Рабочая программа русский язык
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, планируемыми результатами основного общего образования, с учебным планом МОУ СОШ№47 на 2016-2017 учебный год; Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_russkiy_yazyk_6_klass_-.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Муниципальное общеобразовательное учреждение:

Шерловогорская средняя общеобразовательная школа №47

        Утверждаю

         директор школы

            ________/Фалилеева Е.В../

         Приказ №  ____

     от « __»  _______ 20__г.

Рабочая программа

по русскому языку

6 класс

                                                                                                             

                                                                                                                      Составитель:

                                                                                                                      Лосолова В.Б.

                                       

Рассмотрена                                                          

на заседании  МО        

Протокол № ____

от «___» ______20__ г.

Руководитель ________

Васильева Е.Ф.

                  Согласовано        

    Зам.директора по УВР

     ________Коновалова В. А.

                         

пгт. Шерловая Гора

2016

                                                  Пояснительная записка

  Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, планируемыми результатами основного общего образования, с учебным планом МОУ СОШ№47 на 2016-2017 учебный год; Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год.

Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников 10-11 лет, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности обучающихся, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Реализует цели и задачи ООП ООО МОУ СОШ№47.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Рабочая программа по русскому языку для  6 класса составлена  в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897); с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку,  Программы  по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов / Авторы программы  В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина, А.П. Еремеева и др.//2010; на основании информационно-методического письма ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» «Об особенностях преподавания учебного предмета «Русский язык и литература» 2016-2017 уч.г.» и «Концепции преподавания русского языка и литературы в РФ»(утверждена распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013г. №2506-р)

Главная цель курса русского языка - формирование у учащихся способностей к адаптации в современном мире, воспитание  речевой культуры и обучение языковой грамотности.

Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.

Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5—9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика.

Основной принцип, определяющий содержание книги, — системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.

Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме.

Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.

Третий компонент учебного комплекса — «Русская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.

Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный план  школы предлагает планирование  этого курса  (из расчёта 6 уроков в неделю)   204  часов, что соответствует  распределению часов  с учебным планом МОУ СОШ№47 на 2016-2017 учебный год.

    Планируемые результаты  освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностные результаты:

              1) понимание   русского   языка   как   одной   из   основных   национально-культурных   ценностей   русского   народа,   определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

    2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к одному языку, гордость за него; потребность      сохранить     чистоту    русского     языка    как   явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

    3) достаточный        объём     словарного      запаса    и  усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и   чувств   в   процессе   речевого   общения;   способность   к   самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 Метапредметные результаты:

    1) владение всеми видами речевой деятельности:

    аудирование и чтение:

    адекватное   понимание   информации   устного   и   письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

    владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

    адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;   владение   разными   видами   аудирования   (выборочным, ознакомительным, детальным);

    способность       извлекать     информацию        из   различных      источников,       включая     средства     массовой     информации,        компакт-диски       учебного    назначения,       ресурсы    Интернета;      свободно     пользоваться      словарями      различных      типов,    справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

    овладение   приёмами   отбора   и   систематизации   материала   на   определённую   тему;   умение   вести   самостоятельный

поиск информации; способность к преобразованию, сохранению   и   передаче   информации,   полученной   в   результате   чтения или аудирования;

    умение   сопоставлять   и   сравнивать   речевые   высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

    говорение и письмо:

    способность   определять   цели   предстоящей   учебной   деятельности       (индивидуальной        и   коллективной),       последовательность      действий;     оценивать      достигнутые      результаты      и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

    умение      воспроизводить        прослушанный         или   прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

    умение   создавать   устные   и   письменные   тексты   разных типов,   стилей   речи   и   жанров   с   учётом   замысла,   адресата   и ситуации общения;

    способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной   и   письменной   форме,   соблюдать   нормы   построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

    владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога      (этикетный,      диалог-расспрос,      диалог-побуждение, диалог   —   обмен   мнениями   и   др.;   сочетание   разных   видов

диалога);

    соблюдение   в   практике   речевого общения   основных   орфоэпических,        лексических,        грамматических,        стилистических   норм   современного   русского   литературного языка;   соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

    способность   участвовать   в   речевом   общении,   соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

    способность   осуществлять   речевой   самоконтроль   в   процессе   учебной   деятельности   и   в   повседневной   практике   речевого   общения;   способность   оценивать   свою   речь   с   точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять     их;  совершенствовать         и   редактировать       собственные тексты;

    умение      выступать   перед   аудиторией   сверстников   с          небольшими        сообщениями,        докладом,     рефератом;      участие     в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

    2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в   повседневной       жизни;     способность      использовать       родной язык     как   средство    получения      знаний     по  другим     учебным предметам;   применение   полученных   знаний,   умений   и   навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

    3) коммуникативно   целесообразное   взаимодействие   с   окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного    выполнения       какого-либо      задания,     участия    в  спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях   формального   и   неформального   межличностного   и   межкультурного общения.

Предметные результаты:

    1) представление        об  основных      функциях      языка,    о  роли русского   языка   как   национального   языка   русского   народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

    2) понимание   места   родного   языка   в   системе   гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

    3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

    4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её   основные     разделы;   язык   и   речь,   речевое   общение,   речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический,     официально-деловой          стили,    язык    художественной литературы;       жанры      научного,    публицистического,          официально-делового стилей и разговорной речи; функционально- смысловые   типы   речи   (повествование,   описание,   рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

    5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики     и  фразеологии      русского     языка,    основными      нормами русского      литературного       языка    (орфоэпическими,         лексическими,     грамматическими,          орфографическими,          пунктуационными),   нормами   речевого   этикета   и   использование   их   в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

    6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических   категорий         языка,   уместное     употребление   языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

    7) проведение различных видов анализа слова (фонетический,      морфемный,        словообразовательный,           лексический, морфологический),           синтаксического        анализа     словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки

зрения     его  основных      признаков      и  структуры,     принадлежности     к  определённым         функциональным          разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

    8) понимание   коммуникативно-эстетических   возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

    9) осознание   эстетической   функции   родного   языка,   способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Продвижение   учащихся   в   освоении   курса   русского   (родного) языка проверяется на каждом этапе обучения. Уровень сформированности          метапредметных         и  предметных       умений оценивается       в  баллах     в  результате     проведения      текущего, тематического,        итогового     контроля,     что   предполагает      выполнение учащимися разнообразной работы: заданий, определяющих уровень развития языковых и речевых умений и навыков;   заданий   творческого   и   поискового   характера,   выявляющих   уровень   овладения   коммуникативными   умениями    и  навыками;      комплексных        работ,    выполняющихся          на межпредметной основе и устанавливающих уровень овладения    универсальными          учебными      действиями.       Личностные результаты       обучения   оцениваются   без   выставления   отметки — только на качественном уровне.

Планируемые результаты изучения русского языка

                                                             6 класс

Ученик  научится:

  • использовать различные виды монолога и диалога;
  • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения  коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использования языковых средств;
  • обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
  • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета;
  • различать самостоятельные части речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, слово категории состояния) по совокупности признаков и аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;
  • находить орфограммы в соответствии с изученными правилами;
  • различать лексические и функциональные омонимы с учетом значения и синтаксической функции слова;
  • использовать языковые средства, устраняя разнообразное повторение слов в тексте;
  • производить морфемный и морфологический разбор изученных частей речи;
  • соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи;
  • строить тексты различных типов речи, учитывая при их создании роль изученных частей речи; анализировать и создавать тексты изученных стилей (отзыв о книге, индивидуальная характеристика, описание места, биография, правила, случаи из жизни);

Ученик получит возможность научиться:

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию;
  • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их;
  • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах;
  • извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (включая противоположные точки зрения на ее решение);
  • создавать устные монологические и диалогические высказывания в учебно – научной сфере общения;
  • публично защищать проект;
  • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата;
  • различать и анализировать тексты разных типов и стилей с точки зрения специфики использования в них языковых средств;
  • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики;
  • выразительно читать поэтические и прозаические тексты;
  • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

                     

 Содержание учебного курса «Русский язык»  

     

6   КЛАСС   (204 ч: 179 ч + 25 ч)

Введение

Русский язык — один из богатейших языков мира (1ч).

Повторение изученного в 5 классе (11 ч ).

Грамматика Морфология Понятие о морфологии (2 ч)

Система частей речи в русском языке. Основания их выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Части речи самостоятельные и служебные.

Самостоятельные части речи Имя существительное (21 ч)

Понятие о существительном.

Нарицательные и собственные имена существительные.

Правописание собственных имен существительных (заглавная буква и кавычки).

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Род как постоянный признак имен существительных. Число имен существительных.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Система падежей в русском языке и типы склонения имен существительных.

