Внеурочная деятельность
олимпиадные задания по русскому языку на тему

Сборник заданий для подготовки к олимпиадам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сборник заданий и упражнений для самостоятельной подготовки к олимпиадам по русскому языку.


Фонетика и графика

1. Обозначить мягкие согласные:

Ателье, кашне, модель, свитер, теннис, партер, шоссе, мулине, дельта, денационализация, интенсивный, интервал, панель, шинель, пантера, темп, тембр, компьютер, майонез, термос, террор, агрессия, депрессия, пресса, экспрессия, музей, депо, шимпанзе, кодекс, патент, термин, денди, бассейн, коттедж, компетентный.

2. Сменив одну букву, определи лексическое значение слов:

Канал-…, конверт-…, салат-…, экспорт-…., орден-…, казак-…, кобчик-…, изморозь-…, вперемежку-…, уз-…, раз-…, раз-…, компания-…, грибной-…. поласкать-…, выточка-…, запевать-…, развевается-….

3. Чем различаются слова:

а) галка-галька, пар-парь, прав-правь, гол-голь, жар-жарь, полка-полька;

б) щей-шей, щит-шит, пищи-пиши, распущу-распушу?

4. Запиши слова справа налево:

лен, пара, лог, яр, араб, краб, ложь, короб, люк, юг, лед, рай, куль, таз, ноль, лоб, муж, суд, шей, ель, куй, тля.

5. Подбери по 3 пары слов, которые различаются только

а) одним гласным звуком;

б) одним согласным звуком;

в) местом ударения.

6. Какие слова произносятся так:

[грус’т’], [cй’эст’], [абй’эш’ик], [трут], [кампан’ий’а].

Запишите их в соответствии с правилами орфографии.

7. Какими звуками автор передает грохот грозы?

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые…

8. Прочтите слово тир. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе:

Жили-были старик да старуха,

9. Укажите, в каких словах количество букв и звуков не совпадает? Почему?

Модель, сердце, горничная, фойе, ровесник, сверстник, биться, свитер, ванна.

10. Затранскрибировать пары слов и определить, какие звуки служат для их различия:

горд-сорт, мама-папа, стал-сталь, Дон-дом, лук-люк.

11. Отметить фонетическую закономерность в данных словах и продолжить этот ряд:

вспыхнул, собственный, будто, резкий, постригся,…

12. Выпишите слова в следующем порядке:

а) количество букв и звуков совпадает;

б) букв >, чем звуков;

в) звуков >, чем букв;

сердце, объявление, семья, язык, солнце, ателье, гигантский, магнолия, компьютер. лестница, ювелирный, вздрогнуть, чувства, езда, запястье.

13.        Чем объясняется наличие вариантов имен типа:

Прокофий и Прокопий, Стефан - Степан, Иосиф - Осип, Евстафий - Остап?

  1. Найдите ''четвертое лишнее» слово:
    коробка, дуб, пруд, молотьба;
    мороз, хоровод, варежка, просьба.
  2. В соответствии с происхождением звука [ж] распределите слова по трем труппам.
    брожу, вражда, дружу, искаженный, ложь, медвежий, нож, поражение, прохожий, режу,
    сажать, сторож, тяжелый, унижаться, хожу.

Сделайте вывод, из каких звуков в древности мог произойти звук [ж].

16.        Определите, где звук [о] исконный, а где произошел из какого-то другого. Путем
подбора слов (форм) с чередованием установите из какого:

Оросит, воет, возит, колет, кроет, моет, носит, ноет, полет, стоит.

17.        В древнерусском языке под ударением пронзоше.п переход [э] после мягких'-в звук [оj.
например,  
несть —> нес, береза -» береза. Однако некоторые слова не подчинились

этому закону: надежный —;> надежда, небо —> небо и т.д.. Почему так получилось"'

18.        Где, по вашему мнению, на севере или на юге, возникли пословицы:
Старый друг лучше новых двух и Рассыпался горох на тысячу дорог'/
Докажите это с помощью фактов фонетики.

 19. Справедливо ли фонетическое наблюдение Ю.Олеши, который так пишет о пушкинских строка: «И пусть у гробового входа…Пять раз повторяющееся О –гробового входа… Вы опускаетесь по ступенькам под своды, в склеп. Да, да, тут сводами –  эхо!»

Обоснуйте вашу точку зрения.

  1. Многие буквы русского алфавита по начертанию совпадают с буквами латинского
    алфавита. Назовите эти буквы. Какое историческое объяснение можно дать этому
    факту?
  2. Какие слова затранскридированщы/
    [ч'и^стата]: [пр'им'и'-'р'ат*]: [аб'иэжа'г]: !бач'ок]: |молат|.

II Орфоэпия.

  1. Что нужно сделать с существительными дорога, марка, полог сера, чтобы превратитьих в краткие прилагательные, не меняя ни одной буквы
  2. Переставь ударение. (Изменится ли лексическое значение слова?)

Белки - белки, ворот - ворот, полки - полки, кружки - кружки, а'тлас - атлас, козлы козлы, хлопок - хлопок, парное - парное, парить - парить, сбегать - сбегать, хлеба -хлеба, про'волочка - проволочка, трусы — трусы, чинишь - чинишь, чудный - чудной. потуП-ить - поту/£ить, понятый - понятой.


3.        Произнеси правильно.

Агрессия, депрессия, пресса, конгресс, конференция, трезубец;.'

Дельта, денационализация, интенсивный, интервал, панель, пантера, темп, штемпель,

шинель, теннис, термос, террор, компьютер.

4.        Лье или льё, ньоилиньё?

Батальон, бульон, компаньон, каньон, карманьола, медальон, павильон, почтальон, шампиньон.

5.        Определите  лексическое  значение  в  зависимости  от ударения.   Составь словосочетания.

атлас - атл^с, большей - больший, броня - броня, валит - валит, ветреный - ветряной, вовремя - во время, вязанка - вязанка, досадишь - досадишь, жаркое - жаркбе, жила-жила, забегать - забегать, запахнуть - запахнуть, засеченный - засеченный, клубы -клубы, колос - колосс, косят - косят, ледник - ледник, мелочный - мелочной, меньший -меньпгой, напоенный - напоённый, парить - парить, рбясь - роясь, угольный -угольный, хаос - xadc, языковой - языковый.

6.        е или ё?

афера, белесый, бытие, гренадер, маневр, никчемный, опека, осетр, поблекший, свекла, соплеменный, шофер, современный, молодежь.

7.        Измените там, где это возможно, ударение в словах, чтобы получились новые слова. Составьте с этими словами словосочетания, уточняющие их значения.
Масличный, ирис, броня, видение.

Ш. Лексика и фразеология

1.        Крылатое выражение или фразеологизм есть в предложениях:

Затаив дыхание, дети сидели у Лежачего камня. - Они смотрели фильм затаив дыхание.

За этот год он далеко ушел по всем предметам. - Мы возвращались из леса; Коля и Тоня далеко ушли вперед.

Я хочу заниматься музыкой и знаю, что мои родители в этом пойдут мне навстречу. -Ваня плохо знает дорогу, пойдем ему навстречу.

Коля лентяй и двоечник, а дома его только по головке гладят. - Мать взяла на руки маленькую дочку и погладила ее по головке.

2.        Выясни лексическое значение, вставь нужную букву:

Грибная к..мпания-к..мпания друзей; гр..бной канал - гр..бной дождь; развевается флаг - развевается ребенок; осв..щу вопрос - осв..щу храмосв..щу игру актеров; выт..чка на блузке - выт..чка детали; поласкать белье - пол..екать ребенка; вытесненный из толпы - вытесненный рисунок; нав..вать сны - навевать кудри; нащупать лучины - нащ..пать травы; ум..лять остаться - ум..лять достоинства; пареДировать на плацу-пар..дировать поэта; удариться оз..мь - подрастает оз-.омь; обежать стадион - об..жать слабых; отВерить картофель - отв..рить окно; разреженный воздух - разр..женный клоун; скрепить печатью договор - скреПеть зубами во сне; косный мозг - косные взгляды; даве„нуть 5 раз - свиснуть чемодан; слать постель - слать гонца.

