Урок-практикум. Подготовка к ГИА по русскому языку.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Костина Наталья Николаевна

 

Задачами данного урока являются  обучение анализу текста и  написанию сочинения на лингвистическую тему, а также  совершенствование практических умений учащихся при решении заданий части А с выбором ответа. На примере текста экологической и нравственной направленности воспитать у учащихся чувство бережного отношения  к природе, любви к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-praktikum.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

   

Урок-практикум. Подготовка к ГИА по русскому языку.

 «О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух берёзы!»

А.К. Толстой

Цель урока: подготовка к сдаче государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Задачи:

1) обучение анализу текста и  написанию сочинения на лингвистическую тему;

2) совершенствование практических умений учащихся при решении заданий части А с выбором ответа;

3) воспитание бережного отношения  к природе, любви к родному краю.

Оборудование: компьютерная презентация, распечатка текстов с заданиями.

Ход урока

Чтение учителем стихотворения О. Шестинского «Без берёзы не мыслю России...»  

Без березы не мыслю России, –

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От берёзы – вся Русь рождена.

Под берёзами пели, женили.

Выбирали коней на торгах;

Дорогих матерей хоронили

Так, чтоб были берёзы в ногах.

Потому, знать, берёзы весною

Человеческой жизнью живут:

То смеются зелёной листвою,

То серёжками слёзы прольют.

Слово учителя. Простая и трогательная красота берёзы сообщает ей высокую эстетическую ценность. Стройное белоствольное  дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза  - символ России.

А кто из вас, ребята, знает о происхождении слова «берёза»?

Слово учителя. Это дерево мы считаем нашим, русским, но имя его знакомо в разных вариантах большинству индоевропейских народов. Оно восходит к корню "bhe", уходящему в глубокую древность и означавшему «сиять, светить, блестеть». Ведь и ее кора - "берёста" носит название, связанное с тем же корнем.   Вот какое сильное впечатление произвели когда-то на наших древних родоначальников и само это чудесное дерево, и его непохожий на все другие сверкающий, серебряный ствол!

Образ кудрявой берёзы запечатлён на полотнах великих художников, в добрых детских сказках девушки водили хороводы и герои  признавались друг другу в любви в берёзовой роще, а как много стихотворных строк посвятили этому прекрасному дереву поэты!

Давайте вспомним, какие эпитеты подчёркивали притягательную красоту берёзы.

О высоте, толщине ствола, форме кроны; о цвете березы

О возрасте

О впечатлении, психологическом восприятии

Белая, белоствольная, ветвистая, высокая, густая, зеленая, кудрявая, нарядная, пушистая, пышная, развесистая, раскидистая, светлая, светло-зеленая, серебристая, серебряная, стройная, тонкая, тонкоствольная, широкая, ясная и др.

Многолетняя, молодая, старая, столетняя, юная

Веселая, грустная, дремлющая, задумчивая, ласковая, милая, наивная, нежная, печальная, понурая, робкая, русская, светлая, унылая, хмурая, целомудренная, беззащитная, зеленокосая, кипучая и др.

Много примет, пословиц, поговорок и загадок придумал народ о берёзе.

Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна ранняя, зажелтеют снизу — поздняя.

Когда на берёзе появится жёлтый лист пятнами с лошадиную голову, пора сеять озимый хлеб.

Берёза не угроза: где стоит, там и шумит. (Яросл. губ.)

Тонка берёза, да разуму учит.

Для врага и берёза — угроза.

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

Определите характерные признаки пословиц, поговорок и загадок.

Ответ учащихся. Пословица — короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом. Поговорка — это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно не употребляется. Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям. Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Поговорка — просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.

Примета 1. Отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого или что-нибудь. 2. Явление, случай, которые в народе считаются предвестием чего-нибудь.

Загадка может быть определена как замысловатый вопрос, выражаемый обычно в форме метафоры.

Слово учителя. Любит русский народ берёзу, и я думаю, что никогда не забудется образ, сыгранный Василием Шукшиным в фильме «Калина красная». Одна из трогательных сцен – диалог Егора Прокудина с молодыми берёзками, символизирующими чистоту и свежесть. Они противопоставляются жестокостям, окружающим героя. (Просмотр эпизода).

На сегодняшнем уроке мы выполним анализ текста Н.М.Верзилина. Но давайте сначала познакомимся с его биографией.

Доклад учащихся. Николай Верзилин к живой природе был неравнодушен с детства. Рано приобщился к чтению, до дыр зачитывал романы Жюля Верна, Даниэля Дефо, Фенимора Купера, Майн Рида, под впечатлением прочитанного совершал выезды за город с ночевками в лесу, играл в индейцев и путешественников... В шестнадцать лет, так уж случилось, Николай Верзилин начал преподавать в начальных классах сельской школы. И здесь юный учитель устраивает походы в лес, знакомя учеников с растениями среднерусской природы. Но юноше хотелось учиться дальше, и в 1928 г. он заканчивает Ленинградский сельскохозяйственный институт и, как и прежде, продолжает работать в школе, а также преподавать в Педагогическом институте и Институте усовершенствования учителей. Страсть к изучению жизни растений непосредственно в природных условиях влекла Верзилина в путешествия по родному краю и странам мира. Собранный материал предстал в книгах, написанных в форме бесед с юным читателем, увлекательных путешествий. Верзилин - не только учёный, писатель, но ещё и педагог. По его книгам не одно поколение детей познавало премудрости природы.

Работа с текстом.  Прочитайте текст и выполните задания А1-А7.

        1) Весной, как только обсохнет земля, хорошо совершить первый поход в природу. 2) И природа словно вымытая, такая свежая, яркая, пахучая! 3) Если заглянуть на опушку леса между кустами ивы и ольхой, то увидишь, как сплошь белеют ветреницы. 4) Барашки ивы пожелтели и начинают чуть пылить. 5) Ещё оголённые стволы деревьев подёрнуты лёгкой розоватой дымкой.

        6) Весна. 7) Весной невольно привлекает и радует взор нарядная берёза в серебристо-белой коре. 8) Когда среди мрачного хвойного леса вдруг встречаешь небольшую молодую рощицу белоствольных берёз, кажется, будто улыбнулся хмурый лес. 9) Солнце, весенний воздух, вид оживающей природы вливают в нас бодрость и радость.

        10) Белоствольная, с развевающимися на ветру зелёными кудрями, весёлая берёза – самое любимое русское дерево. 11) И недаром с глубокой древности у всех славянских народов весной чествовали берёзу.

12) Берёзоньку кудрявую украшали разноцветными лентами и вокруг неё водили хороводы или одевали срубленную берёзу в женское платье и с песнями носили по деревне. 13) Иногда такую берёзку изображала самая красивая девушка, обвитая берёзовыми ветками.

        14) Сколько песен сложено народом о берёзе, сколько посвящено ей русскими поэтами стихов, сколько написано картин, изображающих берёзовые рощи! 15) «О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух берёзы!» - восхищался А.К. Толстой.

        16) Ранней весной, как только вода начнёт поступать в корень берёзы, запасы крахмала, отложенные в корнях и стволе, превращаются в сахар, который начинает растворяться в воде и подниматься по сосудам древесины к почкам. 17) Почки, питаясь сахарным раствором, растворяются, вырастая в молодые побеги. 18) Весной, когда ещё из почек не распустились клейкие листочки, берёза и даёт нам сладкий сок.

        Слово учителя. Определите тему и идею текста.

Ответ учащихся. Тематика – пейзажная, идея – показать красоту и символичность берёзы, отметить целебные свойства берёзового сока.

        Слово учителя. К какому типу и стилю можно отнести данный текст?

Ответ учащихся. Тип текста - описание, художественный стиль.

        Слово учителя. Теперь давайте выполним тестовые задания по данному тексту.

        А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему берёзу называют самым любимым русским деревом?»

1) Весной невольно привлекает и радует взор нарядная берёза в серебристо-белой коре.

2) Сколько песен сложено народом о берёзе, сколько посвящено ей русскими поэтами стихов, сколько написано картин, изображающих берёзовые рощи!

3) Почки, питаясь сахарным раствором, растворяются, вырастая в молодые побеги.

4) Иногда такую берёзку изображала самая красивая девушка, обвитая берёзовыми ветками.

        А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «встречаешь» («встречать») из предложения 8.

1) видеть

2) принимать

3) показывать отношение

4) оказаться свидетелем, участником.

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является олицетворение.

1) Весной, как только обсохнет земля, хорошо совершить первый поход в природу.

2) Барашки ивы пожелтели и начинают чуть пылить.

3) Ранней весной, как только вод начнёт поступать в корень берёзы, запасы крахмала, отложенные в корнях и стволе, превращаются в сахар, который начинает растворяться в воде и подниматься по сосудам древесины к почкам.

4) Когда среди мрачного хвойного леса вдруг встречаешь небольшую молодую рощицу белоствольных берёз, кажется, будто улыбнулся хмурый лес.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове БЕЛЕЮТ количество звуков больше, чем букв.

2) В слове БЕРЁЗКУ есть звук [с].

3) В слове ОБСОХНЕТ все согласные звуки глухие.

4) В слове СПЛОШЬ буква Ь не обозначает мягкости предшествующего согласного.

