Развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся
статья по русскому языку на тему

В современной жизни всё находится в процессе непрерывного развития, и задача педагога – успеть за ходом времени, не остаться позади. Поскольку меняются приоритеты современного образования, то и выпускник должен быть уже другим. Современный выпускник должен не просто владеть суммой знаний, а уметь организовывать собственную учебную и внеучебную деятельность. Следовательно, современный учитель должен организовать процесс развития так, чтобы новое знание давалось не в готовом виде, а было открыто в процессе собственной деятельности. Он должен уметь услышать ребенка, построить совместное действие, сотрудничество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.А. Астапова, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №270 Санкт-Петербурга

Развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся

В современной жизни всё находится в процессе непрерывного развития, и  задача педагога – успеть за ходом времени, не остаться позади. Поскольку меняются приоритеты современного образования, то и выпускник должен быть уже другим. Современный выпускник должен не просто владеть суммой знаний, а уметь организовывать собственную учебную и внеучебную деятельность. Следовательно, современный учитель должен организовать  процесс развития  так, чтобы новое знание давалось не в готовом виде, а  было открыто  в процессе собственной деятельности. Он должен уметь услышать ребенка, построить совместное действие, сотрудничество.

В настоящее время развитое творческое исследовательское поведение рассматривается как стиль жизни современного человека, как эффективный путь вхождения в контекст культуры общества. В педагогике идет процесс осмысления новых явлений и методологии развития человека, способного не только быстро и осознанно сделать личный выбор, но и представить продукт собственной деятельности. Выполнение проектных исследовательских работ, по сравнению с другими формами образовательной деятельности, позволяет наиболее эффективно и последовательно осуществить переход от традиционного подхода в обучении к новому, продуктивному образованию, направленному на развитие таких универсальных способностей и компетенций учащихся, как способность к самообразованию, развитие навыков ориентации в информационных потоках, развитие умений ставить и решать проблемы. Всё это в дальнейшем поможет школьникам легко войти во «взрослую» жизнь.

Проектная и научно-исследовательская деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности: от накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке. Следует отметить, что те учащиеся, которые занимаются проектной и научно-исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремленностью, любознательностью. Важным фактором является и то, что происходит сближение между педагогом и обучающимися. Чему же учатся учителя и его ученики в процессе совместного исследования, совместной деятельности по созданию проекта? Конечно же, сотрудничеству и сотворчеству, видению и постановке проблем, умению формулировать гипотезу. Регулярная работа педагога в проектной и научно-исследовательской деятельности способствует и совершенствованию профессиональных навыков у руководителей проектных и исследовательских работ. В процессе исследования школьник выступает исполнителем разных социальных ролей. Прежде всего, он находится в тесном творческом и личном сотрудничестве с учителями и учеными, что само по себе уже необычно. В процессе тренировочных выступлений обучающийся выступает в роли преподавателя. И наконец, на конкурсе или конференции – в роли исследователя – сообщает присутствующим о результатах своей творческой деятельности. На конкурсе, конференции ученик имеет возможность сравнивать свои личные достижения с достижениями других школьников. Всё это формирует уникальный опыт школьника.

Именно такие принципы работы с одаренными обучающимися положены в основу работы педагогического коллектива средней общеобразовательной школы № 270 Санкт-Петербурга. Умение «открыть» одаренных детей, развить их таланты – одна из основных целей нашей школы. И особенная роль принадлежит учителю-творцу, учителю-мастеру.

Приемов и способов много, приведу лишь отдельные примеры.

Конечно же, показателем работы с одаренными детьми является результативность участия школьников в конкурсах различных уровней. Особенно показательно, если конкурс международный. Так команда нашей школы по приглашению Московской международной гимназии в декабре 2014 года приняла участие в XXV Международной Московской молодежной Модели ООН.

На Модели ООН традиционно имитируется работа следующих органов: Генеральной ассамблеи, Совета Безопасности, различных Комитетов Генеральной Ассамблеи, Совета по правам человека.

Одной из особенностей Модели ООН является то, что рассматриваемые в ходе ее работы проблемы являются частью реальной повестки дня ООН, а учащиеся различных учебных заведений, участвующие в Модели ООН, выступают в роли представителей различных стран и отстаивают интересы представляемой страны на основе ее действующей политики: Беларуси, России, США, Ирака, Украины, Мексики и других.

Открытие Международной Московской молодежной Модели ООН ежегодно традиционно проводится в стенах МГИМО (У) МИД РФ, где перед делегатами выступают ректор МГИМО Торкунов А.В., профессор Вяземский Ю.П., другие официальные лица. В тот же день для участников деловой игры студентами и преподавателями МГИМО проводятся консультации по основам международного права, политологии.

Затем в течение двух дней команды из России, Латвии и Беларуси представляют интересы стран, входящих в различные советы ООН.

В рамках Модели ежегодно проводится конкурс мультимедийных презентаций, а также работает пресс-центр. Детям предлагают тему, а затем ученики представляют на суд компетентного жюри свое видение проблемы. С юными журналистами работают корреспонденты «Учительской газеты».

Команды нашей школы принимать участие в данном конкурсе стали сравнительно недавно, с 2014 года, однако результативность участия ежегодно растет: в первый год мы стали лишь участниками, в 2015 году – обладателями одной из номинаций, в 2016 году – победителями конкурса мультимедийных проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль информационных технологий в развитии научно-исследовательского потенциала обучающихся

Значение информационных технологий для развития научно-исследовательского потенциала обучающихся рассмотрено на примере реализации конкретного проекта, выполненного учениками 5 класса....

Развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся

Я хочу представить вам рассказ отдельного (маленького) учителя о своём отношении к этой работе, так сказать «взгляд изнутри».В мире нет ни одного ребёнка, который не обладал бы интеллектуально-творчес...

Развитие интеллектуально-творческих способностей учащихся посредством информационно-коммуникационных технологий

  Информационно – коммуникационные технологии, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.)  и обладаю...

Развитие интеллектуальных творческих способностей обучающихся в процессе их учебной и внеурочной деятельности.

Программа, направленная на выявление и развитие интеллектуальных творческих способностей обучающихся...

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории)   илиВыявление и развитие  спосо...

Обобщение педагогического опыта "Предметная декада как эффективное средство развития интеллектуально-творческих способностей обучающихся"

Предметная декада дает возможность развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, несёт эмоциональный заряд: творчество никого не оставляет равнодушным. Самое главное - это заинтерес...