Организация учебной дискуссии на уроке английского языка (из опыта учителя)
статья по английскому языку (6 класс) на тему

Спекинская Елена Юрьевна

Организация учебной дискуссии на уроке английского языка

(из опыта учителя)

Одним из приемов работы учителя по обучению общению является дискуссия.

Дискуссия – это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. В настоящее время она является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссией называют обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций и т.д. Но ошибочно считать, что дискуссия – это целеустремленное, эмоциональное, заведомо пристрастное отстаивание уже имеющейся, сформированной и неизменной позиции. Дискуссия – равноправное обсуждение учителями и учениками проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение. Это особая форма коллективного сотрудничества, вызывающую активную напряженную мыслительную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Спекинская Е.Ю. учитель английского языка

ГБОУ СОШ 133 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района

Организация учебной дискуссии на уроке английского языка

(из опыта учителя)

Одним из приемов работы учителя по обучению общению является дискуссия.

Дискуссия – это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. В настоящее время она является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссией называют обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций и т.д. Но ошибочно считать, что дискуссия – это целеустремленное, эмоциональное, заведомо пристрастное отстаивание уже имеющейся, сформированной и неизменной позиции. Дискуссия – равноправное обсуждение учителями и учениками проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение. Это особая форма коллективного сотрудничества, вызывающую активную напряженную мыслительную деятельность.

С помощью дискуссии учитель умело включает учащихся в значимые для них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить и общаться и предоставляет возможность высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса

Важность регулярного использования дискуссии на учебных занятиях в настоящее время не оспаривается никем. Для прочного усвоения знаний и понимания возможности их использования в практический деятельности необходимо не просто прочитать и выучить материал, но и обязательно обсудить его с другим человеком. При совместном генерировании и обсуждении идей люди выходят на уровень мышления, значительно превосходящий возможности отдельных индивидуумов. Коллективно и в личных беседах они рассматривают проблемы под различным углом зрения, соглашаются или спорят, отслеживают разногласия, разрешают их и взвешивают альтернативы.

Особенно важно определить способы, приемы, условия, обеспечивающие успех там, где высказывания учащихся строятся на иностранном языке.

Дискуссия предполагает прежде всего хорошую нравственную атмосферу понимания, которая достигается благодаря разработке и тщательному соблюдению следующих правил, применимых к высказыванию учащихся на английском языке:

1. Любую мысль можно высказать без боязни.

(учащиеся не боятся того, что их высказывание будет подвергнуто критики, сочтут не достаточно глубоким и т. д )

2. Высказывающемуся прощается самое необузданное ассоциирование (чем неприемлемее кажется высказывание, тем лучше)

3. Количество предлагаемых идей должно быть как можно больше

4. Высказанные идеи разрешается как угодно комбинировать, а также видоизменять (т.е. улучшать идеи, выдвинутые другими членами группы или другими учащимися).

Дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.

Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников – т.е. обращении учеников друг к другу и к учителю для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы. Общение в ходе дискуссии побуждает учеников искать различные способы для выражения своей мысли, повышает восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения; эти личностно развивающие результаты дискуссии впрямую реализуются на обсуждаемом в группах учебном материале.

Учебная дискуссия направлена на реализацию двух групп задач, имеющих одинаковую важность:

Задачи конкретно-содержательные:

осознание детьми противоречий и трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;

актуализация ранее полученных знаний;

творческое переосмысление возможностей применения знаний, и др.

Организационные задачи:

распределение ролей в группах;

соблюдение правил и процедур совместного обсуждения, выполнение принятой роли;

выполнение коллективной задачи;

согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего, группового подхода, и т.д.

В процессе дискуссии каждый из участников выполняет определенную роль и строго следует принятым на себя вместе с ролью обязанностям. Для повышения эффективности, распределение ролей должно происходить заранее и один и тот же учение в течение года должен опробовать все роли. Роли должны быть следующими:

Informer - информирует всех участников о проблеме дискуссии

To introduce some new information, news:

I would like to tell you about…

Have you heard anything about…?

