Технологическая карта "Правописание Н и НН в именах прилагательных"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме

Алексеева Елена Анатольевна

урок в 5 классе по учебнику М. Разумовской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta_n_i_nn_v_imena_prilagatelnyh.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка

Тема урока: «Правописание букв Н-НН в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных»

Цели урока:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы   «Правописание суффиксов прилагательных»      
  2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую  зоркость.
  3. Воспитательные: создать  эмоциональную творческую обстановку.
  4. Развивающие: обогащать  словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

    Планируемые результаты:

  • познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
  • личностные УУД:  установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
  • регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, мультимедийная презентация, раздаточный материал, таблицы, карточки.

                                                           Ход урока.

I.  Организационный этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Технология «Мозговой штурм»

Учитель предлагает учащимся восстановить фразу.

1) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает…  и отвечает на вопросы….

2) Имена прилагательные изменяются по…

3) Прилагательные по значению делятся на  разряды …

4)Какие степени сравнения есть у имени прилагательного?

5) как пишется слово -- «Дальневосточный»?

- «северо-западный»?

- литературно-музыкальный?

6)  Основные способы образования имен прилагательных…

7) А каким способом образуются больше всего прилагательных?

Посмотрите на доску и скажите, каким способом образованы данные слова и от каких частей речи?

 

     ЗИМ (Н, НН) ИЙ,   ТРАВЯ (Н, НН) ОЙ, ОРЛИ (Н, НН) ЫЙ,  КОЖА (Н, НН) ЫЙ,

    РЕМЕСЛЕ (Н, НН) ЫЙ, ЛУ (Н, НН) ЫЙ,ЭКСКУРСИО (Н, НН) ЫЙ

Попробуйте раскрыть скобки, скажите, сколько Н пишется в каждом слове?

- Значит, какая тема нашего урока?

- Какая цель нашего урока, чему мы должны научиться на уроке?

III. Актуализация знаний, побуждение интереса к учению.

1. Работа с текстом.

                                       Серебряная сказка

Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима!

         Ночами  лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями, звериными

тропами.

    Пушистый иней всё вокруг делает торжественным.    Травинки превратились в белые цветы, искусственные кружева. Шишки сосен напоминают ледяные кудри великана. Берёзки кажутся таинственными призраками.

         Вечереет. Из-за леса появляется серебряный щит луны.

-О чём текст?

 Какова основная мысль текста?

Какие художественные средства вы увидели?

 Какую роль играют прилагательные в тексте? (Они придают особую выразительность тексту, точность, эмоциональность).

Как мы должны относится к природе?

Задание

Выписать имена прилагательные в два столбика: с  –н- и –нн-

Звериные                                           лунные
ледя
ные                                             сонные
серебряный                                       торжественным

                                                           искусственные

                                                           таинственными

                                                           пристанционным

-Как вы думаете, почему в одних прилагательных пишется одна буква н, а в других - две н?

     - Какую закономерность заметили?

(Учащиеся  пытаются вывести правило написания Н-НН в суффиксах прилагательных.)

2.Работа с учебником. Прочитать правило параграфа 23,стр.91.Пересказать

Попробуем составить схему по этому правилу. А что я не сказала из правил?

- Оловянные, стеклянные, стеклянный.

 IV. Первичное усвоение новых знаний.

Распределите данные прилагательные на 2 группы:

Гусиный, земляной, куриный, песчаный, лошадиный, глиняный.

V. Первичная проверка понимания

Выполнить упр.227, стр.91.

Проверим по эталону

Торфяной склад, оловянный солдатик, журавлиный крик, платяной шкаф, комариный писк, земляное укрепление, водяной насос, ястребиный клюв, шерстяной свитер, деревянная походка, стеклянные бусы, лошадиный топот, орлиный взгляд.

 

Критерии оценивания:

1 ошибка – «5»

2-3 ошибки – «4»

4-5 ошибок – «3»

6 и более – «2»

Физкультминутка.

- Посмотрите на доску и попробуйте вывести правило

-Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании н-нн?

-Когда пишется –н-?

- Когда пишется –нн-?

-Есть ли исключения?

VI. Закрепление. Обратимся к листочкам на ваших столах и рассмотрим алгоритм работы с правилом (Учащиеся заранее получают карточки с алгоритмом-правилом «Н-НН в прилагательных, образованных от существительных»)

1.Пользуясь алгоритмом, обоснуйте выбор -н- или -нн-. Выделите суффиксы прилагательных:

Песча…ый, комари…ый, стекля…ый, ветре…ый, бритве…ый

2.Вставить пропущенные буквы в слова из стихотворных фрагментов и объяснить свой выбор:

1.Свет луны, таинств…ый и дли…ый.
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавл…ый
Не разлюбит отчие поля.

                                        С.Есенин

3. И стоит берёза в со…ой тишине,
И горят снежинки в золотом огне.

                                            С.Есенин .

2. Ты любишь ледя…ой январь,
Безветрье, стужу зверскую.
А я – лютующий февраль,
Метель, позёмку дерзкую.

                                     С.Кирсанов 

4.Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчи…ую шкуру
Осли…ые губы и ноздри вола.

                                       Б.Пастернак

3. Работа в парах.

1) 1 вариант.

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы.

  Утре..ий

  мыши..ый

  кожа..ый

   оловя..ый

   тума..ый

2 вариант.

Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор –Н- и –НН-.

   Глина

   клюква

   лимон

   петух

   дерево.

2).Взаимопроверка.

3).Проверка на доске.

4. « Четвертый лишний»:

1)Устно вставьте пропущенные буквы, найдите «четвёртое лишнее».

а) ржа..ой, волося..ой, зим..ий, тыкве..ый;

б) обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый;

в) пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый.

2).Проверка на доске.

VII.Рефлексия

1.Что означает эта схема?  

Синквейн.

2.Возвращение к началу урока. Теперь вы можете правильно написать и обосновать  написание слов, которые видели в начале урока:

     ЗИМ (Н, НН) ИЙ,   ТРАВЯ (Н, НН) ОЙ, ОРЛИ (Н, НН) ЫЙ,  КОЖА (Н, НН) ЫЙ,

    РЕМЕСЛЕ (Н, НН) ЫЙ, ЛУ (Н, НН) ЫЙ,ЭКСКУРСИО (Н, НН) ЫЙ

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2) По выбору: а) написать свою «Серебряную сказку», включив в него слова серебря..ый, безветре..ый, подли..ый, стари..ый, песча..ый, масля..ое (пятно), румя..ый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Урок по русскому языку: "Не с именами прилагательными" Технологическая карта.

Цели:- образовательная – научить применять правило для написания не с прилагательными;выработать навыки грамотного письма в трудных случаях;- развивающая – развивать внимание к русскому слову; отработ...

Технологическая карта урока по теме: "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные".

Цели урока:1. Организовать  наблюдение за  семантико-грамматическими  особенностями качественных прилагательных;2. Учить опознавать качественные прилагательные на основе их семантико-гр...

Разработка открытого урока с технологической картой на тему "Степени сравнения имен прилагательных"

Урок проводился 22 января 2015 года  для обучающихся 6 класса в рамках окружного семинара «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на стандарты ...

Имя прилагательное. Согласование имен прилагательных с именем существительным в роде и числе.

Имя прилагательное. Согласование имен прилагательных с именем существительным в роде и числе. (Преодоление аграмматической дисграфии)...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....