Главные вкладки

    Практикум по подготовке к ОГЭ по русскому языку, 9 класс
    материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

    Петряшина Елена Сергеевна

    В данных файлах представлены задания по двум темам: Типы связей в сложном предложении и Количество грамматических основ.

    Может использоваться в качестве раздаточного материала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kolichestvo_grammaticheskih_osnov.docx90.48 КБ
    Файл tipy_sp_9_klass_gia.docx43.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тест по русскому языку «Готовимся к ОГЭ. Задание 08. Грамматическая основа предложения» №3 для 9 класса

    Выпишите грамматическую основу приведенного ниже предложения.

    1. Со мной сели два гусара с саблями наголо.
    2. Изменник помог Пугачеву вылезть из кибитки, в подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие.
    3. Оставаться ей в крепости, подвластной Пугачеву и управляемой Швабриным, было невозможно.
    4. У ней не было на свете ни одного родного человека.
    5. Через час урядник принёс мне пропуск, подписанный каракульками Пугачева, и позвал меня к нему от его имени.
    6. Марья Ивановна пошла проститься с могилами своих родителей, похороненных за церковью.
    7. Прощай, Марья Ивановна, моя голубушка.
    8. Сердца наши слишком были утомлены.
    9. Нечего было медлить.
    10. Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный.
    1. Три палатки стояли под деревьями по окружности лужайки. (Рыбаков А.)
    2. Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке. (Алексеев М.)
    3. Сюда приезжали директора предприятий договориться о подключении нового цеха, нового дома. (Гранин Д.)
    4. Зимою и летом, осенью и весною хорош русский лес. (Соколов-Микитов И.)
    5. Ветер, свистя, нёс то крупные холодные капли, то колючие ледяшки.(Дубровский Е.)
    6. Здесь на выставке маленького тусклого оконца годами пылилось несколько картонных коробок с парными, убранными лентами и букетиками, свадебными свечами. (Пастернак Б.)
    7. Тёмное облако дыма заволакивало небо.(Колесников Ю.)
    8. Меня в армию не взяли из-за сильной близорукости (Паустовский К.)
    9. Вижу позднюю дорогу да порошу во полях. (Кузнецова С.)
    10. Туман - отличное прикрытие от вражеской авиации.(Платов Л.)
    11. В корчме не было ни одной женщины. (Акунин Б.)
    12. После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной.(Голубев Г.)
    13. Отправив связного с сообщением, Рябинкин велел бойцам выполнять этот его приказ. (Кожевников В.)
    14. Одинокая чайка, подхваченная ветром, ослепительно белая в свинцовом небе, косо пронеслась над лесом, ныряя и остро махая крыльями. (Бондарев Ю.)
    15. Вскоре отец с матерью ушли на работу. (Мусатов А.)
    16. Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. (Паустовский К.)
    17. Ланового вдруг перевели на административную работу в штаб округа. (Беляев А.)
    18. После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. (Иванов А.)
    19. Солнце косыми лучами освещало птичий розовый остров. (Соколов-Микитов И.)
    20. Дом с подветренной стороны по самую крышу занесло снегом. (Свинцов В.)

    Тест по русскому языку «Готовимся к ОГЭ. Задание 06. Стилистические синонимы» №1 для 9 класса

    1. Замените словосочетание ВСЕГО НИЧЕГО из предложения 14стилистически нейтральным синонимом.  Напишите этот синоним.

    (14)Мне кажется, что их здесь всего ничего, мне одному не хватит, а тут ещё дедушка, как маленький, ест да ест.

    2.Замените слово ПРИМЕТИТ из предложения 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    (18)Направляясь домой, Варя никак не минует переезда, и Лёшка её сразу приметит, а она его нет. 

    3.Замените фразеологизм НА ВЕКИ ВЕЧНЫЕ из предложения 9 стилистически нейтральным словом-синонимом.  Напишите этот синоним.

    (9)Нина, возбуждённая и разнеженная красотой тёплой летней ночи, предложила Боброву свою дружбу на веки вечные.

    4.Замените слово УЖАСНО  из предложения 5 на стилистически нейтральный синоним. Напишите этот синоним.

    (5) Мише это повторение вскоре ужасно надоело.

    5.Замените слово БУМАЖЕК из предложения 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним.  

    (19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек. 

    6.Замените слово ЗАВАЛИТЬ из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

    (19)Порой случалось ему завалить даже осторожную антилопу орикс, и тогда уж кот пировал на славу.

      

    7.Замените слово РАЗУМЕЛ из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

    (13)Под волей он разумел свободу. 

    8.Замените индивидуально-авторское слово НАСТЫЛЫЕ из предложения 15 общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним. 

    (15)С раннего утра ползли они по улицам, огромные синие вагоны, зимой залепленные снегом, с наглухо замерзшими стеклами, настылые, мрачные; летом пестреющие женскими шляпками, с империалом, то над чем-то хохочущим, то мирно созерцающим окрестный пейзаж...    

    9. Замените слово ДОХА из предложения 3 стилистически нейтральным общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним. 

     (3) Она была в короткой заячьей дохе, поднятый крашеный воротник, покрытый плотным инеем, холодно сверкал. 

    10. Замените слово НЕИЗБЫВНОМ (любопытстве) из предложения 8стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

    (8)Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки, начертанные ровно линии, взяла пузырек с тушью, аккуратненько вылила ее на весь проект, и краска залила чертёж.

    11.Замените слово В БАДЕЙКАХ из предложения 36 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

    (36) Старуха и женщина лет тридцати сидели на полу и месили тесто в бадейках. 

    12.Замените слово ИМЕНИТЫХ из предложения 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

    (15)Замечательный портретист, он работал с необыкновенной легкостью и еще в молодости своей создал множество произведений, в которых запечатлел чуть ли не всех именитых людей своего времени и, кроме того, десятки безвестных купцов, моряков, женщин и детей, чиновников и крестьян.  

    13.Замените слово НЕВЕСТЬ из предложения 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

    (20)Их до подлости смиренное, отвергающее даже намек на индивидуальность и покорное невесть чему поведение раздражало, и мысль хищно обратилась к жертвоприношениям, закланиям, шашлыку.

    14.Замените слово УВЯЗАЛСЯ из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

    (7)Старого мерина мы знали давно, и ничего таинственного в том, что он увязался за нами, не было. 