        А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) начинает

2) украшали

3) вырастая

4) изображающих

        А6. В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука?

1) сложено

2) развевающихся

3) срубленную

4) изображала

        А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «НН пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса Н от существительных с основой на Н»?

1) весенний

2) срубленную

3) отложенные

4) оголённые

Физминутка для глаз.

Слово учителя. Раз уж мы заговорили о здоровье, то давайте вспомним о целебной силе берёзового сока. Как вы думаете, ребята, при каких заболеваниях полезно применять сок?

Доклад учащихся. Медицинские исследования показали, что прием хотя бы одного стакана в день в течение 2-3 недель (оптимально выпивать три раза в день по стакану за полчаса до еды) поможет организму справиться с весенней слабостью, авитаминозом, рассеянностью, усталостью и депрессией. Противопоказан березовый сок тем, у кого аллергия на пыльцу березы. В березовом соке содержатся органические кислоты, дубильные вещества, минеральные вещества, железо, калий, кальций, глюкоза, фруктоза, фитонциды. Употребление березового сока способствует расщеплению камней в мочевом пузыре и почках, очищению крови, усилению обменных процессов. Полезно пить сок и при язве желудка, заболеваниях печени, двенадцатиперстной кишки, желчного пузыря, пониженной кислотности, радикулите, ревматизме, артрите, бронхите, туберкулезе, цинге, головной боли. К тому же, березовый сок повышает сопротивляемость организма к простудным, инфекционным и аллергическим заболеваниям, оказывает глистогонное, мочегонное, противоопухолевое действие. Также соком березы полезно протирать кожу при экземах, угрях, увлажнения и очищения сухой кожи. Очень хорошо нанести на кожу лица следующую маску: смешать 1 ст. л. сметаны с 2 ст. л. березового сока и 1 ч. л. меда. Держать такую маску нужно около 15 минут, смыть прохладной водой, кожа после нее приобретет красивый матовый оттенок. А еще березовым соком полезно мыть волосы при перхоти, для усиления их роста и появления блеска и мягкости (тем же свойством обладает настой березовых листьев).

Слово учителя. К сожалению, очень часто можно наблюдать весьма варварский и хищнический способ добычи березового сока. Некоторые вандалы не находят ничего лучшего, как сделать топором V-образный надруб чуть ли не по всей окружности коры березы! Их мало заботит, как дерево впоследствии будет залечивать эти раны, если залечит их вообще, а не засохнет. Так делать нельзя!

Какие же правила существуют для сбора берёзового сока?

Доклад учащихся. Чтобы получить от дерева березовый сок, но при этом не нанести березе ощутимого вреда (вред мы все равно нанесем, но надо стараться его минимизировать, чтобы не погубить дерево зря), следует выполнять простые правила.

1) Не используйте топор! Лучше использовать дрель со сверлом 5-10 мм. Просверленная «лунка» в стволе зарастает практически бесследно. На следующий год вы не обнаружите даже следов своего прошлогоднего сверления!

2) Не стремитесь «слить» с одного дерева весь сок! Дерево готово потерять часть сока, и оно его компенсирует. Но если вы его полностью обескровите, оно засохнет. Лучше надсверлить 5-10 деревьев и с каждого из них брать по литру сока в сутки, чем с одного брать по 5 литров, обрекая его на гибель.

3) После окончания сбора сока постарайтесь максимально помочь дереву залечить нанесенную ранку. Для этого после окончания сбора сока замажьте ее садовым варом или забейте в отверстие деревянную пробочку. Тогда «лунка» внутри дерева быстро зарастет.

Слово учителя. ГИА по русскому языку предполагает выполнение творческой работы, и сейчас мы подготовимся  к написанию сочинения на лингвистическую тему. Задание звучит так: «Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Приведите 2 аргумента из текста, иллюстрирующие лексические и грамматические явления. Объём сочинения – не менее 70 слов»

Из каких частей состоит сочинение-рассуждение?

Ответ учащихся. Тезис, доказательства, вывод

Слово учителя. В качестве тезиса вы можете использовать слова Г.Степанова. вот примерный вариант вступления: «Известный лингвист Г.Степанов  утверждал: Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». И это действительно так. Слово – результат размышления людей, а грамматика – процесс этих размышлений».

Давайте вспомним, какие явления относятся к разряду лексических? Выполнение задания А3 требует от выпускника знания средств выразительности. Олицетворение – это иллюстрация средств лексики.

Ответ учащихся. В предложении 8 автор использует олицетворение «улыбнулся хмурый лес», которое показывает родство человека и природы. 

Слово учителя. Грамматика – это раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, закономерности построения различных речевых отрезков. Обратите внимание на предложения с 10 по 13. Какие однокоренные слова к слову берёза вы там находите?