I have something to tell you.

To enlarge on the point:

I would like to tell you also about…

You forget about…

To give advice:

You would better…

Take my advice.

May I give you a piece of advice?

Leader - – решает все задачи организации обсуждения вопроса, вовлекает в обсуждение всех членов группы:

To start a discussion:

There are two points

I wonder if somebody could tell me…

Do you happen to know…

I hope you do not mind my asking, but I would like to know more about…

Could you tell me a bit more about…

To ask for clarification:

What (exactly) do you mean?

Can you explain it in more detail, please?

Could you be a little more specific?

To interrupt a person politely:

Sorry to interrupt but I have got a question to you.

Critic – задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергает сомнению высказанные предложения, идеи и мысли.

To express your viewpoint:

If I were you…

For my part I would…

From my viewpoint…

If you ask me…

To express your disagreement:

I can not agree with you here

Hardly. That is not a good idea.

To express your doubt, disbelief:

You are not serious.

That can not be true.

I would rather doubt it.

Time keeper – соблюдает временные рамки обсуждения.

Tension releaser (примиренец)

To express your agreement:

That is true

A very good idea

Very wise of you to say that

To express sympathy and encouragement:

You must not worry about that

You need not get so excited

You need not argue

To suggest something:

What would you say about…

I think we would better…

Why do not we…

To express your admiration, satisfaction:

It sounds wonderful!

Just as I thought!

It can not be better!

It goes without saying!

В зависимости от формы и целей дискуссии возможны и другие роли.

Общий итог в конце дискуссии – это не столько конец размышления над данной проблемой, сколько ориентир в дальнейших размышлениях, возможный отправной момент для перехода к изучению следующей темы. Важно заранее продумать форму подведения итогов, которая соответствует ходу и содержанию дискуссии. Итог может подводиться в простой форме краткого повторения хода дискуссии и основных выводов, к которым пришли группы, и определения перспектив или в творческой форме – создание плаката или выпуск стенгазеты, коллаж, эссе, стихотворение.

Анализ и оценка дискуссии повышают ее педагогическую ценность и развивают коммуникативные навыки учащихся. Анализироваться должно выполнение как содержательных, так и организационных задач. В ходе анализа целесообразно совместно с ребятами обсудить следующие вопросы:

Выполнила ли групповая дискуссия намеченные задачи?

В каком отношении мы не достигли успеха?

Отклонились ли мы от темы?

Принимал ли каждый участие в обсуждении?

Были ли случаи монополизации обсуждения?


Список литературы

  1. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранному языку. - М.: Просвещение, 1986.
  2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии. Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995.
  3. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ И.С. Якиманская.– М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Организация учебной деятельности на уроке английского языка по технологии "Дебаты" на примере урока в 10 классе

Данная работа представляет собой разработку урока английского языка по технологии "Дебаты", которую я использую на старшем этапе обучения. Урок разработан в соответствии с УМК "Английский с удовольств...

Методика организации учебной деятельности на уроках английского языка в начальной школе

Методика организации учебной деятельности на уроках английского языка в начальной школе...

Организация учебной деятельности на уроках английского языка в связи с ФГОС

Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоя...

"Использование электронных учебных пособий, тренажеров, тестов для контроля учебной деятельности на уроках английского языка" / из опыта работы

Перед Вами первый выпуск Интерактивного журнала с методическими находками учителя "The First Step to Succes". Тема выпуска №1 "Использование электронных учебных пособий,тренажёров, тестов для контроля...

Компетентностный подход в организации учебного процесса на уроках английского языка

Данная статья посвящена методам и приёмам реализации компетентностного  подхода в процессе обучения иностранному языку....

Применение проектной методики в учебной деятельности на уроках английского языка (из опыта работы).

В этой публикации содержится описание применения проектной методики на уроках английского языка. Метод проектов ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания,...

Технология организации ролевой дискуссии на уроке английского языка

Статья содержит речевые клише для организации дискуссии на уроке...