    15.Замените слово НЕ ПОПАДАЛИСЬ из предложения 12стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

    (12)Но даже по самому снисходительному счету разве мне не попадались дурные и злые люди? 

    16.Замените слово ПЛЯСУНЬЕ из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.  

    (24)Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о Снежной королеве. 

    17.Замените слово ПОЗУМЕНТ из предложения 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

    (20)Когда шарманщик чуть приметно кивнул, мальчик, сбросив верхнюю одежду, остался в обшитом мишурными позументами, затасканном, стократно заплатанном костюме акробата, и все вокруг ахнули.

     18.Замените слово ХЛЯБАЛИ из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

    (4)На обогретом, с боков заголённом серебристой мерзлотою холмике парнишка увидел мокрое перо, хотел побежать скорее: может, сова или песец задавили линялого гуся, косточки да остались от него, но сапоги, хоть в них и было толсто подвернуто, хлябали, вязали ноги.  

    19.Замените слово ОТТЕРЕТЬ из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

    (9)Папа мне теперь не защита: он не видит меня, и любой прохожий может меня оттереть, и тогда случится самое страшное: я потеряюсь.

    20. Замените слово ОЦЕПЕНЕВШИМ из предложения 13стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

    (13)Но весь пароход все-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблем-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещенной прогалине среди тумана. 

    21.Замените слово БАРЫШ из предложения 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

     (11)Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. 

    22.Замените слово ОСКУДЕВАЕТ из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.  

    (5)Случилось несчастье: он оскудевает и мертвеет на наших глазах.

    23.Замените слово ПОЗЛАЩЕННЫЕ из предложения 27стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.  

    (27)Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги, в колеях которых, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты, и он был уверен, что не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии.

    24.Замените слово ВОЗЗВАНИЕ из предложения 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

    (6)Однажды в «Последних Новостях» я напечатал коротенькое воззвание – просьбу помочь молодой женщине, матери двух детей, попавшей в тяжелое положение. 

    25.Замените слово УЗНИКОВ из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

    (24)Я разрушу все клетки и освобожу несчастных узников. 

    26.Замените слово НЕИСТОВОГО из предложения 13  настилистически нейтральный синоним. Напишите этот синоним.

    (13) И новая волна неистового смеха покатилась по комнате.

    27.Замените разговорное слово ПОТЕХУ из предложения 17стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

    (17)А однажды Лина пошла в зоопарк, но тут ей не понравилось: жалко было потрёпанных медведей-попрошаек, зады у которых были вытерты и голы, оттого что они часто на потеxy людям усаживались и «служили» за конфетку, за кусок булки. 

    28.Замените разговорное слово ВОН из предложения 23 стилистически нейтральным словом синонимом. Напишите это слово. 

    (23)«А я хоть в клетке согласна!» — крикнула Лина и быстро побежала по дорожке вон из зоопарка.

    29.Замените просторечное слово ТЁТКИ из предложения 27 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово. 

     (27)Она бежала вдоль забора, увидела вход в другую ограду, проскочила мимо тётки, разомлевшей под солнцем, упала на скамью, отдышалась и стала оглядываться. 

    30.Замените книжное слово (высокого стиля) МИРОЗДАНИЕ из предложения 49 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

    (49)Музыка звезд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания и летела сюда, к Лине, долго-долго летела, может, дольше, чем звездный свет.

    31.Замените книжное слово (высокого стиля) СЛАВИЛ из предложения 52 стилистически нейтральным словом-синонимом.Напишите это слово.

    (52)Рожденный под этими звездами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и все живое на земле.

    32.Замените разговорное слово УЙМА из предложения 10стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

    (10)– Причин уйма. 

    33.Замените разговорное слово УТЕХА из предложения 15стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

    (15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников...

     

    34.Замените просторечное слово ПРИВОЛОКЛИ из предложения 18стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово. 

    (18)А «торжество» науки месяц тому назад, когда приволокли в город последний автомобиль, когда бросили жребий и счастливчики могли по одному разу ударить машину кувалдой!..

    35.Замените разговорное слово БАШКОВЫТЫЙ из предложения 20стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово. 

    (20)– Вот увидите: еще появится башковитый человек, который всё подлатает.  

    36.Замените разговорное выражение НЕ ПО СЕБЕ из  предложения 28стилистически нейтральным наречием-синонимом. Напишите этот синоним. 

    (28)У мальчишки пересохло во рту, стало не по себе.

    37.Замените разговорное слово УЛАМЫВАТЬ из предложения 30 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово. 

    (30)Долго тебя уламывать?!

      

    38.Замените разговорное слово КОЛОТИТСЯ из предложения 33 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово. 

     (33)Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и мальчик, отвечая на ее взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка.

    39.Замените разговорное слово СВИСТОПЛЯСКА из предложения 45 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

    (44)Весь в ссадинах, разорванной одежде, с расшибленным локтем, он смотрел, как старухи с горящими глазами жевали беззубыми ртами куски холста, как мужчины разламывали золочёную раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья.

    (45)Мальчишка стоял притихший в стороне от этой свистопляски.

    40.Замените просторечное слово РЯВКНУЛ из предложения 53стилистически нейтральным синонимичным выражением. Напишите это выражение.

    (53)– Где ты болтался? – рявкнул отец. 

    41.Замените разговорное слово ВСЫПЛЮ из предложения 54стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

     (54)– Погоди, вот я тебе утром всыплю…

    42.Замените разговорное слово УГОМОНИЛИСЬ из предложения 55стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово. 

    (55)Наконец все угомонились.  


    Синонимичные выражения

    1. Замените данные словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

    1. кружевной шарф


    2. парижских сражений

    (10)Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады. (11)Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах. (12)Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.

    3. бессонных ночей


    4. диванная подушка


    5. школьные будни


    6. в водяных дорожках

    (1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу. (3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу... (4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу

    в любую погоду!


    7. на прибрежном песке


    8. шмелиное жужжание


    9. студенческого хора


    10. книжный магазин


    11. голубкинская совесть

    (30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани. (32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал: – (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!

    12. железный рычаг


    13. глебовская власть

    (9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости. (11)Продолжалась глебовская власть – ну не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа. 

    14. стального цвета

    15. Лялиной красотой
    (19)Маше сулили чин академика, Ляле – покорительницы сильного пола и создательницы счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не сулили. (21)Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко, чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.