Склонение существительных в единственном числе.

Склонение существительных во множественном числе.

Правописание ъ и ов ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц.

Разносклоняемые.имена существительные.

Правописание суффикса -ен в существительных на -мя.

Неизменяемые существительные.

Словообразование имен существительных с помощью суффиксов, приставок.

Правописание суффиксов -ик-, -ек-; -ок-, -ек-; онк- (-онок), -еньк- после шипящих; суффиксов чик-, -щик-.

Правописание не с именами существительными.

Правописание сложных имен существительных.

Умения и навыки:

аргументированно доказывать принадлежность слова к именам существительным и отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

употреблять одни и те же имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;

согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными, употребляющимися только в единственном или только во множественном числе, с несклоняемыми существительными и со сложносокращенными словами; соблюдать нормы управления существительных в глагольных словосочетаниях (по списку);

использовать в речи существительные с суффиксами оценочного значения;

употреблять синонимичные существительные для связи соседних предложений и частей целого текста.

Глагол (44 ч)

Понятие о глаголе.

Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению.

Правописание не с глаголами.

Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива.

Буква ь в инфинитиве.

Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов. Правописание -тся и -тъся в глаголах.

Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование.

Правописание  корней  -бир-бер-,  -мир-мер-, -тир        -тер- и др.

Наклонение глагола.

Изъявительное наклонение.

Формы прошедшего, настоящего и будущего времени глагола в изъявительном наклонении. Их значение.

Прошедшее время. Значение, образование и изменение глагола прошедшего времени.

Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед -л, в глаголах прошедшего времени.

Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени.

Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени.

Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени.

Лицо и число глагола. Значение 1,2, 3-го лица.

Буква ь в формах глагола 2-го лица единственного числа.

Спряжение глаголов. Окончания глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы.

Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении.

Правописание бы с глаголами в условном наклонении.

Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в повелительном наклонении.

Правописание глаголов в повелительном наклонении.

Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом.

Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.

Правописание гласных в суффиксах -ыва-(ива-), -ова- (-ева).

Умения и навыки:

аргументированно доказывать принадлежность слова к глаголам и отличать глаголы от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

соотносить личные формы глагола с инфинитивом, учитывая вид глагола и его возвратность-невозвратность;

различать и употреблять глаголы-синонимы и глаголы-антонимы;

согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным;

употреблять при глаголах имена существительные в нужном косвенном падеже (по списку словосочетаний);

употреблять формы настоящего и будущего времени при сообщении о прошлых событиях;

правильно выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при понуждении к действию;

соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых   в   связном  тексте;   употреблять

глаголы-синонимы для связи предложений и частей целого текста;

• строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи.

Имя прилагательное (31 ч)

Понятие о прилагательном.

Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению.

Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных имен прилагательных.

Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких имен прилагательных в роли сказуемых.

Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящую.

Склонение полных прилагательных.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих.

Имена прилагательные с суффиксом -ий. Особенности падежных окончаний этих прилагательных.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных типа лисий.

Прилагательные с суффиксами -ин (-ын), -ов (-ев).

Степени сравнения имен прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Употребление прилагательных в роли определений и сказуемых.

Словообразование имен прилагательных при помощи суффиксов, приставок и сложения основ.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Правописание суффиксов -к- и -ск-.

Правописание не с прилагательными.

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Особенности употребления разных форм прилагательных в разных стилях и жанрах речи.

Умения и навыки:

аргументированно доказывать принадлежность слова к именам прилагательным и отличать имя прилагательное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

различать омонимы (военный как имя прилагательное и как имя существительное) с учетом синтаксической функции слова;

анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени;

употреблять относительные прилагательные к значении качественных;

различать синонимичные и антонимичные значения прилагательных;

характеризовать предмет с помощью прилагательных;

правильно употреблять варианты форм сравнительной и превосходной степени сравнения;

согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными, употребляемыми для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, двойник, персона, личность, бездарность);

•        согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными общего рода (недотрога, самоучка, бедняга, жадина, тихоня).

Имя числительное (15 ч)

Понятие об имени числительном. Роль числительных в речи.

Имена числительные простые, сложные и составные.

Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные.

Правописание удвоенной согласной в числительных.

Правописание мягкого знака в числительных.

Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании.

Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление.

Порядковые числительные, их значение и изменение.

Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники.

Дробные числительные, их значение и изменение.

Правописание падежных окончаний имен числительных.

Умения и навыки:

аргументированно доказывать принадлежность слова к именам числительным;

отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;

употреблять числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний; соблюдать нормы склонения сложных и составных числительных;

правильно строить словосочетания, обозначающие праздники (Девятое мая; 9 Мая);

правильно употреблять числительные двое, трое, оба, обе в сочетании с именем существительным;

правильно оформлять числительные в деловой письменной речи (обозначение дат, порядка перечней, классификаций и т. д.).

Наречие (14 ч)

Понятие о наречии как части речи.

Роль наречий в речи.

Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.

Степени сравнения наречий.

Словообразование наречий при помощи приставок и суффиксов.

Правописание суффиксов -ое после шипящих.

Правописание –н- и –нн-  наречиях на -о.

Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-.

Дефисное написание наречий с приставками по-, в- (во), а также наречий, образованных повтором слов.

Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую.

Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

Слитное и раздельное написание наречий (по списку).

Категория состояния (8 ч)

Понятие о словах категории состояния. Признаки слов категории состояния: общее грамматическое значение состояния, неизменяемость, синтаксическая функция — сказуемое в безличных предложениях.

Группы слов категории состояния по значению. Сходство и различие наречий и имен состояния.

Умения и навыки:

доказывать принадлежность слова к наречию; отличать имя состояния от наречия;

определять синтаксическую роль наречия и имени состояния в предложении;

различать омонимы (зимой как имя существительное и как наречие) с учетом значения и синтаксической функции слова;

различать синонимичные и антонимичные значения наречий;

употреблять наречия со значением оценки;

использовать наречия как средство организации текста.

Местоимение (24 ч)

Основание выделения местоимения как части речи: особое грамматическое значение (обозначает не называя, а указывая). Роль местоимений в речи.

Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными, прилагательными, числительными, наречиями). Изменяемые и неизменяемые местоимения.

Разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам.

Личные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении.

Правописание местоимения с предлогами.

Прописная буква в формах вежливости.

Возвратное местоимение себя: значение, формы изменения, роль в предложении.

Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.

Вопросительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.

Относительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.

Запятая между частями сложного предложения, соединенными относительным местоимением.

Неопределенные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении; синонимия неопределенных местоимений.

Правописание неопределенных местоимений с морфемами кое-, -то, -либо, -нибудъ.

Правописание не в неопределенных местоимениях.

Отрицательные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые; роль в предложении.

Правописание не и ни в отрицательных местоимениях.

Определительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.

Указательные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.

Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.

Умения и навыки:

• опознавать местоимения и правильно соотносить их со знаменательными частями речи (существительным, прилагательным, числительным, наре-

чием); правильно образовывать формы местоимений (ср.: ей, к ней, благодаря ей и др.);

использовать местоимения в контексте в соответствии с их значением, избегая неточности, двусмысленности высказывания;

устранять при помощи местоимений неоправданные повторы слов в тексте; употреблять местоимения для связи частей высказывания;

пользоваться местоимениями в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами (не допускать неуместного «яканья», не говорить о человеке, не назвав его имени, в третьем лице; не пользоваться местоимением в качестве обращения; правильно употреблять форму вежливости и соблюдать нормы согласования различных типов сказуемого с подлежащим, выраженным формой вежливости Вы, и др.);

использовать многозначность некоторых местоимений и их способность употребляться в переносном значении как средство выразительности.

Повторение (17 ч)

Развитие связной речи  (25 ч)

Темы узкие  и  широкие.  Простой и сложный план. Эпиграф.

Лексические   средства   связи   предложений   в тексте. Описательный оборот.

Характеристика     официально-делового     стиля речи.

Художественное повествование. Рассказ. Описание природы,  помещения,  одежды,  костюма.

Построение   текста-рассуждения   в   различных стилях речи.

Местоимение как средство связи предложений в тексте.

Умения:

анализировать текст-описание (одежды, природы, обстановки) с точки зрения особенностей построения;

вычленять в повествовательных текстах элементы описания и осмысливать их роль;

анализировать и излагать статью учебника как образец рассуждения (текста научного стиля);

излагать повествовательный текст, осложненный описанием (природы, обстановки, одежды, костюма), подробно, сжато, с творческим заданием;

излагать повествовательный текст с творческим заданием (вводить элементы рассуждения: оценка эпизода, определение его значения для понимания характера героев или развития событий);

создавать текст-описание (природы, одежды, костюма и др.) по личным впечатлениям и наблюдениям;

создавать текст-повествование с элементами описания (природы, обстановки, действий, трудовых процессов);

составлять сочинение-рассказ, созданный на основе воображения (например, по сюжетной картине) и осложненный элементами описания обстановки;

строить рассуждение в устной и письменной формах на грамматическую тему по образцу рассуждений, представленных в учебнике;

совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи.

Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Планируемый предметный результат

Характеристика учебной деятельности

1

Вводный урок. Русский язык — один из богатейших языков мира

1

Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка

  Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов, действий и т. д.): изучение содержания параграфа учебника ; подбор аргументов из художественной литературы для рассуждения на лингвистическую тему.

 

2

Повторение изученного в 5 классе:

Синтаксис и пунктуация

Фонетика и орфоэпия

Фонетика и орфоэпия

Орфография

Орфография

Морфемика

Лексика

Контрольная работа и её анализ

Контрольная работа и её анализ

Р/Р Признаки текста

Р/Р Темы широкие и узкие

Контрольное изложение с творческим заданием и анализ ошибок

Контрольное изложение с творческим заданием и анализ ошибок

11+2р.р.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Осваивают содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования

Используют орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: анализ текста; проверочный диктант;построение рассуждения«Как должен вести себя в общественном транспорте воспитанный человек»; : индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом (проведение фонетического разбора слова) с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания; лабораторная работа по устранению нарушений произносительных норм в словах; комплексное повторение ранее изученных орфограмм на основе художественного текста; проектирование способов выполнения домашнего задания

3

МОРФОЛОГИЯ

Части речи

Слово и его формы

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Понятие о существительном

Понятие о существительном

Р/Р Творительный сравнения

Род, число, падеж, склонение существительных

Род, число, падеж, склонение существительных

Род, число, падеж, склонение существительных

Склонение существительных

Склонение существительных

Р/Р Простой и сложный план

Разносклоняемые существительные

Неизменяемые существительные

Словообразование существительных с помощью суффиксов

Словообразование существительных с помощью суффиксов

Словообразование существительных с помощью суффиксов

Р/Р Простой и сложный план

Словообразование существительных

Словообразование существительных

Образование сложных существительных

Образование сложных существительных

Р/Р Сравнение. Метафора. Эпитет

Повторим изученное

Повторим изученное

Контрольная работа и её анализ

Контрольная работа и её анализ

Контрольная работа и её анализ

ГЛАГОЛ

Понятие о глаголе

Понятие о глаголе

Понятие о глаголе

Р/Р Что такое эпиграф?

Инфинитив

Инфинитив

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы

Р/Р Что такое эпиграф?

Виды глагола

Виды глагола

Виды глагола

Контрольная работа и её анализ

Контрольная работа и её анализ

Наклонения глагола*

Наклонения глагола

Р/Р Описательный оборот

Времена глагола

Прошедшее время глаголов

Прошедшее время глаголов

Настоящее и будущее время глаголов

Настоящее и будущее время глаголов

Р/Р Официально-деловой стиль речи

Лицо и число глагола

Спряжение

Спряжение

Спряжение

Контрольный диктант и его анализ

Контрольный диктант и его анализ

Р/Р Рассказ

Разноспрягаемые глаголы

Условное наклонение

Условное наклонение

Условное наклонение

Повелительное наклонение

Повелительное наклонение

Повелительное наклонение

Безличные глаголы

Безличные глаголы

Р/Р Рассказ

Словообразование глаголов

Правописание суффиксов

Правописание суффиксов

Р/Р Рассказ

Повторим изученное

Повторим изученное

Повторим изученное

Контрольная забота и её анализ

Контрольная забота и её анализ

Урок коррекции знаний

Морфологический разбор глагола

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Понятие о прилагательном

Понятие о прилагательном

Понятие о прилагательном

Р/Р Описание природы. Зима

Разряды прилагательных по значению

Разряды прилагательных по значению

Разряды прилагательных по значению*

Полные и краткие прилагательные

Склонение полных прилагательных

Склонение полных прилагательных

Притяжательные прилагательные

Притяжательные прилагательные

Р/Р Описание природы

Степени сравнения прилагательных

Степени сравнения прилагательных

Контрольная работа и её анализ

Контрольная работа и её анализ

Словообразование прилагательных

Р/Р Описание помещений

Буквы н и нн в суффиксах прилагательных

Буквы н и нн в суффиксах прилагательных

Словообразование прилагательных с помощью суффиксов -ск-, -к-

Словообразование прилагательных с помощью приставок

Словообразование прилагательных с помощью сложения основ

Р/Р Описание помещений

Повторим изученное

Повторим изученное

Контрольная работа и её анализ

Контрольная работа и её анализ

Урок коррекции знаний

Р/Р Описание костюма

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Понятие о числительном как части речи

Состав числительных

Состав числительных

Склонение количественных числительных

Склонение количественных числительных

Склонение количественных числительных

Р/Р Рассказ на основе картины

Собирательные числительные

Собирательные числительные

Порядковые числительные

Порядковые числительные

Дробные числительные

Р/Р Описание книги

Повторим изученное

Повторим изученное

Контрольная работа и её анализ

Контрольная работа и её анализ

Р/Р Описание книги

НАРЕЧИЕ

Понятие о наречии

Понятие о наречии

Степени сравнения наречий

Словообразование наречий

Орфография наречий

Р/Р Рассуждение в разных стилях речи

Орфография наречий

Орфография наречий

Орфография наречий

Контрольный диктант и его анализ

Контрольный диктант и его анализ

Р/Р Средства связи частей рассуждения

Словообразование наречий

Словообразование наречий

Р/Р Рассуждение в разных стилях речи

Морфологический разбор наречий

 КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

Категория состояния

Категория состояния

Р/Р Как создать киносценарий

Повторим изученное

Повторим изученное

Повторим изученное

Контрольная работа и её анализ

Контрольная работа и её анализ

Сходство и различие наречий и категории состояния

МЕСТОИМЕНИЕ

Понятие о местоимении

Понятие о местоимении

Морфологические средства связи предложений

Личные местоимения

Личные местоимения

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения

Возвратное местоимение

Вопросительные местоимения

Относительные местоимения

Неопределённые местоимения

Отрицательные местоимения

Отрицательные местоимения

Самостоятельная работа и её анализ

Самостоятельная работа и её анализ

Определительные местоимения

Указательные местоимения

Морфологические средства связи

Морфологические средства связи

Повторим изученное

Повторим изученное

Контрольные работы и их анализ

Контрольные работы и их анализ

Обобщение изученного о местоимении

1

1

21+4р.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

44+7р.р.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

31+5р.

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

15+3р.р.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

14+4р.р.

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

8+1р.р.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

24

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Анализируют и характеризуют общее значение, морфологические признаки имени существительного. Группируют имена существительные по заданным морфологическим признакам, его синтаксическую роль.

Группируют глаголы по заданным морфологическим признакам

Распознают инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы, возвратные глаголы; приводят соответствующие примеры

Используют в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдают видо-временную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте

Анализируют и характеризуют общее  значение, морфологические признаки имени прилагательного, определяют его синтаксическую роль

Распознают качественные, относительные и притяжательные, полные и краткие имена прилагательные; приводят соответствующие примеры

Группируют имена прилагательные по заданным морфологическим признакам

Анализируют и характеризуют общее значение, морфологические признаки имени числительного, определяют синтаксическую роль имен числительных разных разрядов

Распознают количественные, порядковые, собирательные имена числительные; приводят примеры

Правильно изменяют по падежам сложные и составные имена числительные и употребляют их в речи

Группируют имена числительные по заданным морфологическим признакам

Правильно употребляют числительные двое, трое и т.п., оба, обе в сочетаниями с именами существительными

Аналазируют и характеризуют общекатегариальное значение местоимения, морфологические признаки местоимений разных разрядов, определяют их синтаксическую роль

Распознают личные, возвратное, притяжательные, указательные, вопросительно-относительные, определительные, отрицательные, неопределенные местоимения; приводят соответствующие примеры

Употребляют местоимения для связи предложений и частей текста, используют местоимения в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способсйз, действий и т. д.): коллективная работа (объяснение постановки знаков препинания в диалоге); самостоятельная работа (составление схем предложений с прямой речью) по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; работа в парах сильный — слабый (составление диалога «В библиотеке»); проектирование способов выполнения домашнего

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективное составление памяток для лингвистического портфолио «Имя существительное  (по вариантам) при консультативной помощи учителя; групповая работа (написание лингвистического описания; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов, действий и т. д.): работа в парах сильный — слабый с теоретическим материалом учебника; составление алгоритма устного ответа на лингвистическую тему с использованием презентации учителя; оформление лингвистического портфолио; индивидуальное проектирование способов выполнения домашнего задания

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): практическая работа в парах сильный — слабый при консультативной помощи учителя с использованием памяток для выполнения задания; написание рассуждения на лингвистическую тему с последующим редактированием текста; индивидуальное проектирование способов выполнения домашнего задания

 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый по материалам учебника (анализ текстов официально-делового стиля речи; лабораторная работа (составление текста по алгоритму выполнения задания на языковом материале) с последующей самопроверкой; объяснительный диктант; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный — слабый (составление памятки для лингвистического портфолио при консультативной помощи учителя; групповая практическая работа по вариантам по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи ученика-эксперта; групповое проектирование способов выполнения домашнего задания.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов, действий и т. д.): работа в парах сильный — слабый (составление плана текста описания природы) с последующей взаимопроверкой; лабораторная работа с художественным текстом описания природы по алгоритму выполнения задания; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): индивидуальная и коллективная работа с тестами с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя; самостоятельная работа; работа в парах сильный — слабый с последующей взаимопроверкой; групповая работа  по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; индивидуальное проектирование способов выполнения домашнего задания

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: индивидуальная и коллективная работа с интерактивной доской (конспектирование материала презентации; самостоятельная работа с тестами с последующей самопроверкой при консультативной помощи учителя; работа в парах сильный — слабый с последующей самопроверкой по памятке самопроверки; выполнение тестовых заданий по алгоритму выполнения при консультативной помощи учителя (эксперта-ученика в паре сильный — слабый); групповая практическая работа по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; проектирование способов выполнения домашнего задания

Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельное составление алгоритма определения наречий по их морфологическим признакам; выполнение тестовых заданий с последующей взаимопроверкой; работа в парах сильный — слабый  с последующей взаимопроверкой по алгоритму выполнения задания; групповое проектирование способов выполнения домашнего задания

7

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

11

Осваивают содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования

Опираются на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): самостоятельная работа с тестами; анализ текста; объяснительный диктант; работа в парах сильный — слабый с интерактивной доской (компрессия текста); работа в парах сильный — слабый (реализация алгоритма проверки написания гласных в окончаниях и суффиксах глаголов) с последующей взаимопроверкой; проектирование способов выполнения домашнего задания

Итого

204 часа

 

Описание материально-технической базы

1. Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова–М.: Дрофа, 2011.

2.Русский язык. Практика. 6 кл. : учеб, для общеобразоват. учреждений / А. Ю. Купалова [и др.]; под ред. А. Ю. Купаповой. - М. : Дрофа, 2011.

3.Русский язык. Русская речь. 6 кл. : учеб, для общеобразоват. учреждений/Е. И. Никитина. - М. : Дрофа, 2011.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

  1. Бабайцева, В. В. Русский язык. 5 класс : рабочая тетрадь к учебнику В. В. Бабайцевой«Русский язык. Теория. 5-9 классы» для углубл. изучения русского языка / В. В. Бабайцева,Л. Д. Беднарская, А. В. Глазков. - М. : Дрофа, 2010.
  2. Бабайцева, В. В, Русский язык. Сборник заданий. 6 кл. : учеб, пособие к учебнику В. В.
    Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы» для школ и классов с углубл. изучением русского языка / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, Н. В. Дрозд. - М. : Дрофа, 2010.
  3. Блинов, Г. И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-9 классы / Г. И. БлиновВ. А. Антохина. — М. : Просвещение, 2001.
  4. Костяева, Т. А. Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классов / Т. А. Костяева. - М. : Просвещение, 1992.
  5. Купалова, А. Ю. Русский язык. 6 класс : учебно-методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной / А. Ю. Купалова. - М. : Дрофа,2010.
  6. Купалова, А. Ю. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку.
    6 класс / А. Ю. Купалова, Т. М. Пахнова, Г. К. Лидман-Орлова ; под ред. А. Ю. Купаловой. – М. :Дрофа, 2008.
  7. Никитина, Е. И. Уроки развития речи : к учебному пособию «Русская речь. 5-7 кл.» : 6 класс/Е. И. Никитина. - М. : Дрофа, 2008.
  8. Русский язык в школе : журн. - 2002. - № 3-6 ; 2003. - № 1,2.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  • электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);
  • репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);
  • репетитор «Русский язык» (весь школьный курс);
  • программа «Домашний репетитор»;
  • орфотренажер «Грамотей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.

Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

рабочая программа русский язык программа Гольцовой,11 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...