Организация урока- дискуссии в 10 классе
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Дискуссия показала, что без соблюдения общепринятых языковых норм не может обойтись ни одно цивилизованное общество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-diskussiya2.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Организация урока- дискуссии в 10 классе на уроке русского языка.

Учитель Пеплова Л. Ф.

Тема дискуссии: Нужны ли нам языковые нормы?

Цель дискуссии: выявить мнение учащихся по заявленной теме и убедить их в  необходимости соблюдения языковых норм, учить отстаивать свою позицию, вести полемику; воспитывать  гражданственность.

Форма дискуссии: групповая работа.

 Количество групп: 2(всего учащихся 6, по 3 чел. в каждой группе).Принцип формирования групп: уровень развития    коммуникативных УУД, наличие лидера с ярко выраженными регулятивными УУД.

6.Вводная часть дискуссии:

1-й этап.

.Распределение ролей: Один –аккумулятор идей и выступающий от группы, двое- помощники в обсуждении и сборе материала.

Инструктаж- правила проведения дискуссии

- нацеленность творческого поиска на один объект, недопустимость ухода в сторону;

- краткость и ясность выражения мысли;

- недопустимость критических замечаний по поводу высказываемого;

- недопустимость повтора сказанного другими участниками;

- стимулирование любой самостоятельной мысли и суждения

Памятка для работы в группах:   

- внимательно читать текст, на основе которого будет проведена дискуссия;- коллективно, в группе, провести обсуждение поднятой проблемы;- выдвинуть от каждой группы выступающего, который постарается отстоять общую точку зрения;

- корректно задавать вопросы, делать дополнения;

- общими усилиями прийти к решению проблемы.

Памятка для ведущего обсуждение в группах:

 -выслушать мнение каждого;

 -найти общие точки соприкосновения;

- обговорить вариант общего ответа от имени группы;

 -найти подтверждение общего мнения в предложенных дополнительных материалах и личном языковом опыте.

Памятка для наблюдателей:

- комментировать действия и мысли-идеи групп, высказывают свое мнение об эффективности дискуссии.

2-й этап.

   Группам раздаются отпечатанные тексты, текст читается учителем вслух, внимание обращается на ключевые слова, проводится работа с трудной для восприятия лексикой, определяется тема и основная мысль текста.

 Текст для разбора

       …Одно дело – официальная речь, а другое – разговор с глазу на глаз. «Чувство соразмерности и сообразности» играет и здесь решающую роль: им определяется стиль нашей речи.

       «О том, что принято и не принято в языке, имеет право судить стилистика, - говорит Лев Успенский. – Стилистика – сложная и тонкая отрасль знания, стоящая на грани науки и искусства. Она (я говорю о стилистике разговорного языка) требует не только знаний, но и чутья. Зачастую её рецепты, годящиеся для одного стиля речи, неприменимы для другого».

       И Лев Успенский приводит очень рельефный пример: «Когда двое мальчишек в школе говорят между собой, только педант найдёт недопустимой реплику:

       - Опять ты пару хватанул? Эх ты! То пара, то кол… Срежешься на экзамене, и выставят из школы.

        Но если вы увидите, - продолжал писатель, - письмо директора родителям, где говорится: «Уважаемые товарищи! Поскольку ваш сын опять хватанул пару, а в табеле у него то пара, то кол, он непременно срежется на экзамене, и я буду вынужден выставить его из школы», вы решите, что директор по меньшей мере странный человек.

       Слова и там и тут одинаковые, все они значатся в наших словарях, содержание сказанного одно и то же. Всё правильно, но в одном случае так говорить принято, а в другом – не принято. Стилистически неуместно».

Работа по тексту

а) лексическое значение некоторых слов из текста:

Педант -  (фр. pedant – букв. педагог, учитель). Человек, отличающийся чрезмерной аккуратностью, строгостью в соблюдении формальных требований, правил и нередко не учитывающий сути дела, содержания; формалист.

Чутье – 2. перен. Способность понимать, ценить что-нибудь, разбираться в чем-нибудь.

Рельефный (пример)  перен. Отчетливый, выразительный.

Реплика – ответ, возражение, замечание на слова собеседника, говорящего.

Соразмерный – 1. соответствующий какой-нибудь мере, соответственный чему-нибудь; 2. правильный в соотношении своих размеров, частей, в своем строении, пропорциональный.

Сообразный – согласующийся с чем-нибудь, соответствующий чему-нибудь.

б) ключевые слова по тексту:

официальная речь, тонкая отрасль знаний, на грани науки и искусства, чувство соразмерности и сообразности, стилистически неуместно, недопустимая реплика, зачастую.

в) определение темы текста (о чем текст?): о том, что принято и не принято в языке.

г) определение основной мысли текста (зачем текст написан, что хотел сказать автор текста?): чувство соразмерности и сообразности необходимо как в официальной речи, так и в разговоре с глазу на глаз.

- Какую проблему поднимает автор данного текста? (Неумение современных людей говорить красиво и правильно, отсутствие у многих  знания языковых норм)

 7. Основная часть дискуссии.