    16. собачьего языка


    17. человеческая жизнь


    18. бумажных голубей


    19. ракетный хвост


    20. к железным воротам


    21. в хрустальной вазе


    22. фарфоровые собаки


    23. бревенчатый домик


    24. к Алкиному дому

    (27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.(28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку. – (29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь. – (31)Чего смотреть, на болонок похожи, –  убитым тоном сказал внук. – (32)Нет, болонка – собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят. (33)Мальчик взглянул на цветы и подумал: «И правда, какие чистые... ледянистые...» (34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятенной душе Андрейки, словно вихрь.

    25. деревянные сиденья


    26. суконным одеялом


    27.  человеческая вера


    28. детские игрушки


    29. в детском лагере


    30. детское ликование


    31. музыкальный кружок


    32. школьный зал


    33.боксёрскую грушу


    34. вечерней прохладой


    35. степные метели


    36. культурные ценности


    37. театральный двор


    38. мамин совет


    39. маминого альбома


    40. народным горем


    41. папиной ручкой


    42. немецкие танки



    2. Замените данные словосочетания, построенные на основе 
    управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

    1. колосьев ржи


    2. гудок парохода


    3. стая гусей


    4. пасть собаки


    5. палуба корабля


    6. дно колодца


    7. известия с фронта


    8. слёз матери


    9. берег моря



    3. Замените  данные словосочетания, построенные на основе 
    примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

    1. говорит радостно


    2. насмешливо сказала


    3. увлечённо читал


    4. нежно гладит


    5. отнестись юмористически


    6. радостно сообщил



    4. Замените словосочетание, построенное на основе 
    управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

    1. глядел с уважением



    5. Замените словосочетание, построенное на основе 
    согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

    1. утренняя пробежка


    Тест по русскому языку «Готовимся к ОГЭ. Задание 10. Пунктуация в предложениях с обособленными обстоятельствами» для 9 класса

    1. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном обстоятельстве:

    Блестящие,(1) словно бы отполированные,(2) пологие волны неторопливо изгибаются навстречу. Суетливо бегают рядом рачки-бокоплавы. Вода шелестит у ног,(3) обегая торчащие камни. (Платов Л.)

    2. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве:

    Христофор Георгиевич, (1) не без пользы проводивший время в кают-компании, (2) довольно щурился, (3) раздувая ноздри, (4) и шевелил черными огромными усами. (Тренев В.)

    3. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве:

    С трудом удерживаемый стартовой командой, (1) дирижабль вздрагивал всем своим стометровым корпусом, (2) норовисто приподнимал тупой нос, (3) потом, (4) медленно раскачиваясь, (5) опускал его. (Бороздин В.П.)

    4. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве:

    Пыль на грунтовых шляхах от проходящих машин, (1) поднявшись, (2) долго висела в воздухе. Мельчайшая пыль, (3) истертая шинами боевых машин, (4) размятая по колесную ступицу, (5) не пыль, (6) а сухая вода плыла, (7) колыхалась при малейшем движении ветра. (Первенцев А.)

    5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве:

    Дородных отвернулся, (1) страдальчески прищурился, (2) ещё раз всмотрелся в солнце, (3) встающее из-за червонного горизонта, (4) и, (5) уже не приглушая голоса, (6) отдал приказ форсировать реку. (Воробьев Е.)

    6. . В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую при обособленном обстоятельстве:

    Не было больше тепла и запаха горящего бурьяна, (1) в лицо веяло свежестью ночи, (2) и опять, (3) темнея в сумраке, (4) бежали навстречу мне поля. (Бунин И.)

    7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах:

    Толкнув дощатую калитку, (1) мы с пыльной, разъезженной улицы перешли в тихий, (2) прохладный садик, (3) заросший понизу буйной травой. На крыльце покосившегося деревянного дома стояла, (4) развешивая на веревку тряпицы, (5) худая, (6) пожилая, (7) или, (8) лучше сказать, (9) старая женщина. (Солоухин В.)

    8. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах:

    Орлята и коршуны заливались своим свистом и ржанием, (1) переливчатым и неприятным, (2) по ветвям лиственниц ходил ленивый шорох, (3) и утки, (4) забыв или даже не зная о недавней тревоге, (5) опять лежали черными комьями на гладкой воде озера. (Короленко В.)

    9. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах:

    На мостике появился лейтенант Михеев,(1) помощник командира катера. Скинув тулуп и с удовольствием расправляя плечи, (2) Решетников коротко передал ему вахту, (3) но, (4) сойдя с мостика, (5) не пошел вниз, (6) а остановился возле машинного люка лицом закату. (Соболев Л.)

    10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах:

    С обрыва, (1) на котором остановился Норкин, (2) хорошо видны мелкие камни, (3) устилающие дно. Вода, (4) искрясь, (5) пробегает над ними. На самой середине речки стоит теленок и, (6) отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, (7) пьет воду, (8) низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)

    Тест по русскому языку «Готовимся к ОГЭ. Задание 10. Пунктуация при сравнительном обороте» №1 для 9 класса

    1. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте.

    В квартире напротив дверь была открыта, (1) и оттуда, (2) как пар, (3) летела белая пыль извести. (Матвеев Г.)

    2. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте.

    Пиликали скрипки, (1) рычали трубы, (2) мимо струились нескончаемые гаммы, (3) перегоняя друг друга. То был как бы музыкальный срез этого трудолюбивого, (4) словно улей, (5) дома. (Платов Л.)

    3. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте.

    Близкий рассвет обрадовал нас. С надеждой смотрели мы, (1) как расширяется его полоса, (2) наливается розовым чайным тоном. Только остров на озере был черен и густ, (3) как бархат. Не островом казался он сейчас, (4) а спиною дракона, (5) выставившего гребень из воды. (Коваль Ю.)

    4. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при сравнительном обороте.

    Великан-налим подпрыгнул, (1) извиваясь, (2) слегка пополз, (3) точно тюлень, (4) и застыл, (5) прямой и толстый, (6) как колода. (Дубровский Е.)

    5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте.

    Просидев несколько мгновений неподвижно, (1) напряжённо прислушиваясь и оглядываясь, (2) глухарь прошёлся по ветке от ее конца к стволу, (3) вернулся, (4) распустил, (5) как индюк, (6) крылья, (7) веером поставил хвост и опять басисто кокнул. (Дубровский Е.)