Ответ учащихся. Берёзонька, берёзка.  

Слово учителя. Каким способом образованы эти слова?

Ответ учащихся. Это способ суффиксальный, автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы -к- и -оньк-

Слово учителя. Что автор этим хочет показать?

Ответ учащихся. Автор хочет показать свою любовь к берёзе, нежность.

Слово учителя. Сейчас мы подбирали аргументы, которыми вы можете воспользоваться при написании сочинения. Заканчивается сочинение-рассуждение выводом, который должен подтвердить тезис. Примерный вариант заключительной части может быть таким: «Опираясь на материал текста, нам удалось доказать справедливость слов известного филолога».

Домашнее задание: написать сочинение на лингвистическую тему, используя материалы урока.

Слово учителя. Завершить урок мне бы хотелось стихотворением поэта П.Кудрявцева «Белая берёза – русская земля».

Белая берёза, милая сестра.

Ты расти, не бойся злого топора.

Белая берёза – птицы по ветвям,

Я тебя в обиду никому не дам.

Белая берёза, дует ветерок,

Он к тебе заглянет в синий вечерок.

Белая берёза, он к тебе с высот

Из-за синя-моря песню принесет.

Белая берёза, мой поклон тебе,

Ты – в судьбе России и в моей судьбе.

Белая берёза – русская земля,

И печаль, и радость, и любовь моя.

Цените красоту родной природы, будьте её друзьями, и тогда деревья и растения наградят вас чудесной жизненной силой.

Использованная литература:

1. Мальцева Л.И, Нелин П.И., Бандоля Т.М., Смеречинская Н.М. Русский язык, 9 класс. Итоговая аттестация – 2013. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2013.

2. Рут М.Э. Этимологический словарь русского языка для школьников. – Екатеринбург: У-Фактория, Владимир: ВКТ, 2008.

3. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык, 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. – Ростов н/Д: Легион – М, 2013.

4. Сергеева Е.М. Рабочая тетрадь по русскому языку. К учебнику С.Г. Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс». – М.: Экзамен, 2009.

5. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-13672/

6. http://www.pochemyneinache.com/alfavit/2/str50.html

7. http://lib.rus.ec/a/18956

Приложение 1

Прочитайте текст и выполните задания А1-А7.

        1) Весной, как только обсохнет земля, хорошо совершить первый поход в природу. 2) И природа словно вымытая, такая свежая, яркая, пахучая! 3) Если заглянуть на опушку леса между кустами ивы и ольхой, то увидишь, как сплошь белеют ветреницы. 4) Барашки ивы пожелтели и начинают чуть пылить. 5) Ещё оголённые стволы деревьев подёрнуты лёгкой розоватой дымкой.

        6) Весна. 7) Весной невольно привлекает и радует взор нарядная берёза в серебристо-белой коре. 8) Когда среди мрачного хвойного леса вдруг встречаешь небольшую молодую рощицу белоствольных берёз, кажется, будто улыбнулся хмурый лес. 9) Солнце, весенний воздух, вид оживающей природы вливают в нас бодрость и радость.

        10) Белоствольная, с развевающимися на ветру зелёными кудрями, весёлая берёза – самое любимое русское дерево. 11) И недаром с глубокой древности у всех славянских народов весной чествовали берёзу.

12) Берёзоньку кудрявую украшали разноцветными лентами и вокруг неё водили хороводы или одевали срубленную берёзу в женское платье и с песнями носили по деревне. 13) Иногда такую берёзку изображала самая красивая девушка, обвитая берёзовыми ветками.

        14) Сколько песен сложено народом о берёзе, сколько посвящено ей русскими поэтами стихов, сколько написано картин, изображающих берёзовые рощи! 15) «О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух берёзы!» - восхищался А.К. Толстой.

        16) Ранней весной, как только вода начнёт поступать в корень берёзы, запасы крахмала, отложенные в корнях и стволе, превращаются в сахар, который начинает растворяться в воде и подниматься по сосудам древесины к почкам. 17) Почки, питаясь сахарным раствором, растворяются, вырастая в молодые побеги. 18) Весной, когда ещё из почек не распустились клейкие листочки, берёза и даёт нам сладкий сок.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Урок-практикум Обучение написанию сочинения-рассуждения . Урок русского языка в 10 классе

Урок-практикум Обучение написанию сочинения-рассуждения  Цели:закреплять навыки вычленения  основной проблемы текста;развивать  умения комментировать проблему, определят...

Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)

Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)...

Открытый урок на РМО. Урок-практикум по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения–рассуждения 9.3»

Структура написания сочинения (написание определения, первого и второго аргументов в сочинении 9.3)...