5 кл. Три склонения имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Хмелёва Оксана Михайловна

Конспект урока русского языка с элементами  проектной, исследовательской и групповой технологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl._tri_skloneniya_imen_sushchestvitelnyh.docx49.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка с элементами

 проектной, исследовательской и групповой технологии

Класс  5

Дата    -  01.03.2015 года

Разработала: Хмелёва О.М,  учитель  русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 имени Луначарского муниципального образования Тимашевский район

УМК под редакцией Т.А. Ладыженская «Русский язык. 5 класс».

Тема:         «Три склонения имён существительных».

Цель:                

Образовательная (предметная):

1.Актуализировать знания об известных учащимся признаках, по которым существительные распределяются по трём группам – трём склонениям, отработать умение определять тип склонений имён существительных.

Развивающая (коммуникативная):

1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации.

2.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия, работы в парах; навык научного высказывания на заданную тему.

3.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно.

Воспитательная (личностная): формировать достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Тип урока:  комбинированный урок.

Методы и формы обучения: поисковый, эвристический; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы: htpp://www.zavuch.info; htpp://www.uroki.net;  htpp://www.festival.1september.ru/subjects; раздаточный материал  (лексическая группа слов со значением «родственники»: мама, папа, тётя, дядя, сын, дочь, брат, бабушка, дедушка, сестра, чадо, мать, отец).

Оборудование: фломастеры, ватман с макетом «дома» (количество «комнат» - по количеству склонений).

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • работать с учебником и раздаточным материалом,
  •  уметь определять тип склонений имён существительных;
  • осуществлять рефлексию.
  • проводить наблюдение под руководством учителя;

• осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;

•  устанавливать причинно-следственные связи;

  • осваивать навыки проектной деятельности.

  • формировать устойчивый познавательный интерес к русскому языку,
  • воспитывать умение работать в парах и малых группах.


Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

Ребята! Сегодня на уроке будет организована работа нескольких конструкторских бюро. Задача каждого – оформить проект для участия в конкурсе…, а в каком, вы узнаете чуть позже.

 Я предлагаю разбиться на группы и получить материал для работы над проектами.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Разбиваются на группы.

Включаются в учебную деятельность.

2.

Постановка учебной задачи

В начале нашего увлекательного проектирования вспомните, кто обычно заселяет дом?

Вы правы, ребята. В доме живут родные люди. Вот и сегодня я предлагаю вам заселить дом знакомыми всем родственниками. Однако дом будет необычным, потому что я объявляю конкурс на «Лучший  дом  для  склонений»!

Для работы каждому конструкторскому бюро я предлагаю тематическую группу слов со значением «родственники»: мама, папа, тётя, дядя, сын, дочь, брат, бабушка, дедушка, сестра, чадо. Вам необходимо в соответствии с имеющимися знаниями о типах склонения расселить «родственников» по комнатам «домика склонений».

Рабочей группе необходимо продумать дизайн каждой комнаты, учитывая особенности заселённых в неё «родственников» (возраст, увлечения и др.), подготовить презентацию проекта, составив связный рассказ о жизни родственников в вашем «доме склонений».

Внимание, ребята! Задача усложняется тем, что вам нужно выбрать из большого количества слов со значением «родственники» минимальное количество «жильцов», иллюстрирующих типы склонений имён существительных.

Отвечают на вопросы, предполагают:

- родственники.

Строят понятные для партнера высказывания.

Принимают и сохраняют учебные задачи

3.

Работа по теме урока

3.1. Лексическая работа

3.2. Актуализация знаний  

Попрошу проектные группы изучить словарный материал. Никакое из названий «родственников» не вызывает у вас вопрос?

Проведём лексическую работу со словом «чадо». Чадо - дитя, ребенок, сын или дочь (http://www.efremova. info/word/chado.html).

Отвечают на вопрос:

- непонятно слово «чадо».

Извлекают необходимую информацию. Осуществляют логические действия. Формулируют вопросы

Прошу каждое конструкторское бюро приступить к работе, на которую будет выделено 10 минут. Затем группы выступят с презентацией своих проектов, поэтому заранее договоритесь, кто из представителей будет защищать проект.

Каждая группа в соответствии с поставленной задачей обсуждает проблему, которая стоит перед ней, создает мини-проект, готовит его к защите. Формируют умение работать в группе, согласовывать варианты ответов.

Осуществляют контроль и оценку учебных действий

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками

3.3. Защита проектов

Итак, ребята, предлагаю каждому бюро выступить с конструктивным предложением. Объявляется защита проектов!

Один из вариантов мини-проекта «Домик склонений» (схема):

       1 скл.                    2 скл.                3 скл.

Пример защиты (презентации) проекта:

Перед вами  домик склонений. В нём дружно живут родные люди. Сегодня мы - гости в этом замечательном доме. Приглашаем отправиться на экскурсию.

В первой комнате сидят за столом и пьют чай МАМА, ПАПА, ТЁТЯ И ДЯДЯ. Это имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -а,-я.

Во второй комнате собирает конструктор СЫН, а рядом с ним играет ЧАДО - любимое дитя. Здесь живут имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и имена существительные среднего рода с окончаниями –о, -е.

Акцентируется внимание учащихся на наличие во 2-м склонении  имен существительных мужского рода с основой на мягкий согласный и существительных среднего рода с окончанием -е (примеров таких слов нет в тематической группе «родственники»).

В третьей комнате сидит за книгой ДОЧЬ – имя существительное женского рода с нулевым окончанием.

Каждый из родственников занят приятным, любимым делом и рад встрече с нами.

Формируют коммуникативные навыки, выступают с презентацией проектов.

Осуществляют контроль и оценку.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

3.4 Физкультминутка

Работа над проектами и их презентация отняли у вас много сил. Предлагаю восстановить их в ходе физкультминутки.

Выполняют элементарные физические упражнения

3.5. Итоги работы над проектом

В итоге ребята попрошу вас определить тот проект, который позволит легко ориентироваться в типах склонений, запомнить принцип классификации имен существительных по типам склонений.

Формируют умение осуществлять отбор материала, анализировать предложенный материал

Осуществляют контроль и оценку.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

3.6 Закрепление знаний

Выполним упражнение 520, чтобы закрепить умение работать с «домиком склонений».

Рассуждаем так. Ветка – она, моя, как мама (имя существительное женского род с окончанием –а), которое «живёт» в 1 комнате домика склонений. Значит, слово ветка относится к 1 склонению.

Выполняют упражнение, закрепляют полученные знания

Принимают и сохраняют учебные задачи.

Осуществляют контроль и оценку

4.

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

 Подводятся итоги, выставляются оценки.

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Над какой темой мы работали?

- Какие задания выполняли?

- Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему

- Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают на вопросы.

Формулируют ответы на вопросы.

5.

Домашнее задание

Просклонять (изменить по падежам) существительные «земля», «луна», «слон», «степь». Выделить окончания, расставить ударение.

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Принимают и сохраняют учебные задачи

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 10 классе на тему: "Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных"

План-конспект и презентация  к уроку русского языка в 10 классе (по учебнику В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык" 10-11 классы)...

Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе.: урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....

Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе; урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....

«Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные»

Урок  «Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные».  Цель: повторить и закрепить знания о типах склонения существительных;познакомить  с группой ра...

Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»

Урок по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...

Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»

Урок по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...

Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»

Урок по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...