шестьсотсемьдесятчетыре, девятьсотвосемьдесят, восемьсотсорок.  

5). Физминутка.

6).  Работа с текстом.

- Ханты-мансийский округ имеет богатую историю, которая неразрывно связана с судьбами нашего народа.

                                            (Слайд 7).

В Великую Отечественную войну сутками трудились люди, обеспечивая фронт необходимым продовольствием: рыбой, пушниной, которую обменивали на золото, одеждой. Заготавливали специальную древесину для производства лыж, прикладов для винтовок. Отличились жители округа и в сражении на фронтах. Орденами и медалями награждены 4 000 наших земляков, 11 человек стали Героями Советского Союза.

- Докажите, что это текст. Озаглавьте его.

         - Выпишите словосочетания «числительное + существительное», цифровые обозначения замените буквенными.

         -

 Какие числительные вы выписали, простые или составные? Докажите.

         - Начертите схему последнего предложения, дайте полную характеристику этого   предложения.

- Какова синтаксическая роль числительных в этом предложении?

7).  Лингвистическая задача. «Словесные раскопки».

  - Прослушайте рассказ и ответьте на вопрос: почему числительные от 11 до 19 считались сложными?

Долгое время числительные от одиннадцати до девятнадцати считались сложными, поскольку в древнерусском языке состояли из двух корней: тридцать – три на десять. Затем корень десять превратился в дцать, и сейчас надцать считается уже суффиксом. Поэтому числительные от одиннадцати до девятнадцати, а также двадцать и тридцать просят себя считать простыми.

     - Почему в современном русском языке эти числительные считаются простыми?

     - Опираясь на эти сведения, объясните, почему в слове одиннадцать пишется две Н.

- Сравните ваш ответ с версией самого числительного.

8).  Рассказ ученика.

Это очень интересная история, которая произошла давным-давно. Когда-то наши предки не были похожи на нас и писались в три слова: один на десять, два на десять. Позже они решили, что удобнее жить одним словом, и соединились. Так и появилось в числительном одиннадцать НН, одно от одного корня, другое – от бывшего предлога.

 

  1. Работа с раздаточным материалом

                                          (Слайд 8).

Великая Отечестве(н,нн)ая война, длившаяся 1418 дней и ночей, нал…жила свой отпечаток на историю всей стр…ны. Многие д…вчонки и м…льчишки, несмотря на свой ю(н,нн)ый возр…ст, ух…дили на фронт, в партизанские отряды. Все люди, защ…щавшие честь нашей страны, могут по праву называться героями.

Но среди ю(н,нн)ых пионеров мы особенно выделяем имена 4, посмертно награждённых званием Героя Советского Союза. Это Лёня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик, Марат Казей. В дни всенародных праздников Родина салютует героям.

В годы войны более 350 раз гремели победные салюты, а в День Победы над фашист(к,ск)ой Германией в Москве прогремело 30 залпов из 1 000 орудий.

1) Прочитать текст, определить основную мысль, озаглавить.

2) Вставить пропущенные буквы.

3) Определить структуру имени числительного: простое или составное.

4) Самопроверка.

  8. Показать графически простые и составные числительные.

              11,   16,   17,   25,   38,   44,   400,   399,   1000,   702,   50.

 9. Проверка.

       1         2          3        4        5        6        7        8       9         10        11

П.    *         *           *                                      *                 *                      *

С.                                    *         *        *                  *                   *

VI.  Итог урока, оценка работы учащихся.

1). - Мы сегодня лишь прикоснулись к истории нашей страны. Конечно, главное богатство – это люди, люди разных поколений: взрослые и юные, серьезные и веселые. Но всех  объединяет любовь к родному краю, к Отечеству, к  его истории и традициям. С любви к Малой Родине начинается любовь к нашей великой державе – России.

- Расскажите, что вы узнали о числительном?

- Какую роль играют имена числительные?

- Помогли ли вам имена числительные узнать историю?

2). Рефлексия «Продолжи мысль»

Я понял, что…

Мне понравилось, что…

Я хочу…

Мне необходимо…

  1. Домашнее задание: (дифференцированное) § 60, правило,

на «3» - упражнение 351;

на «4» - 10 пословиц с числительными;

на «5» - составить биографию своей любимой игрушки.

                                      Дополнительно:

1). Полминутки для шутки.

Задание: прочитать зашифрованные слова.

СМОР1А;  100Л;   ВИ3НА;   100ЯНКА;    7Я;    40А. (Слайд 9).

2). Проверка домашнего задания.

«Исследователи» докладывают о «словесных раскопках».

3). Интеллектуальная разминка.

Задание: замените эти слова другими: дюжина, чёртова дюжина, аршин, полтораста.

- Какие слова получились? (12, 13, сто пятьдесят). (Слайд 10).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".

Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана  с учетом требований адаптированной основной...

Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.

Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...

Открытый урок русского языка 6 класс ТЕМА "-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных"

Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС по теме Корни с чередованием КАС, КОС

Тема урокаБуквы о и а в корне –кос---кас- Тип урокаИзучение нового материала...

открытый урок русского языка 6 класс по теме "Фразеологизмы"

Данный урок является заключительным в изучении темы "фразеологизмы" и проходит в виде игры. Дети проходят разные этапы: от пантомимы до матматических действий. Урок проходит очень интересно ...