Сценарий урока русского языка в 5 классе с учётом требований ФГОС.
презентация к уроку (русский язык, 5 класс) на тему

Павлюкова Мадина Саткановна

План-конспект урока  русского языка в 5 классе с учётом требований ФГОС.

                          Урок подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ « СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области»

                                                                                            Павлюковой М.А.

Урок «открытия» нового знания.

Тема: По страницам волшебной книги (Средства художественной выразительности в устной и письменной речи).

Метапредметная тема: Определение понятия.

Урок – путешествие (мастер-класс).

Цели урока:

Деятельностная:  формирование способности к восприятию нового знания, систематизации и обобщению изученных знаний как средства для построения нового способа действия, формирование навыков употребления  различных средств художественной выразительности  при создании творческих работ;

Образовательная: развитие речевых и творческих способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи.

Воспитательная: формирование активной  личностной позиции, воспитание любви  к родному краю, природе, воспитание  чувства прекрасного.

 

Приём: создание проблемной ситуации и её исследование

 Метод:  деятельностный.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, набор открыток « Лекарственные растения».

                                                   Ход урока.

1-й этап. Психологический настрой и мотивация к учебной деятельности.

-  Здравствуйте, друзья! Пожалуйста, повернитесь лицом друг к другу, посмотрите однокласснику  в лицо, подарите свою самую лучезарную улыбку! Пожелайте друг другу  творческих успехов!

     Сегодня мы совершим путешествие «По страницам волшебной книги» (слайд№1).

     - Отгадайте загадку и вы узнаете, о чём сегодня на уроке мы будем говорить (слайд№2).

       - Правильно, это лес, который можно назвать волшебной книгой, потому что он полон тайн и чудес  (слайд№3).

    - Итак, мы отправляемся в путешествие « По страницам волшебной книги», чтобы узнать много интересного и нового для себя. А когда  у человека много новой информации и впечатлений, какое у него возникает желание?

- Правильно, ему хочется поделиться ими. А как нужно организовать, построить свою речь, чтобы передать всю полноту чувств от увиденного, услышанного, пережитого?

- Я согласна с вами, ярко, выразительно, образно. А с помощью чего, каких языковых средств мы можем это сделать?

 -Да,  помогут нам  в этом средства художественной выразительности.

- Можем ли мы в нашей речевой практике обойтись без средств художественной выразительности?

- Почему не можем?

       Выводы:«хочу»-«каждому носителю языка хочется, чтобы его речь была выразительной,яркой, т.к. от этого зависит успешность в обществе» ; «надо» - « это требования, предъявляемые к выпускнику – задание  В8 части 2 ЕГЭ; «могу», т.к. «мы уже имеем опыт использования выразительных средств языка в нашей устной и письменной речевой практике».

- Результатом нашего путешествия станут ваши домашние творческие работы « Цветочная поляна» (слайд №4).

      Итак, наша цель сегодня: путешествуя по лесным тропам, выполняя задания, мы постараемся сделать нашу речь ясной, правильной, выразительной.

2-й этап. Актуализация знаний и мотивация.

- Продолжаем путешествие по лесным тропам. А что мы можем увидеть в лесу, что такое лес?

 Лексическая работа «Угадай словечко» (слайды№5-10).

           - Задание:  Угадайте слово по его значению, запишите и объясните орфограммы.

     -  Ребята, для выполнения творческого задания  нужно повторить всё, что  мы знаем о средствах художественной выразительности,  о них  говорили и на уроках литературы. Вспомните, дайте  определение, приведите примеры. (слайды№11-16: средства художественной выразительности, сравнение, олицетворение, эпитет, метафора).

      -Кстати, использование этих  средств художественной выразительности  поможет  вам  выполнить  домашнюю творческую работу –   «Цветочная поляна».

       - Продолжим путешествие по лесу. Ягодная поляна (слайд№19).

           - Слышите? Разговаривают на поляне ягоды.  Вспомните, что такое синонимы? (слайд№20).

       -  Синонимы тоже делают нашу речь яркой, выразительной.

           Подберите синоним к глаголу «сказала» и запишите в тетради (слайды № 21-24). ( Обсуждение ответов детьми).

