Анализ работы по теме самообразования
материал по русскому языку на тему

 Гаврикова Елена Викторовна

Аналитический материал учителя русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_po_teme_samoobrazovaniya.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование коммуникативных навыков учащихся через речевую направленность уроков русского языка»

       

       

    Не открою секрет, если скажу, что современные школьники  характеризуются снижением уровня читательской культуры,  низким уровнем сформированности индивидуально–личностных оснований для коммуникативной компетентности, что негативно отражается на результатах и качестве их практических, грамматических и внешне–речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.

    В процессе своей работы  я также столкнулась с проблемой   недостатка  в развитии коммуникативной компетентности детей. Опираясь  на результаты мониторинга выполнения  заданий по сформированности  речевого развития  учащихся на уроках русского языка, по результатам пробного экзамена  на начало учебного года  уровень сформированности коммуникативных навыков учащихся 9 класс составил всего 30%.

Поэтому меня и заинтересовала тема, над которой я работаю второй год: «Формирование коммуникативных навыков учащихся через речевую направленность уроков русского языка»

Главная цель моей работы с детьми - научить их осваивать то, что очень важно  в жизни каждого человека – умение передавать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора, сочинить  рекламное объявление, защитить творческую работу. И сделать это орфографически правильно.

        В своем выступлении  я покажу, каким образом идет работа над проблемой развития коммуникативных навыков на уроках русского языка.

   

      Мною были изучены труды выдающихся ученых: «Концепция совместной продуктивной творческой деятельности» В. Я. Ляудиса. Ляудис выдвигает на первый план работу  в группах для достижения максимального воздействия для развития речи  учащихся.

 «Концепция развивающего обучения» Эльконина. Эльконин в своей работе предлагает  различные формы для организации учебного процесса. К формам организации можно отнести различные типы нестандартных уроков: урок-путешествие, урок - дисскусия, урок- экскурсия.

«Деятельностный  подход  в обучении русскому языку» А. Н. Леонтьева.  Ученый утверждает, что в центре обучения находится ученик, его личность и его активная  и сознательная деятельность, которая рассматривается как важнейшее условие учебного процесса. Акцентируется внимание на активную деятельность учащихся. Следовательно, цели урока должны определяться с позиции его активной деятельности, что созвучно современным требованиям ФГОС. Цели каждого урока должны быть сформированы конкретно, с указанием того языкового материала, который будет изучаться на данном уроке, и тех речевых умений   и навыков, которые будут сформированы  на его основе. Например: тема урока в 5 классе «Устаревшие слова». Какие цели должен определить  учитель, готовясь и проводя урок по этой теме?

  1. Познавательная цель: углубить представление учащихся об устаревших словах; познакомить  с особенностями употребления устаревших слов в текстах разных стилей речи.
  2. Развивающая цель: выявить различия между архаизмами и историзмами, усвоить их.
  3. Практическая цель: научить употреблять устаревшие слова  в устной и письменной речи
  4. Воспитательная цель: развивать интерес учащихся к истории русского языка.

Итак, для успешной учебной деятельности необходимо осознанное представление целей обучения не только учителем, но и учеником. Осознание учащимися целей и задач обучения является одним из продуктивных способов формирования интереса к русскому языку, развития потребности в его изучении.

    Работы по изучению коммуникативной функции языка и развитию речи Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Ф. И. Буслаева.  Ученые предлагают использовать  групповые, творческие формы работы для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

     Кроме этого,  мною был изучен педагогический опыт Шаровой Галины Николаевны.   Галина Николаевна  уделят  внимание не только использованию технологий и  методик для формирования коммуникативных навыков учащихся, но и  считает, что успешность работы по формированию  речи  учащихся строится на правильно подобранном творческом домашнем  задании. Из опыта Галины Николаевны я переняла  учет использования творческого домашнего задания разного уровня сложности.

     Современный учитель должен формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков. Одним из рычагов, позволяющим осуществить данные цели, является обращение к новым образовательным технологиям. Для развития коммуникативной компетентности учащихся я изучила и   использую в своей  работе  технологии:

         Технология использования опорных схем. Данная технология способствует развитию речи учащихся и умения строить связанный рассказ по опорной схеме. Применяется на уроках изучения нового материала, уроках обобщения и закрепления материала. Например, по теме «Основные группы сложноподчиненных предложений» была составлена опорная схема, позволяющая обобщить  знания по данной теме.