    6. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте.

    По сторонам валялся спиленный лес, (1) выкорчеванные пни топорщились тёмными корнями, (2) словно высохшие спруты. Меж деревьев белел грязный подтаявший снег. Тягач, (3) свирепо урча, (4) кренился то в одну, (5) то в другую сторону, (6) заваливаясь в глубокие колдобины. (Горбачёв Н.)

    7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте:

    Сперва Решетников просто рассматривал закат, (1) удивляясь, (2) как это он не заметил раньше всей его красоты. Но вскоре смутные, (3) ускользающие мысли неясной чередой поплыли в его голове под низкий, (4) мощный гул моторов, (5) торжественный, (6) как органный аккорд. (Соболев Л.)

    8. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при сравнительном обороте.

    А пароход подходил всё ближе. Чёрный, (1) кряжистый, (2) точно скала, (3) он все же казался малым для этой реки, (4) терялся в её светлой равнине, (5) хотя рёв его, (6) подобно урагану, (7) сотрясал кедры на горах. (Фраерман Р.)

    9. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте:

    Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, (1) когда трава на рассвете покрывается инеем, (2) как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, (3) залезал в неё и всю ночь спал в стогу, (4) будто в запертой комнате. (Паустовский К.)

    10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при сравнительном обороте:

    Ученики неохотно разошлись по своим местам. Но головы их, (1) как подсолнухи к солнцу, (2) неудержимо поворачивались в сторону Маши, (3) а глаза с завистью следили за тем, (4) как девочка читает письмо. (Мусатов А.)

    Тест по русскому языку «Готовимся к ОГЭ. Задание 10. Пунктуация при уточняющих членах предложения» №1 для 9 класса

    1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном уточняющем обстоятельстве.

    На север и восток открывается обширная панорама гор, (1) облитых снежной белизною. Слева, (2) из-за большой сопки, (3) вырисовываются отроги Станового, (4) отмеченного полосами тёмных скал и зубчатыми рядами. (Федосеев Г.)

    2. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном уточняющем обстоятельстве.

    Человек, (1) двигавшийся кругами, (2) остановился наконец на его вершине и поднял шарф до ушей, (3) пряча лицо от мороза. Золотые снега внизу, (4) над рекой, (5) уже начинали голубеть перед вечером. (Галактионова В.)

    3. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном уточняющем обстоятельстве.

    Несмотря на солнечный день, (1) темно было под елками. Где-нибудь в этой темноте, (2) подальше от дороги, (3) и сидит, (4) наверно, (5) лесовик. Вдруг лес кончился, (6) и я увидел большое поле, (7) подобное круглому озеру. В самом центре его, (8) как остров, (9) стояла деревня. (Коваль Ю.)

    4. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном уточняющем обстоятельстве.

    Он открыл глаза, (1) увидел чужую комнату, (2) до горячей духоты нагретую солнцем, (3) и почувствовал, (4) как потное лицо овеивало слабым дуновением воздуха. В раскрытое окно тёк сухой жар июльского утра. Прямо над головой на самом солнцепёке, (5) за подоконником, (6) постукивали когтями по карнизу сизые голуби и в поисках тени заглядывали в комнату. (Бондарев Ю.)

    5. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном уточняющем обстоятельстве.

    Сердцу охотника особенно приятен лесной охотничий уют, (1) с которым не могут сравниться обычные удобства. С особенным удовольствием мы разводили костер, (2) укладывали и развешивали походные пожитки. Здесь, (3) у охотничьего костра, (4) я предполагал провести не одну ночь. (Соколов-Микитов И.)

    6. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном уточняющем обстоятельстве.

    Крылатая тень самолёта то скользила по лиственничной тайге, (1) то ныряла в овраг, (2) то, (3) отступая, (4) путалась в глубоких кривунах Зеи. А вдали, (5) у края голубого неба, (6) лёгким облаком маячили заснеженные горы. Они как бы надвигались на нас, (7) росли, (8) ширились,(9) становились все более величественными. Это был восточный край Станового хребта. (Федосеев Г.)

    7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном уточняющем обстоятельстве.

    Было уже за полночь, (1) и маленький городок Петропавловск давно спал. Спокойные воды бухты серебрились при ярком свете луны, (2) а на севере, (3) вдали, (4) поднимался стройный конус Авачинской сопки, (5) подобно белому привидению на тёмном фоне неба. В воздухе чувствовался лёгкий морозец. Казалось, (6) Камчатка объята ещё зимним сном. (Обручев В.)

    8. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном уточняющем обстоятельстве.

    Поздно возвращаюсь из штаба. Горы, (1) точно чудовища, (2) стоят на горизонте, (3) закутавшись туманом. Из-за них, (4) с востока, (5) неслышно крадётся прозрачная майская ночь с тусклыми, (6) как бы подёрнутыми дымкой звездами. Странной, (7) загадочной кажется тишина уснувшего поселка. (Федосеев Г.)

    9. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном уточняющем обстоятельстве.

    Она прибежала на железнодорожную станцию, (1) и тут, (2) на перроне, (3) след хозяина пропал. Найда вернулась немного назад, (4) вновь нашла запах хозяина и вновь, (5) дойдя до металлических рельсов, (6) потеряла. Она делала и делала круги, (7) то расширяя их, (8) то сужая, (9) не замечая пинков прохожих, (10) даже не огрызаясь. (Свинцов В.)

    10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном уточняющем обстоятельстве.

    Пестрели куртинки жёлто-фиолетовых анютиных глазок, (1) раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, (2) над всей этой цветочной пестротой, (3) поднялись мои маки, (4) выбросив навстречу солнцу три тугих, (5) тяжёлых бутона.(Носов Е.)


    Тест по русскому языку «Готовимся к ОГЭ. Задание 09. Обособленные определения» для 9 класса

    Автор: Захарьина Елена Алексеевна

    1. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

    (1) День заканчивался. (2) За корявыми вершинами мертвых пихтачей багровел закат. (3) Темнело небо. (4) В просветах деревьев, освещенных костром, танцевали силуэты. (5) После ужина лагерь угомонился. (6) Съежившись от холода, у огня спали люди. (7) У возов кормились лошади. (Федосеев Г.)

    2. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленными нераспространёнными определениями. Напишите его номер.