3-этап. Проблемное изучение нового материала («открытие»  обучающимися нового средства художественной выразительности).

- Ребята, а кого мы можем встретить в лесу, кто живёт там?

- Да, звери живут. Если они живут там, как мы можем их назвать? Подсказка- подберите однокоренное слово существительное.

 -Хорошо, жители. Подберите синоним к этому слову.

- Обитатели.

-Продолжите, жители, обитатели чего?

-Значит, обитатели леса, жители леса. Таким описательным оборотом мы заменили слово звери.  И это не просто оборот,  это ещё одно средство художественной выразительности – перифраза.

- А каким описательным оборотом мы можем заменить слова лев, нефть, Москва, Петербург, хлопок?

-Запишите, пожалуйста, определение (слайд №24).

4-ый этап. Первичное закрепление с проговариванием вслух.

- Давайте заменим названия некоторых зверей новым для нас средством художественной выразительности. Как он называется? (слайды № 25-29).

- Что такое лес? Ответьте письменно, используйте перифразу ( слайд №30).

Например,  (слайд №31).

- Обсуждение вариантов (можно использовать слайд №32).

5-й этап. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- А сейчас выполним творческую работу (слайд№33 – задание к тексту, №34- текст). У вас на  столах лежат листочки с этим текстом.

          Лес словно __________ (терем расписной, волшебный храм, сказочный

замок). Он полон ________ и  _____  (тайн  и  загадок,   чудес).  Каждое   его

дерево  шумит_____  (нарядной,зелёной) листвой. Тихо шепч...тся между

собой______   (огромные, величественные)   дубы  и________

(стройные красавицы, нарядные, белостволь­ные) берёзки.

       Будь не только __________ (приветливым , желанным) гостем в лесу, но

 

 и_______ (добрым, заботливым) другом. И тогда лес протян...т  тебе свои

 

ветки, как____   ( руки друга ,сотни рук и тысячи ладошек). И ты увид...ш...  в нем много чудес.

           

6-й этап. Включение в систему знаний и повторение.    

 

-Итак, что у вас получилось? Выразительно прочитайте  свой текст. Как его можно озаглавить?

 

- Какие средства художественной выразительности вы использовали? Для чего?  (слайд №36)

 - Какова основная мысль текста? (слайды  №37, 38)

   - Объясните орфограммы.

7-й этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Давайте подведём итоги. Достигли ли мы поставленные в начале урока цели?  С чем на уроке мы встретились? Что узнали? Чему научились? Довольны ли вы своей работой на уроке? Как вы считаете, пригодятся ли вам  эти знания и умения?  Какие задания выполнять было интересно? Какие трудно?

-  Каждый из вас получил  на уроке за работу, участие в работе  открытку с изображением лекарственных трав в период цветения. Давайте мы завершим своё путешествие по лесу на нашей « Цветочной поляне», пожалуйста, поместите вашу открытку на магнитной доске.

- Красивая получилась поляна? Вам нравится?

    Домашнее задание (слайд№36).

     -Возьмите ваши открытки, внимательно рассмотрите растение, прочитайте на обороте информацию о нём и опишите его, используя художественные средства выразительности.

                                           Желаю успехов!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_po_stranitsam_2pptx.pptx1.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

По страницам волшебной книги. Урок-путешествие.

Слайд 2

Эпиграф к уроку: Дом со всех сторон открыт. Он зелёной крышей крыт. Птицы, звери живут в нём, Заходи в чудесный дом. Отгадайте загадку. Что это за дом?

Слайд 3

Лес.

Слайд 4

Домашнее сочинение: Цветочная поляна. Творческая работа:

Слайд 5

Угадай словечко! Значение этого слова - «растительность, поедаемая животными».

Слайд 6

Подсказка! Зелёный ковёр по весне руки простёр.

Слайд 7

т Трава.

Слайд 8

Угадай словечко! . Зелёный ёжик с шишками, но без ножек.

Слайд 9

Подсказка: Новогоднее дерево.

Слайд 10

Ёлочка.

Слайд 11

Средства художественной выразительности- художественные средства, помогающие нарисовать человека, событие или предмет ярко, конкретно, наглядно.

Слайд 12

Какие художественные средства помогут вам сделать вашу речь ясной, правильной, выразительной?

