«Развитие и реализация творческого потенциала ученика на уроках русского языка и литературы с учетом требований ФГОС»
статья по литературе (5 класс)

Фролова Алина Александровна

В статье поднимается вопрос о развитии и реализации творческого потенциала учащихся. Автор в статье приводит примеры методов, приемов и форм обучения, которыми пользуется на уроках русского языка и литературы с учетом требований ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие и реализация творческого потенциала ученика на уроках русского языка и литературы с учетом требований ФГОС»

Как вы знаете, в настоящее время одной из главных задач образования является развитие и реализация творческого потенциала учащихся. Ни для кого не секрет, что внедрение в уроки творческих элементов – это один из способов повышения мотивации к учебной деятельности. Уроки, которые включают необычные игровые элементы или элементы сотворчества детей, не только сплачивают учеников, но и развивают любознательность, фантазию и воображение.

Большинство учителей говорят, что они хотели бы, чтобы их ученики были творческими личностями. Многие педагоги в своих планах ставят целью «развитие творческих способностей учащихся», и я не исключение. Но часто результаты расходятся с намерениями. Почему так происходит?

Дело в том, что смысл выражения «творческий ученик» педагогами зачастую понимается весьма стереотипно. Как правило, «творческие способности» учителя отождествляют с интеллектуальными способностями, которые ничего не говорят о творческой активности личности ребенка. Творчество – это, прежде всего, нестандартное мышление, это уникальное преображение действительности. Творческие люди не обязательно являются представителями искусства. И у каждого ребёнка есть задатки, которые можно взрастить в настоящие способности.

Существует множество различных определений понятия творчества. Мне близко определение творчества как деятельности, порождающей нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия или технологии.          

Результатом творчества всегда является некий новый продукт, который включает:

  • ИДЕЮ
  • МАТЕРИАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ
  • СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ ИЛИ ПОВЕДЕНИЯ

 Соответственно, если соединить творчество и мыслительную деятельность, то у учащихся развивается творческое мышление.

Отсюда, основной задачей на уроках русского языка и литературы я считаю учить детей мыслить, т.е. выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы одноклассников, принимать участие в спорах, как с учителем, так и с классом. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности?

  1. Написание сочинений и изложений. Причем, если мы берем  занятия по внеурочной деятельности, то в отличие от обычных урочных занятий, сочинения или изложения будут иметь необычную тему, которая позволила бы ребенку нестандартно взглянуть на проблемную ситуацию, которую задает учитель (например, детям было дано задание написать монолог от лица ложки, которая попала в посудомоечную машину, или монолог от лица единственного дерева, которое осталось на месте леса после того, как все деревья спилили, что обращает нас напрямую к популярной сегодня теме экологии).

Такие самобытные, на первый взгляд, ситуации могут с одной стороны расслабить учеников, привнести в занятие элемент неожиданности, спонтанности, с другой – элемент игры, «а что было бы, если бы мы представили себя пуговицей, которую пришивают к пиджаку?» Подобные задания не только развивают творческое мышление детей, их способность выражать свои мысли как устно, так и письменно, поскольку любая работа творческого характера фиксируется детьми, но и заставляют их аргументировано отвечать на поставленный вопрос, что в дальнейшем пригодится ученикам при сдаче единых государственных экзаменов.

2. Творческие домашние/урочные задания – это учебные задания, которые включают творческий компонент (например, подбор иллюстраций к эпизодам литературного произведения и создание электронной презентации в форме проекта (так, ребятам было дано задание создать электронную презентацию к сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»), ученики могут создавать собственные иллюстрации по мотивам литературных произведений, синквейны, буриме, ребусы, загадки, пословицы, хокку, танка, творческие словари и кроссворды).

3. «Бином фантазии»

При изучении темы «Морфемика», а также тем «Морфология» и «Синтаксис», я знакомила ребят с оригинальным способом обучения сочинению-развлечению – «биномом фантазии». Его придумал итальянский детский писатель Джанни Родари, автор известной книги «Приключения Чипполино».

«Бином фантазии» - это два слова, между которыми нет ничего общего.

Без предварительной детальной подготовки, только после объяснения сути «бинома фантазии», школьникам даётся задание: написать рассказ, используя «бином», причём одно слово в нём должно быть лингвистическим термином, а другое – любым, каким угодно (например, «Корень слова и волчище», «Однородные члены предложения и посуда», «Суффикс и лисенок» и др.).

Суффикс и лисёнок

        Жил-был лисёнок, и однажды захотелось ему явиться к суффиксу. Приходит он и говорит:

        - Дорогой Суффикс, я очень хочу вырасти, устал я быть маленьким и беззащитным лисёнком.

        Суффикс подумал-подумал и ответил:

        - Помогу я тебе, братец. Станешь ты взрослым Лисом, но имя твое потеряет суффикс -ёнок.

        Так суффикс и сделал, и -ёнок из имени убежал к серьезному кролику. А у лисёнка теперь хорошее настроение, потому что он повзрослел.

Подобные задания учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения.

4. Центон

 Изучая басни И. А. Крылова, я познакомила пятиклассников с центоном. Первоначально так называлось у древних римлян одеяло из цветных лоскутков. Желая выразить своё уважение к какому-нибудь знаменитому поэту, они составляли из его строк стихотворения, которые называли центонами. Позже это стало литературной игрой. Ведь забавно соединить вместе строчки из разных стихотворений.

На уроке ребятам понравилось отгадывать, из каких басен взяты строчки. На дом они получили задание: составить центон, используя строки любимых басен И. А. Крылова. Вот, что получилось:

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Их увидав, и ну на них метаться.

Ей с дубу ворон говорит:

«Соседка, перестань срамиться,

Смотри, уж ты хрипишь».

«Ничуть меня то не тревожит;

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки».

Составляя центоны, ребята прочитали много басен и поняли, что это не только интересно, но и трудно, ведь из строчек, никак не связанных между собой, нужно составить связный текст. А ещё это задание вырабатывает усидчивость и навык работы с текстом.

5. Сочинение сказок, рассказов, стихотворений на свободную или заданную тему. Такой подход не только позволяет детям максимально раскрыть свой творческий литературный потенциал, но и активно развивает письменную речь школьников.

В частности, на примере своей работы, я убедилась, что составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. При написании сказок расширяется словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно. Особенно велик интерес детей к волшебным сказкам, что объясняется ничем не ограниченной свободой передвижений и действий в сказочном мире.

6. Кроме того, на уроках литературы я считаю обязательным использование иллюстраций (подбор картин) к произведениям (стихотворения, проза), аудио/видеоматериалы с актерским прочтением фрагментов произведений, музыкальное сопровождение (например, при изучении темы «Стихотворения о родной природе» - я использовала музыку П. И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», при изучении темы «Стихотворений о Великой Отечественной войне» - песен военных лет).

Заключение

Таким образом, формы организации основных структурных элементов урока существенно влияют на развитие творческого потенциала ученика, они серьезно изменяются в связи выбором новой образовательной стратегии, согласно которой не сумма знаний, а развитие ребенка – это есть цель обучения. Следовательно, урок должен быть ориентирован на организацию самостоятельной познавательно-творческой деятельности учащихся. Такой подход в наибольшей мере отражает специфику методики и технологии урока как основной единицы в системе творческого саморазвития личности ребенка в школе.

На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

1. В работе над развитием творческих способностей учеников необходимо использовать различные методы, приёмы и формы работы на уроках русского языка и литературы.

2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в «сухой» форме, а посредством обыгрывания ситуации, творческого подхода как ученика, так и учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы.

Статья обзорно представляет из опыта работы приемы и формы  организации учебного труда по развитию мыслетворчества учащихся в интеграции музыки, изобразительного искусства, медиасредств....

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации требований ФГОС

Проблема творчества - проблема века, так как  разбуженное в какой-либо области знаний творческое начало служит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к  лю...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы.

Я считаю, что развитие информационных технологий и новых стандартов обучения требует от нас, работников образования, создать условия для воспитания творческой личности, имеющей активную жизненную пози...

Моя методическая тема: "Стратегии смыслового чтения: развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"

Материал представляет собой накопленное количество приемов смыслового чтение, которые вызывают интерес у учащихся к чтению, развивают воображение, формируют речь....

развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы с учетом требований ФГОС».

Несомненно, что развитием творческих способностей учащихся необходимо заниматься систематически и целенаправленно.Современных подростков уже не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут ...