6 класс Морфологический разбор глагола
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Хмелёва Оксана Михайловна

Конспект урока русского языка с элементами проблемной и проектной технологии, технологии развивающего обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl._morfologicheskiy_razbor_glagola.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка с элементами

проблемной и проектной технологии, технологии развивающего обучения

Класс  6

Дата    -  26.04.2015 года

Разработала: Хмелёва О.М,  учитель  русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 имени Луначарского муниципального образования Тимашевский район

УМК под редакцией М.Т. Баранов «Русский язык. 6 класс».

Тема:         «Морфологический разбор глагола».

Цель:                

Образовательная (предметная):

1.Создать условия  для ознакомления обучающихся с порядком морфологического разбора глагола .

Развивающая (коммуникативная):

1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации.

2.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия, работы в парах; навык научного высказывания на заданную тему.

3.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, способствовать развитию познавательных психических процессов.

Воспитательная (личностная): формировать достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Тип урока:  постановка и решение учебных задач.

Методы и формы обучения: проблемный, поисковый, эвристический; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы: набор для каждой группы из 4-5 человек: 2 маркера разного цвета, клей-карандаш, коробочка с 6-ю пластиковыми стаканчиками: «Вид», «Спряжение», «Число», «Время», «Лицо», «Род», рецептурный лист.

Оборудование: заготовить для каждой рабочей группы из 4-5 человек: 2 маркера разного цвета; клей-карандаш; коробочку с 6-ю пластиковыми стаканчиками: «Вид», «Спряжение», «Число», «Время», «Лицо», «Род»; бейджи с надписью «Технолог», «Маркетолог», «Тестомес», «Кондитер»; рецептурный лист пирожного «Мечтаешь».

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • работать с учебником и раздаточным материалом,
  •  сформировать навыки морфологического разбора глагола;
  • осуществлять рефлексию.
  • проводить наблюдение под руководством учителя;

• осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;

•  устанавливать причинно-следственные связи;

  • осваивать навыки решения поставленных проблем.

  • формировать устойчивый познавательный интерес к русскому языку,
  • воспитывать умение работать в  малых группах.


Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

Здравствуйте, ребята. Предлагаю сегодня изучить «кухню» морфологического разбора глагола.

А что значит узнать (изучить) кухню?

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой в  переносном значении определяет слово «кухня» как «скрытая сторона какой-нибудь деятельности, чьих-нибудь действий (разг.)»

Следовательно, узнать «кухню» морфологического разбора - значит изучить алгоритм морфологического разбора, узнать его изнутри.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Отвечают на вопросы.

Включаются в учебную деятельность.

2.

Постановка учебной задачи

Предлагаю работать малыми группами. Каждая группа в соответствии с поставленной задачей распределяет роли («Технолог», «Маркетолог», «Тестомес», «Кондитер»), обсуждает проблему, которая стоит перед ней, создает мини-проект, готовит его к защите.  

Разбиваются на группы, распределяют роли.

Принимают и сохраняют учебные задачи

3.

Работа по теме урока

3.1. Актуализация знаний

3.2. Форумы представителей групп

 

Ребята, на основе изученного материала по теме «Глагол» необходимо проанализировать предложенный рецептурный лист, в котором указано название блюда: «Пирог «Мечтаешь» (ребята работают с глаголом). В пунктах «Тесто. Ингредиенты», «Начинка. Ингредиенты» оставлены пустые строки.

Рабочая группа в ходе исследовательской деятельности должна определить, какие из ингредиентов («Вид», «Спряжение», «Число», «Время», «Лицо», «Род») составят основу блюда, т.е. будут постоянными морфологическими признаками глагола, а какие – станут начинкой, т.е. вариативными, непостоянными морфологическими признаками глагола. Результаты должны быть помечены на пластиковых стаканчиках, например: красная маркировка «Н» - непостоянные признаки, синяя маркировка «П» - постоянные признаки. В рецептурный лист должны быть вклеены постоянные («Тесто. Ингредиенты») и непостоянные («Начинка. Ингредиенты») признаки для конкретного глагола.

Группа работает над проблемой 10 минут.

Каждая группа в соответствии с поставленной задачей обсуждает проблему, которая стоит перед ней, создает мини-проект, готовит его к защите. Формируют умение работать в группе, согласовывать варианты ответов.

Извлекают необходимую информацию.

Осуществляют логические действия. Формулируют вопросы.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками

Затем в течение 4-х минут проходят форумы технологов, тестомесов, кондитеров, маркетологов.

Цель: необходимость поделиться опытом работы, корректирование результатов исследования.

«Тестомесы» отвечают только за ингредиенты в составе «теста» (постоянные признаки),  «кондитеры» - за ингредиенты «начинки» (непостоянные признаки), у «технологов» задача поважнее: контроль над всем процессом приготовления блюда. «Маркетологи» делятся идеями презентации блюда: оформление рецептурного листа, текст защиты.

Затем группы собираются прежними составами, в течение 3 минут редактируют записи, проговаривают текст презентации мини-проекта.

Формируют коммуникативные навыки.

Осуществляют контроль и оценку.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

3.3 Физкультминутка

Выполняют элементарные физические упражнения

3.4. Защита проектов

Далее – презентация проектов творческих групп, в итоге делается вывод о постоянных и непостоянных морфологических признаках глагола, производится запись морфологического разбора глагола в тетрадях.

Формируют коммуникативные навыки, выступают с презентацией проектов.

Осуществляют контроль и оценку.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

4.

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

 Подводятся итоги, выставляются оценки.

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Над какой темой мы работали?

- Какие задания выполняли?

- Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему

- Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают на вопросы.

Формулируют ответы на вопросы.

5.

Домашнее задание

Упр. 576

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Принимают и сохраняют учебные задачи

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Морфологический разбор глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: «»Цель урока: определить и закрепить с учащимися порядок морфологического разбора глагола.Задачи урока:Образовательная:учить определять морфологические признаки глагола;определить и закреп...

Морфологические признаки глагола(раздаточные таблицы) и план морфологического разбора глагола

Данный материал позволит быстро вспомнить основные морфологические признаки глаголов, а также (при необходимости) его легко распечатать для индивидуальной работы учащихся....

Дистанционный урок по русскому языку в 5 классе. "Морфологический разбор глагола"

Учащимся предложен учебный материал для самостоятельного образования в условиях дистанционного обучения, определен ход работы. Обозначены обязательные и рекомендованные этапы работы....

Проверочная работа по русскому языку по темам: морфемный и словообразовательный разбор, морфологический разбор глагола, синтаксический разбор предложения

Данную поверочную работу можно использовать в 6 классе после прохождения разделов: "Прилагательное" и "Глагол". А также при подготовке к ВПР....