Слайд 13

Сравнение- изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим. Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М.Ю.Лермонтов)

Слайд 14

Олицетворение- перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления, изображение неживых предметов в виде живых существ: « вьюга злилась». Задрожали листы, облетая, Тучи неба закрыли красу, С поля буря ворвавшися злая Рвёт и мечет и воет в лесу.

Слайд 15

Эпитет- образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. Например, весёлый ветер, мёртвая тишина, седая старина.

Слайд 16

Метафора- переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Например, крыло самолёта, золотая осень, нос корабля, ножка стола.

Слайд 17

Синонимы т оже делают нашу речь яркой, выразительной.

Слайд 18

Синонимы- слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому звучанию. Луна- месяц. Храбрый- смелый. Говорить- сообщать.

Слайд 19

Ягодная поляна.

Слайд 20

Разговор ягод. Сказала ежевика,

Слайд 21

___________ брусника. _ _ _ брусника,

Слайд 22

_ _ _ земляника,

Слайд 23

_ _ _ черника.

Слайд 24

Перифраза – замена слова ( названия или явления) описательным выражением. Царь зверей вместо «лев». Чёрное золото вместо «нефть». Белокаменная столица вместо «Москва».

Слайд 25

Как иначе можно назвать зтих зверей, используя перифразу?

Слайд 26

Волк – серый разбойник. Волк – серый разбойник .

Слайд 27

Волка в народе называют «вором». А лису?

Слайд 28

Лиса – рыжая плутовка. Лиса – рыжая плутовка, .

Слайд 29

Хитрая обманщица.

Слайд 30

Используй перифразу! Что такое лес?

Слайд 31

Лес – простор для птиц и зверей. . Например:

Слайд 32

Лес- дом зверей и птиц зелёное царство волшебный мир добрый друг человека

Слайд 33

Творческая работа: дополните текст подходящими по смыслу словами, не забудьте об употреблении средств художественной выразительности . Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

Слайд 34

Озаглавьте текст. Лес словно _________________ . Это __ ________ ________ зверей и птиц. Он полон _____ и __________. Каждое его дерево шумит ______ листвой. Тихо шепч_тся между собой ____ дубы и __________ берёзки. Будь не только _ гостем в лесу, но и _ другом. И тогда лес протян _ т тебе свои ветви, как ___. И ты увид _ ш __ в нём много чудес.

Слайд 35

Подумайте! Какие средства выразительности вы использовали? Для чего?

Слайд 36

Запомни! Средства выразительности украсили текст. Лес стал похож на живое существо.

Слайд 37

Подумай! Какова основная мысль текста?

Слайд 38

Запомни! Относись к лесу по-дружески, и он подарит тебе много радости и счастливых минут.

Слайд 39

Домашнее сочинение: Цветочная поляна. (Какие тайны открыл нам лес) . Домашняя творческая работа:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка 2 класс с учетом требований ФГОС

Технология проектирования учебного процесса В.М. Монахова...

Сценарий урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС "Второстепенные члены предложения"

Урок русского языка в 5 классе "Второстепенные члены предложения" составлен в соответствии с требованиями ФГОС по УМК М.М.Разумовской. Цель урока: формировапние ценностного отношения к совместной позн...

«Развитие и реализация творческого потенциала ученика на уроках русского языка и литературы с учетом требований ФГОС»

В статье поднимается вопрос о развитии и реализации творческого потенциала учащихся. Автор в статье приводит примеры методов, приемов и форм обучения, которыми пользуется на уроках русского языка и ли...

Семинар "Современные уроки русского языка и литературы с учётом требований ФГОС. Технологии, используемые на уроках"

Тема: Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации?...

Доклад Современные уроки русского языка и литературы с учётом требований ФГОС. Технологии, используемые на уроках»»

Современный урок русского языка и литературы с учётом требований ФГОС. Технологии, используемые на уроках.Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации?...

Сценарий урока русского языка 6 класс

Конспект урока в 6 классе...

развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы с учетом требований ФГОС».

Несомненно, что развитием творческих способностей учащихся необходимо заниматься систематически и целенаправленно.Современных подростков уже не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут ...