ТУРНИР ЭРУДИТОВ Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 6 классов
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Бращунова Ирина Михайловна

ТУРНИР ЭРУДИТОВ

 

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intelleketualnoe_russkiy_yazyk.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТУРНИР ЭРУДИТОВ

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 6 классов

   

                                                                   Учитель: Бращунова И.М.

                                       Нижнеудинск, 2015

                                        МКУ СОШ № 12

Оборудование: карточки с заданиями, мешочек с жетонами

Ход игры.

  1. Орг. момент.

Игроки делятся на команды, придумывают название своей команде.

Ведущий информирует им о  правилах турнира и его этапах. Представляет игрокам жюри  турнира.

  1. Основная часть.

             1 этап – «Разминка»

( Номера вопросов с 1-го по 9-й написаны на доске. Команды по очереди выбирают номер вопроса, обсуждают в течение 15 сек.  ( задания на карточках). За каждый правильный ответ команда получает (1 балл.)

 

  1. Какое лексическое средство использовано в стихотворении?

Ты богат, я очень беден,

Ты прозаик, я поэт,

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ и бледен.            (антонимы)

        

2. С с – синоним осьминога, а без с – в метле нас много.          (спрут-прут)

        

3. Как переводится на русский язык слово апельсин?        (китайское яблоко)

        

4.Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов? (сосна)

        

5.В каком падеже личное местоимение мы состоит из двух предлогов?     ( Р.П.- на-с)

        

6.Продолжив пословицы, определите орфограмму.

     1) После драки…             (кулаками не машут)

     2) Соловья баснями….       (не кормят)

     3) Шила в мешке….           (не утаишь)

     4) Яйца курицу…        (не учат)                             (Не с глаголами)

7. Говорите правильно:

Нельзя говорить!

А как надо говорить?

Вылазь

Ездию

Лягет

Нагинаться

хочем

8.Пословицы шутят. В них закрались ошибки, их надо исправить.

  1. Трус своей лени боится
  2. Лучшее – врач хорошего.
  3. Голода не бойся, по пояс мойся.
  4. Мы сами с ушами.

  1. Чем отличается поступок от проступка?
  2. Какие местоимения портят мостовые? (ВЫ-МЫ-ТЫ)

2 этап – «Дуэль»

(Из истории слов и выражений)

Команды по очереди вытаскивают карточки с выражениями, там же стоят баллы, которые команда может заработать, если объяснит значение данного выражения. ( на карточках)

  1. Вернуться к своим пенатам.  (3 балла)
  2. Он в этом деле собаку съел    (2 балла)
  3. Что означает слово вечор и где вы его слышали?   (1 балл)
  4. Посыпать главу пеплом.?( 2 балла)

3 этап – «Заморочки из мешочка»

Всего 6 заморочек стоимостью  3 балла  каждый (берутся  жетоны с номерами , которые находятся в мешочке).Учитель читает задания.

  1. Она  бывает длинная, густая, светлая, темная. Бывает острая, блестящая.  Бывает

      песчаная, узкая. Что это?    (коса)

2.  Прочитайте предложение двумя разными   способами.

    Дети мои милые, зарядите тугие луки и пустите в разные стороны( на доске).

   (зарядите , пустите)

3. Как бы вы расставили знаки препинания и слова  в  предложении, чтобы не было нелепицы?

           Ольга сидела на скамейке, которая стояла в сквере и ждала подругу( на доске).

         4.Составить из слогов поговорку о весенних месяцах.

        Март ап гро рель зой май во тра дой вой. ( на доске)   (Март-водой, апрель-травой, май-грозой.)

5.Тайны словаря. В некоторых словарях с целью экономии места повторяющееся основное

   слово или корень обозначается значком «~»- тильдой. Какой корень заменен в данных

   словах?

 ~ ливый человек,    ~ ственный возглас, ~ ствовать хорошее начинание ( на доске)

6.Какое животное ( птица, рыба, насекомое) обозначают в русской культуре такие человеческие качества, как

а) нечистоплотность

б) хлопотливость

в) трусость

г) верность

д) хитрость

е) трудолюбие?

4 этап – «Шарады»

Каждая шарада – 1 балл ( по очереди учитель читает каждой команде)

1. Мой первый слог- число с нулями, у всех людей_ последних два, а вместе- догадайтесь сами: всем городам она глава.    (столица)

2. Я травянистое растение с цветками сиреневого цвета, но переставьте ударение – и превращаюсь я в конфету.   (ирис)

3. Мы – для пильщиков подставка,

    Мы – для кучера сиденье.

    Но попробуй-ка поставь-ка нам другое ударенье.

    Осторожней будешь с нами: забодаем мы рогами.    (козлы)

4.Начало – голос птицы, конец – на дне пруда.

           А целое в музее найдете без труда.     (картина)

        

5.Мой первый слог – провал, банкротство,

           Второй – синоним к невелик
          а все с мукой имеет сходство,

           На кухне он лежать привык.      (крахмал)

        6.С глухим шипящим кругл, как мячик,

           Со звонким- как огонь, горячий.      (шар-жар)

        7 Я цвет одинаковый часто имею

           И с г зеленею, и с к зеленею.

           Но с к вам со мною рискованно быть.

           Могу я до слез довести и убить.   (лук-луг)

        

8.с м –приятен, золотист, очень сладок и душист.

               С л зимой бывает, а весной исчезает  (мед-лед)

9.Числительное  + гласный  = ансамбль в музыке прекрасный.   (трио)

10.Первая цифра стоит в середине,

    Буква с начала и буква с конца.

    А в целом – леса, города и равнины,

    К целому полны любовью сердца.   (родина)

11.крик птицы – это первый слог.

     Второй – известный всем предлог.

     А третий – бурная волна.

    Теперь шарада всем ясна.    (кар-на-вал)

12. Предлог и стройматериал морской выдерживают вал.   (у-тес)

3. Подведение итогов игры.  Награждение победителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра по русскому языку (для учащихся 6 класса)

Данную игру можно провести в 6 классе  в конце учебного года,а также можно использовать во время проведения предметной недели по русскому языку....

Интерактивная игра по русскому языку для учащихся 7-8 классов "Кто хочет стать миллионером"

Интерактивная игра поможет учителю в занимательной форме проверить знания учащихся по всем разделам русского языка: фонетике, лексике, словообразованию, пунктуации, истории языкознания....

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7-х классов «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихс 5-7-х классов "Знатоки русского языка"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Игра по русскому языку для учащихся 8 - 11 классов «Брейн-ринг»

Цель: развивать  интеллектуальные способности  учащихся по русскому языку.Задачи: Предметные:  способствовать развитию речи, мышления, орфографической зоркости; способствовать...