Сценарий урока русского языка в 10 классе
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Абдурахманова Динара Аскатовна

План урока, повторение видов связи в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.10_klass.docx22.73 КБ
Файл vidy_svyazey_v_predl.pptx98.25 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Макушинская средняя общеобразовательная школа №1»

«СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СВЯЗИ»

( сценарий фрагмента урока по русскому языку в 10 классе )

                                                                                                Учитель русского языка и литературы:

                                                                                                Абдурахманова Динара Аскатовна

                                                                Апрель 2012 год

Урок - повторение, закрепление изученного.

Тема: «СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СВЯЗИ»

Цель: обобщение знаний по теме «Сложные предложения», определение   отношений между частями сложного предложения, повторение способов соединения частей сложного предложения, закрепление навыков правописания.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедиапроектор, листы с текстами для анализа (6 штук), карточки с заданиями (6 штук).

                                                  Ход урока-фрагмента:

1.Организационный момент. Класс делится на три группы.

2.Постановка цели урока перед детьми, установка на предполагаемый результат.

3.Начинаем с повторения теории:

-Какие предложения называем сложными?

-Как связываются между собой части сложного предложения?

-Какие есть виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений?

( во время ответов учащийся у доски чертит схему )

                                                 Сложное предложение

                    Союзное                                                   Бессоюзное

Сложносочиненное               Сложноподчиненное

Соедин.   Противит.    Разделит.            Определит.      Изъяснит.       Обстоятельствен.

4. «Синтаксическая пятиминутка». На интерактивной доске отображается предложение и задание  к нему:

Докажите, что предложение сложное. Определите вид связи. Расставьте знаки препинания. Начертите схему.

Холмов уже не было а всюду куда н.. взглян..шь т..нулась бе(з,с) конца бурая (не)веселая равнина (кое) где на ней высились (не)большие курганы л..тали вчерашни.. грачи.

5. Работа в группах ( 3 гр.). Обучающимся раздается один и тот же текст; на каждую группу по два листа с текстом и два с заданием. На подготовку ответов отводится 7 минут.

ТЕКСТ:      Однажды возвр..щаясь домой я нечаянно забрел в какую(то) (не)знакомую усадьбу. Солнце уже пряталось и на цветущ..й ржи р..стянулись вечерн.. тени. Два ряда старых тесно посаже(н,нн)ых очень высоких елей стояли как две сплошные ст..ны обр..зуя мрачную красивую а(л,лл)ею. Я легко перелез через и(с,з)городь и пош..л по этой а(л,лл)е.. скользя по еловым иглам которые тут на верш..к покрывали землю. Было тихо темно и только высоко на в..ршинах (кое)где дрожал яркий з..л..той свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно до духоты пахл..  хвоей. Потом я повернул на дли(н,нн)ую липовую а(л,лл)ею. И тут  то  же запустение и старость прошл..годн..  листва печально шелестела под ногами  в сумерках между дерев..ями прятались тени. Направо в старом фруктовом саду (не)хотя слабым голосом пела иволга должно быть то(же) старушка. Но вот и липы кончились я прош..л мимо белого дома с те(р,рр)асой и с мезонином и передо мною неожида(н,нн)о разв..рнулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней с толпой зеленых ив с деревней на том берегу с высокой у..кой к..л..кольней на которой горел крест отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очар..ванием чего(то) родного очень знакомого будто я уже видел эту самую панораму когда(то) в детств...( По А.П.Чехову.)

1 группа:

А) Докажите, что перед вами текст.

 Б) Найдите в тексте ССП. Докажите это. Выпишите.

 В) Найдите в тексте сложное предложение с тремя видами связи.     Составьте его схему.

2 группа:

А) Определите стиль текста.

Б) Найдите в тексте СПП. Докажите это. Выпишите.

В) Найдите в тексте сложное предложение с тремя видами связи. Составьте его схему.

 3 группа:

А) Определите тип текста.

Б) Найдите БСП. Докажите это. Выпишите.

В) Найдите в тексте сложное предложение с тремя видами связи. Составьте его схему.

6. При ответах команд от каждой по одному представителю, которые работают у доски по третьему заданию ( оно у всех одинаково ), при этом учащиеся друг друга не видят. Затем ответы и схемы сверяются, выбирается правильный вариант.

7.Работа у интерактивной доски с отображенными на слайдах заданиями:

А) Расставьте знаки препинания (работа по вариантам):

  • Анатолий  Фёдорович  Кони  поч..тный  академик знаменитый  юрист  был как извес..но   человеком  больш..й  д..броты.
  • Вероятно это значит стремит..ся увидеть обществе..ный тип личность натуру которая наиболее полно выражает совреме..ные тенденц..и.

Б) Укажите верную характеристику предложения: Эмоции, ощущения только  окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

  • Сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью.
  •  Сложное с союзной подчинительной и сочинительной связью.
  • Сложносочинённое.
  •  Сложноподчинённое

8. «Разминка для ума» ( шуточный словарик ). Найдите соответствие:

(на интерактивной доске отображаются понятия и их примерное толкование)

  • Астрология                      - Человек, которому ничего не подарили                                            
  • Бездарь                            - Действующий вулкан
  • Зазубрина                        - Родители
  • Изверг                               - Эра химии
  • Папье-маше                    -   Раздел ботаники: разведение астр
  • Ранец                                - Лингвист
  • Сомнение                        -   Правило  
  • Химера(сокращ.)           -  Контуженный    
  • Язычник                           - Мнение коллектива

9. Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.

 

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Докажите, что предложение сложное. Определите вид связи. Составьте схему. Холмов уже не было а всюду куда н ( е,и ) взглян .. шь т.. нулась бе ( с,з ) конца бурая (не)веселая равнина (кое)где на ней высились (не)большие курганы л..тали вчерашние грачи.

Слайд 2

Однажды возвр .. щаясь домой я нечаянно забрел в какую(то) (не)знакомую усадьбу. Солнце уже пряталось и на цветущ .. й ржи р..стянулись вечерн .. тени. Два ряда старых тесно посаже ( н,нн ) ых очень высоких елей стояли как две сплошные ст.. ны обр..зуя мрачную красивую а( л,лл )ею. Я легко перелез через и( с,з ) городь и пош ..л по этой а( л,лл )е.. скользя по еловым иглам которые тут на верш..к покрывали землю. Было тихо темно и только высоко на в.. ршинах (кое)где дрожал яркий з ..л..той свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно до духоты пахл .. хвоей. Потом я повернул на дли( н,нн ) ую липовую а( л,лл )ею. И тут то же запустение и старость прошл .. годн .. листва печально шелестела под ногами в сумерках между дерев.. ями прятались тени. Направо в старом фруктовом саду (не)хотя слабым голосом пела иволга должно быть то(же) старушка. Но вот и липы кончились я прош ..л мимо белого дома с те( р,рр ) асой и с мезонином и передо мною неожида ( н,нн )о разв .. рнулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней с толпой зеленых ив с деревней на том берегу с высокой у..кой к..л.. кольней на которой горел крест отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очар .. ванием чего(то) родного очень знакомого будто я уже видел эту самую панораму когда(то) в детств... ( По А.П.Чехову.)

Слайд 3

Но вот и липы кончились; я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. - = - = = - , , , ; , И , на которой = - , _._._ .

Слайд 4

Расставьте знаки препинания: Анатолий Фёдорович Кони поч .. тный академик знаменитый юрист был как извес ..но человеком больш .. й д.. броты . Вероятно это значит стремит.. ся увидеть обществе.. ный тип личность натуру которая наиболее полно выражает совреме .. ные тенденц ..и.

Слайд 5

Укажите верную характеристику предложения: Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком. Сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью. Сложное с союзной подчинительной и сочинительной связью. Сложносочинённое. Сложноподчинённое.

Слайд 6

Найдите соответствие Астрология Бездарь Зазубрина Изверг Папье-маше Ранец Сомнение Химера(сокращ.) Язычник Человек, которому ничего не подарили Действующий вулкан Родители Эра химии Раздел ботаники: разведение астр Лингвист Правило Контуженный Мнение коллектива


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы современного русского языка"

Сценарий урока предполагает различные виды работы со словом, реализует элементы требований ФГОС старшей школы...

Сценарий урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС "Второстепенные члены предложения"

Урок русского языка в 5 классе "Второстепенные члены предложения" составлен в соответствии с требованиями ФГОС по УМК М.М.Разумовской. Цель урока: формировапние ценностного отношения к совместной позн...

Сценарий урока русского языка в 7 классе.

Сценарий урока русского языка « Одна и две буквы Н в суффиксах причастий и отглагольных  прилагательных» представляет урок «открытия» нового знания, разработан согласно критериям ФГОС....

Сценарий урока русского языка в 5 классе с учётом требований ФГОС.

План-конспект урока  русского языка в 5 классе с учётом требований ФГОС....

Сценарий урока русского языка в 7 классе "Портрет причастия"

Сценарий урока возможно использовать на этапе повторения темы "Причастие" в 7 классе....

Сценарий урока русского языка для 5 класса

Сценарий урока на тему "Словари - наши друзья и помошники"...