        Технология сотрудничества способствует развитию речи учащихся и умения  работать в команде (слушать, выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения). Применяется на уроках-дискуссиях, на уроках изучения нового материала (например, метод Славина «Вертушка». Организация обучения в сотрудничестве в малых группах предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек. Структура  урока по этому методу предполагает поэтапную деятельность:

1. Объяснение нового материла.

2.  Закрепление  (работа   в  группах    ориентировочной  основы  действий    каждым учеником).  Группам  дается  задание.  Причем  задание  выполняется  по «вертушке»  (каждое  последующее  задание  выполняется  следующим  учеником).

Выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Этот метод можно использовать на различных этапах организации урока. Метод Славина я использовала на уроке в 8 классе по теме «Обособленные определения». Группе была дана карточка с заданием.  Первый ученик  находит обособленное определение, второй- графически выделяет обособленное определение, третий-  расставляет знаки препинания и составляет схему, четвертый проверяет )

          Проектная технология способствует развитию речи учащихся уже на первой стадии реализации проекта, учит работать в группе и коллективе. На последнем этапе-«Презентация проектов»- можно  проследить формирование   речевой культуры учащихся, умения выражать мысли.   В ходе работы с использованием проектной технологии был подготовлен  проект учащимися 9 класса по теме «Знаки препинания и их роль в письменной речи»

Игровая технология, основанная на разыгрывании речевых ситуаций, взятых из жизни, из художественных произведений, способствует развитию речи учащихся,

       Игры:

- «Разыграй речевую ситуацию» (в парах);

- «Опиши и нарисуй»;

- «Логическая  цепочка»;

- «Мы- фантазеры»

(Что можно увидеть в луже?

Ты оказался в стране  Лилипутии. Что будешь делать?)

- «Точка зрения» (посмотри на мир другими глазами, например, лес глазами зайчика);

-«Собиратели сокровищ» (составление словариков антонимов, синонимов)

- Интеллектуальная игра «Пресс-клуб» - выступить в эфире по какой-либо проблеме (работа в группах)

     Для развития речи учащихся я использую также такие виды заданий:

  Работа с текстом:

- испорченный текст (отредактировать текст и пересказать сжато) формирует навыки сжатого изложения;

 - упражнения на восстановление логических связей в тексте (формирует навыки написания сочинения-рассуждения)

- комплексный анализ текста

- текст по данному началу;

- закончи предложение;

-  текст по сюжетным рисункам

            В работе по развитию коммуникативных навыков учащихся применяю также  методику «Речетворчество». Суть методики заключается в том, что учителю необходимо создать особую творческую атмосферу, то состояние, при котором учащиеся могут свободно выражать  свои мысли. Форма организации речетворческой деятельности - урок-мастерская. Выбранная форма организации урока ведет к продуктивности подготовки к ОГЭ, так как учащиеся глубоко погружаются в текст.

Результаты работы:

Мой опыт позволяет сделать вывод о том, что реализация  принципов  речевого развития учащихся на уроках русского языка в средних и старших классах дает положительные результаты. По результатам экзаменационной работы  на конец 2015-2016 учебного года и мониторинга  выполнения заданий по  формированию  речевого развития учащихся  уровень  речевого  развития  учащихся составил 70%. 

    На любом уроке русского языка я во главу обучения ставлю речь, обучение речевой деятельности во всех ее видах: аудирование, говорение, чтение, письмо; стараюсь вводить речевой материал, изучаемый на уроке, т.к. такой урок обеспечивает речевую активность детей, вооружает их умением  использовать полученный грамматический материал в речи, помогает ориентироваться не только в речевых, но и в жизненных ситуациях. Овладение речью становится «способом познания действительности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с темой самообразования "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Одно из направлений современной методики преподавания русского языкаявляется текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста....

Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"

Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...

Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"

Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...

Работа по теме самообразования: Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.

Работа над темой самообразования:Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....

Анализ работы по теме самообразования «Формирование УУД на уроках биологии через проектную деятельность».

Универсальные учебные действия – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Одним из эффективных методов формирования ...

Анализ работы по плану самообразования 2020-2022 учебный год

В последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше детей испытывающих стойкие трудности в обучении. Причиной школьной не успешности может быть, задержка психического развития (ЗПР),...

выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»

laquo; Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся...