Разработка урока "Правописание мягкого знака на конце и в середине числительных".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Шевченко Наталья Петровна

Урок содержит много интересных заданий устного и письменного характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме: «Мягкий знак на конце и в середине числительных»

Автор  методической разработки: Шевченко Наталья Петровна, учитель русского языка, МБОУ гимназии г. Советский,  ХМАО-Югра.

Цели урока:

  1. познакомиться с правилами  написания мягкого знаки в именах числительных;
  2. формировать умение путем наблюдения за именами числительными самостоятельно выводить и формулировать орфографическое правило, развивать логическое мышление;
  3. вызывать интерес к живой природе, воспитывать культуру умственного труда.

Ход урока.

  1. Орг.момент.
  2. Орфографическая разминка.  Определение темы урока. На доске записаны слова: кон…ки, пал…цы,  восем…десят, бар…ер, пис…мо.

Задание: вставить пропущенные буквы, ответить на вопрос: написание какого слова у вас вызывает затруднение, почему?

(вставляем в каждом слове Ь; слово 80 относится к числительным, все остальные слова – имена существительные)

- Какой теме, как вы думаете, будет посвящен наш урок?

(Правописанию Ь в именах числительных. Изучению новой орфограммы.)

-Давайте составим с данными словами словосочетания и запишем их в тетради.

(Фигурные коньки, тонкие пальцы, восемьдесят деревьев, высокий барьер, заказное письмо)

-Что обозначает Ь в данных словах?

(Мягкий знак в данных словах обозначает мягкость согласного, стоящего перед Ь)

  1. Открытие нового на уроке.

- Давайте вернемся к теме занятия постараемся сформулировать правила написания Ь в числительных. В этом вам поможет метод наблюдения. Вспомним царицу наук – математику и займемся устным счётом.

1 ряд считает от 1 до 30.

2 ряд считает десятки: от 10 до 90.

3 ряд считает сотни: от 100 до 900.

-В ходе наблюдений учащихся  1 ученик составляет таблицу.

Ь на конце числительных                                                   Ь в середине числительных

           От 5 до 30                                                                   От 50 до 80; от 500 до 900.

Вывод: если в конце слова есть Ь, то в середине уже нет; если, наоборот, есть в середине, то на конце слова его писать не надо.

  1. Закрепление нового.

- Спишите словосочетания с доски в тетради, обратите внимание на правописание числительных.

Прочитал 59 страниц.

Выучил 630 новых слов.

Жители села выписывают 912 экземпляров журналов.

В магазине купили 65 метров костюмной ткани.

Посадили 50 саженцев сирени.

В школьной библиотеке 726  разных словарей.

(После записи данных словосочетаний учащимися  на слайде дается правильное написание имен числительных. Проходит  самопроверка. Далее ученики анализируют  и исправляют ошибки)

- Из текста, который вам будет предложен, выпишите все числительные и обозначьте орфограмму: Ь в именах числительных.

                                                     Знаете ли вы?

 В Мировом океане обитает 18 тысяч рыб. Один гектар деревьев способен отфильтровать ежегодно из воздуха 70 тонн пыли. На земном шаре встречается 80 видов рябины. Сосна может жить 66 лет, а ель-500.

(Один ученик работает у доски, остальные – в тетради)

- А сейчас постарайтесь вспомнить фразеологические обороты, в состав которых входят числительные. На работу отводится 4 мин. Затем  ученики по очереди выходят к доске и записываю фразеологические обороты, а остальные ребята объясняют значение этих выражений.

(Примеры: как  свои пять пальцев (=знать хорошо, отлично), гнаться  за двумя зайцами (= делать несколько дел одновременно), семь пятниц на неделе (= быстро менять свои планы, решения), седьмая вода на киселе (=очень далекие родственники), есть в три горла (=есть очень много, жадничать) и др.

  1. Творческое задание. Составить миниатюру на тему: «Чемпионы долголетия».

На слайде даны факты из жизни животных: черепаха живет более 200 лет, слон – 80, крокодил – до 70 лет.

(2-3 миниатюры читают ученики. Орфограммы комментируют после прочтения)

(Примерный текст. Чемпионами долголетия среди животных являются черепаха, слон и крокодил. Черепаха живет более 200 лет, слон – 80 лет, крокодил – до 70 лет. Черепаха является самой жизнестойкой.

  1.  Контроль усвоения темы.

На ваших партах лежит раздаточный материал. Лист с таблицей. Вам потребуется правильно поставить десять крестиков в графы таблицы. 10 числительных я вам сейчас назову.

10 слов для работы:

  1. 700
  2. 80
  3. 40
  4. 200
  5. 11
  6. 16
  7. 900
  8. 19
  9. 90
  10. 17

                       Ключ  для взаимопроверки

Номер п/п

Ь в середине числит.

Ь на конце числит.

В слове нет Ь

1

                +

2

                +

3

            +

4

            +

5

              +

6

              +

7

                +

8

              +

9

             +

10

              +

7. Задание на повторение пройденного материала по теме «Имя числительное».

- В заключение я вам предлагаю задание на уже пройденный материал. Вам надо постараться ответить на вопрос по тексту. Слушаем текст.

   Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Петя: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками».

- Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины,- сказал брат.

Петя удивлённо посмотрел на него:

- Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?

- Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность..

- Какую особенность имеет в виду брат Пети?

(Это собирательные числительные, они употребляются только с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детёнышами животных, существительными, имеющими форму только множественного числа).

  1. Рефлексия. Отметьте свои впечатления от урока с помощью цвета: у вас на партах лежат цветные карандаши, нарисуйте свою радугу.
  1. Домашнее задание. Запишите 6-7 пословиц, в состав которых входят числительные.  На тему одной из них составьте рассказ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме"Мягкий знак на конце и в середине числительных"

Современная школа – это не только система ретрансляции знаний. Во многом школа третьего тысячелетия – это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, основа будущего благосостояния общества...

Мягкий знак на конце и в середине числительных

Урок строится таким образом, чтобы привести в систему полученные ранее знания о написании  мягкого знака в середине и на конце слова и сформировать навык написания ь на конце и в середине числите...

урок русского языка в 6 классе по теме "Мягкий знак на конце и в середине числительных"

Данныйпо  урок является вторым в изучении темы "Мягкий знак на конце и в середине числительных". Материал представлен в виде схем, что способствует большему пониманию учащимися....

Урок русского языка в 6 классе "Мягкий знак на конце и в середине числительных"

На уроке использованы современные образовательные технологии...

Самостоятельное изучение темы "Мягкий знак на конце и в середине числительных"

Самостоятельное изучение темы "Мягкий знак на конце и в середине числительных" 6 класс для дистанционного обучения...

Мягкий знак на конце и в середине числительных

Технологическая карта урока по русскому языку "Мягкий знак на конце и в середине числительных" 6 класс ...

Открытый урок русского языка в 6 классе " Мягкий знак на конце и в середине числительных"

Данный урок построен с использованием современных педагогических технологий....