1)1-й этап- обсуждение проблемы в малых группах:

1-я гр.: Так ли актуально понятие языкового чутья? Нужна ли в современной действительности правильная и красивая речь?

2-я гр.: Нужна ли мера в разговоре с глазу на глаз? Что такое чувство соразмерности и сообразности?)

2)ДМ для работы: а) прочитанный текст;

                                б)П. 221 в кн. «Теория»+ стр.298(там же);

                                в)Словарь трудностей русского языка под ред.Д.Э. Розенталь;

                               г) статья из газеты « Аргументы и факты» 2016 г., №46

                               д) В. В. Бабайцева, 10 кл,,П. 26

3) Вопросы:- Может ли общество обойтись без языковых норм?

-Актуально ли понятие «языковая норма» для современного русского языка?

-Ограничивает ли языковая норма коммуникативную свободу человека? Почему важно умение действовать стилистически? Объясните, используя примеры речевых ситуаций (из художественной литературы, из вашего опыта, из СМИ).

- А как считаете вы?,- Вы согласны с данной точкой зрения?

-Что вы имеете в  виду, когда говорите, что...?, Как вы докажете, что это верно?

-Я не совсем понимаю, что вы имеете в  виду. Уточните, пожалуйста…

3-й этап- Представление результатов

1)От группы выступает «аккумулятор» идей.

2)Результат выступления представляется в виде монологического высказывания с элементами дополнения от группы, а наблюдатели фиксируют основные положения, которые могут сопровождаться их позитивными замечаниями.

3) Во время заслушивания результатов обсуждения выслушивается представленная точка зрения; критические замечания не допускаются.

4) Итоги дискуссии.

мнения

факты

Мы уверены, что знание языковых норм  необходимо

Из-за пренебрежения к соблюдению норм языка можно попасть в смешную ситуацию, как попал герой «Ералаша»  со своим рассказом о событии с его другом( «Чуден Днепр…»)

Практика доказывает, что понятие «языковая норма» актуально и в современное время

Увлечение «интернетовским сленгом»  приводит к засорению языка, к возникновению непонимания между собеседниками. По данным Министерства образования и науки, в последние годы в школьных сочинениях увеличилось количество ошибок, связанных с употреблением Интернет-сленга. Всевозможные «исчо», «превед», «чёнить» и «какнить», а также смайлики и сокращения вроде LOL (посмеемся от души) учителя все чаще вылавливают в письменных работах российских учеников

Мы не считаем, что  языковая норма ограничивает коммуникативную свободу человека .

 «Из-за анонимности, принятой в Сети, существует жуткая развязность в общении людей.»,- так считает писатель Войнович. Получается, всё зависит от каждого из нас, уровня нашей общей грамотности.

8. Итоговая часть дискуссии.

1-й этап. В ходе дискуссии учащиеся пришли к выводу о том, что  без соблюдения полноценной языковой нормы  человеку приходится сложно.

Языковая норма обязательна при использовании русского языка.

 Общество не может обойтись без языковых норм-от этого зависит «здоровье» нашего языка. Но быть в языке каждого языковой норме или не обращать на это внимания- дело языковой воспитанности каждого.

Напишут, как результат обсуждения, итоговое эссе «Может ли общество обойтись без языковой нормы?»

2-й этап

Самооценка участников дискуссии: не всегда удавалось аргументированно сопроводить свою точку зрения; работать в группе было интересно; узнали кое-что новое о своих одноклассниках; некоторые ребята открылись с неожиданной стороны и показали свою языковую грамотность; убедились в необходимости соблюдения языковых норм.

Наблюдатели: отмечается малоактивность некоторых учащихся; суждения поверхностны при обращении к примерам из литературы, не было опоры на СМИ; зато часто обращались к примерам из интернета. Считают работу результативной, т. к.  участие в дискуссии  дало возможность посмотреть на себя со стороны.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология организации учебных дискуссий на уроках литературы.

Данный доклад был представлен на общероссийской дистанционной конференции " Современные технологии обучения как средство повышения качества образования"на интернет - портале pedakademy.ruВ нём предста...

Организация учебной дискуссии на уроке литературы

Данная методическая разработка  "Организация учебной дискуссии на уроке литературы" знакомит читателя с методикой проведения учебной дискуссии на уроке литературы.Методическая разработка может бы...

Технология организации ролевой дискуссии на уроке английского языка

Статья содержит речевые клише для организации дискуссии на уроке...

Статья "Организация учебной дискуссии на уроке математики"

Статья "Организация учебной дискуссии на уроке математики"...

Организация учебной дискуссии на уроке английского языка (из опыта учителя)

Организация учебной дискуссии на уроке английского языка(из опыта учителя)Одним из приемов работы учителя по обучению общению является дискуссия.Дискуссия – это метод обсуждения и разрешения спо...

«Круглый стол» как форма организации коллективной дискуссии в работе с педагогами

laquo;Круглый стол»как форма организацииколлективной дискуссиив работе с педагогами...