3.        Рассказывают, что однажды заяц, спасаясь от охотника, забежал в костер и таким образом спасся от верной гибели. Можно ли этому поверить ?


  1. Говорят, что споры бывают не только между людьми, но и у растений. Что это за споры?
  2. Вышиты узоры на прозрачной ткани, только те узоры не руками ткали.
  3. Найти архаизмы; попытайтесь заменить их современными формами.

глас вопиющего в пустыне;

вынь да положь;

чертова дюжина;

не на живот, а на смерть;

ни зги не видно;

власть имущий;

  • кануть в Лету;
  • попасть как кур во щи.

7.        Подберите синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены:

главный - ...с

мощный -…и

иностранный -...н смышленый -.. .о занимательный -...н прекрасный - .. .у кроткий - ...м

скорый-...ы отчетливый-...п

притворный - .. .ж
жадный - .. .л
густой - ...а

большой - .. .г
смелый - .. .т
гостеприимный -.. .а
заискивающий - .. .ь

8.        Слева золотое (кольцо) - золотое (слово) – это:

а) синонимы;

б) антонимы;

в) разные значения многозначного слова;

г)         омонимы;

9.        С многозначным словом или со словами - омонимами мы встречаемся в выражениях
" на тянуть повод " и ''самый незначительный повод "?

10.        Что общего в значении слов  "виноватый" и  "виновный";  "воинственный" и "воинствующий" ? А чем они различаются?

П. Объясни связь между словами:

а)                геноцид, суицид, гербицид, пестицид;

б)        пафос, патология, антипатия, симпатия, телепатия, гомеопат, психопатия;

в)        ностальгия, анальгин;

г)         анестезия, эстетика.

12. Как правильно?

Задача (тактичная, тактическая);

поведение (эксцентричное, эксцентрическое)

язык (дельфиний, дельфиновый);

случай (анекдотичный, анекдотический) суп (рыбный, рыбий)

 фактор (человечный, человеческий).

13.        Стилистически сниженную лексику замените литературной:

дубовато поставленный фильм; заядлый читатель; заиметь книгу; настырное ученье; завсегда работать; здорово сказано; классные туфли.

14.        Вставь подходящее по смыслу слово:

  1. В лесу стояли ... столетние сосны. В нашем городе построено много ... зданий
    (высокий, высотный).
  1. Обед был        голодного не разумеет (сытый, сытный).
  2. Задача была .... Петя ... сообразительный мальчик (понятливый, понятный).
  3. Войска   прошли   ...   маршем.   Старик   отвесил   ...   поклон   (церемонный,
    церемониальный).
  4. К нам подошел ... мальчик. Мой друг живет в ... доме (соседний, соседский).

15.        Подбери синонимы к фразеологическим оборотам.

Народу - пушкой не пробьешь! А кругом тихо; слышно, как муха пролетит. На концерт пришли к шапочному разбору. Они жили душа в душу. Этот не покривит душой. В работе он кого хочешь за пояс заткнет. Экзамены на носу, а он и в ус не дует. Знаю я его: он палец о палец не ударит, чтобы нам помочь. А он себе на уме. Дома его в ежовых рукавицах держат. Зовешь его: "Ваня, Ваня!" А Ваню поминай как звали. Совсем хилый он стал, в чем только душа держится.

16.        Переделайте предложения, заменив, где можно, отдельные слова фразеологическими оборотами:

Он все умеет делать. Коля много болтает. Антон быстро побежал. Отец сутра в плохом настроении. До революции его родители жили очень бедно. И пошел он  сам не зная куда. Он говорил, говорил -  да вдруг и замолчал. Петя - мой главный помощник. Его болезнь быстро прошла. Дела обстоят совсем плохо.

Для справок: как рукой сняло; из рук вон плохо; встал с левой ноги; мастер на все руки; перебиваться с хлеба на квас; сломя голову; язык без костей; куда глаза глядят; правая рука; язык прикусил.

17.        Подберите к фразеологическим оборотам антонимы.

Вывести на чистую воду. 6ез года неделю. Кот наплакал. Играть первую скрипку. Не покладая рук. Семи пядей во лбу. Держать язык за зубами. Ковать железо пока горячо. Для справок: концы в воду хоронить; давным - давно; пруд пруди; быть последней спицей в колеснице; сложа руки; пороха не выдумает; язык распускать; класть в долгий ящик.

18.        В чем сходство и различие невозвратных и возвратных глаголов:

а)        белеть - белеться, желтеть - желтеться, зеленеть - зеленеться, краснеть - краснеться,
синеть - синеться;

б)        грозить - грозиться, звонить - звониться;

в)        кружить - кружиться, плескать - плескаться?

19.        Чем различаются слова?

Металл - метал, труп - труппа, гама - гамма, ссора - сора, тон - тонн, вилл - вил, Ане -Анне; пол - ивы - поливы; пол - осы - полосы; пол - овина - половина; пол - очка -полочка.


20.        Что имели в виду, говоря:

Куда тебе? - спросил один из ребят. Куда тебе! - сказал другой.

  1. Составьте предложения, в которых выявились бы значения следующих пар слов:
    невежа - невежда, абонент - абонемент, континент - контингент, искусный
    искусственный.
  2. Замените заимствованные слова:
    адвокат, лозунг, миссия, финал, пролог, абсурд,
  3. Замените данные фразеологизмы тертый калач, пасть духом, хоть лопатой греби, что есть духу, мозолить глаза синонимами.
  4. Объясните значение архаизмов. Подберите к ним синонимы из активного запаса современного русского языка: брадобрей, водомет, лицедей, оный, вельми, волхвы, политес, алчба, сонм, лоно, зефир, рыбарь, лепта, топталище, всуе, длань, живот, зацепы, кивот, отроковица, прах, содом, агнец, ахи, алкать, веси, лепота, оратай, огневица, орясина.
  5. Убрать лишнее: вигвам, бунгало, контора, гостиница, изба, сакля, юрта, хата.
  6. Подобрать антонимы:

спустя рукава -срывать маску -

по пальцам сосчитать -кот наплакал -встретить в штыки -держать камень за пазухой -точить лясы -сложа руки -Коломенская верста -

27.        Какие словари нужно использовать при подготовке ответа на данный вопрос:

каково происхождение слов вдребезги, азбука?           каково значение слов идти, конь?

        что означают выражения танталовы муки, попасть впросак?

        как правильно поставить ударения в словах мельком, ворота?

объясните значения слов акселерация, олимпиада, публикация.

На поставленные вопросы дайте правильные ответы.

  1. Назовите синонимы к слову "луна". Покажите особенности их употребления в разных стилях речи.
  2. Определите, какое из слов, данных в скобках, НВ. Гоголь ввел в окончательный вариант поэмы " Мертвые души ". Обоснуйте свое мнение.

а)        Собираясь писать письмо, Плюшкин (обмакнул, всунул) перо в чернильницу с какой-
то заплесневевшей жидкостью и множеством мух на дне...

б)        - Нет, матушка, - отвечал Чичиков (усмехнувшись, улыбнувшись...).

30.        Подберите близкие по содержанию русские пословицы:

а)        Речь лучше короткая, а веревка длинная.

б)        Рис рассыплешь - собрать можно, слово скажешь - назад не вернешь.


6


в)        Тот, кто не учится, ходит в потемках.

г)        От хорошего слова и камень добреет.

31.        Назовите русские имена персонажей произведении Л. Н. Толстого:

Пьера Безухова, Элен Курагиной, Китти Щербацкой, Жюли Кхрагиной. Стивы Облонского, Долли Облонской.

32.        В каком значение употреблено слово "правый ''в следующих выражениях?
Наше дело правое. Суд признал его правым. Правый поворот. Правая дорога.

33.        В каждом отрывке найдите синонимы и определите их смысловое и (или )
стилистическое различие.

1.        Широко, широко, широко
Раскинулись речка и луг,
Пора сенокоса, толока,
Страда, суматоха вокруг,
Косцам у речного протока
Заглядываться недосуг.

Б.Пастернак.

2.        Природой бережно спеленутый,
Завернутый в широкий лист.
Растет цветок в глуши нетронутой.
Прохладен, хрупок и душист.

С.Маршак.

34.        Что объединяет эти слова? Каково значение объединяющей части в языке, из которого заимствованы эти слова9

Антистатик, антитеза, антипатия: филолог, филармония, филателия: панорама, пантеон, пантомима: амфитеатр, амфибия, амфора.

  1. Подобрать как можно больше синонимов к прилагательнму в словосочетании "крепкая армия "
  2. К прилагательному в каждом сочетании подобрать по одному синониму и антониму:

густые посевы, густая масса, густой голос.

37.        Объясните значение "цветных"фразеологических оборотов:

синяя птица, белая кость, голубая кровь, голубая мечта, желтая пресса, черная зависть. Составьте 2-3 предложения с ними.

38.        Отметьте (v) название славянских языков:

армянский, цыганский, белорусский, немецкий, болгарский, чешский, башкирский, польский, французский, киргизский, македонский.

39. Определите, из каких языков заимствованы следующие слова.

Какие фсрмальные и семантические признаки помогли вам определить происхождение слова?

а)        барабан, башлык, сундук, каракуль, кирпич, базар, кавардак, кабала;

б)        вуаль, жакет, маникюр, сезон, конферансье, сенсация, фельетон;


в)        галстук, фартук, слесарь, циферБлат, концерн, курорт, лейтмотив, флигель;

г)        сейф, лидер, регби, аут, блюминг, джемпер, коктейль, листинг, джаз;

д)        ария, газета, сонет, солдат, тенор, адажио, кантата, бюллетень.

  1. Когда и кем было введено понятие " мировые языки"? Какие языки относятся к ним
    сейчас?
  2. Сколько антонимов может быть у слов:
    кислый, тупой, высокий, сухой.

  1. Почему не следует говорить : "... выучил стих Пушкина", "... прочитал хороший
    стих"?
  2. С какими словами по происхождению связаны слова:
    кольчуга, мешок, рубль, перчатки, рукавицы, варежки, крыльцо.
  3. Раскройте значение фразеологизмов, составив с ними предложение:

правая рука, на широкую ногу, сказка про белого бычка, ставить точки над и, сесть на своего конька, глаз не показывать, спуститься с облаков, висеть на волоске, дать по шапке, намылить голову, сидеть на чемоданах, пустиаеь корни.

45 Приведите по 3 фразеологизма из языка актеров; языка музыкантов; языка моряков.

46.        Сколько слов - синонимов использовано в тексте? Как они называются? Выпишите
из текста глаголы: состав которых соответствует модели: приставка-С; корень; окончание –У.

И поняла, что клятвы не нарушу.

А захочу нарушить – не смогу,

Что я вовеки не сбрешу, не струшу.

Не сдрейфлю, не совру и не солгу.

Б. Слуцкий.

  1. Почему пожелание "бывайте здоровы" может обидеть вашего друга, а слова "передавайте привет сестре" вызвать удивление?
  2. Чем по своему составу отличаются слова от фразеологизмов?
  3. Продолжите следующие ряды слов и назовите группу, к которой данные языки относятся:

а)        болгарский, македонский, ... ;

б)        французский, итальянский, ... :

в)        английский, немецкий, ... ;

г)        бенгали, хинди, ....

50.        Замените иноязычными фразеологические обороты русскими:
Отрезать хвост своей собаке (фр.) -

Принять пузыри за фонари (фр.) -

Из колючек в боярышник (болг.) -

Там. где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин (Иран) -

Что дома сварено, должно быть дома и съедено (нем.) -

Записать за ушами (чешек.) -

Разгадать чужие мысли труднее, чем распознать следы змеи на камне (афган.) -

51.        С какой профессией связаны фразеологические ооороты:
тянуть канитель -

тянуть волынку -никаких гвоздей -попасть впросак -проглотить пилюлю -стереть в порошок -бить баклуши -стать на якорь -

  1. Определить часть речи. Как называются эти  слова?
    Покрой, дали, весело, пила, простой, печь.
  2. Переведите с бурятского языка на русский язык:
    шениссэ -        боожо -
    кортообко -                            оглеобо -

гурсе —        калас -

 Выясни лексическое значение. Вставь необходимую букву.

К., мпания (мероприятие) - к., мпания (группа людей)^.

Г.. ена (животное) - г.. енна (ад)1.

Деф.. цит - деф.. ктивный (дефект).

Деф.. цитный

Компл.. мент (похвала) - компл., мент (фермент) -

Корр.. гировать (исправлять) - корр.. ктировать (вносить поправки)

Магн.. тофон Магн.. тограф Магн.. тометр Магн.. тооптика


магн.. тизм магн.. тизер магн.. тон магн.. тит магн.. то

С. ньор (господин*итл.)       - с. ньор (господин*исп.)
С. ньора        -с. ньора

С.ньорина        -с. ньорита

Интелл.. кт - интелл.. гент|.

Аккомпан.. мент-аккомпан.. ровать |.

Дезинф.. кция - дезинф.. цироватц.

Ангаж.. мент - ангаж.. ровать!.

Лид..р - лид.. ровать, трен., р - тен.. ровать, компост., р - компост., ровать,

гравер - грав.. ровать, гред..р - грейдировать, никел..выи - никел.. рованныи,

экза^'.н - экзам.. натор£.

Проек.. я - проец.. ровать, инъекц.я - инъе&н,. ровать.


Словосочетания.

1.        В каких словосочетаниях грамматическое значение «предмет и
его признак», а связь - управление?

Горный воздух, куртка из плюша, журнал с иллюстрациями, воздух гор, иллюстрированный журнал, кисель из клюквы, серебряная брошь, повидло из яблок, пальто из драпа, стакан воды, стеклянный стакан.

2.        Какой тип связи слов нарушен в следующих стихотворных
строчках:

Мы жили в одиночестве века под странным небом, по-ночному грозном?

  1. В чем состоит синтаксическое различие словосочетаний: хотел
    пить и хотел чаю; начала писать и начала письмо?
  2. Может ли определение связываться с определяемым словом
    связью примыкания?
  3. Составь словосочетания «прил. + сущ.», «сущ. + сущ.», «гл. +
    сущ.» со словами:

ансамбль, бандероль, вермишель, вуаль, гроздь, китель, ковыль, мозоль, пасквиль, плесень, рояль, шампунь, повидло, туннель, утварь, какаду, кофе; какао, тюль. Определи вид связи.

  1. Может ли глагол согласовываться с именем сущ. в роде?
    Приведите примеры.
  2. Какие виды связи слов лежат в основе образования сложных
    слов:

западносибирский, хлопкоуборочный, громкоговоритель, чернозеленый?

8.        Согласуйте подлежащее со сказуемым.

В ту зиму много детей (были больны, больно было) гриппом. Много глаз (смотрело, смотрели) в лицо длинной линии солдат. Сколько еще сказок и воспоминаний (осталось, остались) в ее памяти? Урок-лекция продолжал__ два часа. Театр-студия воспитал немало талантливых актеров.


Однородные члены предложения.

1.        Какие определения являются однородными? Расставьте, где
нужно знаки препинания.

Все в природе уснуло крепким здоровым сном. Он родился и вырос в бедной крестьянской семье. Длинные чистые сакли с плоскими земляными крышами и красивыми трубами были расположены по/неровным каменистым буграм.

Хриплые стенные часы пробили два. Холодное серое небо, и ветер, и невольная печаль севера оковывали душу. Отговорила роща золотая березовым веселым языком. Темные неосвещенные окна домов смотрели неприветливо и загадочно. Комната была оклеена старыми полосатыми обоями. Наступила дождливая грязная осень. Ветер гнал по полю широкие золотистые волны. В углу комнаты стоял старинный дубовый шкаф.

2.        Однородные члены предложения с обобщающими словами и
бессоюзные сложные предложения с обобщающими предложениями.

Ни дерево, ни вода ничто не шелохнется. После обеда небо заволакивалось тучами, почти не выглядывало солнышко, сильно парило собирался грозовой дождь. Наступило полное затишье перед грозой замолкли птичьи голоса, ни один лист не шевелился на дереве. Все кругом побагровело деревья, травы и земля. Вся природа и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы все горит точно багровым закатом. Все снова ожило после грозы деревья стояли как помолодевшие, отовсюду слышалось птичье многоголосие, дышштось легко и свободно кругом все пело, играло красками, ликовало.

3.        Объясните, чем вызвана постановка тире между однородными
членами.

В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах - дышишь и не надышишься.

Журавлиные стаи кружили над аэродромом, и однажды ручной журавль не выдержал - поднялся в небо, улетел на юг вместе с земляками.

  1. Внимательно прочтите предложение: Генкин шалаш устроен из
    досок, веток и листьев, меж трех деревьев, на высоте полутора - двух
    саженей.
    Все ли отделенные запятыми слова и сочетания слов являются
    однородными членами?
  2. Укажите однородные члены в следующем предложении: Он был

единственным посвященным в мой план и содействовал по мере сил.


Главные и второстепенные члены предложения.

1.        Простое глагольное сказуемое или составное глагольное?
Объясни.

Я буду петь песню. Я буду каждый день учить уроки. Мы ждем не дождемся начала каникул. Я стал на первую ступеньку и стал переобуваться. Он был в комнате. С ним буду говорить наедине. Мы должны довести дело до конца. Его надо довести до дома. Звено явилось на субботник в полном составе. Он должен явиться на игру. Здесь по-прежнему продолжают заниматься резьбой по дереву. Печалиться будешь потом.

2.        Определи, каким членом предложения является глагол
неопределенной формы?

Студенты поехали в деревню помочь в уборке урожая. Учите его понимать, что чтение - лучшее учение. Идти в ногу с веком нелегко. Он выразил желание приехать ко мне. Хорошо учиться — значит много читать, думать, спорить. Я поехал петь в Москву. Желание петь сильнее меня. Путешествовать по родному краю — большое удовольствие. Жить — значит бороться. Петь для меня - это радость. Я зашел проститься. Он решил молчать. Оставаться в Богучарове становилось опасным. Ему рекомендовали жить в деревне.

3.        Определите, каким членом предложения являются междометия.
Вся столица, содрогнулась, а девица хи-хи-хи! да ха-ха-ха! Не боится,

знать , греха. Родится - кружится, растет - бесится, а смерть ему: их! Чужой дурак - ха-ха!, а свой дурак - ох-ох! Молодость - эхма! А старость - ой-ой! По бороде хоть в рай, а по делам —ай-ай! У меня жена все ох да крех. Дома -ох да ах, а на людях ха-ха-ха да лю-лю-лю! Вот раздалося «ау!» вдалеке. Около Петра Алексеевича очутился Меньшиков, тоже в зюйд -вестке, в куртке. «Вот это шторм! Вот это — лю-лю!» - прокричал ему Петр Алексеевич.

Татьяна ах! а он реветь.

4.        Почему не обособляются выделенные слова?

Шофер затормозил у домика на окраине. Дорога шла по просеке в сосновом лесу. Туристы расположились на поляне между кустами. Сквозь листву деревьев видно было, как за рекой в лугах садилось солнце. Собрались немцы на площади в центре города. Узкая полоска света падала из крошечного оконца под потолком.


5. Именное составное сказуемое или приложение? Расставьте знаки препинания.

А.С. Пушкин великий русский поэт. А.С. Пушкин великий русский поэт родился в 1799 году. А.С.Пушкин автор поэмы «Руслан и Людмила» великий русский поэт. Школьники изучали творчество А.С.Пушкина великого русского поэта.

Составьте предложения по аналогии.

6. В каком из 3-х предложений слово «это» является подлежащим?

Марки - это его увлечение. Это была его страсть. Это было его увлечением.

  1. Почему глагол «болеть» может иметь дополнения в различных
    падежах? Чем это объясняется?
  2. Мой отец был ранен на войне.

«На войне» - обстоятельство места или времени? Почему?

9.        Подчеркните грамматическую основу в предложениях:

Ученье дает уменье. Чистое, чистое небо. В рощах птичье пение. До чего же хорошо кругом! Ему нездоровилось.

10.        Расставьте знаки препинания в предложении, сделайте его
синтаксический разбор:

Таланты истинны за критику не злятся их повредить она не может красоты одни поддельные цветы дождя боятся.

11.        Каким членом предложения являются выделенные слова?

Это человек с умом.

С умом задумано, да без ума сделано.

Сердце с умом не в ладу.

Этот человек с умом и талантом прожил интересную жизнь.

  1. Инженер с дочерью в воскресенье пошли на каток, врач с
    сыном тоже пришел туда.
    Скажите, кто старше: дочь инженера или сын
    врача? Обоснуйте свой ответ. Назовите главные члены этого предложения.
  2. Определите синтаксическую роль выделенных слов.

На бугре береза — свечка в лунных перьях серебра. Особенно красив и печален русский лес в ранние, осенние дни. Только птичья возня, стук дятла разнообразили этот шум. Каждому своя болезнь тяжка. Поутру пришли меня звать от имени Пугачева.


Вводные слова.

1.        Вводное слово или член предложения?

Он высказал это без всякого сомнения, - Без всякого сомнения в недалеком будущем, засуха будет побеждена.

Николай бесспорно самый лучший шахматист в школе. - Это положение бесспорно.

Будем, надеяться на полное выздоровление больного, - Больной будем, надеяться в скором, времени выздоровеет.

Второй ученик отвечал на этот вопрос вернее. - Он не испугался, а вернее просто растерялся.

Собака видно потеряла след. На востоке было видно дерево. Мы ожидали этого дня и вместе с тем боялись его. - Вчера его видели в городе вместе с тем- человеком.

Думаю что стихотворение понравилось читателям.. Нам, думаю не следует его беспокоить.

Всем было известно о болезни Ирины. - Ирина известно не могла поехать с нами.

Таким образом мы эту задачу не решили. - Таким образом для решения задачи надо составить формулу.

2.        «Четвертое лишнее». Почему?

а)        можем быть, видимо, будто, разумеется;

б)        авось, вообгие, как будто, очевидно;

в)        к удовольствию, например, разве, по слухам;

г)        по-прежнему, решительно, пожалуй, неужели.

3.        Запишите предложения,

1)        вставив вводное слово, выражающее чувство говорящего: ■
Опасения наши не оправдались, работа по заготовке корлюв успешно

продолжается.

2)        вставив вводные слова, выражающие оценку говорящим, степени
достоверности сообщаемого:

С утра я брожу по лесу и раньше обеда не вернусь домой.

4.        Запишите предложения. Укажите варианты постановки знаков препинания.
Прочитайте предложения вслух по вариантам.

Бабушка может быть дома. За деревней видно ржаное поле.

  1. Запишите предложение,, поставив вводное слово в начало  ее причастного оборота. 

Изменится ли от такой перестановки пунктуация?

Лошади, не найдя, видимо, более подходящего места, сами пришли к лабазам.

6.        Запишите предложения, вставив между подлежащим и сказуемым вводное слово, указывающее на степень уверенности говорящего или на источник высказывания.

Сосед наш ~ опытный пчеловод. Дальние озера -удобное место для гнездования.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сборники диктантов для средней школы.
  2. Материалы Всероссийских областных олимпиад (1990-2005).
  3. Н.М.Шанский и др. «Краткий этимологический словарь русского языка» М.э 1975г.
  4. Н.М.Шанский и др. «Школьный фразеологический словарь русского языка» «Дрофа», 1997г.
  5. Л.Т.Григорян «Язык мой - друг мой» М., 1976г.
  6. Энциклопедический словарь юного филолога «Педагогика», 1984г.
  7. А.Т.Арсирий «Материалы по занимательной грамматике русского языка» (ч I, ч II) «Просвещение», 1967г.
  8. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М. «Просвещение», 2005г.
  9. Педагогическая копилка. Выпуск 2. Сборник олимпиадных заданий по русскому языку и литературе. Сургут. «Центр развития образования», 2006г.
  10. Сараева А.Н. Как проверить непроверяемое слово. Занимательный словарь-помощник для школьников и учителей. М. «Грамотей», 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...