    (1) Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета. (2) Тишина, тягучая и властная, овладела лесом. (3) И в ней отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса на полянку. (Полевой Б.)

    3. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

    (1) Чигарева они нашли в одном из блиндажей. (2) Владимир сидел, подперев ладонями давно не бритое лицо, и словно спал с открытыми глазами. (3) Он даже не шевельнулся, когда товарищи вошли и сели напротив него, пододвинув к себе коробки с пулеметными лентами. (4) Норкин осмотрелся. (5) Уткнувшись стволом в земляную стенку, стоял пулемет, словно наказанный мальчишка. (6) Ленты торчали из коробок, валявшихся по всему полу, а пулемётный чехол бесформенным комом лежал у порога. (Селянкин О.)

    4. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

    (1) Все эти годы, как только у девочек кончались экзамены, Арсеньевы переезжали на свой хутор. (2) С первым весенним солнышком Динка начинала считать дни, оставшиеся до переезда. (3) И каждый раз, обегая знакомые, дорогие ей местечки, удивлялась, как вырос и разросся сад, какая вкусная вода в холодном, обжигающем губы роднике, как ласково шумит ореховая аллея. (4) Динка уверяла, что даже лягушки на пруду сразу узнают ее и, раздуваясь от крика, всплывают наверх... (Осеева В.)

    5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

    (1) К кораблям быстро привыкли, как привыкают к домам, к деревьям на улице, к полосатым будкам часовых. (2) Их перестали замечать. (3) Только в те редкие ясные дни, когда над ледяным заливом подымалось белое солнце, офицеры, солдаты и жители Мариегамна жмурились от блеска кораблей, заросших инеем, и удивлялись красоте этого зрелища. (Паустовский К.)

    6. Среди предложений 1-5 найдите предложения с обособленным определением. Напишите их номера.

    (1) Было видно, как под пароходом кипит и кружит вода двух сталкивающихся течений, как далеко и грозно ходят в океане волны. (2) От правого берега, выступавшего в море, навстречу пароходу шел катер. (3) Повернувшись быстро, катер подвалил к борту, и стало видно, что в нем стоят две женщины и мужчина. (4) Женщины, смеясь, махали платками, им отвечала пассажирка, держась за стойку и свесясь в море. (5) Матросы, спустившие трап, опять увидели, как она ловко и быстро сбежала вниз. (6) Она три раза махнула платочком стоявшему на мостике капитану и улыбнулась. (Соколов-Микитов И.)

    7. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

    (1) Далеко тянется казенный лес. (2) Прорезают его глубокие овраги, густые ельники и заросшие крапивой чащи. (3) В середине этого леса на развилке двух дорог стоит хата. (4) Давно проржавела ее крыша, повалился плетень, засох старый колодезь. (5) Позади хаты круто сбегает вниз глухой овраг, густо заросший ежевикой и малиной. (6) На дне оврага, не смолкая ни днем ни ночью, журчит ручей. (7) Из-за густой зелени и обступивших со всех сторон деревьев хата Якова только одним боком высовывается на дорогу, словно любопытная девушка большой белой шали. (Осеева В.)

    8. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

    (1) Девочка осталась одна. (2) Она взглянула на солнце, которое было уже близко к закату и клонилось к вершине еловой горы. (3) И хотя было уже поздно, девочка не спешила уйти. (4) Она медленно повернулась на камне и неторопливо зашагала вверх по тропинке, где навстречу ей по пологому склону горы спускался высокий лес. (5) Она вошла в него смело. (6) Шум воды, бегущей меж рядами камней, остался за ее спиной, и перед ней раскрылась тишина. (Фраерман Р.)

    9. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

    (1) Лошади сбились в кучу и насторожились. (2) Все молчали, а ветер крепчал и скоро перешел в ураган. (3) От грохота и шума, царивших вокруг нас, создавалось впечатление, будто между бурей и мертвым лесом происходила последняя схватка. (4) И, отступая, лес стонал, ломался, падал. (5) Прошло всего несколько минут, как мощные порывы ветра пронеслись вперед, оставляя после себя качающуюся тайгу. (6) И долго слышался удаляющийся треск падающих деревьев.(Федосеев Г.)

    10. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

    (1) Как только Гиляров начинал говорить, мы, студенты, уже ничего не замечали вокруг. (2) Мы следили за неясным бормотаньем профессора, завороженные чудом человеческой мысли. (3) Гиляров раскрывал ее перед нами неторопливо, почти сердясь. (4) Великие эпохи перекликались одна с другой. (5) Нас не оставляло ощущение, что поток человеческой мысли нельзя разъять на части, что почти невозможно проследить, где кончается философия и начинается поэзия, а где поэзия переходит в обыкновенную жизнь. (Паустовский К.)

    Тест по русскому языку «Готовимся к ОГЭ. Задание 09. Обособленные члены предложения» №1 для 9 класса

    Автор: Кукоба Светлана Николаевна

    1. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленными членами. Напишите номер этого предложения. 

    (1) На Старице по берегам - песчаные дюны, заросшие чернобыльником и чередой.(2) На дюнах растет трава, ее зовут живучкой. (3) Это плотные серо-зелёные шарики, похожие на туго закрывшуюся розу. (Паустовский К.)

    2. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения. 

    (1) Знакомство всегда происходит по раз навсегда установленному обычаю. (2) Сначала мы закуриваем, потом идёт вежливый и хитрый разговор, направленный к тому, чтобы выведать, кто мы такие, после него - несколько неопределённых слов о погоде. (3) И только после этого беседа может свободно переходить на любую тему. (Паустовский К.)

    3. Среди предложений 1-4 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

    (1) В сентябре пошли дожди. (2) Они шуршали в траве. (3)Воздух от них потеплел, а прибрежные заросли запахли дико и остро, как мокрая звериная шкура. (4) По ночам дожди неторопливо шумели в лесах по глухим, неведомо куда ведущим дорогам, по тесовой крыше сторожки, и казалось, что им так и на роду написано моросить всю осень над этой лесной страной. (Паустовский К.)

    4. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством.

    (1) Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. (2) Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (3) В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста. (Паустовский К.)

    5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с необособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

    (1) О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». (2) Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. (3) А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне! (Паустовский К.)

    6. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными дополнениями. Напишите номер этого предложения. 

    (1) Всё это - только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде. (2) Но и этого довольно, чтобы возмутиться словами одного писателя, сказавшего мне с кислой гримасой: (3) «Я предпочитаю живые улицы и дома вашей утомительной и мёртвой природе. (4) Кроме неприятностей и неудобств, дождь, конечно, ничего не приносит». (Паустовский К.)

    7. Среди предложений 1-4 найдите предложение с распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

    (1) Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» - одно из прекраснейших слов русского языка. (2) Это слово никогда не говорят громко. (3) Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. (4) Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. (Паустовский К.)

    8. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным уточняющим членом. Напишите номер этого предложения.

    (1) В этот заревой час низко над самой землёй пылает утренняя звезда. (2) Воздух чист, как родниковая вода. (3) В заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. (4) На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет тёплым парным молоком. (5) И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки. (Паустовский К.)

    9. Среди предложений 1-3 найдите предложение, которое не осложнено обособленным определением. Напишите номер этого предложения. 

    (1) Мысль о том, чтобы собрать слова, имеющие отношение к природе, пришла мне в голову в тот день, когда на луговом озерце я услышал, как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и цветы. (2) Словарь этот будет, конечно, толковым. (3) Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов и учёных, имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову. (Паустовский К.)

    10. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным распространённым приложением, относящимся к личному местоимению. Напишите номер этого предложения. 

    (1) Кровью мы, конечно, не истекали, но все же и нам, молодым и весёлым людям, бывало иногда чересчур холодно и голодно. (2) Но никто не роптал. (3) Внизу, в первом этаже магазина, развёртывала суетливую и несколько подозрительную деятельность художественная артель. (4) Во главе этого предприятия стоял старый ворчливый живописец, известный в Одессе под кличкой «Король вывесок». (Паустовский К.)


    Правописание приставок.
    9 класс. ОГЭ. Часть 2. Варианты задания 4


    1. Из предложений 7–8 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от её значения.
    (7)У Татьяны Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а сегодня для библиотеки привезут дрова. (8)И она прислала записку.

    2. Из предложений 17–18 выпишите слово, в котором выбор начальной гласной корня зависит от приставки.
    (17)Улыбалась она смущённо и с любопытством, будто это не вы разглядывали её, а она, чуть робея, глядела на вас. (18)Выполнено всё это было предельно безыскусно, но как-то удивительно…

    3. Из предложений 16–17 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. 
    (16)Руки были сложены аккуратно, пальчик к пальчику, на одном серебряное колечко посверкивало. (17)Улыбалась она смущённо и с любопытством, будто это не вы разглядывали её, а она, чуть робея, глядела на вас.

    4. Из предложений 1–6 выпишите слово, в котором приставка имеет значение неполноты действия.
    (1)В ту ночь меня разбудили, когда стрелки на светящемся циферблате показывали без пяти час.
    – (2)Товарищ старший лейтенант, разрешите обратиться... (3)Тут задержали одного... (4)Требует доставить в штаб. (5)На вопросы не отвечает: говорить, мол, буду только с командиром.
    (6)Я, привстав, у самых дверей увидел худенького паренька лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего.
    5. Из предложений 6–8 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит озвончение. 
    (6)Как-то ночью прошли две наши дивизии. (7)Шли долго, беспрерывно, всю ночь напролёт, батальон за батальоном. (8)Раза два немцы пытались сгоряча перебраться через овраг, и тогда начиналась автоматная трескотня.

    6. Из предложений 1–4 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква, обозначающая глухой согласный звук, если после приставки следует глухой согласный». 
    (1)Где-то далеко стреляют зенитки, бродят прожектора по небу, вздыхает во сне Валега. (2)Он лежит в двух шагах от меня, свернувшись комочком. (3)Маленький круглоголовый мой Валега! (4)Сколько исходили мы с тобой за эти месяцы, сколько каши съели из одного котелка…
    7. Из предложений 10 – 11 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения. 
    (10)Ходят, картинно обняв своих дам, по-полотёрски усердно работают ногами и всем залом дружно пришепётывают: «Чу-чу-чу-чу!» (11)Мы сидели, повернувшись вполоборота к танцующим, и с усмешкой, а может быть, и с удовольствием наблюдали за этим экзотическим действом.
    8. Из предложений 1–4 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».
    (1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)С неё-то и начались неприятности. (3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что с таким «абсолютным слухом» абсолютно необходимо учиться музыке. (4)Олега торжественно и шумно привели на экзамен в музыкальную школу.
    9. Из предложений 17–18 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «присоединение». 
    (17)Однажды вечером, когда хлынул неожиданный для осени тёплый проливной дождь с громом и яркими молниями и лётчики решили устроить «вечер отдыха», около одиннадцати в землянке появился Яровой. (18)Очевидно, после ужина он бродил где-то по лесным опушкам, потому что к голенищам его сапог прилипли осенние листья.

    10. Из предложений 28–30 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением приближения, которое она имеет.
    – (28)А ты, значит, пришёл третьим? – (29)Папа улыбнулся, и мне это было очень приятно. – (30)Третье место тоже призовое, бронзовая медаль! (31)Ну, а кто же на четвёртом остался?

    11. Из предложений 52–59 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С».
    (52)Санька кинулся было в избу, но столкнулся на пороге с матерью, которая держала в руках чугунок.
    – (53)Постойте, мальцы... (54)Вот картошек варёных возьмите.
    – (55)Мамк, ты денег не бери! – заторопился Санька. – (56)Слышь, не надо! (57) Они не себе хлеба хотели купить, докторше!.. (58)Она, говорят, отказывается, а сама голодная ходит!
    (59)Мать поставила чугунок на перильце, распрямилась.

    12. Из предложений 17–18 выпишите слово, в котором приставка имеет значение неполноты действия.
    (17)Но вот он опять поднял руки и ударил по клавишам – многолюдный зал мгновенно притих. (18)В эту минуту вошёл старик, внимательно оглядел толпу, охваченную одним чувством, направившую на слепого горящие взгляды.

    13. Из предложений 26–28 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
    – (26)Канандер? – недоумевая, переспросила она.
    – (27)Это, мама, французский очень дорогой и вкусный сыр, разве ты не знаешь?
    (28)Она всплеснула руками и засмеялась…


    Правописание суффиксов. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.
    9 класс. ОГЭ. Часть 2. Варианты задания 5 (по демоверсии 2015 г.)

    1. Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н».
    (1)В институтский буфет вошёл парень – худенький, невысокий, светлые волосы стрижены ёжиком. (2)Он волок всего две картины – незачехлённые, без рамок. (3)Поставил и подошёл к буфетной стойке.

    2. Из предложений 32–33 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом правописания краткой формы страдательных причастий прошедшего времени.
    «(32)Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта…» 

    3. Из предложений 4–7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
    (4)Чёрный, как копоть, дым застилает солнце, так что на него можно смотреть не щурясь, как смотрят сквозь сильно закопчённое стекло во время затмения. (5)В нашем овраге, как говорится, без перемен. (6)Как-то ночью прошли две наши дивизии. (7)Шли долго, беспрерывно, всю ночь напролёт, батальон за батальоном.

    4. Из предложений 33–35 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительного с основой на -Н».
    (33)Я всю ночь думал, как мне быть. (34)К утру я решил отказаться от только что разделённой любви и больше не встречаться ни с Таней, ни с её приятелями. (35)Таня напрасно присылала мне записки с приглашениями то на именинный пирог, то на пикник, то на ёлку.

    5. Из предложений 1–4 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».
    (1)Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. (2)Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой. (3)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. (4)Она собирала еловые шишки и клала их в плетёную корзинку.

    6. Из предложений 18–19 выпишите слово, правописание суффикса в котором не определяется общим правилом (является исключением).
    (18)Там гудело бешеное пламя, вырывались огненные плащи с чёрной дымной каймой, гулкими залпами взлетали ввысь огненные угли. (19)Пламя стремилось ввысь, и крутилось красными смерчами, и перебегало с крыши на крышу, а деревянные домишки, просохшие насквозь за много лет жизни, вспыхивали, как спичечные коробки, один за другим.

    7. Из предложений 19–20 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
    (19)Вадим Кастрицкий – умный, разносторонне одарённый, тонкий парень. (20)Мне всегда с ним было интересно. Ответ


    8. Из предложений 23–26 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительного с основой на -Н».
    (23)Девчонка очень нервничала, всё задирала на самый лоб свою пуховую шапку с длинными ушами. (24)Немного погодя она подошла к Анне Николаевне и сказала:
    – (25)Наши сейчас все в киношку удерут, что-то надо делать!
    – (26)Не страшно, – ответила Анна Николаевна, – зато останутся самые ответственные.

    9. Из предложений 11–13 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н».
    (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала. (12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.

    10. Из предложений 7–8 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительного с основой на -Н».
    (7)Старинное это гаданье, однако, и сбылось, и не сбылось. (8)«Сабля» видимо, предрешила мою жизненную дорогу, но и от книжной премудрости я не отрёкся. 

    11. Из предложений 24–25 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН». Выпишите найденное причастие с зависимым словом.
    (24)И она посмотрела бы – на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости...

    12. Из предложений 18–22 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н».
    (18)У одного кота, по-видимому, в драке был выдран клок шерсти, у другого на лапе кровоточила рана. (19)Это были уличные кошки. (20)Никогда не видевшие хозяйской ласки и заботы, животные испуганно прижимались к стене, многие прятались за батарею. (21)Они пристально глядели на меня, а глаза их горели ненавистью. (22)Это были не кошки, а какие-то тигры, способные растерзать меня в любую секунду.

    13. Из предложений 33–35 впишите слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом правописания суффиксов отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида. 
    – (33)Этот заяц, – сказал дед, – спаситель мой: я ему жизнью обязанный. (34)Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить…
    (35)Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.



    Предварительный просмотр:

    Сложные предложения с разными видами связи между частями

    1. Среди предложений 32–37 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

    (32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:

    – (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!

    (35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.

    2. Среди предложений 12–23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

    (12)Сергеева — артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:

    – (14)Ты её любишь?

    – (15)Нет, — улыбнулся парень. — (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

    3. Среди предложений 6–10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

    (6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.

    – (9)Только, народ, чтобы всем коллективом! — предупредил нас Витёк Носков.

    (10)Так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четвёрка, мне, честно говоря, сбегать с урока резона не было, но воля коллектива выше личных интересов.

    4. Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

    (1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.

    (3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно,

    а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.

    5. Среди предложений 15–22 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

    (15)После урока Лисапета подскочила к Вере:

    – (16)Верка, я кое-что тебе расскажу, и ты просто умрёшь от удивления! (17)Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!

    – (18)Кому отправлял?

    (19)Лисапета, конечно, была неплохая девчонка, но, когда она появлялась, сразу хотелось съёжиться — так она суетилась и вращалась. (20)Казалось, будто Лисапета находится в нескольких местах сразу.

    – (21)Помнишь, в нашем классе училась Лиза Ракитина, которая на север уехала? (22)Вот этой Лизке он и отправлял письма!

    6. Среди предложений 8–12 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

    (8)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (9)Я сбежал по уже опустевшей лестнице и, открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (10)Но сделал я это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.

    (11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

    7. Среди предложений 37–41 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

    (37)А ещё через день опять пришёл почтальон и опять принёс пакет, а потом ещё два пакета, и ещё три: семь одинаковых книжек.

    (38)С того времени прошло почти 30 лет. (39)Книжки в войну потерялись. (40)Но осталось самое главное — хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. (41)Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.

    8.  Среди предложений 11–18 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

    (11)Однажды светлячок заметил, что его слушает белокурый мальчик, который сидит рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу.

    (12)Светлячок до утра пел мальчику, описывая то, что видит, и придумывая всё новые и новые сравнения, а на рассвете убежал к своим друзьям. (13)Но, пропадая среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик.

    (14)Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы, светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались. (15)Всё было кончено, и светлячок в отчаянии побрёл на ту же полянку, где ждал его мальчик, подошёл к нему и тяжело вздохнул. (16)Мальчик это услышал и, не поворачивая головы, спросил:

    – (17)Что случилось? (18)Тебя так долго не было, и я по тебе соскучился.

    9. Среди предложений 32–39 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

    (32)Еле досидев до конца уроков, он, как только прозвенел звонок, со всех ног бросился домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.

    (33)Когда мама открыла ему дверь, он закричал:

    – (34)Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя! (35)Витя вбежал в комнату, схватил веточки мимозы и бросил их на пол. — (36)Ненавижу эти цветы, ненавижу!

    (37)Он стал топтать ветки мимозы ногами, и жёлтые нежные цветочки лопались и умирали под грубой подмёткой его ботинок.

    (38)А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. (39)Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...

    10. Среди предложений 4−10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

    4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин. (5)Всегда одетый хуже других, тоже плохо одетых ребят, он постоянно паясничал и насмешничал, делал представление из своей бедности, и это был высокий способ её преодоления.

    (6)Санино положение было хуже. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. (8)К тому же он учился играть на пианино. (9)И не было никакого умиления, а только одни злые насмешки.

    (10)Соединил Илью и Саню Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого — классическим рыжим. 

    11. Среди предложений 26–32 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

    (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству.

    12. Среди предложений 13–17 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

    (13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.

    (15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?

    13. Среди предложений 3–8 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

    (3)Это осталось с той поры, когда я «вводил Павлика в свет» — сперва во дворе, потом в школе, где он оказался на положении чужака.

    (4)На самом деле душевное превосходство было на стороне Павлика. (5)Моё долгое приятельство с Митей не могло пройти бесследно: я привык к известному моральному соглашательству, а прощение предательства немногим отличается от самого предательства. (6)Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден. (7)Нам было лет по четырнадцать, когда я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.

    (8)Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.

    14. Среди предложений 35—40 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

    (35)Я сижу на камне и вспоминаю, как в школе сорок пять минут урока были длиннее двух веков. (36)Государства возникали и рушились, и нам казалось, что время до нас бежало с удивительной быстротой и теперь только пошло своим нормальным ходом. (37)Впереди у каждого из нас была целая человеческая жизнь, из которой мы прожили по четырнадцать, пятнадцать лет.

    (38)Я воюю уже третий год. (39)Неужто и прежде годы были такие длинные?.. (40)Возвращаюсь в дом, укрываюсь с головой и, подрожав под шинелью, засыпаю.

    15. Среди предложений 1–6 найдите сложные предложения с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений.

    (1)В тот день на берегу моря Зыбин всё-таки достал краба. (2)Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. (3)Если его засушить, получится, наверное, прекрасный сувенир!

    (4)Краб неделю просидел под кроватью. (5)Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (6)На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец. 

    16. Среди предложений 6—14 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

    – (6)Почему же она воет?

    – (7)Откуда я знаю. (8)Она каждый день воет. (9)До пяти часов. (10)В пять перестаёт. (11)Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...

    (12)Взглянув на часы и махнув рукой Юре, Валерка в прихожей торопливо намотал шарф, надел пальто. (13)Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна. (14)Три окна на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны.

    17. Среди предложений 18−25 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

    (18)Я там в городе всем порассказал, как тут у вас хорошо: теперь хозяйки не отобьются от постояльцев, у меня рука лёгкая.

    (19)Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники. (20)Хозяек охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж хапать без всякой совести.

    (21)Как-то зашла к Поликарповне соседка. (22)За разговором невзначай поинтересовалась, за сколько та сдаёт жильё, а услышав ответ, удивлённо раскрыла глаза:

    – (23)Да ты, бабка, спятила совсем! (24)У меня есть один, он у тебя с руками за сто оторвёт. (25)Теперь по полтораста берут, по двести!

    18. Среди предложений 24−30 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

    (24)Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (25)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

    (26)А эта книга... (27)Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (28)Да мы бы всё тебе отдали... (29)Но только ты сгорел в танке под Кандагаром, когда я учился на втором курсе университета. (30)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, никогда не отнимай того, что у тебя просят.

    19. Среди предложений 39—44 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

    (39)Дождавшись, когда мальчишки скрылись на лестнице, выходит на двор Гоша. (40)Оглядывается, протягивает Верочке голубой блестящий флакон.

    (41)Гоша немного сердит: он не хотел брать этот флакон, выносить его потихоньку, но Верочка заставила. (42)Ей, видите ли, своя прихоть дороже. (43)И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: (44)«На, смотри, если хочется...»

    20. Среди предложений 3—7 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

    (3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу.

    (4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5)Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.

    (7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности.

    21. Среди предложений 8—14 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

    (8)А вот совсем другое дело — кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади. (9)Там неудобные деревянные сиденья, там сидят в пальто, там мусор лежит на полу. (10)Там не встретишь «завзятых театралов», принаряженных дам, заранее оскорблённых тем, что они, люди приличные, вынуждены три часа провести в обществе ничего не смыслящих профанов. (11)Там толпа вваливается и рассаживается, гремя сиденьями и распространяя кислый запах сырых пальто. (12)Сейчас начнут. (13)Это — счастье. (14)Это — кино.

    22. Среди предложений 6—11 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

    (6)Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда — с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.

    (11)Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи».

    23. Среди предложений 29—35 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

    (29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу!

    (32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям.

    – (34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а! — воскликнул отец.

    24. Среди предложений 15—19 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

    (15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.

    (16)Встревает тут Федосья, баба из Пу́стыни: (17)«У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано — не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».

    25. Среди предложений 1—7 найдите сложные предложения с бессоюзной связью между частями. Напишите номера этих предложений.

    (1)В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку. (2)К чему первому притронусь, то и предопределит мою судьбу. (3)Принесли меня. (4)Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не хотелось дотрагиваться.

    (5)Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся: (6)«Ну, думаю, дело плохо: будет мой сын рубакой и пьяницей!»

    (7)Старинное это гаданье, однако, и сбылось, и не сбылось.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

    №п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

    Интерактивный практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Часть С

    Предлагается интерактивный практикум по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть С) ЕГЭ по русскому языку. Интерактивный практикум входит в учебно-методический комплекс  (Программа фак...

    Программа элективного курса «Практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку»

    Данная программа может быть использована при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...

    Урок-практикум. Подготовка к ГИА по русскому языку.

    Задачами данного урока являются  обучение анализу текста и  написанию сочинения на лингвистическую тему, а также  совершенствование практических умений учащихся при решении задани...

    ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

    ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

    Практикум "Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

    Поскольку система уроков в 10 - 11 классе не ориентирована на подготовку к ЕГЭ, цель данной программы - организовать обучение русскому языку так, чтобы совместить традиционные темы на уроках русского ...

    Рабочая программа Практикума по подготовке к ОГЭ по русскому языку 9 «г» класс

    Сдача  Основного  Государственного  экзамена – это первое серьезное испытание для учащихся 9 класса. От его результатов зависит зачисление в 10 класс по выбранному профилю дальней...